АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630007, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск дело №А45-232/07-23/6
Резолютивная часть объявлена 27.02.2007г.
Полный текст решения изготовлен 06.03.2007г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи СЕЛЕЗНЕВОЙ М.М., при ведении протокола судьей СЕЛЕЗНЕВОЙ М.М., рассмотрев в судебном заседании 20.02.2007г.-27.02.2007г.\с перерывом\ материалы дела по заявлению прокурора Новосибирской области к администрации муниципального образования Черепановского района <...> лицо - ОАО «Племзавод «Медведский»
с. Медведск Новосибирской области
о признании незаконными действий, обязании администрации принять меры по изъятию бюджетных средств
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО1, прокурор ТРОФИМОВА И.И.., прокурор, от ответчика: ФИО2,дов.23.11.2006г., ФИО3, дов.26.02.2007г., от 3-его лица-ПУЗАНОВ А.А.,дов.01.01.2007г.,
У С Т А Н О В И Л:
Подлежит рассмотрению заявление прокурора о признании незаконными действий администрации МО Черепановского района Новосибирской области, выразившихся в предоставлении бюджетных средств на безвозмездной основе и без проверки финансового состояния ОАО «Племзавод «Медведский», обязании администрации МО Черепановского района НСО принять меры по изъятию в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств с ОАО «Племзавод «Медведский».
Ответчик против удовлетворения заявления прокурора возражает, ссылаясь на законность оспариваемых действий, а также на возврат кредитных средств.
З-е лицо ОАО «Племзавод «Медведский» против удовлетворения заявления возражает, ссылаясь на законность действий администрации, а также на возврат кредитных средств.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
06.05.2006 г. между администрацией МО Черепановскогои ОАО «Племзавод «Медведский» было заключено соглашение № 9, на основании которого ОАО предоставлен бюджетный кредит из средств бюджета Новосибирской области в сумме 900 тыс. рублей на проведение весенне-полевых работ.
Действия администрации муниципального образования по предоставлению указанному юридическому лицу кредита подлежат признанию незаконными, по мнению прокурора, по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 198 АПК РФ действия органа местного самоуправления могут быть в судебном порядке признаны незаконными, последние не соответствуют требованиям закона либо иного нормативного правового акта и нарушают права и охраняемые законом интересы субъектов предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Отношения в сфере предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, регулируются нормами бюджетного и гражданского законодательства.
Согласно п. 2 ст. 76 БК РФ бюджетный кредит указанному юридическому лицу предоставляется на условиях возмездности и возвратности.
В соглашениях о предоставлении бюджетных кредитов условия о возмездности не включены.
В силу п. 6 ст. 76 БК РФ обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.
Предварительная проверка финансового состояния ОАО «Племзавод «Медведский» при предоставлении бюджетных кредитов не производилась.
В связи с изложенным прокурор полагает, что действия ответчика по предоставлению указанным юридическим лицам бюджетных средств на безвозмездной основе и предварительной проверки финансового состояния получателей не соответствуют требованиям ст. 76 БК РФ.
Названные требования установлены ст. 76 БК РФ в целях обеспечения экономических интересов государства либо муниципальных образований, с надлежащим расходованием бюджетных средств.
Несоблюдение ответчиком требований ст. 76 БК РФ при бюджетных средств нарушает экономические интересы муниципального образования, заключающиеся в обеспечении сохранности бюджетных средств и их использовании на выгодных для муниципального образования условиях.
Администрация МО Черепановского района НСО и ОАО Племзавод «Медведский» против удовлетворения заявления возражают, ссылаясь на то, что соглашение о предоставлении кредита было возмездным, в подтверждение чего представили в суд копию дополнительного соглашения от 17.11.2006г., согласно которого предприятие выплачивает администрации района за пользование бюджетными средствами 900 000р. плату 450руб., и копию квитанции к приходному кассовому ордеру от 12.02.2007г. об оплате указанной суммы.
Ответчик и 3-е лицо, возражая против доводов прокурора о непроведении финансовой оценки предприятия, также представили в суд копию докладной записки от 25.04.2006г., составленной гл.специалистом управления сельского хозяйства ФИО4 на имя первого заместителя главы района ФИО5 о проведении ФИО4 оценки финансового состояния ОАО ПЗ «Медведский» на основании квартального отчета за 1 квартал 2006г..
Против удовлетворения заявления прокурора ответчик и нашему предприятию бюджетный кредит в размере 900 000 рублей был возвращен в полном объеме с уплатой денежных средств за пользование бюджетным кредитом - т.е. указанные прокурором нормы статьи 76 Бюджетного кодекса РФ администрацией Черепановского района не нарушены, бюджету ущерб не причинен.
Администрация МО Черепановского района г. Новосибирска, возражая против заявленных прокуром требований, ссылается также на следующее.
Согласно распоряжения Губернатора НСО №59-р от 23.03.2006 года «О мерах по проведению весеннее-полевых работ в 2006 году», пункта 8, «Управлению финансов и налоговой политики Новосибирской области (ФИО6) в соответствии с положением об условиях и порядке предоставления бюджетных кредитов в 2006 году, утвержденным Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2006 год», выделить беспроцентный кредит в сумме 200000,0 тыс. рублей муниципальным районам области...».
На основании вышеуказанного распоряжения Губернатора было принято распоряжение Главы Черепановского района №70-р от 21.04.2006 года «О выделении бюджетного кредита сельскохозяйственным предприятиям на проведение весеннее-полевых работ в 2006 году».
Решением сессии Совета депутатов Черепановского района Новосибирской области №44 от 18.05.2006 года «О внесении изменений в бюджет Черепановского района, принятый на 2006 год.
На основании вышеизложенных документов между администрацией Черепановского района и сельскохозяйственными предприятиями были заключены соглашения «О взаимодействии с администрацией района по обеспечению целевого использования бюджетных средств, выделенных сельхозтоваропроизводителям на проведение «весеннее-полевых работ», предусматривающие получение бюджетных средств, в соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области №80-р от И.04.2006 года.
Постановлением Главы Черепановского района Новосибирской области №501 от 31.08.2006 года «О мерах по своевременной подготовке и организованному проведению уборочных работ в 2006 году» утвержден график расчета за бюджетный кредит сельскохозяйственными предприятиями района.
Все сельскохозяйственные предприятия района в обязательном порядке ежеквартально представляют в управление сельского хозяйства отчетность в составе: форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Таким образом, по каждому предприятию отслеживается финансовое состояние, наличие просроченной задолженности.
В связи с изложенным действия администрации Черепановского района по предоставлению бюджетных кредитов являются, по мнению администрации, законными. Полученные предприятием денежные средства полностью возвращены.
Исследовав обстоятельства дела, суд признал требования прокурора подлежащими удовлетворению в части, доводы администрации и 3-его лица суд отклонил частично, при этом суд исходил из следующего.
Суд не принял ссылку администрации на распоряжение Губернатора НСО №59-р от 23.03.2006 года «О мерах по проведению весеннее-полевых работ в 2006 году», при суд исходил из того, что указанным распоряжением предоставлен беспроцентный кредит муниципальным районам области, но данное распоряжение не устанавливает полномочий районной администрации Черепановского района предоставлять беспроцентный кредит предприятиям и нарушать требования п.2 ст.76 Бюджетного Кодекса РФ, устанавливающего принцип возмездности предоставления бюджетного кредита.
Соглашение о предоставлении бюджетного кредита заключено 06.05.2006г., согласно п.2.2.4 соглашения окончательный возврат бюджетных средств должен быть произведен не позднее 01.11.2006г.
Данные условия соглашения являлись предметом прокурорской проверки, по результатам которой 08.09.2006г. было вынесено представление прокурора об устранении бюджетного законодательства. Иных документов, подтверждающих наличие иных условий соглашения между администрацией Черепановского района и ОАО ПЗ «Медведский» прокурору на день обращения в арбитражный суд с иском 08.12.2006г. ответчиком не представлялось.
При данных обстоятельствах суд считает необходимым дать следующую правовую оценку представленному в арбитражный суд ответчиком и третьим лицом дополнительному соглашению от 17.11.2006г. об установлении платы за пользование бюджетными средствами 450р.
Незаконность действий администрации Черепановского района Новосибирской области, состоящей в безвозмездном предоставлении в кредит бюджетных средств ОАО ПЗ «Медведский» в размере 900 000р. по соглашению от 06.05.2006г., надлежащим образом была установлена прокуратурой при проведении прокурорской проверки.
Заключение 17.11.2006г. дополнительного соглашения об установлении платы 450р. суд расценивает как последующее реагирование администрации МО Черепановского района на предписание прокурора об устранении нарушения законодательства.
Незаконность же действий администрации МО Черепановского района Новосибирской области, состоящих в выдаче бюджетных средств хозяйствующему субъекту на безвозмездной основе на основании соглашения от 06.05.2006г., должным образом установлена при проведении прокурорской проверки и подтверждается материалами дела.
По указанному соглашению на момент выдачи бюджетных денежных средств у ОАО ПЗ «Медведский» отсутствовала обязанность уплатить какую-либо плату за пользование бюджетными средствами, поскольку администрация МО Черепановского района Новосибирской области не предусмотрела такую обязанность в соглашении от 06.05.2006г. как обязательное условие для выдачи в кредит бюджетных средств, чем нарушило требования п.2 ст.76 Бюджетного Кодекса РФ.
В связи с изложенными требования прокурора подлежат удоволетворению в соответствующей части заявления.
Доводы прокурора о незаконности действий администрации Черепановского района НСО, состоящих в выдаче бюджетных средств без проверки финансового состояния ОАО ПЗ «Медведский» суд отклонил, при этом суд принял во внимание представленную ответчиком и 3-им лицом копию докладной записки от 25.04.2006г., составленной гл.специалистом управления сельского хозяйства ФИО4 на имя первого заместителя главы района ФИО5 о проведении ФИО4 оценки финансового состояния ОАО ПЗ «Медведский» на основании квартального отчета за 1 квартал 2006г., и суд исходил из того, что действующее законодательство не устанавливает обязательной процедуры и каких-либо правил проведения финансовой оценки предприятия. При данных обстоятельствах у суда отсутствуют установленные законом основания для признания действий администрации в данной части незаконными.
В связи с тем, что бюджетные средства в сумме 900 000руб, полученные ОАО ПЗ «Медведский», в полном объеме возвращены предприятием в бюджет, что подтверждается материалами дела, предмет спора в данной части требований прокурора отсутствует, производство по делу подлежит прекращению в данной части.
Руководствуясь ст.167-170,п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия администрации МО Черепановского района Новосибирской области, выразившихся в предоставлении бюджетных средств на безвозмездной основе ОАО «Племзавод «Медведский» с. Медведск Новосибирской области.
В части обязания администрации МО Черепановского района НСО принять меры по изъятию в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств с ОАО «Племзавод «Медведский» - производство по делу прекратить в связи с отсутствием предмета спора.
СУДЬЯ СЕЛЕЗНЕВА М.М.