ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-23463/13 от 02.04.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                 Дело № А45-23463/2013                                                                            

"0 8" апреля  2014  г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля   2014 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе:

судьи  Мануйлова В.П.

при ведении протокола  судебного заседания секретарем Тихоновой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного  общества  «Ремонтэнергомонтаж и  сервис»

к   Управлению Пенсионного фонда Российской  Федерации  (государственное учреждение)  в Новосибирском районе  Новосибирской области

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя – Горохов  А.А. по доверенности  от 01.01.2014

от заинтересованного лица – Попова  О.Ю. по доверенности от 09.01.2014

установил:

ОАО «Ремонтэнергомонтаж и сервис» (правопреемник ЗАО «Энергоспецмонтаж) обратилось в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Новосибирском районе г. Новосибирска, уточненном в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения от 16.09.2013 № 064/030/703-2013 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:

- выплаты среднего заработка за дополнительные дни отдыха работнику, ухаживающему за ребенком-инвалидом в сумме 1203 руб.20 коп., в том числе, неуплаченных страховых взносов 826 руб., штрафа (20%) 165 руб.20 коп., пени 212 руб.;

- расходов по обязательному социальному страхованию, не принятых к зачету территориальным органом ФСС РФ в сумме 17948 руб. 10 коп., в том числе, неуплаченных страховых взносов 13075 руб. 76 коп., штрафа (20%) 2615 руб.15 коп., пени 2257 руб.19 коп.;

- выплат, произведенных обществом в отношении работников, уволенных по соглашению, сторон, в сумме 312163 руб. 73 коп., в том числе, неуплаченных страховых взносов 211268 руб., штрафа (20%) 42253 руб.60 коп., пени 55642 руб.13 коп.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что решение в оспариваемой части не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

Заинтересованное лицо заявление не признало по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на его необоснованность и неправомерность.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает заявление подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области  проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Энергоспецмонтаж» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

По результатам выездной налоговой проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 16.09.2013  № 064/030/703-2013 о нарушении ЗАО «Энергоспецмонтаж» законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому с Общества предлагается взыскать сумму неоплаченных страховых взносов в размере 231 728,76 руб., пени в размере 59 371,03 руб., а также привлечь Общество к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.47 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 46345,75 руб.

Заявитель не согласен с указанным решением в части трех эпизодов, а именно:

- выплаты среднего заработка за дополнительные дни отдыха работнику, ухаживающему за ребенком-инвалидом;

- расходов по обязательному социальному страхованию, не принятых к зачету территориальным органом ФСС РФ;

- выплат, произведенных обществом в отношении работников, уволенных по соглашению сторон.

В судебном заседании обстоятельства, изложенные заявителем в обоснование заявленных требований, нашли свое подтверждение, документально обоснованы.

Как следует из решения Управление Пенсионного фонда пришло к выводу о том, что оплата работнику Гребенщикову А.М дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом, в размере 2658 руб., была произведена в рамках трудовых отношений и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд считает данный вывод необоснованным по следующим основаниям.

В силу пункта 1 ст.7 Закона № 212-ФЗ (в ред., действующей в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Также для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно постановления Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10,выплаты одному изродителей (опекуну, попечителю) для ухода задетьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Из норм статьи 262 ТК РФ следует, что выплата среднего заработка за дополнительные выходные дни обусловлена социальным статусом работника-родителя (опекуна) ребенка-инвалида. Работодатель обязан производить такие выплаты независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом или коллективном договоре. Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не его трудовой функцией.

Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона № 212-ФЗ  обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, поскольку не является объектом начисления страховых взносов. Данное обстоятельство исключает начисление недоимки по страховым взносам, начисление пеней и штрафа.

Аналогичным выводам пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 26.06.2013 по делу № А27-17894/2012, от 24.06.2013 по делу № А27-16710/2012, 26.04.2013 по делу № А46-27902/2012, от 08.04.2013 по делу № А46-27901/2012 (Определением ВАС РФ от 23.05.2013 № ВАС-5792/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 03.04.2013 по делу № А27-16823/2012

Оспариваемым решением признаются объектом обложения страховыми взносами суммы начисленных работнику выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые не приняты к зачету ФСС РФ по результатам проверки.

Указанное обстоятельство судом не может быть принято во внимание как обоснованное, поскольку возложение на общество обязанности по уплате страховых взносов не соответствует действующему законодательству, так как базой для исчисления указанной суммы явились непринятые страховщиком  к зачету расходы. Между тем, статьей 7 Закона № 212-ФЗ не установлено в качестве объекта обложения страховыми взносами суммы непринятых страховщиком к зачету расходов.   

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу № А27-3860/2013, в постановлении от 25.04.2013 по делу № А27-19609/2012, в постановлении от 06.05.2013 по делу № А27-19765/2012.

Действующим законодательством, не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в ПФР, ФОМС и ТФОМС являются любые доходы работников.

Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).

Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и из страховых взносов, начисляемых в соответствии с указанным законом и Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Согласно статье 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Статьей 3 Закона № 255-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).

В случае непринятия к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов, страхователь считается не уплатившим страховые взносы в установленный срок.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ недоимка определена как сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный настоящим Федеральным законом срок.

Учитывая изложенное, расходы, понесенные заявителем в счет начисленных страховых взносов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и непринятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами (недоимкой) по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. И в данном случае страхователь обязан вернуть сумму непринятых к зачету расходов на счет Фонда, то есть уплатить страховые взносы в сумме непринятых расходов.

В оспариваемом решении фактически происходит начисление страховых взносов по пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию на страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства Российской Федерации, законных прав и интересов Общества.

Действующим законодательством в области обязательного пенсионного страхования не предусмотрено включение в облагаемую базу для исчисления страховых взносов по указанному виду страхования недоимки, образовавшейся по другому виду страхования.

Включение в облагаемую базу для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию не соответствует нормам права, так как базой для исчисления указанной суммы явились непринятые страховщиком к зачету расходы по социальному страхованию, то есть недоимка по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Соответственно, неправомерным является привлечение Общества к ответственности, а также начисление за неуплату спорной суммы страховых взносов соответствующих сумм пени.

Кроме того, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет природу пособия по временной нетрудоспособности, так как ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение (п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ).

Таким образом, ошибки влекут отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности. И статус этих выплат как социальных пособий не утрачивается в том случае, если они выплачены по неправильно оформленным документам. В данном случае при выплате социального пособия по неправильно оформленным документам или с нарушением законодательства страхователь несет риск выплат таких пособий исключительно за свой счет, а не за счет страховых взносов, и риск возврата уплаченных сумм за счет страховых взносов в бюджет ФСС.

Суд считает неосновательным вывод Управления Пенсионного фонда о том, что выплата, произведенная Обществом работнику при увольнении по соглашению сторон, подлежит обложению страховыми взносами.

В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12  по делу № А62-1345/2012, к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Статья 15 Трудового кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129  Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как следует из толкования ст. 178 ТК РФ выплата работнику компенсаций, связанных с расторжением трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в организации системой оплаты труда. В данном же случае, указанная выше выплата не предусмотрена ни действующим законодательством, ни локальными актами работодателя, ни трудовым договором, по своей сути, не носит компенсационного характера и не является выходным пособием.

Произведенные Обществом выплаты при увольнении по соглашению сторон нельзя отнести к оплате труда работников, поскольку данные выплаты не предусмотрены ни законом, ни локальными актами Общества, ни трудовым договором. Указанные выплаты к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника по соглашению сторон, не относятся, выходным пособием не является и не направлены на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, в связи с чем по существу носят произвольный характер.

Данные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, поскольку выплаты работникам, произведенные Обществом при увольнении по соглашению сторон, не относятся к оплате труда работников, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

С учетом установленных доказательств возражения заинтересованного лица против заявления судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.

Госпошлина по делу подлежит взысканию с ответчика в сумме 2000 руб. согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст.  110,   167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в Новосибирской районе Новосибирской области от 16.09.2013 № 064/030/703-2013 о привлечении открытого акционерного общества «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:

- выплаты среднего заработка за дополнительные дни отдыха работнику, ухаживающему за ребенком-инвалидом в сумме 1203 руб. 20 коп., в том числе, неуплаченных страховых взносов 826 руб., штрафа (20%) 165 руб. 20 коп., пени 212 руб.;

-  расходов  по  обязательному социальному страхованию,  не  принятых к зачету территориальным органом ФСС РФ в сумме 17948 руб. 10 коп., в том числе, неуплаченных страховых взносов 13075 руб. 76 коп., штрафа (20%) 2615 руб. 15 коп., пени 2257 руб. 19 коп.;

- выплат произведенных обществом в отношении работников уволенных по соглашению сторон в сумме 312163 руб. 73 коп., в том числе, неуплаченных страховых взносов 211268 руб., штрафа (20%) 42253 руб., 60 коп., пени 55642 руб. 13 коп.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в Новосибирской районе Новосибирской области (ОГРН: 1025404362532; ИНН: 5433125344) в пользу открытого акционерного общества «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» (ОГРН: 1125476147730; ИНН: 5407479629) государственную пошлину в сумме 2000 руб. 

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                              В.П. Мануйлов