ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-23604/09 от 25.11.2009 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  15 декабря 2009 года Дело № А45-23604/2009

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хорошиловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Алтайского краевого общественного фонда поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана», г. Барнаул, Алтайский край

к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, г. Новосибирск

с участием третьего лица: Управление охотничьего хозяйства Алтайского края, г. Барнаул,

о признании недействительным отказа от 02.09.2009 № 2-03/1791 в выдаче разрешения на добычу водных биологических ресурсов

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 17.06.2009 № 05;

ФИО2, доверенность от 05.08.2009;

ФИО3, председатель, решение от 05.09.2005;

от заинтересованного лица: ФИО4, доверенность от 20.07.2009 №25;

от третьего лица: ФИО5, доверенность от 22.09.2009.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объявлялся перерыв с 19.11.2009 до 11 час. 00 мин. 25.11.2009.

Алтайский краевой общественный фонд поддержки рыбных запасов и водных биоресурсов «Рыбоохрана» (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - заинтересованное лицо), о признании недействительным отказа заинтересованного лица от 02.09.2009 № 2-03/1791 в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - оспариваемое решение) и обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи заявителю разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов - цист Артемии - на озерах Алтайского края: Кулундинское, Шукыртуз, Джульсульды, Куричье, Кривая Пучина в соответствии с закрепленными заявителю долями квот.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление охотничьего хозяйства Алтайского края (далее - Управление).

Заявитель в обоснование заявленных требований, со ссылкой на нормы статей 19, 33.1, 33.3, 33.4, 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 166-ФЗ), статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 № 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» (далее - Постановление № 768), Приказа Федерального агентства по рыболовству от 02.10.2008 № 219 «Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов» (далее - Приказ № 219), Приказа Федерального агентства по рыболовству от 09.06.2009 № 484 «Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов» (далее - Приказ № 484), Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 № 775 (далее - Правила выдачи разрешений), Приказа Федерального агентства по рыболовству от 31.12.2008 № 505 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по рыболовству от 15 декабря 2008 г. № 414» (далее - Приказ № 505), статьи 198 АПК РФ, указал на следующее:

-в соответствии с приказом от 10.08.2009 № 99-П, заявителю была распределена доля квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на озерах Алтайского края: Кулундинское в размере 8,386 %, Шукыртуз в размере 100 %, Джульсульды в размере 100 %, Куричье в размере 100 %, Кривая Пучина в размере 100 %, на основании данного приказа между заявителем и Управлением 13.08.2009 были заключены договоры №№ 67, 67-В, 67-Г, 67-А, 67-Б, соответственно, о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

-заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлениями о выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (документ удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов);

-письмами от 18.08.2009 заинтересованное лицо уведомило заявителя, что заявления будут рассмотрены, после получения разъяснений от Федерального агентства по рыболовству, письмом 02.09.2009 заинтересованное лицо, отказало заявителю в выдаче разрешений, предложив представить для получения разрешения - договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается;

-оспариваемое решение является незаконным, поскольку все необходимые юридические действия для получения разрешения были совершены заявителем до 18.08.2009 (вступление в законную силу Приказа № 484, в соответствии с которым, вид водных биологических ресурсов (далее - ВБР) - Артемия, был исключен из перечня видов ВБР, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов (далее - ОДУ));

-оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской сфере деятельности, поскольку делает невозможным осуществление основного вида деятельности заявителя, без соответствующего разрешения.

Заинтересованное лицо, со ссылкой на нормы статей 19, 33.3, 33.4, 34 Закона № 166-ФЗ, статьи 2 ГК РФ, Правил выдачи разрешений, Приказа № 484, Приказа № 219, Приказа № 505, Приказа Федерального агентства по рыболовству от 28.08.2009 № 772 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по рыболовству от 15 декабря 2008 г. № 414» (далее - Приказ № 772), Приказа Федерального агентства по рыболовству от 30.09.2009 № 879 «Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов» (далее - Приказ № 879), Приказа Федерального агентства по рыболовству от 15.12.2008 № 414 «Об утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, на 2009 год» (далее - Приказ № 414), Приказа Федерального агентства по рыболовству от 24.12.2008 № 452 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2009 год» (далее - Приказ № 452), Приказа Федерального агентства по рыболовству от 18.09.2009 № 823 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по рыболовству от 24 декабря 2008 г. № 452» (далее - Приказ № 823), заявленные требования не признало, указав на следующее:

-на момент рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на вылов (добычу) ВБР Приказ № 219 признан утратившим силу с 18.08.2009, в соответствии с Приказом № 484;

-в соответствии с Приказом № 484, вид ВБР - Артемия, был исключен из перечня видов ВБР, в отношении которых устанавливается - ОДУ, соответственно для получения разрешений, согласно статье 19 Закона № 166-ФЗ, заявителю необходимо было представить договор о предоставлении рыбопромыслового участка, договор пользования ВБР, которые отнесены к объектам рыболовства и ОДУ которых не устанавливается, чего им сделано не было.

Управление, со ссылкой на нормы статей 19, 33.1 Закона № 166-ФЗ, Приказа № 505, Правил выдачи разрешений, Приказа № 484, статьи 198 АПК РФ, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поддерживает доводы заявителя.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела:

-приказом Управления от 10.08.2009 № 99-П «Об утверждении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», изданном в соответствии с пунктом 3 статьи 19 и статей 33.1 Закона № 166-ФЗ, на основании Постановления № 612, с учетом решения рыбохозяйственного совета Администрации Алтайского края от 05.08.2009, в отношении заявителя были утверждены доли квот добычи (вылова) ВБР на озерах Алтайского края: Кулундинское в размере 8,386 %, Шукуртуз в размере 100 %, Джуль-Сульды в размере 100 %, Куричье в размере 100 %, Кривая Пучина в размере 100 %, без указания на вид ВБР;

-на основании данного приказа между заявителем и Управлением 13.08.2009 были заключены договоры №№ 67, 67-В, 67-Г, 67-А, 67-Б «О закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», в соответствии с предметами данных договоров Управление предоставляет, а заявитель приобретает право на добычу (вылов) ВБР для осуществления промышленного рыболовства Артемии (Artemiasp.) на стадии цист в озерах Кулундинское Благовещенского района Алтайского края в размере 8,386 %, Шукыртуз Ключевского района Алтайского края в размере 100 %, Джульсульды Бурлинского района Алтайского края в размере 100 %, Куричье Ключевского района Алтайского края в размере 100 %, Кривая Пучина Ключевского района Алтайского края в размере 100 %, соответственно, квоты добычи (вылова) ВБР распределяются заявителю на каждый календарный год по соответствующему виду ВБР и району добычи (вылова) ВБР исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) ВБР и доли закрепленной за заявителем;

-17.08.2009 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлениями о выдаче разрешений на добычу (вылов) ВБР - цист Артемии в озерах Алтайского края: Кулундинское в размере – 40,085 тонн, Шукыртуз в размере - 0,8 тонн, Джульсульды в размере - 1 тонна, Куричье в размере – 1 тонна, Кривая Пучина в размере - 2,2 тонны;

-письмом 02.09.2009 № 02-05/1791 заинтересованное лицо сообщило, что:

в пункте 2 заявлений не указано место нахождения заявителя;

в разделе заявлений: «район добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловый участок (порядковый номер, наименование участка и (или) границы акватории)», необходимо указать на наличие участка (его номер) или его отсутствие, если добычу (вылов) планируется производить на рыбопромысловом участке, к заявлению необходимо приложить копию договора о предоставлении рыбопромыслового участка;

поскольку рачок Артемия не отнесен к видам ВБР в отношении которых устанавливается ОДУ, к заявлению на получение разрешения необходимо приложить договор пользования ВБР, которые отнесены к объектам рыболовства и ОДУ которых не устанавливается;

согласно прогнозу ОДУ Артемии на водоемах Алтайского края на 2009, объем изъятия на малых озерах определен - 4 тонны, в соответствии с заявлениями на получение разрешений на добычу (вылов) цист Артемии объем составляет - 5 тонн;

-для получения разрешений заявителем не были представлены (в заявлении не указаны реквизиты) договор о предоставлении рыбопромыслового участка, договор пользования ВБР, которые отнесены к объектам рыболовства и ОДУ которых не устанавливается, в пункте 2 заявлений не указано место нахождения заявителя, в соответствии с заявлениями на получение разрешений на добычу (вылов) цист Артемии объем изъятия на малых озерах составляет - 5 тонн;

-заинтересованное лицо в своих пояснениях указало, что письма от 18.08.2009 № 02-5/1673 (в которых указано, что заявление будет рассмотрено, после получения разъяснений от Федерального агентства по рыболовству, в связи с вступлением в законную силу Приказа № 484) ошибочно были направлены в адрес заявителя, заявитель не обращался к заинтересованному лицу с письмом от 13.08.2009 № 32, в ответ на которое направлены вышеуказанные письма, заявителем данное письмо не представлено в материалы дела;

-заявитель повторно направил заявления о выдаче разрешений на добычу (вылов) ВБР - цист Артемии в озерах Алтайского края заинтересованному лицу (исх. от 08.09.2009 № 26), устранив недостатки в пункте 2 заявлений (указав место нахождения), скорректировав объем изъятия на малых озерах в пределах 4 тонн, данные о результатах рассмотрения заявлений в материалы дела не представлено, в ходе судебного разбирательства заявитель обращался с заявлением об изменении предмета заявленных требований, в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, а именно с требованием о признании незаконным бездействия, выразившего в отказе в выдаче разрешений (выразившегося в не рассмотрении данных заявлений), ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, изменения судом не были приняты, исходя из того, что меняется предмет и основания (фактические обстоятельства на которых заявитель основывает свои требования) заявленных требований.

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм законов и иных нормативных правовых актов на которые ссылались лица участвующие в деле, заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Закона № 166-ФЗ, разрешение на добычу (вылов) ВБР - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) ВБР, отнесенных к объектам рыболовства.

В соответствии с приказами Федерального агентства по рыболовству от 01.09.2008 № 131 «Об утверждении перечня видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства», от 15.04.2009 № 313 «Об утверждении перечней видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства» ВБР – Артемия, отнесен к объектам рыболовства.

Согласно Приказу № 219, действовавшему до 18.08.2009, вид ВБР – Артемия, был включен в перечень видов ВБР в отношении которых устанавливается ОДУ, в соответствии с Приказом № 484 введенном в действие с 18.08.2009, вид ВБР - Артемия, не включен в перечень ВБР в отношении которых устанавливается ОДУ.

В соответствии с Приказом № 414, в редакции действовавшей в период с 31.12.2008 по 28.08.2009, в отношении ВБР - Артемия, был установлен ОДУ на 2009 год, по водным объектам Алтайского края - 1295 тонн, согласно Приказу № 772, ОДУ в отношении ВБР - Артемия, по водным объектам Алтайского края на 2009 год был исключен.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемые действия заинтересованным лицом были совершены 02.09.2009, то есть на момент действия Приказа № 484, Приказа № 414 (с изменениями внесенными Приказом № 772), в соответствии с указанными приказами в отношении вида ВБР - Артемия, на 02.09.2009 ОДУ не установлен, ОДУ в отношении ВБР - Артемия исключен из перечня ВБР в отношении которых устанавливается ОДУ, по водным объектам Алтайского края на 2009 год.

Согласно статье 19 Закона № 166-ФЗ, для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов ВБР, ОДУ которых не устанавливается, указанные ВБР предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 (договор о предоставлении рыбопромыслового участка), 33.4 (договор пользования ВБР, отнесенными к объектам рыболовства (в отношении тех видов ВБР, ОДУ которых не устанавливается) Закона № 166-ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 Правил выдачи разрешений, в заявлении о выдаче разрешения на добычу (вылов) ВБР указываются:

основание для выдачи разрешения, реквизиты:

-акта Федерального агентства по рыболовству или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающего выделение российскому пользователю квот добычи (вылова) ВБР, договора о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР (статья 33.1 Закона № 166-ФЗ);

-договора пользования ВБР, отнесенными к объектам рыболовства (в отношении тех видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается) (статья 33.4 Закона № 166-ФЗ);

-договора о предоставлении рыбопромыслового участка (статья 33.3 Закона № 166-ФЗ);

сведения о российском или иностранном пользователе:

-для российских юридических лиц - наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и код по общероссийскому классификатору административно-территориальных образований.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства для получения разрешений заявителем не были представлены (в заявлении не указаны реквизиты) договоры о предоставлении рыбопромыслового участка, при наличии рыбопромыслового участка, договоры пользования ВБР, которые отнесены к объектам рыболовства и ОДУ которых не устанавливается, в заявлениях не указано место нахождения заявителя.

В соответствии с пунктом 13 Правил выдачи разрешений, основаниями для отказа в выдаче разрешения является несоответствие заявления и (или) порядка его подачи требованиям, установленным пунктами 8 - 10 Правил выдачи разрешений, а также правилами и ограничениями рыболовства, установленными законодательством Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным нельзя сделать вывода, о несоответствии оспариваемого решения заинтересованного лица, нормам законов и иных нормативных правовых актов на которые ссылался заявитель в обоснование заявленных требований.

Таким образом, исходя из норм статьи 198 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
 СУДЬЯ А.В.Хорошилов