ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-23968/14 от 25.03.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                     Дело № А45-23968/2014

"3 1" марта 2015  г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 марта  2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судьи Мануйлова В.П.    

при ведении протокола  судебного заседания секретарем Ефремовой О.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества  «Новосибирский  металлургический  завод им. Кузьмина»

к  Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области    

о признании незаконным решения  

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.09.2014; ФИО2 по доверенности от 01.01.2015

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от  31.12.2014; ФИО4 по  доверенности от 31.12.2014

установил:

Открытое акционерное общество «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» (далее - ОАО «НМЗ им. Кузьмина», Общество, Заявитель, налогоплательщик), обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 08.08.2014 года  № 30 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного пунктом 2.1 оспариваемого решения.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует налоговому законодательству по основаниям, изложенным в заявлении и в возражениях на отзыв.

Заинтересованное лицо заявление не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылаясь на его необоснованность и неправомерность, законность и обоснованность вынесенного решения.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области проведена выездная налоговая проверка ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина», по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов:  налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года., о чем составлен акт № 30 от 23.06.2014 г.

По результатам проверки вынесено решение от 08.08.2014 № 30 о привлечении ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 3 696 686 руб. Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить недоимку в общей сумме 16 605 457 руб., в том числе, по налогу на добавленную стоимость  в  сумме 15 871 784 руб., по налогу на имущество организации в сумме 733 673 руб., а также пени в сумме 3 187 009,89 руб.

Решением Управления ФНС России по Новосибирской области от 10.10.2014г № 231. апелляционная жалоба ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» на решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области от 08.08.2014 № 30 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

 Не согласившись с решением налогоплательщик обратился в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области о признании недействительным решения от 08.08.2014 № 30 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного пунктом 2.1 решения, считая его незаконным и необоснованным в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 14 655 940 руб., начисления пени в размере 2 884 056, 74 руб., привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 707 144 руб.

В обоснование заявленных требований Заявитель ссылается на следующие обстоятельства:

1.  Для применения пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ необходимо только установление факта образования отходов и лома черных металлов в процессе собственного производства. Проверка контрагента на наличие лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома и отходов черных металлов не входит в обязанности собственника отходов и лома черных металлов. Отсутствие такой лицензии у контрагента, а также не составление приемо-сдаточных актов не может служить основанием для признания незаконным действий Общества по применению пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

2. По мнению налогоплательщика,  решение № 30 от 08.08.2014 не содержит сведений о том, каким обязательным требованиям или требованиям, установленным ФЗ «О техническом регулировании» противоречат  разра­ботанные обществом ТУ 14-138-1037-2010 и ТУ 14-138-1045-2011, а также Решение не содержит сведений о несоответствии образующихся отхо­дов производства ГОСТу 2787-75, устанавливающего требования к вторичным металлам, используемым в качестве металлической шихты.

3. Разработанные ОАО «НМЗ им. Кузьмина» ТУ 14-138-1037-2010 и ТУ 14-138-1045-2011 распространяются на продукцию, не удовлетворяющую обязательным требованиям стандартов и фактически являющуюся отходами производства, подпадающими под коды 07 9100 (отходы от металлопроката (используемые для поделок) и 07.9200 (отходы от труб (используемые для поделок).

4. По мнению ОАО «НМЗ им. Кузьмина», причиной доначисления НДС по освобождаемым Обществом оборотам при реализации некондиционной металлопродукции явилось отсутствие на каждую партию лома и отходов черных металлов приемосдаточных актов, а также то, что реализация лома и отходов черных металлов может осуществляться только организациями, обладающими соответствующей лицензией.

Налогоплательщик указывает на то, что он не может нести ответст­венность за действия и (или) бездействия другого юридического лица и (или) индивиду­ального предпринимателя, которое не оформило приемо-сдаточные акты в установлен­ном порядке. Отсутствие приемо-сдаточных актов само по себе не может являться осно­ванием для отказа в применении льготы по налогообложению, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

5. Показания свидетелей – должностных лиц компаний ООО «Стройторг», ООО ТД «Бастион», ИП ФИО16, ООО «Искитиммаш» и др., нельзя признать обоснованными,  так как все свидетели подтвердили, что приобретаемая ими продукция  имела производственные дефекты, использовать полученную продукцию можно было либо в индивидуальном строительстве, либо произведя переработку продукции.

В судебном заседании возражения заинтересованного лица против заявления нашли свое подтверждение, документально обоснованы, требования Заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела в рамках выездной налоговой проверки было установлено, что  ОАО «НМЗ им. Кузьмина» осуществляло  производство чугунных и стальных труб, производство стального горячекатаного листового (плоского) проката и  производство прочей продукции из черных металлов, не включенных в другие группы.

За проверяемый период  ОАО «НМЗ им. Кузьмина» реализовывало под видом лома и отходов черных металлов, используя при этом освобождение от НДС согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, некондиционную металлопродукцию, не соответствовавшую как различным стандартам готовой продукции по ГОСТу 10705-80, так и понятию «лом и отходы черных металлов» по ГОСТу 2787-75.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Перечень операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, предусмотрен ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов (подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 17.05.2007 года № 85-ФЗ, вступил в силу с 01.01.2008 года).

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом Кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку НК РФ понятие "лом и отходы черных и цветных металлов" не предусмотрено, то при применении вышеуказанного освобождения от НДС следует руководствоваться положениями соответствующих федеральных законов, Общероссийского классификатора продукции, стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Лом и отходы черных металлов классифицируется в соответствии с ГОСТом 2787-75 (Приложение № 1 к Правилам обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. №369).

Согласно ГОСТ 2787-75 (далее – Стандарт),  утвержденному  и введенному в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.12.75 №4035,  он  распространяется на вторичные черные металлы, предназначенные для использования в качестве металлической шихты в металлургических печах при выплавке стали и чугуна, при изготовлении стальных и чугунных отливок производстве ферросплавов, а также для переработки с целью последующего использования их в металлургических печах.

Согласно п. 3.4 «ГОСТ 2.114.95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия» (введен Постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 г. № 425) требования, установленные техническими условиями (ТУ), не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

Следовательно, предприятия вправе самостоятельно разрабатывать и использовать в производственной деятельности технические условия (ТУ) на производимую продукцию при полном соответствии данной продукции понятию «лом и отходы чёрных металлов». В свою очередь, операции по реализации лома и отходов цветных и (или) черных металлов надлежит осуществлять в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно классификатору «ОК-005-93. Общероссийский классификатор продукции», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993г. № 301, к лому и отходам черных металлов относится продукция, указанная по кодам с 07 8000 по 07 9950 (далее – Классификатор). 

В вышеназванном Классификаторе металлопродукция прочая и некондиционная отражена по коду 14 000. При этом металлопродукция некондиционная отражена по коду 14 9000, прокат некондиционный (кроме листовой нержавеющей стали) – по коду 14 9100, трубы стальные некондиционные -  по коду 14 9300, металлоотходы некондиционные (концы и обрезки) – по коду 14 9800.

Учитывая изложенное, вышеперечисленная металлопродукция прочая и некондиционная не попадает под понятие «лом и отходы чёрных металлов». Соответственно, операции по реализации некондиционной металлопродукции (в том числе проката, труб, концов и обрезков), освобождению от налогообложения НДС согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не  подлежат.

При проверке правомерности применения льготы по НДС налоговым органом установлено, что ОАО «НМЗ им. Кузьмина» в налоговых периодах 2011 и 2012 годов необоснованно применило льготу в соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ при реализации металлопродукции (металлоотходов трубы и листа) в адрес ООО «Стройторг», ООО ТД «Бастион», ИП ФИО16, ООО «Искитиммаш», ООО «Техно», ООО «Сибирский завод металлоконструкций», ООО «Форс», ООО «Альянс Мет» на сумму 81 421 886 руб., в том числе за 2011 год - 41 790 125 руб., за 2012 – 39 631 761 руб.

Для подтверждения обоснованности льготы налогоплательщик в ходе выездной налоговой проверки  представил договоры на поставку продукции вышеуказанным  организациям, счета-фактуры без начисления сумм НДС и товарные-накладные.

Судом установлено, что в соответствии с условиями договоров с ООО «Стройторг», ООО ТД «Бастион», ИП ФИО16, ООО «Техно»,  ООО «Форс», ООО «Альянс Мет», Заявитель поставлял в адрес контрагентов некондиционную металлопродукцию («металлоотходы трубы»), соответствующую ТУ 14-138-1037-2010 (данные ТУ разработаны и введены налогоплательщиком 12.07.2010г.). При этом условия поставки лома и отходов чёрных металлов  (соответствующих Правилам обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения) в договорах с данными контрагентами не упоминаются, приемосдаточные акты на сдачу лома и отходов черных металлов покупателями не оформлялись. В счетах-фактурах и в товарных накладных товары обозначались как  металлоотходы трубы без ссылок на ГОСТ или ТУ. В ходе выездной налоговой проверки, а также  при рассмотрении дела в суде, Заявителем договор, заключенный с  ООО «Сибирский завод металлоконструкций», не представлен.

Налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки по требованию налогового органа № 10-624 от 21.03.2012 представлены Технические условия ТУ 14-138-1037-2010 «Металлоотходы (концы и обрезки труб)» разработанные техническим отделом ОАО «НМЗ им. Кузьмина» и утверждены 12.07.2010 года.

Из представленного в материалы дела ТУ 14-138-1037-2010  следует, что технические условия распространяются на отходы стальных труб (концы и обрезки), которые не удовлетворяют обязательным требованиям стандартов. При этом длина отходов труб (концов и обрезков) должна быть не более 3 500мм., иные размеры и марка стали - в пределах сортамента выпускаемой продукции. Химический состав стали не нормируется. Допускаются непровары швов, поверхностные дефекты и некачественные торцы. Механические, технологические, гидравлические испытания не проводятся. Указанная некондиционная металлопродукция (отходы труб (концы и обрезки)) поставляется и отгружается в пакетах.

Судом установлено, что в соответствии с условиями договора № б/н от 01.10.2010 заключенному с ООО «Искитиммаш», Заявитель поставлял в адрес контрагента «металлоотходы листа».

Согласно п.1 пп.1.1. договора № б/н от 01.10.2010  Заявитель обязуется передать в собственность Покупателю металлоотходы листа. Ссылка на ТУ или ГОСТ, которому должен соответствовать поставляемый товар («металлоотходы листа»), в договоре отсутствует. При этом условия поставки лома и отходов чёрных металлов  (соответствующих Правилам обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения) в договоре с данным контрагентом не упоминаются, приемосдаточные акты на сдачу лома и отходов черных металлов покупателем не оформлялись. В счетах-фактурах и в товарных накладных товар обозначался как  металлоотходы листа без ссылок на ГОСТ или ТУ. Продукция реализуется без исчисления налога на добавленную стоимость.

По требованию налогового органа № 10-1072 от 19.05.14 ОАО «НМЗ им. Кузьмина» представлены Технические условия ТУ 14-138-1045-2011 «Обрезь черных металлов», с указанием ОКП 14 9800 (согласно «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции» под кодом 14 9800 указаны металлоотходы некондиционные (концы и обрезки)), разработанные техническим отделом и введённые в действие 09.08.2011.

В результате  анализа представленного в материалы дела ТУ 14-138-1045-201,  судом установлено, что указанное ТУ разработано для продукции неответственного назначения и распространяются на обрезь чёрных металлов  горячекатанных и холоднокатанных рулонов, поставляемых по заказам потребителей по усмотрению заказчика. Согласно пп. 1.1 данных ТУ обрезь чёрных металлов горячекатанных и холоднокатанных рулонов поставляется рассортированными по маркам стали и по группам размеров, указанных в таблице 1.  По толщине продукция распределяется на три группы, установлены размеры ширины и длины, предельные отклонения по размерам не регламентируются.

Обрезь чёрных металлов поставляется из стали марок, приведенных в соответствующих стандартах на прокат. Химический состав стали не нормируется.  Поверхностные дефекты и качество кромок не контролируются. Механические свойства не определяются. Обрезь чёрных металлов  подвергается визуальному осмотру, отгружается в пакетах.

В ходе налоговой проверки установлено, что налогоплательщик в одних и тех же налоговых периодах реализует продукцию со ссылкой на  ТУ 14-138-1045-2011, с начислением налога на добавленную стоимость (отражает в счетах-фактурах как обрезь черных металлов по ТУ 14-138-1045-2011)  и без начисления НДС, указывая в счетах-фактурах в качестве реализуемой продукции металлоотходы листа без ссылок на ГОСТ или ТУ.

В частности, ОАО «НМЗ им. Кузьмина» реализована ООО «Прокатный завод» по счету-фактуре № 5311 от 18.08.2011 некондиционная металлопродукция на сумму 328 914,89 руб., в том числе НДС. В том же налоговом периоде налогоплательщик реализовал ООО «Искитиммаш» по счету-фактуре № 5083 от 10.08.2011 металлоотходы листа на сумму 28 620 рублей без начисления налога на добавленную стоимость.

Предприятием в ходе выездной налоговой проверки представлены ежемесячные технические отчеты о работе участка вторсырья (цех) по форме ТО-041.

Согласно представленным отчетам налоговым органом установлено, что налогоплательщик ежемесячно ведет учет образовавшегося в процессе производства и отгруженного лома и отходов черных металлов в качественных и количественных характеристиках.  Так, ежемесячно в процессе производства у налогоплательщика образуются: технологические отходы и металлы черные вторичные согласно ГОСТу 2787-75*: 3А, 11А, 12А, 5А, 16А, 20А и др. При этом в момент отгрузки технологические отходы переводятся в категорию металлоотходы трубы и металлоотходы листа.

При перемещении технологических отходов и вторичных черных металлов согласно ГОСТу 2787-75*: 3А, 11А, 12А, 5А,16А, 20А и др. из производственных цехов на участок вторсырья оформляются приемосдаточные акты (бланк приложения №1 к Правилам обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения), в каждом из которых указаны наименование, краткое описание лома и отходов черных металлов, масса нетто и брутто, без указания сумм. Также в приведенных актах  имеется ссылка на то, что указанный в них металлолом подготовлен согласно ГОСТу 2787-75, проверен пиротехниками, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке.

При этом, согласно пп. 1.1 ГОСТа 2787-75,  вторичные черные металлы подразделяются:

-по содержанию углерода - на два класса: стальные лом и отходы и чугунные лом и отходы;

-по наличию легирующих элементов - на две категории: А - углеродистые, Б - легированные;

-по показателям качества - на 28 видов;

-по содержанию легирующих элементов - на 67 групп.

ГОСТом 2787-75 не установлен такой вид металлолома как «металлоотходы трубы», «металлоотходы листа» и «технологические отходы».

Таким образом, в ходе проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком самостоятельно  разработаны ТУ фактически на «металлопродукцию прочую и некондиционную» по коду группы продукции по «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции» не относящуюся к лому чёрных металлов. 

При этом налогоплательщик под видом  лома и отходов черных металлов в адрес ООО «Стройторг», ООО ТД «Бастион», ИП ФИО16, ООО «Искитиммаш», ООО «Техно», ООО «Сибирский завод металлоконструкций», ООО «Форс», ООО «Альянс Мет» на сумму 81 421 886 руб. (в том числе за 2011 год - 41 790 125 руб., за 2012 – 39 631 761 руб.) фактически реализовал  некондиционную металлопродукцию, тем самым, необоснованно исключив выручку из оборотов, облагаемых НДС.

Налогоплательщиком по требованию налогового органа № 10-1048 от 14.05.14 представлено ТУ 14-138-1042-2011(трубы неответственного назначения), разработанные техническим отделом ОАО «НМЗ им. Кузьмина» и утвержденные 05.03.2011 года.

Из содержания представленных в материалы дела ТУ 14-138-1042-2011 следует, что  данные технические условия распространяются на трубы стальные электросварные, не удовлетворяющие обязательным требованиям стандартов, технических условий и поставляются по согласованию с потребителем для изготовления изделий неответственного назначения.  Размеры труб должны соответствовать: 15х15х1,2-2,0 мм., 20х20х1,2-2,0 мм., 40х1,5 мм. Предельные отклонения по размерам труб, кривизне и радиусу закругления не регламентируются. Трубы поставляются из стали марок, приведенных в соответствующих стандартах на трубы. Химический состав стали не нормируется. На трубах допускаются непровары длиной до 1,0 м., поверхностные дефекты и качество торцов не контролируется, механические испытания не проводятся, трубы отгружаются в пакетах.

Сравнительный анализ требований к металлоизделиям (продукции) по ТУ 14-138-1037-2010 и  по ТУ 14-138-1042-2011, демонстрирует идентичность технических требований к продукции, ТУ разработаны на трубы (ТУ 14-138-1037-2010), отходы стальных труб (ТУ 14-138-1042-2011) не удовлетворяющие обязательным требованиям стандартов. В ТУ 14-138-1042-2011 указаны размеры труб:  (15х15х1,2-2,0 мм., 20х20х1,2-2,0 мм., 40х1,5 мм.), в ТУ 14-138-1037-2010 указана только длина отходов труб (концов и обрезков) – не более 3 500 мм.

При этом некондиционную продукцию соответствующую ТУ 14-138-1042-2011 ОАО «НМЗ им. Кузьмина» учитывало какготовую продукциюна счете 43.1 бухгалтерского учета и, соответственно, реализовало с налогом на добавленную стоимость, а продукцию со ссылкой на  ТУ 14-138-1037-2010 реализовывало как лом и отходы черных металлов без начисления НДС.

Таким образом, в ходе проверки налоговым органом установлено, что в процессе производства у налогоплательщика образуется  некондиционная металлопродукция (труба неответственного назначения, соответствующая ТУ 14-138-1042-2011),  металлоотходы трубы соответствующие ТУ 14-138-1037-2010, металлоотходы листа соответствующие ТУ 14-138-1045-2011, металлоотходы листа (в счёт-фактурах отсутствует ссылка на ТУ или ГОСТ), лом и отходы черных металлов, соответствующие ГОСТу 2787-75.

Налогоплательщиком самостоятельно разработаны ТУ 14-138-1037-2010 на металлоотходы (концы и обрезки трубы), которые в соответствии с обозначенными характеристиками (в том числе по коду группы продукции по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)) относятся к металлопродукции прочей и некондиционной, соответственно, их нельзя   отнести к лому и отходам чёрных металлов.

Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации лома и отходов черного металла не подлежат обложению НДС поскольку данные отходы перестают участвовать в операциях облагаемых НДС.

Поскольку судом установлено, что некондиционная металлопродукция (металлоотходы листа и отходы стальных труб соответствующие ТУ 14-138-1037-2010),  не является ломом и отходом черных металлов и, следовательно, операции по её реализации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В соответствии со ст. 90 НК РФ должностными лицами налогового органа проведены допросы должностных лиц налогоплательщика: начальника технического отдела налогоплательщика ФИО5 (протоколы допросов № № 10-118 от 13.05.2014, 10-121 от 16.05.2014), заместителя начальника ЦХП № 4 ФИО6 (протокол допроса № 10-135 от 20.05.2014), инженера по подготовке производства цеха листового проката ФИО7 (протокол допроса от 20.05.2014 № 10-132), начальника планово-распределительного бюро ФИО8 (протокол допроса от 15.05.2014 № 10-129), начальника ТЭСЦ ФИО9 (протокол допроса от 16.05.2014 № 10-134), начальника участка вторсырья ФИО10 (протокол допроса от 19.05.2014 № 10-125), ФИО11, работавшего  в 2011-2012гг.  на ОАО «НМЗ им. Кузьмина» в должности бригадира по перемещению вторсырья (протокол допроса от 21.05.2014 № 10-137).

Из показаний названных должностных лиц ОАО «НМЗ им. Кузьмина» следует, что в цехах предприятия (в проверяемом периоде) в процессе производства продукции соответствующей ГОСТу 10705-80,  образовывалось вторичное сырьё, распределяемое по категориям на лом/отходы чёрных металлов (по ГОСТу 2787-75) и некондиционную металлопродукцию  (по ТУ 14-138-1037-2010 (металлоотходы трубы); по ТУ 14-138-1042-2011 (трубы неответственного назначения); также имелось ТУ 14-138-1045-2011 на некондиционные листы металла). Вторичное сырьё передавалось на участок вторсырья. При этом лом и отходы чёрных металлов по ГОСТу 2787-75 подлежали переработке, а некондиционная металлопродукция реализовывалась для  последующего использования в быту, сельском хозяйстве, строительстве и в производстве мебели. В дальнейшем, начиная с 4 квартала 2013 года, вся некондиционная металлопродукция налогоплательщика реализовывалась с начислением НДС.

Исходя из обстоятельств вменяемого правонарушения, является несостоятельным довод Заявителя о том, что причиной доначисления НДС по освобождаемым Обществом оборотам при реализации некондиционной металлопродукции явилось отсутствие на каждую партию лома и отходов черных металлов приемосдаточных актов, а также то, что реализация лома и отходов черных металлов может осуществляться только организациями, обладающими соответствующей лицензией.

Отсутствие приемо-сдаточных актов само по себе не может являться осно­ванием для отказа в применении льготы по налогообложению, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Указанные  доказательства являются дополнительным подтверждением необоснованного включения ОАО «НМЗ им. Кузьмина» в 2011, 2012 гг. в состав освобождаемых от НДС оборотов выручки от реализации некондиционной металлопродукции.

Судом установлено, что в соответствии с пп. 82 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу в связи с принятием ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ), п.34 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, переработка и реализация лома черных металлов подлежат лицензированию.

 При этом реализация лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции, не относится к лицензируемой деятельности (Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов").

Однако приобрести лом и отходы черных и цветных металлов могут только организации имеющие лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных металлов, соответственно и реализовать лом и отходы черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции можно только организациям, имеющим данную лицензию.

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001г. № 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения".

Названные Правила определяют порядок приема, учета, хранения, транспортировки и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369, на объектах по приему лома и отходов черных металлов должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 766, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию.

При приеме лома и отходов черных металлов на каждую партию в обязательном порядке составляются приемо-сдаточные акты, формы которых приведены в Приложениях к Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001г. № 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения".

Приемосдаточный акт составляется в двух экземплярах: один  передается лицу, сдающему лом и отходы, второй остается у лица, осуществляющего прием. Акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

В документе указывается получатель лома, сдатчик лома (наименование организации, ИНН), основание возникновения права собственности, краткое описание лома и отходов черных металлов с указанием вида лома по ГОСТу 2787-75, вес, цена за единицу, общая сумма. Организации - получатели лома и отходов черных металлов  проводят дозиметрический и пиротехнический контроль, лицо проводящее контроль ставит свою подпись за проверку лома и отходов на взрывобезопасность. Ответственное лицо, осуществляющее  прием лома и отходов черных металлов расписывается, за то, что лом подготовлен согласно ГОСТу, проверен дозиметристом, пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке. Сдатчик лома ставит свою подпись о предупреждении об ответственности за предоставление недостоверных данных, за достоверность предоставленных сведений и за получение Акта.

Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов, страницы которой должны быть пронумерованы и прошнурованы. На обороте последнего листа делается запись "В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц", которая заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации (индивидуального предпринимателя) и печатью.

Книга учета и приемо-сдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение одного года с даты внесения в книгу последней записи.

Таким образом, осуществить реализацию лома и отходов черных металлов возможно организациям имеющим лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных металлов с обязательным оформлением документов строгой отчетности сдающей и принимающей стороны - приемосдаточного акта, согласно Постановлению правительства № 369 от 11.05.2001.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля в ответ на запросы налогового органа  № 10-07/001090 от 16.04.2014 и 10-07/000830 от 28.03.2014 из Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области получен ответ об отсутствии лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов у следующих организаций: ООО «Стройторг», ООО ТД «Бастион», ИП ФИО16, ООО «Искитиммаш», ООО «Сибирский завод металлоконструкций», ООО «Форс», ООО «Альянс Мет». Кроме того, информация о выданных, приостановленных, возобновленных и аннулированных лицензиях является общедоступной и размещена на официальном сайте Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области www.minrpp.nso.ru в разделе «Деятельность министерства», подраздел «Лицензирование» (Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов). Согласно информации полученной на вышеуказанном сайте у ООО «Техно»  отсутствует лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов.

Факты не составления приемосдаточных актов при реализации лома чёрных металлов организациям, не имеющим лицензий  на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных металлов сами по себе свидетельствуют  лишь о не соблюдении продавцом  требований законодательства в части обязательного исполнения условий по оборотам хранения, переработки и реализации лома черных металлов. Исключение выручки от реализации продукции из облагаемых НДС оборотов, предусмотренное пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ,  допускается лишь при полном соответствии данной продукции понятию «лом и отходы чёрных металлов».

Налоговый орган в оспариваемом решении указал на очевидную противоречивость как в обстоятельствах реализации заводом продукции различных видов в качестве лома и отходов, так и в их документальном оформлении.

В частности, при реализации некондиционной продукции под видом лома чёрных металлов организациям, у которых отсутствовали лицензии  на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных металлов (ООО «Стройторг», ООО ТД «Бастион», ИП ФИО16, ООО «Искитиммаш», ООО «Техно», ООО «Сибирский завод металлоконструкций», ООО «Форс», ООО «Альянс Мет»), ОАО «НМЗ им. Кузьмина» не соблюдал требования законодательства в части обязательного исполнения условий по оборотам хранения, переработки и реализации лома черных металлов, предусмотренные «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» (утверждены Постановлением правительства от 11.05.2001 № 369): в договорах с третьими лицами не указывались особые условия поставки лома и отходов черных металлов; в счетах– фактурах, товарных накладных не обозначались виды лома и отходов согласно ГОСТу  2787-75; приемосдаточные акты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369, не составлялись.

В то же время при реализации налогоплательщиком непосредственно лома и отходов черных металлов  в адрес ООО «ВторМет», ООО «Вторметалл», ОАО «Сиблитмаш»,  ООО «Комета», ООО «Новосибирский Вторчермет», ООО «Сибмет НСК», ООО «Сибметком», ООО «Вторчермет НЛМК Сибирь», ООО «Металлспецстрой» и др. судом установлено, что указанные организации, занимающиеся заготовкой, переработкой и реализацией лома и отходов черных металлов, имеют на данный вид деятельности соответствующие лицензии; в договорах на поставку лома вышеназванным контрагентам включены особые условия поставки товара в соответствии с «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», предусмотренные Постановлением правительства от 11.05.2001 № 369; в счетах - фактурах поименованы вид лома и отходов согласно ГОСТу  2787-75 (5А, 12А, 17А и т.д.); приемосдаточные акты составлены в соответствии Постановлением Правительства № 369; в железнодорожных квитанциях грузополучателями значатся металлургические перерабатывающие комбинаты (ОАО «Гурьевский металлургический комбинат», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат»,  ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат»). Учет оприходования и реализации лома и отходов черных металлов ведется на счете 10.6 в разрезе каждого вида согласно ГОСТу 2787-75 (Металлы черные вторичные).

Указанные  обстоятельства свидетельствуют о различном подходе Общества к исполнению и документальному оформлению оборотов по реализации некондиционной металлопродукции (под видом лома и отходов черных металлов) и оборотов по реализации непосредственно лома и отходов черных металлов и являются дополнительным подтверждением необоснованного включения ОАО «НМЗ им. Кузьмина» в 2011, 2012 гг. в состав освобождаемых от НДС оборотов выручки от реализации некондиционной металлопродукции.

В связи с чем, доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган вменяет  ОАО «НМЗ им. Кузьмина» ответст­венность за действия и (или) бездействия другого юридического лица и (или) индивиду­ального предпринимателя, которое не оформило приемо-сдаточные акты в установлен­ном порядке несостоятельны. В данном случае, изложенные в оспариваемом решении факты реализации спорного товара, организациям не имеющим лицензиина заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных металлов, а также отсутствие приемо-сдаточных актов, являются дополнительными обстоятельствами, свидетельствующими о том, что налогоплательщиком под видом лома черных металлов фактически реализовывалась некондиционная металлопродукция, которая не подпадает под льготу установленную подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Суд отклоняет довод Заявителя о том, что показания свидетелей – должностных лиц компаний ООО «Стройторг», ООО ТД «Бастион», ИП ФИО16, ООО «Искитиммаш», ООО «Техно», ООО «Сибирский завод металлоконструкций», ООО «Форс», ООО «Альянс Мет» нельзя признать обоснованными,  так как все свидетели подтвердили, что приобретаемая ими продукция  имела производственные дефекты, использовать полученную продукцию можно было либо в индивидуальном строительстве, либо произведя переработку продукции.

Как следует из показаний должностных лиц покупателей, они  приобретали у налогоплательщика не лом и отходы черных металлов, а некондиционную металлопродукцию, которую либо перепродавали с выделением сумм НДС, либо использовали для собственных нужд.

Из показаний свидетеля ФИО12 (протокол допроса № 10-40 от 01.04.2014) следует, что он в 2011 году являлся учредителем ООО «Стройторг», руководителем данной организации являлся один месяц со дня образования. На основании протокола № 1 общего собрания участников ООО «Стройторг» и Договора о передаче полномочий единоличным исполнительным органом ООО «Стройторг» стала организация ООО «Законное право», руководителем организации стала  ФИО13. Организация ООО «Стройторг» ликвидирована 26 августа 2013 года по причине не достижения необходимого результата.

Из протокола допроса ФИО13 (протокол допроса от 19.05.2014 № 10-138) следует, что она являлась руководителем ООО «Стройторг» в 2011-2012 гг. и заключала договор с ОАО «НМЗ им. Кузьмина» № 3327/05/11 от 25.05.2011.Фактически исполнителем данного договора являлся её муж ФИО14. Продукция по договору с ОАО «НМЗ им. Кузьмина» не являлась ломом и отходами и продавалась ООО «Стройторг» своим покупателям с налогом на добавленную стоимость. Так как по стоимости некондиционный товар был выгоден для ООО «Стройторг», то чтобы приобрести продукцию менеджеры организации сами звонили на завод и узнавали о наличии данной трубы любой номенклатуры по профилю, диаметру, толщины стенки.

Из протокола допроса ФИО14, являющегося учредителем ООО «Законное право» (протокол допроса № 10-46 от 03.04.2014) следует, что ФИО13 назначена руководителем ООО «Законное право» с апреля 2010 года и является его женой. Кроме того, свидетель пояснил, что действительно был заключен Договор между ООО «Стройторг» и ООО «Законное право» о передаче полномочий единоличного исполнительно органа общества от 05.05.2011г. Договоры от ООО «Стройторг» подписывала  ФИО13 в присутствии ФИО14, а фактическое исполнение договоров контролировал свидетель сам. ООО «Стройторг» в 2011-2012 годах занималось в основном оптовой и немного розничной торговлей строительных материалов (деревянные изделия, металлические изделия, черный металлопрокат – трубы, швеллера). В 2011 году ООО «Стройторг» заключало договор с ОАО «НМЗ им. Кузьмина» на поставку металлопродукции. Фактически ООО «Стройторг» приобретало по данному договору металлические трубы с небольшими дефектами: по длине, по качеству сварного шва, по геометрии. Длина труб была от 1,5 до 3-х метров. Покупка товара оформлялась счетами-фактурами и товарным накладными, приемосдаточные акты по правилам обращения с ломом и отходами черных металлов сторонами не оформлялись.  Трубы у ОАО «НМЗ им. Кузьмина» приобретались для дальнейшей реализации в качестве готовых изделий как некондиция, либо из данных труб ООО «Стройторг» изготавливались иные изделия (балки, подпорки, столбы для забора). ООО «Стройторг» забирал продукцию со склада на территории ОАО «НМЗ им. Кузьмина» и вывозил на промышленную площадку в <...>, либо непосредственно доставлял до покупателя. Транспорт, на котором вывозили продукцию был наемный, продукцию от ОАО «НМЗ им. Кузьмина» принимали водители или лица ООО «Стройторг» по доверенности. ООО «Стройторг» лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома и отходов черных металлов в Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области не приобретало, так как свидетель считает, что ООО «Стройторг» не занималось данным видом деятельности, а товар, приобретенный у ОАО «НМЗ им. Кузьмина» указанный в документах как металлоотходы трубы по факту являлись некондиционными трубами и могли использоваться как изделия из труб, но в ином качестве. Почему в предмете Договора ООО «Стройторг» и ОАО «НМЗ им. Кузьмина» №  3327/05/11 от 25.05.2011 указано металлоотходы трубы (ТУ-14-138-1037-2010), а по факту приобретались некондиционные трубы, свидетель пояснил, что договор составлялся ОАО «НМЗ им. Кузьмина» и являлся для них типовым и ООО «Стройторг» не обращало внимание на описание предмета договора. ООО «Стройторг» данную продукцию («металлоотходы трубы») приобретало только у ОАО «НМЗ им. Кузьмина» для дальнейшей реализации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Данная продукция продавалась с налогом на добавленную стоимость, так как ООО «Стройторг» находилось на общей системе налогообложения. В подтверждение финансово-хозяйственной деятельности с ОАО «НМЗ им. Кузьмина» свидетель приложил подтверждающие документы: Договор № 3327/05/11 от 25.05.2011 с ОАО «НМЗ им. Кузьмина» с приложениями; счета-фактуры, выставленные ОАО «НМЗ им. Кузьмина» в адрес ООО «Стройторг»; счета-фактуры и товарные накладные выставленные ООО «Стройторг» в адрес своих покупателей ООО «СтройГазСистем» ИНН <***>, ООО «Фортуна+» ИНН <***>, ООО «Промобработка» ИНН <***>, ООО «Сибкоммунэнерго» ИНН <***>, ООО «М-Компани» ИНН <***>, ООО «Электростройсервис» ИНН <***>; доверенности представителей покупателя на получение товара от ООО «Стройторг». В счетах-фактурах и товарных накладных ООО «Стройторг» в наименовании товара указано – трубы некондиционные с различным размером диаметра и выставлены с налогом на добавленную стоимость.

Свидетель ФИО12 (Протокол допроса №10-40 от 01.04.2014) пояснил, что он в период 2011 и 2012 года являлся учредителем и руководителем ООО ТД «Бастион» со дня образования. Организация открыта 26.03.2008, ликвидирована 27.08.2012. Офис и промышленная площадка ООО ТД «Бастион» в 2011 – 2012 годах находились в <...>. В 2011 году ООО ТД «Бастион» и ОАО «НМЗ им. Кузьмина»  заключили договор о поставке металлоотходов, проект договора был  ОАО «НМЗ им. Кузьмина». В договоре имеется ссылка на ТУ 14-138-1037-2010. На сегодняшний день данной продукцией (ранее она называлась металлоотходы) торгует ООО «МеталлСервис-Сибирь» как некондиционные трубы (цены имеются официально в прайс-листах на сайте). Поставка оформлялась счетами-фактурами и товарными накладными (Торг-12). Приемосдаточный акт по правилам обращения с ломом и отходами черных металлов сторонами не оформлялся. По документам (счета-фактуры, товарные накладные), где указаны металлоотходы ООО «ТД Бастион» приобретала круглые трубы различного диаметра (15-159 мм) профильные трубы с сечением 15*15 – 140*140, длиной 150-300 см с дефектами: непровар швов, отклонение по толщине стенки, искривление. В случае, если металлоотходы не годились для переработки в изделия партия возвращалась для замены ОАО «НМЗ им. Кузьмина», возврат товара по договору в 2011-2012 году осуществляли по взаимной договоренности. Приобретенную продукцию резали на нужные размеры, производилась доработка (приваривались «проушины», при необходимости производилась покраска) с последующей реализацией  готовых столбов для изготовления заборов физическим лицам с производственной площадки в г. Бердске.  ООО ТД «Бастион» ИНН <***> лицензию в Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области  на заготовку, переработку, реализацию лома черных металлов не приобретало, так как свидетель считает, что с металлоломом ООО ТД «Бастион» не работало, а трубы, приобретенные в ОАО «НМЗ им. Кузьмина» являлись некондицией и могли использоваться в различных изделиях.

Из протокола допроса свидетеля ФИО15 кладовщика ООО ТД «Бастион» (протокол допроса от 03.04.2014 № 10-44) следует, что в 2011-2012 годах в ее должностные обязанности входило: приемка товаро-материальных ценностей от поставщиков и их отгрузка различным покупателям. Свидетель принимала на учет продукцию от ОАО «НМЗ им. Кузьмина», по документам (товарные накладные) данная продукция значилась как «металлоотходы трубы». Фактически это были круглые и профильные трубы длиной от 1,5 до 3,0 метров и имели какие-либо дефекты (непроваренный шов, не выдержанная толщина стенки), то есть это были некондиционные трубы. Ломом и отходами черных металлов данную продукцию назвать нельзя.

Из протокола допроса свидетеля ФИО16 экспедитора ООО ТД «Бастион» (протокол от 03.04.2014 № 10-45, №10-69 от 11.04.2014) следует, что в  2011-2012 году в его обязанности входило получение товарно-материальных ценностей у поставщиков, сопровождение и сдача на склад. В документах продукция ОАО «НМЗ им. Кузьмина» значилась как «металлоотходы трубы», фактически это были трубы от 1,5 до 3,0 метров с дефектами (непровар швов). Данную продукцию приобретали или для дальнейшей переработки (изготавливали столбики для ограждения). Или данная продукция реализовывалась ООО ТД «Бастион» как некондиционная труба.

Также ФИО16, подтвердил, что в 2010 году зарегистрировал ИП, фактически деятельностью занимался лично. ИП действующее. Производственная площадка расположена в <...>. Занимался покупкой и реализацией строительных материалов (металл, кирпич, лес и т.д.).   Между ИП ФИО16 и ОАО «НМЗ им. Кузьмина»  был заключен договор №80 от 18.02.2011 года на поставку,  как указано в договоре, «металлоотходы трубы» (ТУ-14-138-1037-2010). ТУ-14-138-1037-2010 к договору не прикладывалось, содержание ТУ свидетелю неизвестно. Информацию о наличии возможности приобретать трубу для ИП как некондиционная свидетель получал от ООО «Металлсервис-Сибирь». Договор на поставку для завода ОАО «НМЗ им. Кузьмина» являлся типовым, ИП ФИО16 проект договора не составлялся. Фактически данная труба являлась некондиционной, и для ИП данный договор являлся коммерчески выгодным вариантом. Поставка товара от ОАО «НМЗ им. Кузьмина» оформлялась счетами-фактурами и товарными накладными (Торг-12). Приемосдаточный акт по правилам обращения с ломом и отходами черных металлов сторонами не оформлялся. По документам (счета-фактуры, товарные накладные) было указано «металлоотходы трубы». Фактически это были трубы, упакованные в пачки весом от 1,5 -3,3 тонны. Трубы были круглые различного диаметра (15-159 мм) и профильные трубы с сечением 15*15 – 120*120, длиной 150-300 см с технологическими дефектами: непровар швов. Был единственный случай возврата партии трубы, так как дефект был значительный, исправить его и использовать для дальнейшей реализации как готовой продукции невозможно. Возврат был по взаимной договоренности. Свидетель лично ездил на территорию завода ОАО «НМЗ им. Кузьмина», принимал по документам указанным выше некондиционную трубу и отвозил на производственную площадку в  <...>. Продукция приобреталась для изготовления каких-либо конструкций и дальнейшей реализации как готовых изделий  (изготавливались металлические конструкции – перекрытия, столбики для заборов), а также для продажи без переработки. Продукцию реализовывали физическим лицам в розницу с площадки в <...>. Лицензию в Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области  на заготовку, переработку, реализацию лома и отходов черных металлов не приобретал, так как считал, что с металлоломом не работали, а данные трубы являлись некондицией и могли использоваться в различных изделиях.

Принципиального значения как именовалась продукция в документах, для Индивидуального предпринимателя  не имело значения, было важно, что фактически представляла данная труба, а именно: данную трубу свидетель реализовывал без переработки или изготавливал из нее иные изделия для продажи. В данной поставке была важна коммерческая выгода.

В соответствии со ст. 90 НК РФ должностными лицами налогового органа проведен допрос ФИО17 (протокол допроса № 10-80 от 16.04.2014). Свидетель пояснила, что в 2011 являлась главным бухгалтером ООО  «Искитиммаш», организация не имела лицензию на заготовку, переработку и реализацию черного металла. ООО «Искитиммаш» приобретало продукцию у ОАО «НМЗ им. Кузьмина». Данная продукция представляла собой металлические листы размером примерно 1,2*0,8 метра. Из данного материала изготавливали фурнитуру для мягкой мебели. Объем поставки в 2011 году составил примерно 1,7 млн. руб.

  В соответствии со ст. 90 НК РФ должностными лицами налогового органа проведен допрос руководителя и учредителя ООО «ФОРС» ИНН <***> ФИО18 (протокол допроса № 10-82 от 21.04.2014). Свидетель пояснила, что в октябре 2010 года за денежное вознаграждение по просьбе знакомой ФИО19 Надежды открыла на свое имя организацию ООО «ФОРС», где являлась руководителем и учредителем. Заявление на открытие организации подготовила ФИО19, свидетель подписала данное заявление у нотариуса. Затем свидетель вместе с ФИО19 ходила в банк (какой именно не помнит),  где открыла расчетный счет. Фактически финансово-хозяйственную деятельность по ООО «ФОРС» свидетель не вела, а только зарегистрировала организацию на свое имя.

            Проведен допрос ФИО20 (протокол допроса № 10-96 от 29.04.2014).  Свидетель пояснил,  что по доверенностям,  выписанным от ООО «Техно», получал «Металлоотходы листа» у ОАО «НМЗ им. Кузьмина», что он  в организации ООО «Техно» ИНН <***> не работал. Свидетелю было известно, что у ОАО «НМЗ им. Кузьмина» можно приобрести нестандартный лист (некондиционный лист) по цене (11 000 руб.) ниже, чем листы согласно ГОСТу (22-24 тыс. руб.). Листы свидетель приобретал для своих нужд, для строительства гаража, для стройки (перегородки в стенках).  Приобретал листы по документам, оформленным как покупатель ООО «Техно». Приобрести продукцию непосредственно у ОАО «НМЗ им. Кузьмина» свидетель не мог, так как ОАО «НМЗ им. Кузьмина» напрямую не продавал данную продукцию, а продавало через ООО «Техно». Свидетель давал объявление от частного лица, что хочет приобрести отходы листового металла по соответствующей цене. Ему позвонили менеджеры ООО «Техно» и предлагали купить. Менеджеры находились на территории ОАО «НМЗ им. Кузьмина». Оплату за листы производил через организацию ООО «ППЖДТ – 13» на расчетный счет ООО «Техно». Продукцию забирал (получал) с территории ОАО «НМЗ им. Кузьмина» по доверенности № 50 от 26.04.2011 выписанной от ООО «Техно». Продукция ОАО «НМЗ им. Кузьмина», приобретаемая свидетелем по договору  не являлась ломом и отходами черных металлов. По мнению свидетеля, это был нестандартный металл, но его можно было использовать в частном строительстве.

Исходя из документов, представленным в материалы дела налоговым органом, (получены в порядке  ст. 93.1 НК РФ), где ООО «Стройторг» является продавцом, а производителем данной продукции являлся ОАО «НМЗ им. Кузьмина». На поручения налогового органа получены ответы, согласно которым:

- ООО «Энергопромснаб» ИНН <***> приобрело товар по счету-фактуре № 1891 от 19.03.2012, товарной накладной № 2336 от 19.03.2012 на 208 865, 00 руб., в том числе НДС – 31 860,00 руб. В документах в наименовании товара указано «труба некондиция» различного размера. Товар принят на учет на 41.01 счет (товары) для перепродажи. В пояснениях указано, что вид металлопродукции - «тубы некондиция», производителем которого являлся ОАО «НМЗ им. Кузьмина», в период 2011-2012 годов данную продукцию можно было приобрести только у компании ООО «Стройторг». ООО «Энергопромснаб» являлась мелкооптовой компанией и приобретало некондиционные трубы с целью перепродажи конечным потребителям – это фермерские хозяйства, малые предприятия изготавливающие заборные ограждения, а также для изготовления деталей неответственного назначения.  

- ООО «Фортуна+» ИНН <***> приобрело товар по счетам-фактурам: № 11962 от 14.05.2012 на 115 280, 00 руб. в том числе НДС – 17 585,09 руб.; № 12465 от 23.05.2012 на 62 150,00 руб., в том числе НДС – 9 480, 51 руб.; № 12466 от 23.05.2012 на 116 415,00 руб., в том числе 17 758,21 руб.; № 16507 от 10.08.2012 на 233 902, 89 руб., в том числе НДС – 35 680, 10 руб.; № 16673 от 14.08.2012 на 110 000, 00 руб., в том числе 16 779, 66 руб.; № 16879 от 17.08.2012 на 121 629, 50 руб., в том числе НДС – 18 553, 65 руб. В счетах-фактурах в наименовании товара указано «труба некондиция» различного размера. Товарно-материальные ценности, приобретенные у ООО «Стройторг», использовались как материалы при производстве строительно-монтажных работ для возведения временных ограждений, укрепления котлованов, установки опор;

- ООО «Новосибирскоблгаз» ИНН <***> приобретало товар в 2011-2012 год на общую сумму 5 001 334, 07 руб., в том числе НДС 762 9154, 37 руб. по счетам-фактурам: № 889 от 17.05.2011 на 207 160, 35 руб., в том числе НДС- 31 600, 73 руб.; № 999 от 18.05.2011 на 43 520, 00 руб., в том числе 6 638, 65 руб., № 1084 от 20.05.2011 на 345 785, 00, в том числе НДС – 52 746,85 руб.; № 1684 от 02.06.2011 на 49 980, 00 руб., в том числе НДС – 7 624, 07 руб., № 1685 от 02.06.2011 на 114 450, 00 руб., в том числе НДС – 17 458, 47 руб., № 1897 от 08.06.2011 на 226 310, 00 руб., в том числе НДС – 34 521, 87 руб., № 2680 от 24.06.2011 на 83 196, 20 руб., в том числе НДС 12 690, 95 руб., № 7224 от 23.09.2011 на 24 955, 38 руб., в том числе НДС – 3 806, 75 руб., № 8058 от 10.01.2011 на 6 054, 6 руб., в том числе НДС – 923, 58 руб., № 8120 от 11.10.2011 на 164 560, 00 руб., в том числе НДС – 25 102, 37 руб., № 8956 от 27.10.2011 на 137 610. 00, в том числе 20 991, 34 руб., № 8955 от 27.10.2011 на 200 420, 00 руб., в том числе НДС – 30 572, 54 руб. В счетах-фактурах в наименовании товара указано «труба некондиция» различного размера. В платежных поручениях в назначении платежа указано «оплата по счету № 1003 от 06.05.2011 за трубу некондиционную». Кроме того, ООО «Новосибирскоблгаз» представил справку от начальника «Службы Управления Снабжением и Хозяйства» составленную на имя главного бухгалтера следующего содержания: «Служба Управления Снабжением и Хозяйства как инициатор закупок, так же тендерная комиссия, путем отбора участников тендера, предоставившими свои коммерческие предложения в поставке труб некондиционных для проведения строительно-монтажных работ, по строительству газопроводов в 2011 и 2012 году согласно муниципальным контрактам посчитала наиболее экономически выгодным по условиям поставщика ООО «Стройторг»;

- ООО «Компания Чистая вода» ИНН <***> приобретало в 2011-2012 году товар по счетам – фактурам: № 6799 от 16.09.2011 на 76 200 руб., в том числе НДС 11 623, 73 руб.; № 7577 от 30.09.2011 на 152400, 00 руб., в том числе НДС – 23 247, 46 руб., № 273 800, 00 руб., в том числе 41 766, 11 руб., № 8279 от 13.10.2011 на 152 100, 00, в том числе НДС – 23 201, 71 руб., № 8903 от 26.10.2011 на 114 700, 00 руб., в том числе 17 496, 62 руб., № 10903 от 16.12.2011 на 230 820, 00, в том числе НДС – 35 209, 83 руб., № 11320 от 27.12.2011 на 236 400, 00 руб., в том числе НДС – 36 061, 02 руб., № 96 от 13.01.2012 на 13 500, 00 руб., в том числе НДС – 2 059, 32 руб., № 550 от 21.01.2012 на 164 400, 00 руб., в том числе 25 077, 97 руб. В счетах-фактурах в наименовании товара указано «труба некондиция» различного размера. Приобретенные трубы приняты на учет в качестве материалов. Кроме того в сопроводительном письме ООО «Компания Чистая вода» указано, что в период с 10.06.2011 по 08.02.2012 осуществлялась поставка товара – «Труба металлическая некондиция» от ООО «Стройторг», сертификаты соответствия Поставщиком на поставляемый товар не предоставлялись.

- ООО «Сибкоммунэнерго» ИНН <***> приобретало товар в 2011-2012 году на общую сумму 94 278 руб., в том числе НДС 16 970,04 руб. Все материалы, приобретённые у ООО «Стройторг» были применены для строительства газопроводов низкого и высокого давления, а также газовых котельных. Счетов-фактур в данной организации не имеется в связи с затоплением помещения архива в здании ООО «Сибкоммунэнерго». В журнале проводок ООО «Сибкоммунэнерго» отражено поступление материала «труба 159*4,5 некондиция» на сумму 39 581руб. в том числе НДС 7 124,58руб., а также «лист г/к некондиция розница» на сумму 54 697руб., в том числе НДС 9 845,46 руб.

Таким образом, из показаний должностных лиц покупателей и материалов, полученных в рамках ст. 93.1 НК РФ установлено, что покупатели приобретали у налогоплательщика не лом и отходы черных металлов, а некондиционную металлопродукцию, которую либо перепродавали с выделением сумм НДС, либо использовали для собственных нужд.

Несостоятелен довод Общества о том, что разработанные ОАО «НМЗ им. Кузьмина» ТУ 14-138-1037-2010 и ТУ 14-138-1045-2011 распространяются на продукцию, не удовлетворяющую обязательным требованиям стандартов и фактически являющуюся отходами производства, подпадающими под коды 07 9100 (отходы от металлопроката (используемые для поделок) и 07.9200 (отходы от труб (используемые для поделок).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» лом и отходы черных металлов – это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что некондиционная металлопродукция, реализованная в проверяемом периоде ОАО «НМЗ им. Кузьмина» под видом лома и отходов черных металлов, не утратила потребительских свойств, приобреталась юридическими и физическими лицами для перепродажи и использования в хозяйственных целях.

Суд отклоняет довод Заявителя о том, что разработанные ОАО «НМЗ им. Кузьмина» и действовавшие в проверяемый период ТУ 14-138-1037-2010, распространяются на продукцию, не удовлетворяющую обязательным требованиям стандартов и относящуюся к неисправимому браку, возникшему в процессе производства (допускаются непровары швов, не контролируется толщина стенок, не проводятся механические и гидравлические испытания, длина труб не соответствует требованиям обязательных ГОСТов, допускаются поверхностные дефекты и др.), соответственно данная продукция правомерно отнесена обществом к категории неисправимого брака и реализована как отходы черных металлов без начисления НДС.

Судом установлено, что в ОАО «НМЗ им. Кузьмина» в проверяемом периоде также действовали ТУ 14-138-1042-2011 и ТУ 14-138-1045-2011, которые распространяются на трубы, не удовлетворяющие обязательным требованиям стандартов, технических условий и на обрезь чёрных металлов горячекатаных и холоднокатаных рулонов, имеющую поверхностные дефекты, непровары, то есть, неисправимый брак. Данная продукция не могла быть использована по целевому назначению, что не отрицается Заявителем.   При этом продукцию по данным ТУ Заявитель реализовывал с налогом на добавленную стоимость, а продукцию соответствующую ТУ 14-138-1037-2010 без НДС.

При рассмотрении дела представители ОАО «НМЗ им. Кузьмина» не смогли пояснить, в чем заключается отличие некондиционной металлопродукции, реализованной по ТУ 14-138-1042-2011 и ТУ 14-138-1045-2011, от металлопродукции, реализованной по ТУ 14-138-1037-2010.

Для применения льготы в порядке пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, имеет значение факт реализации на территории РФ определенного товара - лома черных и цветных металлов. Материалами дела подтверждается, что фактически налогоплательщиком был продан не лом, а некондиционная металлопродукция, которая не потеряла своих потребительских свойств,  в связи, с чем данные операции подлежат обложению по соответствующей налоговой ставке.

Таким образом, в нарушение пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, ОАО «НМЗ им. Кузьмина» неправомерно применена льгота по НДС при реализации  некондиционной металлопродукции.

 На основании исследования представленных в дело доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ суд считает решение Инспекции от 08.08.2014 № 30 законным и обоснованным, оснований для признания его недействительным нет.

С учетом установленных доказательств обстоятельства, изложенные Заявителем в обоснование заявления, судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.

Госпошлина по делу подлежит отнесению на заявителя в сумме 2 000 руб. согласно ст. 110 АПК РФ.

Госпошлина по делу подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 2 000 труб. как излишне уплаченная согласно ст. 104 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст.  104,  110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления  отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                               В.П. Мануйлов