ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-24052/09 от 27.11.2009 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  17 декабря 2009 года Дело № А45-24052/2009

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хорошиловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг», г. Новосибирск

к Администрации Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании недействительным распоряжения от 21.09.2009 № 412-ра

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.10.2009 № 9;

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 11.06.2009 № 16.

В судебном заседании в соответствии с нормами статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 25.11.2009 до 09 час. 30 мин. 27.11.2009.

Общество с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг» (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Новосибирской области (далее - далее заинтересованное лицо, Администрация Новосибирской области), с требованиями, уточненными в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, о признании недействительным распоряжения заинтересованного лица от 21.09.2009 № 412-ра «Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378 в Искитимском районе Новосибирской области из состава земель одной категории в другую» (далее - оспариваемое решение) и обязании заинтересованного лица принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с.Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район (далее - земельный участок), из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.

Заявитель, в обоснование своих требований со ссылкой на нормы статей 7, 8, 30, 31, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 2, 4, 7, 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Административного регламента Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по предоставлению государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 11.04.2008 № 149 (далее - Регламент), статей 198-201 АПК РФ, указал на следующее:

-заявитель 11.01.2008 обратился в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - ДИЗО НСО) с ходатайством о переводе земельного участка из земель одной категории в другую, решения не было принято, 19.08.2008 заявитель обратился к ДИЗО НСО с просьбой сообщить результат рассмотрения вышеуказанного ходатайства, не данное обращение ответа не последовало;

-заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным бездействия заинтересованного лица по принятию акта о переводе земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, либо акта об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов и обязании заинтересованного лица принять акт о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий, либо акт об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, в соответствии с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.07.2009 по делу № А45-623/2009, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение принято во исполнение решения арбитражного суда по делу № А45-623/2009;

-обстоятельства, указывающие на заинтересованность заявителя, в связи с заявленными требованиями по настоящему делу, установлены решением арбитражного суда по делу № А45-623/2009, кроме того заявителем проведены работы по выбору и межеванию земельного участка в соответствии с нормами ЗК РФ, произведена подготовка материалов для перевода земельного участка из одной категории в другую;

-оспариваемое решение является незаконным, поскольку отсутствуют основания для отказа в переводе земельного участка из земель одной категории в другую, предусмотренные Законом № 172-ФЗ.

Заинтересованное лицо, со ссылкой на нормы статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 26, 30-32, 78 ЗК РФ, статей 4, 10 Закона № 172-ФЗ, статьи 198 АПК РФ, заявленные требования не признало, указав на следующее:

-оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку затраты связанные с выбором и формированием земельного участка, заявитель осуществлял не в целях перевода земельного участка из земель одной категории в другую, а в целях предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, кроме того на момент принятия оспариваемого решения заявитель утратил право на приобретение земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта;

-оспариваемое решение соответствует нормам Закона № 172-ФЗ, поскольку статьей 10 Закона № 172-ФЗ, установлены ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, а именно ограничения перевода земель или земельных участков в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, между заявителем и Администрацией муниципального образования Морозовского сельского совета Искитимского района Новосибирской области, на основании постановления Администрации муниципального образования Морозовского сельского совета Искитимского района Новосибирской области от 07.04.2005 №57, подписан договор аренды земельного участка от 07.04.2005 №11/05.

Заявитель 11.01.2008 обратился к ДИЗО НСО с ходатайством о переводе земельного участка из земель одной категории в другую, ходатайство заявителя было принято к рассмотрению, акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из земель одной категории в другую, не было принято, 19.08.2008 заявитель обратился к ДИЗО НСО с просьбой сообщить результат рассмотрения вышеуказанного ходатайства, на данное обращение ответа не последовало.

23.03.2009 ДИЗО НСО в адрес заявителя было направлено письмо №2195-14/12 «О переводе земельного участка из одной категории в другую», в котором ДИЗО НСО указал, что решение о переводе земельного участка из одной категории в другую принимается органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие такого решения – заинтересованным лицом, ДИЗО НСО ходатайство заявителя было рассмотрено был подготовлен проект распоряжения Администрации Новосибирской области о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую, 18.02.2008, 15.04.2008 в адрес первого заместителя Губернатора Новосибирской области было направлено обращение о рассмотрении вопроса о возможности согласования проекта перевода земельного участка.

Акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из земель одной категории в другую, не было принято, в связи с этим заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия заинтересованного лица по принятию акта о переводе земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акта об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра и обязании заинтересованного лица принять акт о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акт об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, в соответствии с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.07.2009 по делу № А45-623/2009, заявленные требования удовлетворены.

Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.07.2009 по делу № А45-623/2009, в котором участвовали те же лица.

Как следует из материалов дела (постановление судебного пристава-исполнителя от 07.09.2009 о возбуждении исполнительного производства № 50/15/11395/7/2009, письмо заинтересованного лица от 05.10.2009 № 7238/14, постановление судебного пристава-исполнителя от 29.10.2009 об окончании исполнительного производства № 50/15/11395/7/2009) оспариваемое решение принято во исполнение решения арбитражного суда по делу № А45-623/2009, данным решением установлена заинтересованность заявителя, в связи с заявленными требованиями по настоящему делу.

Кроме того, из материалов дела следует, что заявителем проведены работы по выбору и формированию земельного участка в соответствии с нормами ЗК РФ (акт выбора земельного участка от 21.12.2004 № 190, постановление администрации Муниципального образования Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 16.05.2005 № 80 «Об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта», постановление администрации Муниципального образования Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 31.05.2005 № 88 «Об утверждении проекта границ земельного участка расположенного по адресу: Новосибирская обл., Искитимский р-н, 1,5 км на северо-запад от здания сельсовета с.Морозово», кадастровый план земельного участка), произведена подготовка материалов для перевода земельного участка из земель одной категории в другую, произведены соответствующие согласования с государственными контролирующими органами, вопрос о переводе земельного участка из земель одной категории в другую был предметом рассмотрения на заседаниях межведомственной комиссии по проверке использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области и города Бердска 10.07.2008, 18.07.2008, 21.08.2008, ДИЗО НСО ходатайство заявителя было рассмотрено, был подготовлен проект распоряжения Администрации Новосибирской области о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую (решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-623/2009).

Учитывая изложенное, не может быть принят во внимание довод заинтересованного лица, об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.

Как следует из содержания оспариваемого решения, решение принято на основании Закона № 172-ФЗ, с учетом решения межведомственной комиссии по проверке использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области от 10.09.2009 (комиссия создана в целях проверки использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области -Постановление Губернатора Новосибирской области от 30.05.2008 № 227 «О создании межведомственной комиссии»), в соответствии с данным решением администрации Муниципального образования Искитимский район было рекомендовано определить категорию земель земельного участка, уточнить правомерность отнесения данного участка к землям сельхозназначения, а также законность действия органа Муниципального образования Морозовский сельсовет при проведении аукциона по предоставлению земельного участка в аренду, заявителю было рекомендовано обратиться в администрацию Муниципального образования Искитимский район по вопросу перезаключения договора аренды земельного участка, ни в оспариваемом решении, ни в решении межведомственной комиссии по проверке использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области от 10.09.2009, каких либо выводов относительно оснований для отказа в переводе земельного участка из земель одной категории в другую, предусмотренных нормами статей 4, 10 Закона № 172-ФЗ не сделано.

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм законов и иных нормативных правовых актов на которые ссылались лица участвующие в деле, заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно пункту 2.2.4 Положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.04.2005 №229, ДИЗО НСО осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в собственности Новосибирской области, в соответствии с действующим законодательством, в целях реализации данных полномочий был утвержден административный Регламент ДИЗО НСО, по предоставлению государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую. Регламент был разработан в целях повышения качества предоставления и доступности результатов предоставления государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую, создания комфортных условий для участников земельных отношений, возникающих при предоставлении государственной услуги, Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по исполнению данной государственной услуги (раздел 1 Регламента).

В соответствии с нормами статьи 3 Закона №172-ФЗ, пункта 17 Регламента, в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, при этом ходатайство, не подлежащее рассмотрению по данным основаниям, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

В случае принятия ходатайства к рассмотрению, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, ходатайство заявителя было принято ДИЗО НСО к рассмотрению, и рассмотрено (проект распоряжения о переводе земельного участка из земель одной категории в другую был направлен заинтересованному лицу), исходя из этого можно сделать вывод, что с ходатайством обратилось надлежащее лицо и к ходатайству были приложены документы, состав, форма и содержание которых соответствовали требованиям земельного законодательства.

В соответствии с пунктом 5 Регламента, конечным результатом предоставления государственной услуги являются:

1) принятие распоряжения Администрации Новосибирской области о переводе земельных участков из одной категории в другую;

2) принятие акта об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.

В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления по результатам рассмотрения ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, заинтересованным лицом во исполнение решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-623/2009, было принято оспариваемое решение.

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлены статьей 4 Закона № 172-ФЗ, в соответствии с которой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, ни в оспариваемом решении, ни в решении межведомственной комиссии по проверке использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области от 10.09.2009, каких либо выводов относительно оснований для отказа в переводе земельного участка из земель одной категории в другую, предусмотренных нормами статей 4, 10 Закона № 172-ФЗ не сделано, исходя из отзыва заинтересованного лица, таким основанием являлся пункт 1 статьи 4 Закона № 172-ФЗ, во взаимосвязи со статьей 10 Закона № 172-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 10 Закона № 172-ФЗ, перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных ЗК РФ и другими федеральными законами случаях.

Заинтересованным лицом ни оспариваемом решении, ни в отзыве на заявление, не сделано каких либо выводов относительно исключения вышеуказанных случаев в отношении земельного участка, кроме того, как было установлено в ходе судебного разбирательства, в ходатайстве заявителя о переводе земельного участка, указано разрешенное использование данного участка: для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, что не исключает применение в отношении земельного участка норм части 2 статьи 10 Закона № 172-ФЗ.

В связи с указанным заинтересованном лицом, не доказано соответствие оспариваемого решения нормам Закона № 172-ФЗ, не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, что в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, является его обязанностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что оспариваемое решение не соответствует нормам статьи 4 Закона № 172-ФЗ.

Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением, следует из существа оспариваемого решения, а так же из невозможности реализовать права предусмотренные статьей 3 Закона № 172-ФЗ (обстоятельства установленные в ходе судебного разбирательства).

В связи с вышеизложенным и исходя из норм статьи 198 АПК РФ, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Сумма государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 копеек, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании норм статьи 104 АПК РФ, статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Администрации Новосибирской области от 21.09.2009 № 412-ра «Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378 в Искитимском районе Новосибирской области из состава земель одной категории в другую», как несоответствующее нормам Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг», обязать Администрацию Новосибирской области принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с.Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг» из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 копеек, уплаченную платежным поручением от 01.10.2009 № 734.

Решение подлежит исполнению после вступления его в законную силу.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать обществу с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг» после вступления решения суда в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.


СУДЬЯ А.В.Хорошилов