ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-24382/19 от 08.08.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                                          Дело № А45-24382/2019

08 августа 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Бутенко Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ямполец О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Автокомбинат № 3", г. Новосибирск (ИНН <***>) к Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск (ИНН <***>) о признании незаконным постановления № 1327 от 11.04.2019 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,

с участием представителей:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 19.06.2019, паспорт,

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 21.12.2018, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Автокомбинат № 3" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, мэрия) с требованием о признании незаконным постановления № 1327 от 11.04.2019 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по проезду Электрозаводскому площадью 1860 кв.м., обязании устранить допущенные нарушения путем обязании Мэрии г. Новосибирска обеспечить предварительное согласование обществу предоставления земельного участка площадью 1860 кв.м. для эксплуатации сооружения канализации по адресу: <...> обозначенной на схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории 54:35:032055, номер территориальной зоны 54635:1.168, кадастровый номер учтенного земельного участка 54635:032055:74.

Заинтересованное лицо требования не признало, представило отзыв, в котором указало, что полагает заявленные требования необоснованными, поскольку в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка утвержден проект межевания территории, что является основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка. Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в отзыве.

В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные процессуальные позиции по делу.

Требования заявителя мотивированы тем, что он является собственником объекта недвижимости – сооружения канализации, протяженностью 56 м., 1969 года постройки, кадастровый номер 54:35:012668:822. Данный объект проходит по части земельного участка с кадастровым номером 54:35:012668:828, находящегося в муниципальной собственности. Заявителем была подготовлена схема расположения земельного участка площадью 1 860 кв.м. на кадастровом плане территории для предварительного согласования предоставления земельного участка. Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в соответствии со схемой. Постановлением мэрии № 1327 от 11.04.2019 заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1860 кв.м. для эксплуатации сооружения канализации по адресу: <...> в связи с тем, что в отношении территории, на которой расположен предлагаемый к образованию земельный участок, постановлением мэрии от 06.02.2018 № 450 утвержден проект межевания территорий.

Полагая данный отказ нарушающим положения земельного законодательства и права общества в сфере предпринимательской деятельности, ссылаясь на положения ст. 39.1, 39.3, 39.14, 39.15, 39.17, 39.20 Земельного кодекса РФ, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, руководствуясь положениями статей 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, при этом основывая свои выводы на следующем.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.03.2011 № 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Аналогичная правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2016 № 305-КГ16-11133.   

Так, материалами дела подтверждается, что заявителю на праве собственности принадлежит сооружение канализации, протяженностью 56 м., 1969 года постройки, кадастровый номер 54:35:012668:822, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12.07.2019 № 99/2019/272335931.

Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением (номер и дата не указаны), в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка, обозначенного на приложенной схеме, площадью 1860 кв.м.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 11.04.2019 № 1327 заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по проезду Электрозаводскому для эксплуатации канализации в связи с тем, что в отношении территории, на которой расположен предлагаемый к образованию земельный участок, постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.02.2018 № 450 «О проекте планировки и проектах межевания территории, прилегающей к парку культуры и отдыха «Березовая роща», в Центральном и Дзержинском районах» утвержден проект межевания территории.

Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 06.02.2018 № 450 «О проекте планировки и проектах межевания территории, прилегающей к парку культуры и отдыха "Березовая роща", в Центральном и Дзержинском районах» утвержден названный проект планировки, а также проект межевания территории кварталов 030.01.01.10, 030.01.01.07 в границах планировки территории, прилегающей к парку культуры и отдыха "Березовая роща", в Центральном и Дзержинском районах. Из утвержденного проекта межевания видно, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах кадастрового квартала 030.01.01.10, для которого утвержден проект межевания. Это также подтверждается данными публичной кадастровой карты, находящимися в открытом доступе. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен на иной территории, заявителем не представлено. 

Как следует из положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

 Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Как установлено положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с п. 8 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, мэрией в данном случае сделан верный вывод о том, что представленная заявителем схема не может быть согласована по причине того, что испрашиваемый земельный участок относится к территории, для которой в установленном порядке утвержден проект межевания.

Довод заявителя о том, что согласно заключению кадастрового инженера испрашиваемый земельный участок не входит в состав территории, для которой утвержден проект межевания, судом отклоняется, поскольку из названного заключения следует, что кадастровым инженером анализировался иной правовой акт, а именно постановление мэрии г. Новосибирска от 04.12.2018 № 4335 «О подготовке проекта межевания территории квартала 030.01.02.05 в границах проекта планировки территории, прилегающей к парку культуры и отдыха «Березовая роща», в Центральном и Дзержинском районах». Указанным постановлением утвержден проект задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории. Согласно сообщению кадастрового инженера ФИО3 № 54-10-2, испрашиваемый земельный участок площадью 1860 кв.м. не входит в границы планировочной территории квартала 030.01.02.05, находится в 1,1 км на северо-восток относительно границ указанного квартала.

Однако испрашиваемый земельный участок входит в состав квартала 030.01.01.10, что установлено в судебном заседании, в отношении которого также утвержден проект межевания территории постановлением мэрии от 06.02.2018 № 450.

Также заявителем не представлено доказательств того, что для эксплуатации сооружения канализации протяженностью 56 м необходим земельный участок площадью 1860 кв.м. Обязанность доказывания того, что для эксплуатации объекта необходим участок конкретной площади, возлагается на заявителя.

Согласно положениям статьи 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (п. 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, оформление прав на земельные участки, на которых расположены подземные трубопроводы и иные линейные объекты, не требуется. Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельном участке не порождает каких-либо вещных прав в отношении данного участка у собственника инженерных коммуникаций по смыслу п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ. Земельные участки могут предоставляться только для эксплуатации наземных объектов трубопроводного транспорта.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, отраженной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2017 по делу № А32-16950/2016, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 по делу № А50-21684/2016, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.10.2011 № ВАС-13352/11 по делу № А71-10396/2010.

Следовательно, у заявителя отсутствует право на предоставление ему без торгов испрашиваемого земельного участка, поскольку в его границах нет наземных объектов недвижимого имущества. Доказательств наличия таких наземных объектов заявителем не представлено.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 65, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя по правилам ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 181, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                      

                                             Е.И. Бутенко