Арбитражный Суд Новосибирской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
03 марта 2016 года Дело № А45-24505/2015
Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе:
судьи Векшенкова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красноперовой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СибЦентр Плюс»
о признании предписания от 18.08.2015 №1542-04/44 недействительным,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 19.10.2015, удостоверение, ФИО2, доверенность от 27.01.2015, удостоверение,
заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 14.12.2015, паспорт,
установил:
В ходе проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства об объектах культурного наследия в отношении собственника объекта «Военный городок. Комплекс зданий военного ведомства. Склад.» общества с ограниченной ответственностью «СибЦентр Плюс» (далее- заявитель, общество) Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее- заинтересованное лицо, управление) выявлены нарушения требований сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Управлением в адрес общества вынесено предписание по факту нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия от 18.08.2015 №1542-04/44, в соответствии с которым заявителю было предписано прекратить любые строительные работы на объекте культурного наследия, до 31.08.2015 демонтировать рекламную конструкцию «Застава» с объекта культурного наследия, до 15.09.2015 провести и представить в управление техническое обследование фундамента и несущих конструкций объекта культурного наследия, до 01.10.2015 получить в управлении задание на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, представить в управление на согласование проектную документацию, разработанную в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее- Закон №73-ФЗ), предусматривающую: - приведение входной группы, крыши объекта культурного наследия, окон в соответствии с предметом охраны, утвержденным приказом управления от 29.04.2014 №53 (далее- приказ №53); - демонтаж пристроенного с юго-восточной стороны пристроя и привидения юго-восточного фасада в соответствии с предметом охраны, утвержденным приказом №53, до 31.12.2015 на основании согласованной проектной документации получить в управлении разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Вынесенное предписание от 18.08.2015 послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Основаниями, по мнению заявителя, для признания акта и предписания недействительным являются: 1) охранное обязательство разработано и доведено до собственника после вынесения оспариваемого предписания, 2) обязанности по исполнению охранного обязательства возникают у собственника с момента получения охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия.
Заинтересованное лицо в отзыве полагает предписание является законным и обоснованным в связи с тем, что в компетенцию управления входит выдача предписаний, заявителем нарушены требования действующего законодательства, общество имеет возможность исполнить предписание.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей предприятия и инспекции, арбитражный суд находит заявление, не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимы два условия: 1) не соответствие ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту, 2) нарушение при этом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение какой-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктами 1- 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия установлен статьей 45 Закона №73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона №73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу пункта 1 статьи 35.1 Закона №73-ФЗ не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона №73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Действие настоящего пункта распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, между лицами, которые приобрели указанное право на основании договоров, и третьими лицами (договор субаренды и другие договоры).
Таким образом, независимо от наличия либо отсутствия охранного обязательства, лицо, в чьем владении находится объект культурного наследия, должно осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Довод заявителя об обязанности выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, с момента вручения охранного обязательства не основан на положениях перечисленного законодательства, поэтому арбитражным судом не принимается.
Из материалов дела усматривается, объект, расположенный по адресу: Военный городок, д. 29, является объектом культурного наследия регионального значения «Военный городок. Комплекс зданий военного ведомства. Склад.» в соответствии с приложением к постановлению администрации Новосибирской области от 27.07.2005 №54, спорный объект культурного наследия находится в собственности Российской Федерации, но в отношении него не оформлены охранные документы на момент издания постановления №54, пользователем на праве оперативного управления являлась ГУ «Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть», разрешенное использование земельного участка – для размещения производственных объектов военного городка, 30 ноября 2007 года по договору купли-продажи №1954 на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области от 22.11.2007 №1803 специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» передал вышеназванный объект, площадью 85, 9 кв. м., в собственность ФИО4
Как следует из пункта 4.2.2 договора купли-продажи, одна из обязанностей покупателя содержит выполнение требований, вытекающих из установленных в соответствии с законодательством РФ ограничений прав на участок и сервитутов.
Из договора №16/01 купли-продажи усматривается, 16 января 2008 года ФИО4 передала спорный объект недвижимости в собственность общества с ограниченной ответственностью «СибЦентр», в соответствии с пунктом 5.2.2 договора покупатель обязан принять объект недвижимости на условиях, предусмотренных настоящим договором, и нести все расходы по его содержанию и эксплуатации.
Из договора №22/09 купли-продажи недвижимого имущества следует, 24 сентября 2009 года общество с ограниченной ответственностью «СибЦентр» передало в собственность нежилое здание, площадью 93, 3 кв. м., расположенному по вышеуказанному адресу, кадастровый номер 54:35:0:0097:01, вместе с земельным участком, площадью 1713, 0 кв. м., кадастровый номер 54:35:071040:0008, заявителю.
По пункту 4.2.2 договора покупатель (общество) обязан принять объект недвижимости и земельный участок на условиях, предусмотренных настоящим договором, и нести все расходы по его содержанию и эксплуатации.
Как следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности заявителя является деятельность ресторанов и кафе, обществом проведены строительные и монтажные работы на объекте недвижимости, а именно: к фасаду пристроен тамбур из металлопрофиля, на фасаде размещена рекламная вывеска «Застава», установлены пластиковые окна, крыша была покрыта металлочерепицей красного цвета, к юго-восточной стороне объекта возведена кирпичная пристройка, на территории объекта построено одноэтажное здание.
В результате произведенных работ площадь объекта недвижимости увеличилась до 160 кв. м.
Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Приказом управления от 29.04.2014 №53 утверждены особенности (предмет охраны) объекта культурного наследования регионального значения «Склад», расположенный по адресу: г. Новосибирск, Октябрьский район, территория Военного городка, объект №29, включающего: 1. Объемно-планировочное решение и габариты плана. 2. Фасады: 1) материал стен (кирпич); 2) элементы декора фасадов; 3) габариты и конфигурация проемов; 4) рисунок переплетов окон; 5) стропильная конструкция крыши и покрытие кровли из листового металла. 3. Цветовое решение фасадов.
Охранное обязательство вручено общество в начале декабря 2015 года.
Проведенные заявителем строительные работы нарушают облик объекта культурного наследия, причиняют вред предмету охраны, незаконными действиями общества нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.
Поскольку спорный объект недвижимости с июля 2005 года включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, находящихся на территории Новосибирской области, информация о том, что здание является объектом культурного наследия, размещена в открытом доступе сети «Интернет» и на сайте управления, общество при должной степени осмотрительности и заботливости при покупке объекта недвижимости могло установить, что здание отнесено к объектам культурного наследия.
Органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственную охрану объектов культурного наследия, является заинтересованное лицо.
В соответствии с Положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 25.12.2012 №609-п, управление осуществляет региональный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, в ходе осуществления своей деятельности вправе выносить предписания по факту нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Имеющимися доказательствами по делу подтверждается законность и обоснованность предписания заинтересованного лица, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах своей компетенции.
Довод общества об отсутствии нарушений с его стороны не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поэтому арбитражным судом отклоняется.
Заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих каким нормам действующего законодательства противоречит оспариваемое предписание, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены предписанием об устранении выявленных нарушений.
На заявителя возлагаются расходы по уплате государственной пошлины, которую он уплатил по платежному поручению №24 от 16.12.2015 при подаче заявления в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Д.В. Векшенков