АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-24901/2017
19 января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Суворовой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ефремовой О.С. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья "Орленок" (ОГРН 1085402009813), г. Новосибирск
к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН <***>), г. Новосибирск,
при участии третьих лиц: 1) Государственная жилищная инспекция Новосибирской области, 2) Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска; 3) МКУ г.Новосибирска «Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда»,
об обязании перечислить денежные средства на специальный счет,
при участии:
от истца: ФИО1 (паспорт, доверенность от 21.08.2017);
от ответчика: ФИО2 (паспорт, доверенность от 31.05.2017);
от третьих лиц: 1) ФИО3 (паспорт, доверенность от 01.01.2018); 2) не явился, извещен, 3) ФИО4 (паспорт, доверенность от 15.05.2017),
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Орленок" (далее - истец, ТСЖ «Орленок») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее – ответчик, Фонд) об обязании перечислить денежные средства на специальный счет ТСЖ «Орленок», собранные им денежные средства на капитальный ремонт дома по адресу: <...>, а также передать сведения о собранных денежных средствах с указанием перечня плательщиков и внесенных им сумм.
Определениями арбитражного суда от 05.10.2017, 07.11.2017 к участию в деле были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее – ГЖИ НСО), Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска (далее – ДЭЖКХ города), МКУ г.Новосибирска «Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда».
Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Государственная жилищная инспекция поддержала позицию ответчика, Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска оставил решение спора на усмотрение суда.
Суть исковых требований истца сводится к тому, что собственники многоквартирного жилого дома по адресу: <...> неоднократно принимали решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, что фиксировалось протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решения собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> направлялись в ГЖИ НСО и Фонд в порядке ст.ст. 170 - 176 ЖК РФ, велась переписка с уполномоченными государственными органами о включении многоквартирного дома по адресу: <...> в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
По результатам обращений ТСЖ «Орленок» было установлено, что многоквартирный дом по адресу: <...> включен в Региональную программу капитального ремонта в ноябре 2013 года согласно постановлению Правительства Новосибирской области № 524-п от 27.11.2013 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2038 годы».
Согласно ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 11.06.2015, собственники спорного многоквартирного дома не реализовали право, предусмотренное ст. 170 ЖК РФ, по выбору способа формирования фонда капитального ремонта и согласно постановления мэрии г. Новосибирска от 08.08.2014 № 7109 (запись в реестре 773) принято решение о формировании домом по адресу: <...> фонда капитального ремонта на «общем» счете регионального оператора.
При этом, как утвержден истец, неоднократно собственники помещений многоквартирного дома подтверждали свое решение по избранию способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, о чем уведомляли и Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области, и Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области, однако ответчик продолжает собирать денежные средства на специальном счете регионального оператора, игнорируя принятые собственниками помещений решения об избрании иного способа формирования фонда капитального ремонта.
Отказ в удовлетворении требований послужило поводом обращения истца с настоящим иском.
Проанализировав спорные правоотношения применительно к нормам жилищного законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирного дома, суд приходит к следующим выводам.
В статье 169 ЖК РФ определено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В части 4 статьи 170 ЖК РФ указаны вопросы, которые должны быть определены решением общего собрания собственников помещений в МКД в случае, если собственники помещений в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт счет).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в МКД в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен МКД, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем МКД способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом МКД о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частью 5 упомянутой статьи не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 упомянутой статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2038 годы» (далее – Региональная программа) многоквартирный дом по адресу: <...> включен в Региональную программу (дата опубликования – 27.11.2013).
Следовательно, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в МКД в срок до 27.05.2014, что включает в себя непосредственно принятие решения об избрании способа формирования капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов и выполнение ТСЖ «Орленок» всех юридически значимых действий в связи с принятым решением.
16.05.2014 истец обратился в ГЖИ НСО с заявление о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. К заявлению были приложены копия протокола счетной комиссии ТСЖ «Орленок» по подсчету голосов и итогов заочного голосования собственников помещений дома, справка из банка об открытии ТСЖ «Орленок» специального счета.
ГЖИ НСО письмом от 16.06.2014, направленном, в том числе, в адрес ТСЖ «Орленок» указало на нарушения ТСЖ «Орленок» норм действующего законодательства, поскольку установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <...> открыто два специальных счета: ТСЖ «Орленок» и ЖК «Орленок».
Кроме того, в письме ГЖИ НСО от 14.08.2015 (л.д. 45 т.1) указано также на нарушение порядка проведения и принятия решения собственниками многоквартирного дома (отсутствовал кворум при голосовании).
29.07.2014 ТСЖ «Орленок» обращается в Министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области с просьбой дать разъяснения о том, почему в Региональной программе указано на две секции дома, при том обстоятельстве, что информации о вводе в эксплуатацию еще двух секций жилого дома ТСЖ «Орленок» направляло в Администрацию Центрального округа в декабре 2013 года.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.07.2014 № 265-п «О внесении изменений в постановление правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2038 годы»» блок секции спорного жилого дома (2008 и 2010 годов постройки) включены в Региональную программу.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № 278-п «О внесении изменений в постановление правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2038 годы»» блок секции спорного жилого дома (2007 и 2011 годов постройки) также включены в Региональную программу.
Вместе с тем, как обоснованно указывает Министерство ЖКХ и Э НСО в своем письме от 29.06.2015 (л.д. 42 т.1), различные сроки ввода в эксплуатацию нескольких блок-секций одного многоквартирного дома при условии присвоения блок-секциям одного адреса не может освобождать собственников от оплаты соответствующих взносов.
Как указывает Министерство ЖКХ и Э НСО и не опровергает истец, выделение в региональной программе блок-секций в виде отдельных объектов, имеющих различный год ввода в эксплуатацию, этажность, материал стен и т.п., а соответственно и межремонтные сроки эксплуатации, позволяют планировать сроки проведения капитального ремонта. При этом, выделение отдельных блок-секций в Региональной программе для целей планирования сроков проведения капитального ремонта не меняет дату включения дома в Региональную программу.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 08.08.2014 № 7109 «О способе формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска» утверждён Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение 6 месяцев после официального опубликования закона и были определены на счет регионального оператора.
В данный Перечень под номером 773 был включен многоквартирный дом № 17 по ул. Галущака.
Постановление мэрии г. Новосибирска от 08.08.2014 № 7109 «О способе формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска» ТСЖ «Орленок» либо собственниками спорного дома не обжаловалось, имеет юридическую силу нормативного документа.
ТСЖ «Орленок» не обжаловались в установленном порядке и действия/бездействия Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ГЖИ НСО).
Согласно пунктам 1, 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии со ст. 4.1. Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-ОЗ «Об организации проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области» данное решение имеет отложенный срок вступления в силу – 1 год. В течение пяти дней со дня вступления в силу казанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области постановлением правительства Новосибирской области от 13.11.2013 № 490-п.
Как указывает ТСЖ «Орленок» и не оспаривает ответчик, в сентябре 2015 года ТСЖ «Орленок» направило в адрес ГЖИ НСО выписку из протокола общего собрания собственников помещений по ул.Галущака,17 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Как утверждает Фонд и не оспаривает истец, 10.09.2015 ТСЖ «Орленок» также направил в их адрес выписку из протокола общего собрания собственников помещений по ул.Галущака,17.
02.02.2016 Фонд направил в адрес ТСЖ «Орленок» запрос о предоставлении протокола общего собрания собственников помещений.
11.03.2016 в Фонд поступило письмо ТСЖ «Орленок» с приложением справки кредитной организации Сбербанк России об открытии специального счета ТСЖ «Орленок» и выписки из протокола счетной комиссии ТСЖ «Орленок».
11.04.2016 Фонд повторно разъясняет ТСЖ «Орленок» о допущенных нарушениях при направлении соответствующих документов и предлагает представить решение общего собрания собственников, оформленного протоколом.
ГЖИ НСО в своем ответе от 19.04.2016 на обращение ТСЖ «Орленок» пояснило, что предоставление выписки из протокола общего собрания является нарушением ст. 172 ЖК РФ. Кроме того, ГЖИ НСО указывает, что в Региональную программу капитального ремонта были включены еще и вставки по адресу: ул. Галущака, 17 вставка, ул. Галущака, 17 вставка 1, ул. Галущака, 17 вставка 2, протоколы собрания собственников которых также не были представлены.
В сентябре 2016 года ТСЖ «Орленок» вновь направляет в Фонд протокол счетной комиссии ТСЖ «Орленок» с решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома Галущака, 17.
По результатам проверки поданного заявления, Фонд письмом от 14.10.2016 (л.д. 62 т.1) сообщает ТСЖ «Орленок» о наличии нарушений в протоколе, как по содержанию, так и по оформлению. Документы направлены ТСЖ «Орленок» на доработку.
Действия Фонда ТСЖ «Орленок» не обжаловало.
При этом, доказательства устранения замечаний и направления в адрес Фонда всего пакета документов, предусмотренного действующим законодательством, истец не представил.
При этом суд обращает внимание, что все представленные истцом протоколы общих собраний собственников содержат информацию о принятии решения об избрании (подтверждении) способа формирования фонда капитального ремонта, а не о его изменении, что при наличии не оспоренного в установленном законом порядке постановления от 08.08.2014 № 7109, не может свидетельствовать о возникновении у Регионального оператора обязанности в рамках ст. 173 ЖК РФ по перечислению средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении Фондом действующих норм закона, в материалах дела отсутствуют.
Представленный в судебном заседании протокол общего собрания собственников помещений дома № 17 по ул. Галущака от 16.11.2017, которым зафиксирован факт принятия собственниками решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, не имеет юридического значения по настоящему делу, поскольку в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 ЖК РФ и ст. 4.1. Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-ОЗ «Об организации проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области» по истечении одного года с указанной даты решение собственников помещений в названном многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступит в законную силу.
Следовательно, именно с указанной даты ТСЖ «Орленок» как владелец специального счета в ПАО Сбербанк вправе принимать платежи собственников помещений в фонд капитального ремонта и соответственно требовать от регионального оператора перечислить средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, учитывая, что постановление мэрии г. Новосибирска от 08.08.2014 № 7109 «О способе формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска» об определении дома по адресу: <...> на счет регионального оператора ТСЖ «Орленок» не обжаловалось и обладает юридической силой, а доказательств, подтверждающих факт наличия вступившего в силу решения собственников дома об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, не представлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебные расходы распределяется судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | О.В. Суворова |