067/2021-209470(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск 14 сентября 2021 года Дело № А45-2494/2021
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2021 года Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2021 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной
И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щепило О.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства региональной политики Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск
к Новосибирской региональной общественной организации по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций "Новосибирск-поиск" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск , о взыскании 415275 рублей
при участии представителей сторон:
истца: ФИО1, доверенность № 09 от 30.04.2021, паспорт, диплом; ФИО2, доверенность № 33 от 16.12.2020, паспорт;
ответчика: ФИО3, доверенность от 21.07.2021, паспорт, диплом УСТАНОВИЛ:
Министерство региональной политики Новосибирской области (далее по тексту - министерство, истец) обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании с Новосибирской региональной общественной организации по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций "Новосибирск-поиск" (далее по тексту - ответчик, НРОО «Новосибирск-поиск», организация,
получатель субсидии) денежных средств областного бюджета Новосибирской
области в размере 415 275 руб.
Представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, дополнении к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Новосибирской региональной общественной организацией по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций «Новосибирск-поиск» была подана заявка № С156/2018 на участие в конкурсном отборе среди социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидии из областного бюджета Новосибирской области для реализации программы «Уйти нельзя, остаться».
На реализацию проекта было запланировано 819628 рублей, из которых: 600000 рублей составляют средства, предоставляемые за счет субсидии из областного бюджета, 219628 рублей - предполагаемая сумма софинансирования.
Конкурсной комиссией среди социально ориентированных некоммерческих организаций по предоставлению субсидии из областного бюджета Новосибирской области в соответствии с протоколом от 20.08.2018 № 1 принято решение о предоставлении субсидии НРОО «Новосибирск- поиск» в размере 600000 рублей. Результаты конкурса утверждены приказом министерства региональной политики Новосибирской области от 05.04.2019 № 59 «О результатах конкурсного отбора среди социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области» от 05.04.2019 № 59.
На основании решения конкурсной комиссии между министерством региональной политики Новосибирской области и НРОО «Новосибирск-
поиск» было заключено Соглашение (Договор) о предоставлении субсидии из областного бюджета Новосибирской области от 12.09.2018 № 36
По условиям договора министерство произвело оплату в размере 600000 рублей на расчетный счет ответчика (платежное поручение от 17.09.2018 № 937).
Согласно пункту 4.3.2 договора ответчик обязуется выполнять работы, определенные календарным планом реализации программы в соответствии с приложением № 2 к договору в полном объеме и в установленные сроки.
В соответствии с подпунктами 1,2 пункта 4.3.3 договора ответчик обязуется представлять Главному распорядителю бюджетных средств документы и материалы, предусмотренные Порядком предоставления субсидии и договором, в том числе:
- финансовый отчет об использовании субсидии из областного бюджета Новосибирской области, в том числе копии первичных документов, подтверждающих расходы, по форме, согласно приложению № 3 к настоящему договору, в течение 10 рабочих дней после окончания срока платежа по всем статьям расходов, указанных в календарном плане реализации программы;
- отчет о результатах реализации программы по форме, согласно приложению № 4 к договору, в течение 10 рабочих дней после окончания срока выполнения всех работ, указанных в календарном плане реализации программы.
Учитывая, что установленный договором срок выполнения всех работ истек 30.08.2019, а срок окончания платежей - 01.09.2019, то отчет о результатах программы и финансовый отчет об использовании субсидии необходимо было представить в министерство до 14.09.2019 (далее - отчеты).
Отчеты Получателем субсидии были представлены в министерство только 30.12.2019, после чего повторно документы и отчет представлены в ходе рассмотрения дела в суде 16.06.2021 .
В ходе осуществления проверки отчетов, представленных НРОО «Новосибирск-поиск», на соблюдение получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии по итогам реализации программы, министерством выявлены нарушения, выразившиеся в не предоставлении документов, подтверждающих реализацию мероприятий, предусмотренных календарным планом выполнения программы и документов, подтверждающих расходы ответчика, предусмотренных сметой расходов на выполнение программы.
По факту выявленных нарушений 09.04.2020 на адрес электронной почты ответчику направлено письмо с требованием о возврате денежных средств за № 375/57. Ответчик произвел возврат неиспользованных средств субсидии 2018 года по договору от 12.09.2018 № 36 частично в размере 184 725 рублей (в т.ч. 67845 руб. в ходе рассмотрения дела в суде).
Денежные средства размере 415 275 рублей (600000 руб.- 184725 руб.) от общества в бюджет не возвращены.
Сумма исковых требований уточнена истцом с учетом добровольной оплаты в ходе рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований ввиду следующего.
Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Из пункта 7 статьи 78 БК РФ следует, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам могут
предоставляться гранты в форме субсидий, в том числе на конкурсной основе.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
К отношениям сторон по исполнению условий соглашения о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Исходя из взаимосвязанных положений приведенных норм права следует, что целевое использование бюджетных средств, предоставленных в виде субсидии, определяется не только соответствием получателя субсидии условиям предоставления субсидии и расходованием ее на определенные соглашением о предоставлении субсидии цели, но и выполнением получателем субсидии установленных этим соглашением обязанностей в период срока его действия, нарушение которых может быть предусмотрено в качестве основания для возврата полученных денежных средств.
Частью 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем 4 пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные нормы предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 9-п утверждена государственная программа Новосибирской области "Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы" и Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям из областного бюджета Новосибирской области в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015-2020 годы», установленным постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 № 9-п (далее - Порядок),
Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что соглашение (договор) о предоставлении субсидии заключается при условии прохождения организацией конкурса.
Пунктами 24, 25,27,29,31 Порядка предусмотрено, что предоставленные субсидии должны быть использованы в сроки, предусмотренные договорами. Сроки использования субсидий определяются с учетом сроков реализации программ. Главный распорядитель как получатель бюджетных средств вправе устанавливать в договоре значение показателей результативности (целевых показателей) предоставления субсидии. Получатели субсидий несут ответственность за соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидии. Получатель субсидии обязан в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления от организатора конкурса перечислить всю сумму денежных средств, полученных в виде субсидии, в областной бюджет. В случае если получатель субсидии добровольно не возвратил средства субсидии, взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 32 Порядка в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем и органом государственного финансового контроля, министерство в течение 30 дней со дня установления указанного факта направляет получателю субсидии письменное уведомление о возврате субсидии в областной бюджет.
Министерством с ответчиком и было заключено соглашение о предоставлении субсидии от 12.09.2018 № 36 , которым предусмотрены смета расходов и календарный план мероприятий, отраженные в заявке.
В соответствии с пунктами 4.3.1, 4.3.12 договора получатель субсидии обязан осуществлять расходование средств субсидии в соответствии с договором и Порядком. Получатель субсидии не вправе в одностороннем порядке изменять запланированные конечные результаты программы,
назначение статьей сметы расходов на реализацию программы и календарный план реализации программы, а также условия договора.
Вместе с тем, само по себе нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным и безусловным основанием для истребования суммы субсидии, при условии доказанности достижения результата предоставления субсидии, показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, а также целевого использования субсидии, в связи с чем доводы истца о нарушении сроков сдачи отчетности во внимание судом не принимаются, ответчик обосновывает нарушение сроков сдачи причинами организационного характера, связанными сменой бухгалтера и необходимостью восстановления документооборота.
В части суммы 7500 руб. суд находит требования подлежащими удовлетворению, сумму подлежащей взысканию, поскольку согласно смете (пункт 6 сметы) субсидия представлялась для приобретения комплекта туристической экипировки и туристического снаряжения.
Ответчиком в обоснование расходов представлено платежное поручение от 03.12.2019 № 95 на сумму 7500 руб., счет 279 от 03.12.2018 ,акт, где указано наименование работ, услуг - печать на футболках. Иных документов не представлено. Поскольку услуги по печати на футболках сметой не предусмотрены, договора, товарной накладной о том, что в данном случае приобретались товары - футболки как часть экипировки не представлено, акт и документы составлены на услугу по печати, оснований для отказа во взыскании данной суммы суд не усматривает, условия соглашения ответчиком нарушены.
В остальной части требований материалами дела полностью доказаны целевое использования субсидии 407 775 руб., а также достижения результата предоставления субсидии, а нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы субсидии в полном объеме.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что денежные средства представленные истцом ответчиком израсходованы в соответствии с их целевым назначением - на реализацию программы «Уйти нельзя, остаться» (согласно смете расходов и календарному плану реализации программы, приведенных в приложении к соглашению о предоставлении субсидии), а также то, что ответчиком достигнуты результаты предоставления гранта.
Фактически РОО «Новосибирск-поиск» была реализована программа «Уйти нельзя, остаться», в сроки, установленные договором о предоставлении субсидии, все мероприятия проведены, создана «Школа ответственного родительства», проводится работа с несовершеннолетними с целью исключения фактов самовольных уходов, правонарушений, разработан справочник безопасности ребенка для детей младшего школьного возраста и выполняются иные предусмотренные мероприятия.
В Министерство представлены финансовые отчеты, а также документы, подтверждающие фактическое несение расходов на реализацию программы, денежные средства не израсходованные возвращены в бюджет.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, что у РОО «Новосибирск-поиск» при заключении договора о предоставлении субсидии отсутствовало право на получение субсидии, также как не представлены доказательства нецелевого использования субсидии.
Согласно смете расходов на реализацию программы (приложение № 1 к соглашению № 36 от 12.09.2018 (л.д. 78 т.2) предусматривает расходование
перечисленных обществу средств областного бюджета на оплату услуг по изготовлению и монтажу оборудования для фотовыставки (пункт 3 сметы расходов на реализацию программы) - сумма 62000 рублей.
В рамках указанной статьи предоставлены: платежное поручение от 14.03.2019 № 8674914 на сумму 104000 руб., счет от 13.03.2019 № 64, акт от 14.03.2019 № 000064 за услуги разработки, изготовления и организации фотовыставки.
Доводы истца об отсутствии документов, подтверждающие исполнение услуги по изготовлению и монтажу оборудования для фотовыставки, а также не предоставлении фотоотчет с выставки, не принимаются за необоснованностью. Фотоотчет представлен, указание в документах об оплате, акте « услуги разработки, изготовления и организации фотовыставки» по существу аналогично предусмотренной в смете статье расходов - оплате услуг по изготовлению и монтажу оборудования для фотовыставки. Фотовыставка проведена, что доказательств обратного не представлено,
ответчик также использовал часть собственных средств в данном случае. Представление в министерство 2 актов об оказании услуг (акта № 000381 от 14.03.2019 с отчетом в декабре 2019 года и акта от 13.03.2019 № 000064 с отчетом 16.06.2021) на одну и ту же сумму (104 000 руб.) с одинаковым наименованием услуг, учитывая пояснения ответчика о необходимости учета акта от 13.03.2019 № 000064 , в данном случае не влечет невозможность принятия документа, поскольку не опровергает достоверность указанных в них сведений и расходов в соответствии со сметой.
По оплате услуг по разработке и печати «Книга безопасности ребенка» (пункт 4 сметы расходов на реализацию программы) - сумма 37 000 рублей.
В рамках данной статьи представлены: платежное поручение от 27.06.2019 № 24839620, счет от 27.06.2019 № 168, акт от 27.06.2019. № 000401. Смета предусматривает оплату услуг по разработке и печати книги, то есть конечным результатом должна быть именно книга.
В настоящем случае ответчиком был представлен готовый экземпляр книги в виде школьного дневника «книга безопасности» (л.д.119 т.2) ,а также фото с тиражом экземпляров книги (л.д.107 т.2), в представленном экземпляре книги имеются советы по соблюдению требований безопасности для детей, имеется указание о изготовлении ее за счет средств областного бюджета.
При этом РОО «Новосибирск-поиск» действительно при оплате услуг по разработке и печати «Книги безопасности ребенка» (в платежных поручении
№ 87 от 09.10.2018 ошибочно было указано назначение платежа «разработка и печать постеров». Однако впоследствии ответчиком были направлены письма в адрес исполнителя услуг - ООО «Пик» о допущенной ошибке с уточнением назначения платежа (письмо № 79-исх от 15.10.2018).
Как указывает общество, первоначально в министерство сданы по ошибке не относящиеся к соглашению документы, в связи с чем 16.06.2021 представлены иные документы, которые подтверждают расходы по данному пункту сметы, счет № 280 от 01.10.2018,письмо с уточнением назначения платежа № 79-исх от 15.10.2018 и акт от 01.10.2018 № 00280. Проверив представленные РОО «Новосибирск-поиск» документы, суд находит обоснованными и подтвержденными расходы по п.4 сметы, книга безопасности ребенка разработана и напечатана. Доводы министерства о невозможности принятия расходов по причинам, указанным в пояснениях по делу (представлением разных счетов и актов), учитывая пояснения ответчика об относимости документов, представленных в министерство 16.06.2021 ,ошибочности части документов, представленных ранее в 2019 с отчетом, суд находит необоснованными.В данном случае, ответчик воспользовался предоставленным ему законом правом на уточнение назначения платежа, уточнение принято его контрагентом ответчика.Из положений статьи 209 ГК РФ и пункта 7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что правом изменения назначения платежа обладает плательщик как собственник денежных средств, чем и воспользовался ответчик. Ответчиком использованы на оплату как средства, перечисленные ему из бюджета так и собственные средства.
Оплата услуг подтверждена платежным поручением № 87 от 09.10.2018 по счету № 280 от 01.10.2018 , факт оказания услуг подтвержден актом от 01.10.2018 № 00280 , услуги оказаны в рамках соглашения и в целях реализации программы, разработкой и печати книги безопасности ребенка в рамках реализации проекта «Уйти нельзя, остаться». Тот факт, что книга
содержит в себе дневник, а не только тестовую часть с советами по
безопасности не влечет невозможности использования ее как книги безопасности ребенка, не свидетельствует о нарушении обществом условий соглашения и утвержденной сторонами сметы к соглашению.
По оплате услуг по съемке и монтажу видеофильма (сумма субсидии 50000 руб.) (пункт 5 сметы расходов на реализацию программы).
В рамках платежей по указанной статье как указывает министерство, отсутствует договор оказания услуг по съемке и монтажу видеофильма, а также не представлен готовый видеофильм.
Доводы истца суд находит необоснованными, поскольку факт оказания услуг по съемке и монтажу фильма подтвержден документально, тот факт, что в фильме не отражено участие министерства в создании фильма, не свидетельствует о том, что денежные средства областного бюджета не использовались на его съемку, обязанности отражения в фильме всей информации о источниках финансирования не предусмотрено соглашением, обществом использовались для оплаты услуг как средства областного бюджета, так и иные денежные средства. Общая сумма расходов составила 142857 руб., платежное поручение от 08.07.2019 № 266690445 ,счет № 182 от 08.07.2019 ,акт от 08.07.2019 № 000182 подтверждают обоснованность расходов и направленность на цели, предусмотренные соглашением.
Как указывает ответчик, представленные ранее документы (платежное поручение, акт, счет № 168 по расходованию по смете ошибочно отражены не в той строке отчета (по книге безопасности) и не относятся к фильму, в связи, с чем судом также не принимаются как не относящиеся к п.5 сметы и расходам на съемку и монтажу фильма, оснований для непринятия во внимание документов, представленных 16.06.2021 и в суд не имеется.
Отсутствие договора не опровергает факт несения расходов и фактическое создание фильма исполнителем услуг, его демонстрацию в рамках соглашения.
Ответчик в ходе рассмотрения дела неоднократно указывал на ошибочность отчетности, представленной в 2019 году, и просил принять во
внимание отчетность, сданную 16.06.2021,поскольку ошибки носили явно технический характер, платежные поручения были неверно разнесены по пунктам затрат, ошибочно были представлены платежные поручения, не относящиеся к периоду соглашения № 36 от 12.09.2018. Ошибки при подаче документов были вызваны, в том числе и тем фактом, что в период реализации соглашения № 36 от 12.09.2018 ответчиком реализовывались иные программы по иным соглашениям о предоставлении субсидий (грантов), в том числе по договору о предоставлении гранта Президента РФ № 18-1-021286 от 19.07.2018 и договору № 4-Ю от 21.06.2019, заключенному с мэрией г. Новосибирска.
Относительно расходов на приобретение комплекта туристической экипировки и туристического снаряжения (пункт 6 сметы расходов на реализацию программы) - сумма 196000 рублей. Часть средств возвращена в бюджет ответчиком добровольно, остаток невозвращенных средств составил 153 210 руб., которые истец просит взыскать, из указанной суммы судом определена к взысканию сумма 7500 руб., мотивированное обоснование взыскания которой приведено выше в решении.
В остальной части основания для взыскания не имеется, поскольку расходы подтверждены.
В рамках указанной статьи предоставлены: платежное поручение от 08.07.2019 № 26690445 на сумму 35 820 руб., счет от 12.12.2018 № 407 , товарная накладная от 12.12.2018 № 407 (приобретение комбинезона), платежное поручение от 24.07.2019 № 103 на сумму 109 890 руб., счёт и товарная накладная от 24.07.2019 № 198 (приобретение рюкзака с логотипом, коврика, фонарика - комплекты 20 шт.). Оснований для взыскания суммы 145 710 руб. не имеется.
Доводы истца о том, что указанные товары, приобретенные РОО «Новосибирск-поиск», не могут быть отнесены к туристической экипировке и туристическому снаряжению суд находит необоснованными, комбинезон,
рюкзаки, коврики, фонарики возможно, по мнению суда, отнести к туристической экипировке и туристическому снаряжению.
Доводы истца о том, что в отчете не представлены фотографии приобретенного товара и отсутствует документ, подтверждающий факт постановки на баланс организации купленного товара не могут свидетельствовать о необоснованности расходов и их нецелевом характере. Обязанности фотографировать купленные товары не имеется у ответчика.
По расходам на приобретение туристической палатки двухместной (пункт 7 сметы расходов на реализацию программы) - сумма 35000 рублей
ответчиком представлены платежное поручение № 104 от 29.07.2019 на сумму 38462 руб., счет 202 от 29.07.2019,товарная накладная № 202 от 29.07.2019. Оснований для взыскания 35000 руб. не имеется.
Тот факт, что ранее представлены в министерство другие документы к отчету 2019 года, с учетом доводов ответчика об ошибочности части документов, первоначально документы представлены не по той статье расходов, не свидетельствуют о невозможности принятия документов, представленных в министерство и в суд 16.06.2021,которые подтверждают
правомерность использования средств ответчиком.
По расходам на приобретение туристической посуды (пункт 8 сметы расходов на реализацию программы) - сумма 23120 рублей. В рамках указанной статьи предоставлены счет от 03.10.2018 № 286, платежное поручение № 88 от 12.10.2018,письмо об уточнении наименования платежа № 80исх от 15.10.2019 ,товарная накладная № 286 от 03.10.2018 (термос с кружкой с логотипом)
Доводы истца о том, что предоставленных документов не ясно какие предметы входили в набор посуды, тогда как конкретный перечень предметов был указан получателем субсидии в заявке № С156/2018 не принимаются судом, поскольку в смете, утвержденной сторонами соглашения, не указано конкретное наименование товара, который необходимо приобрести, термос с кружкой, возможно отнести к туристической посуде, данные предметы могут
быть использованы в деятельности организации в соответствии с целями, их приобретение не противоречит условиям соглашения.
Нарушение бухгалтерского учета, не представление документов, подтверждающий факт постановки товара на баланс организации или факт списания посуды, не опровергают факт приобретения указанного товараРОО «Новосибирск-поиск» и использовании в предусмотренных целях и не являются основанием для взыскания суммы в бюджет.
По приобретению продуктов питания в рамках выездных мероприятий (пункт 9 сметы расходов на реализацию программы) - сумма 80000 рублей.
В рамках указанной статьи предоставлены: платежное поручение от 10.07.2019 № 183 на сумму 54945 руб., товарная накладная № 183 от 10.07.2019(товар - сухпаек с логотипом клуба). Поскольку комплект сухпайка предполагает наличие в нем продуктов питания, оснований считать товар не относящимся к продуктам питания не имеется.
Оснований для взыскания 54945 руб. не имеется.
В рассматриваемом случае в материалы дела представлено достаточно доказательств, подтверждающих реализацию мероприятий, утвержденных планом реализации программы, обязанность по предоставлению запрошенных документов об использовании субсидии из областного бюджета Новосибирской области выполнены, цели программы достигнуты, использование денежных средств, полученных ответчиком в виде субсидии на реализацию программы подтверждены.
Совокупный анализ положений соглашения от 12.09.2018 N 36 и Порядка предоставления субсидии позволяет прийти к выводу, что неполное либо неправильное отражение организацией сведений в отчете, непредставление документов об использовании собственных либо привлеченных средств, в качестве оснований для возврата субсидии не поименованы.
Все обязательства организацией выполнены в срок. Истцом достоверность приведенных сведений не опровергнута. Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств организации не вменяется.
Довод о не предоставлении организацией отчета и документов о потраченных собственных и привлеченных средствах при реализации проекта является формальным, нарушающим правовую определенность лица, добросовестно реализовавшего программу «Уйти нельзя, остаться», направленную на воспитание несовершеннолетних.
Таким образом, с учетом соблюдения ответчиком условий предоставления и использования субсидии, основания для возложения на ответчика обязанности по ее возврату в полном объеме не имеется. Тот факт, что РОО «Новосибирск-поиск» софинансирование в рамках условий соглашения осуществлялось в меньшем размере, не свидетельствует о наличии оснований для возврата средств в бюджет в полном объеме.
Довод истца о том, что ответчиком финансирование осуществлено по отдельным статьям на большую сумму, чем это предусмотрено сметой, а софинансирование по статье сметы не заявлялось (п. 3, 4, 6, 7, 8, 9 сметы расходов), не может служить основанием для возврата денежных средств, предоставленных ответчику в рамках соглашения сметы расходов к соглашению № 36 от 12.09.2018, поскольку не является нарушением условий или порядка предоставления субсидий. Действующее законодательство не содержит запрета на расходование как собственных, так и привлеченных денежных средств в рамках реализации средств субсидии.
Кроме того, ни соглашение № 36 от 12.09.2018, ни Порядок не содержат обязанности по предоставлению отчетности расходования собственных или привлеченных денежных средств при реализации программы.
Пункт 4.3.3 соглашения обязывает организацию представить
финансовый отчет об использовании субсидии из областного бюджета, в том числе копии первичных документов, подтверждающих расходы по статьям сметы.
Также поскольку реализация программы по данному соглашению предполагалась в течение практически года, то и стоимость их могла быть изменена. Так, например, по п. 3 сметы расходов к соглашению № 36 от 12.09.2018 было запланировано, что на изготовление и монтаж оборудования для фотовыставки будет затрачено 62 000 рублей. Оплата услуг была произведена через полгода - 14.03.2019 г., расходы составили 104 000 рублей, из которых 42 000 рублей израсходовано из собственных средств в рамках софинансирования.
По выполнению календарного плана истцом приводятся доводы о том, что ответчиком не представлены доказательства проведения мероприятий в рамках исполнения календарного плана. Вместе с тем в Порядке или соглашении № 36 от 12.09.2018, не содержится тех требований, на которые ссылается министерство.
В форме отчета о реализации программы (приложение № 4 к соглашению № 36 от 12.09.2018) указано, что в отчете должны быть отражены количественные показатели (численность граждан, добровольцев, внебюджетных финансовых средств), а также информация о достижении качественных показателей, работа со СМИ, взаимодействия, партнеры. Приложениями к отчету могут быть: копии публикаций в СМИ, отзывов, программ проведения семинаров, списки участников, видеоматериалы, фотографии и т.д.
Требование о предоставлении планов и графиков проведения мероприятий, методических материалов, распространение материалов среди 2000 человек, охват тренингами не менее 800 человек и т.д. не соответствует требованиям Порядка и требованиям Соглашения № 36 от 12.09.2018.Перечень документов примерный, ответчиком представлено достаточно доказательств подтверждающих реализацию программы.
Из материалов дела и представленных ссылок на сайты в сети интернет
следует активная деятельность ответчика, в т.ч. в рамках реализации соглашения № 36 от 12.09.2018 ,что отражено в СМИ.
Фактически РОО «Новосибирск-поиск» была реализована программа «Уйти нельзя, остаться», в сроки, установленные договором о предоставлении субсидии, все мероприятия проведены, создана «Школа ответственного родительства», постоянно проводится работа с несовершеннолетними с целью исключения фактов самовольных уходов, правонарушений, разработан справочник безопасности ребенка (книга) для детей младшего школьного возраста.
Также суд отмечает, что условие о возврате субсидии в случае нарушения ее получателем условий предоставления субсидии по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования субсидии, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в неравные условия с лицом, предоставившем субсидию, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.
В соответствии с нормами бюджетного законодательства непредставление отчетности, представление неполной отчетности в установленный договором о предоставлении субсидии в срок, не влечет безусловной обязанности ответчика возвратить субсидию в том объеме, в котором она изначально выделялась.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, что у НРОО
«Новосибирск-поиск» при заключении договора о предоставлении субсидии отсутствовало право на получение субсидии, также как не представлены доказательства нецелевого использования субсидии в сумме 407775 руб. Основания для взыскания с ответчика 407775 руб. суд не усматривает.
Госпошлина подлежит распределению в порядке ст.110,112 АПК РФ.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Новосибирской региональной общественной организации по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций "Новосибирск-поиск" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу Министерства региональной политики Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) денежные средства в размере 7 500 рублей.
Взыскать с Новосибирской региональной общественной организации по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций "Новосибирск-поиск" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 204 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной
инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья И.А. Рубекина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 18.06.2021 3:31:05
Кому выдана Рубекина Ирина Анатольевна