г. Новосибирск Дело № А45-28104/2021
05 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рыбиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санжиевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью «АП Меркурий» (ОГРН <***>), г. Краснообск
к публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» (ОГРН <***>), г. Москва в лице Сибирского филиала, г. Новосибирск
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) министерства экономического развития Российской Федерации (12039 <...>), 2) Межрегионального управления по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (630091 <...>), 3) Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (<...>), 4) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Новосибирской области (630110 <...>)
об обязании ПАО «Промсвязьбанк» исполнить условия кредитного договора <***> от 08.07.2021 в части списания задолженности в полном объеме
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 (доверенность от 27.08.2021, диплом № 55 от 01.07.2016, паспорт)
от ответчика: ФИО2 (доверенность № 1779 от 11.10.2019, диплом № 518 от 03.06.2017, паспорт)
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещён, 3) ФИО3 (доверенность № 4094-0100-21, служебное удостоверение), 4) не явился, извещён
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АП Меркурий» обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства экономического развития Российской Федерации, Межрегионального управления по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Новосибирской области об обязании ПАО «Промсвязьбанк» исполнить условия кредитного договора <***> от 08.07.2021 в части списания задолженности в полном объеме.
Ответчик отзывом на иск относительно удовлетворения исковых требований возражает, подробно излагая свои доводы в отзыве.
Межрегиональное управление по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу отзывом на иск указывает на то, что сведения о возможных действиях сторон, направленных на легализацию (придание правомерного вида) денежных средств, полученных преступным путем, отсутствуют, в связи с изложенным, полагает, что представление пояснений по данному делу не входит в компетенцию Управления.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области отзывом на иск указывает на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Министерство экономического развития Российской Федерации отзывом на иск указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» (далее - Правила) заемщики, осуществляющие деятельность в пострадавших отраслях экономики, до 01.11.2020 могли получить кредит, размер которого определялся исходя из численности работников, расчетного размера оплаты труда, а также срока кредитного договора, не превышающего 6 месяцев.
Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренного пунктом 12 Правил, кредитная организация использует данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Источником данных для информационного сервиса ФНС России являются официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения) допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года. В случае, если у таких заемщиков по итогам мая произошло снижение численности работников по сравнению с апрелем более, чем на 20 %, то мониторинг численности работников в течение базового периода и периода наблюдения для них будет осуществляться по отношению к численности работников в мае 2020 года. Списание кредита в такой ситуации будет осуществляться в пределах суммы кредитного договора, определенной исходя из численности работников за май.
В соответствии с пунктом 11 Правил кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы представителей сторон, третьего лица, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Истец, обосновывая иск, ссылается на то, что ПАО «Промсвязьбанк» ООО «АП Меркурий» предоставлен кредит на основании кредитного договора; между сторонами возник спор о порядке и условиях погашения кредитной задолженности с учётом разных подходов истца и ответчика к исчислению среднесписочной численности работников ООО «АП Меркурий», в связи с чем заявлен настоящий иск.
При рассмотрении спора суд исходит из того, что в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Суд, рассмотрев утверждения истца, проанализировав доводы ответчика, третьего лица, сопоставив между собой представленные лицами, участвующими в деле, в материалы дела доказательства, обращает внимание на следующее.
Как следует из материалов дела, ПАО «Промсвязьбанк» ООО «АП Меркурий» предоставлен кредит на основании кредитного договора; между сторонами возник спор о порядке и условиях погашения кредитной задолженности с учётом разных подходов истца и ответчика к исчислению среднесписочной численности работников ООО «АП Меркурий».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» в Банке был разработан и введен в действие онлайн продукт «Без бумаг 2.0» для субъекта малого и среднего бизнеса на предпринимательские цели, включая выплату заработной платы.
08.07.2020 между Банком и истцом путем направления заявления - оферты на заключение договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи по программе кредитования «Без бумаг 2.0», которая акцептована Банком, и присоединения заемщика в соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) к Правилами предоставления кредитов ПАО «Промсвязьбанк» по программе кредитования «Без бумаг 2.0» заключен кредитный договор <***>.
В соответствии с п. 1.10.1 Заявления - оферты заемщик ознакомлен и согласен с действующим на дату заключения Договора кредита Правилами предоставления кредитов ПАО «Промсвязьбанк» по программе кредитования «Без бумаг 2.0» (далее - Правила предоставления кредитов).
31.03.2021 Банк по системе «PSB-online» уведомил заемщика о списании задолженности в размере 50 %, в связи со снижением численности работников по состоянию на 01.06.2020.
Не согласившись с принятым решением Банка, заемщик обратился с исковым заявлением в суд.
16.05.2020 Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила предоставления субсидий).
В соответствии с п. 1. Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Согласно п. 9 Правил предоставления субсидий Заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии.
Получатель субсидии определяет процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.
Истец обратился в Банк с заявлением на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий. На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования Банк принимает решение о выдаче кредита (порядок использования Платформы размещен на официальном сайте ФНС).
Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников истца по данным ФНС на 01.06.2020 составило 11 человек, а максимальная сумма кредитного лимита, рассчитанная исходя из численности сотрудников, составила 1 084 118 руб.
На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования Банк принял решение о выдаче кредита.
После обработки заявки истца на Платформе ФНС и отражения данных по численности работников и установленного кредитного лимита, в соответствии с Правилами предоставления субсидий между Банком и истцом был заключен кредитный договор от 08.07.2020 <***>.
Согласно п. 1.1. заявления размер лимита выдачи кредита в период с даты открытия кредитной линии по дату окончательного погашения задолженности - 1 084 118 руб. При этом общая сумма траншей, получаемых заемщиком, в пределах каждого календарного месяца не должна превышать 433 647 руб.
В соответствии с п. 1.5 Заявления процентная ставка: льготная процентная ставка на Базовый период договора составляет 2, 00 %; льготная ставка на период наблюдения по договору составляет 2,00 %; стандартная процентная ставка, уплачивается при прекращении периода льготного кредитования по ставке 12 %.
Согласно п. 24. Правил предоставления субсидии максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и базового периода по кредитному договору (соглашению).
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Численность работников заемщика, а также размеры надбавок и доплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.6.2020.
Информационный сервис налоговой службы (платформа) предоставляет собой набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
Таким образом, исходя из представленных сведений в информационном сервисе ФНС о численности сотрудников Заемщика, была рассчитана максимальная сумма кредита, а именно: 12 130 (МРОТ) + 30 % (страховые взносы) х 1, 25 (районный коэффициент) х 5 (кол-во месяцев) х 11 (кол-во сотрудников) = 1 084 118 руб.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 № АБ-4-19/19051 в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее – Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Цифровая платформа ФНС на базе технологии распределения реестра (блокчейн) обеспечивает для кредитных организаций автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Согласно письму ФНС России от 23.07.2020 № АБ-2-19/1386@ источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых являются ФНС России, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах, по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заемщика Правилами предоставления субсидий не установлено.
По результатам проверки Банком было установлено, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, согласно данным информационного сервиса ФНС, снизилась с 11 до 9 сотрудников (более 10 % от численности работника Заемщика, определенной при выдаче кредита).
В силу п. 24, 28 Правил предоставления субсидий и п. 4.4.4 Правил предоставления кредитов Банк принял решение о списании задолженности Заемщика по кредитному договору в размере 50 %.
В соответствии с п. 28 Правил предоставления субсидии перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере задолженности по кредитным договорам (соглашениям) с заемщиками по состоянию на 01.04.2021, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, умноженной на коэффициент 0,5, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,8.
Подтверждение выполнения условий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 11, подпунктами "а", "б" и " б (1)" пункта 12, а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 Правил осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы (абзац седьмой пункта 24 Правил предоставления субсидии).
В силу Правил предоставления субсидии списание задолженности заемщика осуществляется в размере 50 (пятьдесят) процентов от сформировавшейся задолженности на дату окончания Периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,8 (ноль целых восемь десятых).
Согласно п. 4.4 Правил предоставления кредитов обязательства заемщика по договору могут быть прекращены полностью или частично по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе, на основании прощения долга. Кредитор в соответствии с Программой может принять решение о прощении полностью или частично задолженности или её части по договору (далее - решение о прощении долга), решение о прощении долга может быть принято кредитором, в том числе, при одновременном соблюдении следующих условий.
В соответствии с п. 4.4.1 в отношении заемщика на дату завершения Периода наблюдения не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заемщик, являющийся индивидуальным предпринимателем, не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 4.4.2 соблюдено условие по численности работников Заемщика на конец каждого месяца периода наблюдения по состоянию на 25.03.2021, предусмотренное Правилами субсидирования.
Согласно п. 4.4.3 заемщик в течение периода наблюдения выплачивает заработную плату работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 4.4.4 заемщиком не нарушены иные условия Программы. При этом, если численность работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 составила не менее 90 % численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, может быть принято решение о прощении долга в полном объеме. Если численность работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 составила менее 90, но не менее 80 % численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, может быть принято решение о прощении долга в размере 50 % от суммы задолженности. Оставшаяся задолженность подлежит погашению в порядке, предусмотренном с п.4.1 договора.
Кредитор при принятии решения о прощении долга исходит, в том числе, из порядка расчета размера субсидии по списанию, установленного Правилами субсидирования. В случае принятия решения о прощении долга кредитор вправе установить условия такого прощения, в том числе: а) получение сумм субсидий на цели возмещения затрат на списание задолженности по Договору в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами субсидирования; б) отсутствие уточнений в сведениях о численности работников заемщика в течение периода наблюдения, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15.04.2021, свидетельствующих о несоблюдении условий для принятия решения о прощении долга, указанных в п.4.4.2. Правил. В случае выявления указанных уточнений в сведениях о численности работников заемщика кредитор направляет соответствующее уведомление заемщику в срок не позднее истечения 2 рабочих дней с 15.04.2021. В случае не наступления соответствующих условий прощения долга считается несостоявшимся. Кредитор вправе принять решение о прощении долга, в том числе, после наступления Периода погашения на основании уточненных сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15.04.2021, о чем направляет соответствующее уведомление заемщику в срок не позднее истечения 2 рабочих дней с 15.04.2021.
В связи со снижением численности работников по состоянию на 01.06.2020 Банк, 31.03.2021 по системе «PSB-online» уведомил заемщика о списании задолженности в размере 50 %.
Таким образом, в связи со снижением численности сотрудников относительно на 01.06.2020, исходя из представленного информационного сервиса ФНС, Банк правомерно принял решение о списание задолженности в размере 50 %.
Утверждение истца о неприменении Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 (в ред. от 30.11.2020) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" к ранее заключенным Кредитным договорам, рассмотрено судом.
Внесенные в Правила изменения не осуществили изменения условий расчета максимальной суммы кредитного договора и мониторинга сохранения занятости работников, поскольку в отношении заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25.06.2020, в информационном сервисе Федеральной налоговой службы, изначально была доступна информация о численности работников только по итогам апреля.
Более того, именно такой порядок расчета численности сотрудников на 01.06.2021 был подтвержден в разъяснениях Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 17.07.2020 № Д13и-22474 «Об определении численности и оплаты труда работников заемщика в целях предоставления кредитными организациями (получателями субсидий) кредита на возобновление деятельности», далее - письмо № Д13и-22474.
В письме №Д13и-22474 указано, что первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Правила выдачи кредита, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696, следующие.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставление кредита (п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК).
К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (п. 2 ст. 819 ГК).
В подп. «д» п. 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке от 15.05.2020 № Пр-818 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить возможность получения предприятиями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированными некоммерческими организациями кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 01.04.2021, максимальный размер которых будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда на одного работника организации в течение шести месяцев.
Предусмотреть при этом процентную ставку для конечного заемщика в размере 2 % годовых, обеспечение 85 % суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90 % от численности работников на 01.06.2020 и списания 50 % основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80 % от численности работников на 01.06.2020.
Во исполнение предоставленных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 утверждены Правила (действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1976 и подлежащим применению в том числе к ранее заключенным договорам (далее – Правила).
Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (п. 1 Правил).
Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 Правил (далее – получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном Правилами (далее – субсидии по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены Правилами (далее – субсидия по списанию) (п. 4 Правил).
В пункте 9 Правил перечислены условия предоставления субсидии, в частности: заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт «а»), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению (подпункт «в»).
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
В соответствии с разъяснениями, содержащиеся в Письме ФНС России от 20.08.2020 № ВД-2-19/1542@, согласно которым информационные сервисы Платформы доступны для уполномоченных Министерством экономического развития Российской Федерации кредитных организаций и органов государственной власти, применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России от 17.07.2020 № Д13-и-22474 с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года.
Учтивая сроки предоставления сведений о застрахованных лицах заемщиков в орган Пенсионного фонда Российской Федерации и их передачи Пенсионным фондом в ФНС, для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии после 25.06.2020, определение численности работников производится исходя из данных о застрахованных лицах по итогам мая 2020 года, а для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, допустимо определение численности работников исходя из данных по итогам апреля 2020 года, как это предусмотрено абз. 5 п. 24 Правил, в зависимости от того, какие из этих сведений уже переданы Пенсионным фондом Российской Федерации в ФНС и опубликованы в ее информационном сервисе на дату обращения заемщика с заявкой о выдаче кредита.
Таким образом, с учетом разъяснений и Правил Банк должен руководствоваться сведениям размещенных на платформе ФНС о численности работников заемщика для определения максимального размера суммы кредита, а также для определения Заемщиком требований, предусмотренных Правилами относительно сохранения численности сотрудников.
В рассматриваемом случае для осуществления максимального расчета суммы кредита использовалась численность сотрудников в количестве 11 человек по данным апреля 2020 года.
Необходимо также отметить, что в соответствии с Письмом ФНС России от 11.01.2021 №АБ16-19/1@ в информационном сервисе Платформы ФНС размещается информация о численности сотрудников заемщика на основании сведений, поданных по форме СЗВ-М, использование данных отчетности по форме СЗВ-ТД не предусмотрено Правилами.
Утверждение истца о том, что сведения по форме СЗВ-ТД являются «корректировкой» сведений, сдаваемых в Пенсионный фонд, рассмотрено судом.
Форма СЗВ-ТД является документом персонифицированного учета, заполняется и представляется страхователями в территориальный орган ПФР на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе), с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 1.3 – 1.4 Постановления Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п).
Отчет по форме СЗВ-ТД является обязательной для сдачи в органы Пенсионного фонда и не является «корректировкой» отчета по форме СЗВ-М.
Ни Правилами, ни условиями кредитного договора не предусмотрено определение численности работников для целей выдачи кредита или мониторинга численности заемщика по сведениям отчета СЗВ-ТД.
Заемщиком не соблюдены обязательства по сохранению численности сотрудников.
В соответствии с п. 12. Правил субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении, в том числе следующих условий: а) в отношении заемщика на дату завершения процедуры наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик – индивидуальный предприниматель; б) (1) численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.03.2021 составила не менее 80 процентов численность работников заемщиков, определенной: - исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правил; - исходя из сведения о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правил.
В силу п. 24 Правил для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года.
Согласно данным, размещенным на Платформе ФНС, численность сотрудников Заемщика составляла: апрель 2020 года - 11, май 2020 года – 13, июнь - декабрь 2020 года – 9 , январь - март 2021 года – 9.
Указанные сведения о численности сотрудников соответствуют данным, представленным по запросу суда Межрайонной инспекцией ФНС № 23 по Новосибирской области от 06.12.2021 № 02-11/б/н.
Утверждение истца о том, что на май 2020 года численность сотрудников составляла 9 человек и должна была использоваться для расчета кредита и оценки соблюдения заемщиком правил относительно сохранения численности сотрудников, рассмотрено судом.
Согласно сведениям численность сотрудников истца за май 2020 года составляла 13 человек, что подтверждается не только сведениями информационного сервиса ФНС и ответом на запрос суда ФНС от 06.12.2021 № 02-11/б/н, но и представленным истцом в материалы дела отчетом по форме СВЗ-М за май 2020 года.
Представленные в материалы дела СЗВ-ТД не могут быть приняты судом во внимание, так как Платформа ФНС предусматривает размещение сведений о действующих сотрудников у заемщика в соответствии с представленными им отчетам по форме СЗВ-М.
Для расчета максимальной суммы кредита использовалась численность сотрудников Заемщика по состоянию на апрель 2020 года, размещенная в информационном сервисе ФНС (блокчейн), что соответствует устраненному п. 24 Правил, в соответствии с которым доступ Банка к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Подтверждение выполнения условий, предусмотренных в том числе подпунктами "а", "б" и "б(1)" пункта 12, а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В связи со снижением численности работников по состоянию на 01.06.2021, Банк, 31.03.2021 по системе «PSB-online» уведомил Заемщика о списании задолженности в размере 50 %.
Таким образом, в связи со снижением численности сотрудников по состоянию на 01.06.2020, исходя из представленного информационного сервиса ФНС, Банк правомерно принял решение о списании задолженности в размере 50 %.
Утверждение истца о том, что в рамках рассматриваемого спора применим ситуационный подход (кейс № 3), данный Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 17.07.2020 № Д13и-22474, рассмотрено судом.
Ситуация, описанная в кейсе 3 письма Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474, связана с определением численности работников для расчета кредитного лимита заемщика, обратившегося в банк 23.06.2020, но подавшего 24.06.2020 корректирующую отчетность об изменении численности; обусловлена подачей заемщиком соответствующей корректирующей отчетности и необходимостью дождаться обновления сведений в информационной системе в целях получения кредита из расчета обновленных данных.
Данная ситуация, вопреки позиции заявителя, не соотносима с обстоятельствами рассматриваемого спора. Истцу, в отличие от описанной в кейсе 3 ситуации, кредит был выдан на основании данных о численности по состоянию на 01.06.2020, имеющихся в информационном сервисе ФНС на дату обращения общества в банк.
Как указывает истец, в дальнейшем сведения по состоянию на 01.06.2020 были скорректированы путем подачи соответствующей отчетности по форме СЗВ-ТД, однако об указанных корректировках Банк не был осведомлен. При этом истцом не оспаривается сумма лимита кредита, которая была представлена Банком истцу.
Таким образом, данный ситуационный подход применим только для расчета предоставления максимальной суммы кредита, но не для осуществления оценки соблюдения заемщиком условий по сохранению численности сотрудников.
Утверждение истца о том, что внесенные изменения в Постановление Правительства Российской Федерации № 696 ухудшают правовое положение истца, рассмотрено судом.
Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение истца, поскольку редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.
Так, пунктом 11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020.
При этом в силу пункта 24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
Более того, именно такой порядок расчета численности сотрудников на 01.06.2021 был подтвержден в разъяснениях Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 17.7.2020 № Д13и-22474 «Об определении численности и оплаты труда работников заемщика в целях предоставления кредитными организациями (получателями субсидий) кредита на возобновление деятельности».
Таким образом, действовавшая на момент заключения кредитного договора редакция Правил предоставления субсидий предусматривала идентичный порядок определения банком численности работников заемщика на основании сведений Платформы ФНС, данный порядок был лишь уточнен в новой редакции Правил предоставления субсидий и такое изменение не ухудшает правовое положение истца.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений.
При рассмотрении настоящего дела судом в порядке части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, истец извещен надлежащим образом о дате и времени судебных заседаний, что позволяло истцу совершить процессуальные действия (в том числе ознакомиться с материалами дела; ходатайствовать о фальсификации доказательств либо подать иные процессуальные заявления; предоставить дополнительные доказательства, опровергающие доводы ответчика).
Исходя из принципа состязательности судопроизводства риск наступления последствий несовершения истцом процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов лежит на нем (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А.Рыбина