ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-28462/09 от 18.01.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск Дело № А45-28462/2009

25 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 25 января 2010 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Куста Л.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Кустом Л.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Обской Лён», с. Легостаево Искитимского района Новосибирской области,

к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Новосибирск,

  об оспаривании постановления № 114/Юл от 20.11.2009 о назначении административного наказания,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 16.11.2009,

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 13.01.2009,

ФИО3, по доверенности от 13.01.2010,

Закрытое акционерное общество «Обской Лён» (далее заявитель, общество, ЗАо «Обской Лён») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее заинтересованное лицо, административный орган, Управление Ростехнадзора) об отмене постановления от № 114/Юл от 20.11.2009 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. В обоснование своих доводов ссылается на отсутствие оснований для привлечения ЗАО «Обской Лён» к административной ответственности в связи с тем, что на него распространяются Правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 85. Пунктом 1.3 указанных правил предусмотрен закрытый перечень растительного сырья: зерно и семена, а также открытый перечень продуктов переработки зерна и семян. Лен не является ни зерном, ни семенем, ни продуктом их переработки, следовательно, не подпадает под понятие растительное сырье.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, так как, по его мнению, общество привлечено к административной ответственности законно и обоснованно, соблюден порядок привлечения к административной ответственности. Подробно возражения изложены в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом в ходе проведения проверки соблюдения требований промышленной безопасности ЗАО «Обской Лён» опасных производственных объектов, установлен факт нарушений Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья, а именно:

- не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов два цеха (участка) растаривания и сортировки растительного сырья (льняного), расположенные по адресам: цех (участок) № 1: 633222. <...>; цех (участок) № 2: 633221, Новосибирская область, Искитимский район, с. Гусельниково, чем нарушены ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» (далее – Закон № 116 –ФЗ), п. 2.2. Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья ПБ 14-586-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.03 № 85 (далее -Правила);

- отсутствует лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов - цехов (участков) растаривания и сортировки растительного сырья (льняного), чем нарушены ч.1 ст. 6 Закона № 116 –ФЗ, п. 2.2. Правил;

- не разработано и не согласовано с Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, не назначен работник ответственный за организацию | производственного контроля, не организован и не осуществляется I производственный контроль за соблюдением требований промышленной! безопасности на опасных производственных объектах, чем нарушены ч. 1 ст. 9, ч.1 ст. 11 Закона № 116 –ФЗ, п. 2.4., п. 2.6., п. 2.7. Правил; п. 1 1. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;

- не застрахована ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии при эксплуатации опасных производственных объектов, чем нарушены ч.1 ст. 9, ч.1 ст. 15 Закона № 116 –ФЗ, п. 2.2. п. 2.7. Правил;

- не разработан и не согласован с Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора план ликвидации аварий и защиты персонала опасных производственных объектов. Не обучаются работники действиям в случае аварии или инцидента на опасных производственных объектах. Не проводятся учебные тревоги на опасных производственных объектах по графику и плану проведения учебных трелим, результаты которых оформляются актом, чем нарушены ст. 10 Закона № 116 –ФЗ, п. 2.2. п. 2.7. Правил; п. 1.1, п. 1.4, п. 1.8. Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья (РД 14-61 7-03);

- не заключен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой на случай локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушена ст. 10 Закона № 116 –ФЗ;

- не сформирован резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации ли ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации, чем нарушены ст. 10 закона № 116-ФЗ, | п. 2.7. Правил;

- не аттестованы по промышленной безопасности по нормативным правовым актам и по нормативно-технической документации хранения и переработки растительного сырья специалисты, имеющие непосредственное отношение к эксплуатации опасных производственных объектов ЗАО «Обской лён», чем нарушены ч.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 3.2. Правил;

- не обучены по промышленной безопасности работники рабочих профессий (обслуживающий персонал), эксплуатирующие опасные производственные объекты, чем нарушены ч.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 3.2. Правил;

- отсутствует положение о порядке расследования причин инцидентов и их учета в ЗАО «Обской лён», чем нарушен п. 4.1. Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2009 года № 191;

- отсутствует проектная документация цеха (участка) растаривания и сортировки растительного сырья № 1, цеха (участка) растаривания и сортировки растительного сырья № 2, чем нарушены ч.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 2.2. Правил;

- не определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон производственных помещений цеха (участка) растаривания и сортировки растительного сырья. № 1, цеха (участка) растаривания и сортировки растительного сырья № 2, чем нарушены ч.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 2.1, п. 4.5 Правил.

По результатам проведения проверки вынесено оспариваемое постановление о привлечении ЗАО «Обской Лён» к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 25000 рублей.

Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав, материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, при этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного административного правонарушения является порядок деятельности в области промышленной безопасности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ состоит в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности, либо условия лицензирования в области промышленной безопасности.

К требованиям промышленной безопасности согласно статье 3 Закона № 116 –ФЗ относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе № 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.

Приложение № 1 к Закону к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых: получаются,используются, перерабатываются,образуются, хранятся,транспортируются, уничтожаются горючие вещества способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с. п. 3 Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 марта 2008 года № 131, органами Ростехнадзора проверяется правильность проведения идентификации опасных производственных объектов эксплуатирующими организациями в части: соблюдения общих требований к идентификации опасных производственных объектов, а также соответствия признаков опасности объекта и типа объекта критериям, предусмотренным Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 606 от 04.09.2007 года, т.е. объекты, на которых - получаются,используются, перерабатываются,образуются, хранятся,транспортируются, уничтожаются опасные вещества(воспламеняющиеся,окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды) п. 4.3.

- соответствия наименования опасного производственного объекта наименованиям, предусмотренным Перечнем типовых видов опасных производственных объектов (приложение №  1).

Цех (участок) растаривания и сортировки растительного сырья Приложением №1 «Перечень типовых видов» к Методическим рекомендациям отнесен к  опасным производственным объектам, где идентификация проводится по  конкретному названию сырья  (льняного, ткацкого, прядильного, или  текстильного  производства).

Наличие в ЗАО «Обской Лен» объекта с наименованием «Цех первичнойпереработки льна»,а не «Цех (участок) растаривания и сортировкирастительного сырья (льняного)»не является основанием для не отнесения цеха к опаснымпроизводственным объектам, поскольку на данном объекте  производится сортировка, переработка и хранение растительного сырья,в результате производственного процесса которого, образуется растительная пыльспособная при совмещении с воздухом образовывать взрывоопасные смеси. В этой связи, не принимается довод заявителя о том, что лен не является ни зерном, ни семенем, ни продуктом их переработки.

Таким образом, наличие признака опасности -   взрывоопасной пылевоздушной смеси, которая образуется в результате производственного процесса растительного сырья в цехе, относит данный цех как опасный производственный объект, независимо от его наименования.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401, функции регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно ч. 1.ст. 9.1 КоАП нарушение требований промышленной безопасности - влечет наложение административного штрафа.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся Законе в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах,принимаемых в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положенияФедерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», других федеральных законов и иных нормативных правовых актовРоссийской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Согласно 1.3. Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 10.06.2003 года № 85, правила распространяются на все организации, имеющиев своем составе взрывопожароопасные производственные объекты, на которых перемещаются, перерабатываются и хранятся растительное сырье и продукты его переработки, что имеет место в данном случае, способные образовывать взрывопожароопасные пылевоздушные смеси, взрываться самовозгораться или возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Таким образом, нарушения ЗАО «Обской Лён» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов - Цеха (участок) растаривания и сортировки растительного сырья №1 и Цеха (участок) растаривания и сортировки растительного сырья №2, влечет административную ответственность по ч.1 ст.9.1. КоАП, что подтверждается Протоколом №114/юл об административном правонарушении от 19.11.2009 и Постановлением №114/юл о назначении административного наказания от 20.11.2009.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Заинтересованным лицом были представлены доказательства, подтверждающие факт совершения ЗАО «Обской Лён» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами заинтересованного лица в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.55, 28.3 КоАП РФ).

Квалификация правонарушения соответствует нормам статьи 9.1 КоАП РФ.

Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной статьей 9.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности действий административного органа и, следовательно, об отказе в удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжалована в течении 10 дней после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Л.П. Куст