ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-28536/19 от 27.08.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                Дело №А45-28536/2019

03 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2020 года

Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Лузаревой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохуля А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия», г. Абакан

к акционерному обществу «Енисейская  ТГК (ТГК-13)», г. Новосибирск

третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью  «Силена», г. Новосибирск, 2) индивидуальный предприниматель Серик Сергей Викторович, г. Минусинск, 3) Межтерриториальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Красноярском крае, г. Красноярск, 4) Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора (ИНН 2466146143), 5) администрация г. Черногорска (ИНН 1903006887), 6) администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республика Хакасия (ИНН 1910009938),ё

об устранении нарушенного права, не связанного с лишением владения,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Аверсон Н.С. по доверенности №1 от 09.01.2020,  диплом, паспорт,  Адыгаев Е.В. по доверенности от 28.01.2020, диплом, паспорт,

от ответчика: Резванова М.М. по доверенности от 03.10.2018, диплом, паспорт,

от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен, 4) не явился, извещен, 5) не явился, извещен, 6) не явился, извещен,

                                             у с т а н о в и л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» (ФГБУ  «Управление Хакасмелиоводхоз»)  обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью «Хакасский теплоэнергокомплекс»   (ООО Хакасский теплоэнергокомплекс»)  устранить нарушения прав, не связанных с лишением владения, путем прекращения несанкционированного сбора воды в главный магистральный коллектор Абаканской оросительной системы, с одновременным демонтажем трубы, через которую осуществляется несанкционированный сбор воды в главный магистральный канал Абаканской оросительной системы.

В материалы дела от истца поступило письменное ходатайство о замене ненадлежащего ответчика – ООО «Хакасский теплоэнергокомплекс» на акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания» «Енисейская  ТГК (ТГК-13)», во владении которого на основании договора субаренды имущества № АТЭЦ-19/308 от 10.09.2019 в настоящее время находится имущественный комплекс (котельные и оборудование), расположенный по адресу:  республика Хакассия, г. Черногорск, ул. Красноярский тракт, 05, постановлением администрации г. Черногорска АО «Енисейская  ТГК (ТГК-13)» присвоен статус  единой теплоснабжающей организации.При этом, истец пояснил, что со стороны   АО «Енисейская  ТГК (ТГК-13)» и в настоящее время имеет место факт продолжающегося нарушения требований природоохранного законодательства.

Ходатайство о замене ответчика судом рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В ходе рассмотрения дела в порядке  ст. 51  АПК РФ  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Силена» (ООО «Силена») (собственника имущественного комплекса (котельные и оборудование), расположенного по адресу:  республика Хакассия, г. Черногорск, ул. Красноярский тракт, 05), индивидуальный предприниматель Серик Сергей Викторович (арендатор имущественного комплекса (котельные и оборудование), расположенного по адресу:  республика Хакассия, г. Черногорск, ул. Красноярский тракт, 05) по договору аренды имущества от 09.09.2019,Межтерриториальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Красноярском крае,  Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора,  администрация г. Черногорска,  администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Межтерриториальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Красноярском крае в отзыве на иск  указало, что требования истца подлежат удовлетворению при условии установления судом обстоятельств того, что со стороны ответчика имеется нарушение или реальная угроза нарушения  законного владения истца.

Администрация г. Черногорска направила в материалы дела возражения относительно требований истца, считая их необоснованными, при этом указала на то, что в случае удовлетворения исковых требований и установления ответчиком запорного устройства на сбросную трубу, может произойти подтопление производственного комплекса котельной «Центральная» и как следствие, возможная утрата основного источника теплоснабжения г. Черногорска, что является недопустимым.

ООО «Силена, ИП Серик С.В., Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия,  извещенные о времени и месте судебного разбирательства, мотивированных отзывов по иску не представили, явку своих представителей  не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие по правилам ст. 156 АПК РФ.

ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» на удовлетворении предъявленных требований настаивает, при этом ссылается на следующее.

На основании распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом от 04.06.1997 №109 ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз»  на праве оперативного управления принадлежит главный магистральный коллектор Абаканской оросительной системы. Согласно разрешению №2-01/15 истец имеет право на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), образованных в ходе сельскохозяйственного производства.

29.11.2018  при проведении осмотра главного магистрального коллектора Абаканской оросительной системы, специалистами истца были обнаружены несанкционированные сбросы сточных вод на пикете ПК 55+46, где  наблюдается выход сбросной трубы диаметром ориентировочно 200 мм проходящей от объекта, принадлежащего ООО «Хакасский теплоэнергокомплеке».

01.02.2019  истец обратился к ООО «Хакасский теплоэнергокомплекус» с требованием прекратить несанкционированный сброс воды в главный магистральный коллектор Абаканской оросительной системы.

26.02.2019 истцом повторно проводилось обследование главного магистрального коллектора Абаканской оросительной системы, результат которого показал, что требования истца не исполнены, в коллектор по-прежнему осуществляется сброс сточных вод.

Указывая на то, что водный объект (главный магистральный коллектор Абаканской оросительной системы),  является предметом особого контроля,  а виновные действия ответчика негативно отражаются на праве истца пользоваться водным объектом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (уточненным в ходе рассмотрения дела в связи с заменой ответчика) об обязании АО «Енисейское ТГК (ТГК-13) устранить нарушения права, не связанных с лишением владения, путем прекращения несанкционированного сброса воды в главный магистральный коллектор Абаканской оросительной системы из металлической трубы диаметром 200 м, через которую осуществляется несанкционированный сброс воды в главный магистральный канал Абаканской оросительной системы путем установления запорного устройства на сбросную трубу, находящуюся в районе федеральной автомобильной дороги Р257 (в сторону Красноярска), напротив коммунальных объектов, эксплуатируемых АО «Енисейское ТГК (ТГК-13), находящихся по адресу: г. Черногорск, Красноярский тракт 05, ориентировочно в 63 км с правой стороны от автомобильной дороги (ПК 55+46 главного магистрального коллектора Абаканской оросительной системы.

АО «Енисейская  ТГК (ТГК-13)» исковые требования отклонило, как необоснованные, указав на то,  котельная «Центральная» является основным источником  теплоснабжения г. Черногорска и р.п. Усть-Абакан, отвод грунтовых (подземных) вод обусловлен производственной необходимостью.

Производственным комплексом Котельной «Центральная» осуществляется добыча подземных вод с целью водопонижения и частичного их использования для технологического обеспечения водой котельной «Центральная» тремя водозаборными скважинами, пробуренными в 1985 году.

Скважины пробурены для инженерной защиты разгрузочного устройства топлива и канализационно-насосной станции от подтопления залегающими близко к поверхности грунтовыми водами. Общая площадь, в пределах которой необходимо проводить водопонижение, составляет 25 000 кв.м. Скважинами вскрываются и эксплуатируются безнапорные подземные воды. В скважинах установлены насосы марки ЭЦВ-10-12-60.

Добыча подземных вод для водопонижения производится на основании Лицензии, выданной Обществу «Хакасский ТЭК» сроком до 24.06.2035 (Приложение №1 к отзыву ответчика от 26.02.2020 в электронном виде). В соответствии с условиями лицензии (пункт 4.1.3.) составлен проект водопонижения (Приложение №2к отзыву ответчика от 26.02.2020 в электронном виде).

Добыча подземных вод осуществляется посредством двух эксплуатационных скважин №01-10 и №03-10. При дополнительной потребности в воде в работу включается скважина №02-10. Режим водоотбора - круглогодичный, круглосуточный.

Процесс осуществления водоотведения грунтовых вод в соответствии с проектом водопонижения исключает подтопление барабана 1 подъёма.

Согласно проекту водопонижения, водоотбор ведётся круглогодично, в непрерывном режиме работает в основном скважина №01-10, в весенне-летний период периодически включается скважина №03-10, когда существует угроза подтопления. Часть подземных вод используется для технологического обеспечения котельной. Текущий водоотбор на участке водопонижения составляет 2770 куб.м./сут,. Из них неиспользованная извлечённая вода в объёме около 300 куб.м./сут. сбрасывается в магистральный коллектор Абаканской оросительной системы.

Ограничение отведения подземных вод повлечет за собой  нарушение технологического процесса работы предприятия, вследствие чего прекратится выработка тепловой энергии и ее подача на отопление и горячее водоснабжение населенных пунктов, физический или иной вред магистральному коллектору при осуществлении отвода через него дренажных вод как имуществу истца не причиняется, согласно анализа проб воды от 26.08.2020, составленных по результатам комиссионного отбора проб воды в присутствии представителей истца, превышения загрязняющих веществ не обнаружено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости России, истец владеет на праве оперативного управления объектом - Магистральный коллектор протяженность 16 067 м., кадастровый № 19:00:000000:137, расположенный по адресу : Республика Хакасия, 3 км севернее Абаканской ТЭЦ – с.Зеленое - п.Расцвет - п.Тепличный – г.Черногопск – р.п. Усть-Абакан, район Промбазы (магистральный коллектор). Объект имеет назначение: сооружения ирригационных и мелиоративных систем; год завершения строительства – 1954 год.

Согласно пояснительной записке ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз», Абаканская оросительная система введена в эксплуатацию в 1950 году, включает магистральный и пять распределительных оросительных систем коллекторов; забор воды осуществляется из реки Абакан Усть-Абаканского района Республики Хакасия; на головном водозаборе установлены рыбозащитные сооружения. Оросительная система самотечная, каналы выполнены с понижением уклона. Общая протяженность каналов 173,8 км, коллекторов - 61,7 км. Сброс сточных (нормативно-чистых) вод, не использованных Абаканской оросительной системой, осуществляется в протоку Степную водохранилища в районе промбазы Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Коллектор разработан и выполнен для отвода сточных вод с орошения и грунтовых вод, в случае их накопления в канале. В поливной период (с 20 апреля по сентябрь) сточные воды образуются за счет возвратных вод с орошаемых полей, с добавлением неорганизованного стока ливневых вод с территории оросительной системы и прилегающих к ней населенных пунктов. В неполивной период (с октября до 20 апреля) сточные воды образуются за счет разгрузки грунтовых вод ирригационного питания, дренируемые сетью каналов, с добавлением осенних и весенних ливневых вод. Магистральный сбросной коллектор выполнен в земляном русле (открытый канал). Водосбросное сооружение выполнено из монолитного бетона с перепадом высотой 4 м, длиной 25 м, шириной 14 м. Конструкция выпуска - сосредоточенный, береговой, незатопленный. Режим работы - постоянный, круглогодичный, режим движения - безнапорный. Очистные сооружения отсутствуют.

10.11.2014 Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов приняло решение о предоставлении водного объекта в пользование ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» на объект – Красноярское водохранилище (бассейн р.Енисей) на территории муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия на срок до 27.06.2019.

27.08.2019 Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов приняло решение о предоставлении указанного  водного объекта в пользование ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» сроком  до 31.12.2021.

03.03.2015 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия выдало ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз» разрешение № 2-01/15 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на срок с 03.03.2015 по 27.06.2019. Разрешение предусматривает осуществление сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод по выпуску: сброс сточных и дренажных вод Абаканской оросительной системы.          В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с пунктом I статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

 В качестве основания предъявленных требований истец ссылается на статьи 304, 305 ГК РФ.

Согласно статьям 304, 305 ГК РФ собственник или лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума ВС РФ 10/22 от 29.04.2010г.) иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В силу ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В данном случае истцом не доказан факт нарушения действиями ответчика права на законное владение объектом - главный магистральный коллектор Абаканской оросительной системы.

ООО «Хакасский ТЭК» для добычи подземных вод с целью водопонижения и частичного их использования для технологического обеспечения водой котельной «Центральная» предоставлен участок недр, который находится на территории г. Черногорска, по адресу: ул. Красноярский тракт, д. 05. Добыча подземных вод осуществляется тремя водозаборными скважинами, пробуренными Абаканским участком треста «Сельбурвод» и сданными в эксплуатацию в 1985 году, (раздел 3 проекта водопонижения, стр. 36 – Приложение № 2 к отзыву ответчика от 26.02.2020 в электронном виде).

Таким образом, эксплуатация скважин с использованием оросительной системы для отвода дренажных вод, осуществляется с 1985 года.

В соответствии с п. 13 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон М117-ФЗ) канал является гидротехнических сооружением.

Согласно ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Учитывая, что производственный комплекс котельной «Центральная» функционирует до настоящего времени, является основным источником теплоснабжения г. Черногорска и р.п. Усть-Абакан, факт отсутствия нарушений норм законодательства (в том числе действующего на момент строительства, ввода в эксплуатацию) при возведении скважин водопонижения, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, не требует доказывания.

К тому же, истец не является лицом, уполномоченным давать оценку законности/незаконности существующего на предприятии процесса отведения дренажных вод. Решений о прекращении, приостановлении деятельности предприятия как опасного для окружающей среды уполномоченными органами не принималось.

Истец не представил доказательств того, что при эксплуатации котельной нарушены нормы специальных законов, устанавливающих обязательный порядок получения разрешения на сброс вод. Таких норм действующее законодательство не содержит.

В соответствии со ст. 6.4 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного Кодекса Российской Федерации» сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ».

Действия ответчика не нарушают права пользования истца водным объектом (протока Степная Красноярского водохранилища). Учитывая объективную возможность проведения мониторинга, химического анализа состояния подземных вод, сбрасываемых в магистральный коллектор, у истца имеется объективная возможность оценивать результаты лабораторных исследований воды, сбрасываемой в коллектор, на наличие вредных, загрязняющих веществ, определять их уровень.

Кроме того, сельскохозяйственные угодья с сооружённой на них сетью ирригационных каналов Абаканской оросительной системы расположены в непосредственной близости от производственных комплексов котельной «Центральная» и ГУП РХ «Хакресводоканал».

 Деятельность указанного сооружения в том числе непосредственно влияет на уровень грунтовых вод на прилегающей территории, а, следовательно, и на объём грунтовых вод, отводимых от производственных комплексов котельной «Центральная», ГУП РХ «Хакресводоканал». Таким образом, отводимые предприятиями грунтовые воды частично состоят из воды, поступающей из Абаканской оросительной системы. При этом объём грунтовых вод не зависит от деятельности предприятий и не является результатом их деятельности.

Согласно пояснительной записке ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз», коллектор обеспечивает именно сброс сточных (нормативно-чистых) вод, не использованных Абаканской оросительной системой грунтовых вод в случае их накопления, в протоку Степную водохранилища. При этом в системе и ее главном магистральном канале отсутствуют очистные сооружения.

Физический или иной вред магистральному коллектору при осуществлении отвода через него дренажных вод как имуществу истца не причиняется. Обратное истцом не доказано.

Котельная «Центральная» является социально-значимым объектом, основным источником теплоснабжения г. Черногорска и р.п. Усть-Абакан. Ограничение деятельности указанной котельной недопустимо, поскольку может привести к ограничению, прекращению теплоснабжения двух населённых пунктов.

Альтернативный вариант организации отвода подземных вод отсутствует.

По сути, требования истца направлены на создание ответчиком нового производственного объекта для отведения дренажных вод.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, а также Правил землепользования и застройки поселений также относятся к полномочиям органов местного самоуправления, в то время как утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения (в случаях, предусмотренных ГрК РФ) - входят в круг полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Вопросы, связанные с регулированием порядка, реконструкцией систем отвода подземных вод не могут быть разрешены только силами ответчика и не зависят исключительно от его действий.

Такие вопросы относятся, в том числе к компетенции территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу Окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Возведение нового производственного объекта по отводу дренажных вод от производственного комплекса котельной «Центральная» до водного объекта «Протока Степная» также может затронуть интересы третьих лиц: собственников объектов недвижимости, сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории, расположенной между водным объектом и производственным комплексом.

Таким образом, вопрос об организации, проектировании, финансировании, реализации обособленного проекта водопонижения, в том числе входит в круг полномочий органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления муниципальных образований и иных органов исполнительной власти.

Кроме того, имущественный комплекс котельной «Центральная» предоставлен в субаренду АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по договору субаренды имущества №АТЭЦ-19/308, имущество передано по акту приёма-передачи (Приложение №1 к договору). При этом водопонижающие скважины, труба, по которой осуществляется отведение грунтовых вод, по акту приёма-передачи не переданы.

Производственный комплекс котельной «Центральная» был спроектирован на стадии строительства Черногорского завода АТИ. в 1986-1988 годах (приложения № 1-3 к  дополнения к отзыву ответчика от 27.07.2020 в электронном виде).

Расположение объекта отражено в ситуационном плане на стр. 8 Пускового комплекса от 1986 года.

Котельная №3 была предназначена для централизованного тепло- и пароснабжения Черногорского завода АТИ и других промышленных предприятий Черногорского промузла. а также жилых районов г. Черногорска (стр. 6 Пускового комплекса от 1988 г.).

В соответствии с проектом организации строительства общеузловой котельной №3 от 1986 года,  разработанным Государственным проектным институтом «Сантехпроект». На объекте Котельная №3 предусмотрено глубинное водопонижение колодцами-скважинами.

Отметка дна водопонижающих скважин определена исходя из горизонта воды и в соответствии с устройством дренажа грунтовые воды также понижаются до уровня: исключающего подтопление углубленных конструкций производственного комплекса.

Собственником производственного комплекса котельной в настоящее время является ООО «Силена».

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФГУП ВО «Безопасность» в июле 2014 года проведена экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций галереи 1-го и 2-го подъёма котельной «Центральная». Экспертиза проводились согласно программе обследования и оценки технического состояния строительных конструкций на предмет их соответствия требованиям современных действующих норм. По результатам обследования строительных конструкций установлена категория ич технического состояния. В ходе обследования отмечены все отклонения от требований современных действующих норм. В приложении №10 содержится актуальный план галереи первого подъёма, в котором отражён уровень углубления конструкции ниже уровня земли (Приложение №4 к дополнениям к отзыву ответчикаот 27.07.2020  в электронном виде).

С целью водопонижения производственным комплексом Котельной «Центральная» осуществляется добыча подземных вод на основании Лицензии, выданной обществу «Хакасский ТЭК» на основании Приказа Управления по недропользованию по Республике Хакасия №67 от 24.06.2010 сроком до 24.06.2035 (Приложение №1 к возражениям на исковое заявление от 26.02.2020 ). В соответствии с условиями Лицензии (пункт 4.1.3.) составлен проект водопонижения (Приложение №2 к возражениям на исковое заявление от 26.02.2020 в электронном виде).

В приложении №6 к Лицензии отражено, что на территории предприятия находятся три одиночных водозаборных (водопонижающих) скважины, которые используются для инженерной  защиты разгрузочного устройства топлива и канализационно-насосной станции от' подтопления залегающими близко от поверхности подземными водами. Скважины пробурены в 1985 г. Абаканским участком треста «Востокбурвод». Скважина №01-10 - рабочая, скважины №02-10, 03-10 - резервные. На скважины имеются паспорта, составленные в 2010 г. ООО «ПО «Сельбурвод».

Также в Лицензии отражено, что по результатам опытно-фильтрационных работ, произведённых в октябре 1985 г., перед сдачей скважин в эксплуатацию дебет составлял 33,3 л/с (120 м.куб:/час) при понижении 5.03 м., статический уровень воды в скважине 2.47 м.. Объём извлечения подземных вод определяется предприятием расчётным путём и составляет 1440 м.куб./сут. (или 526 тыс. м.куб./год). В перспективе на 2011 г. планируется работа двух водопонижающих скважин (№01-10 и №03-10) и объём извлечения подземных вод составит 2880 м.куб/сут. (1050 м.куб/год). Часть извлекаемых подземных вод (404 м.куб./сут. или 147. 5 • м.куб./год) предприятие использует для технологического обеспечения водой производства тепловой энергии. После участия в технологическом процессе использованная извлечённая вода через системы гидрозолоудаления сбрасывается в золоотвал, и в дальнейшем используется в оборотном водоснабжении. Неиспользованная извлечённая вода сбрасывается в соответствии с договором с Усть-Абаканским филиалом ФГУ «Управление Хакасмелиоводхоз» от 01.06:2010 №26 в магистральный коллектор Абаканской оросительной системы.

Согласно абз. 3 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в редакции от 27.12.2009, действующей на момент вынесения Приказа Управления  по недропользованию по Республике Хакасия №67 от 24.06.2010, лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с условиями Лицензии на основании договора от 01.06.2010 №26 ООО «Хакасский ТЭК» осуществляло сброс воды из скважины водопонижения в магистральный коллектор Абаканской оросительной системы.

На основании заявки АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» ООО «Минусинская гидрогеологическая пария» составлено заключение о результатах гидрогеологических исследований на котельной «Центральная» - уровня грунтовых вод в районе котельной на предмет возможности прекращения, ограничения отведения подземных вод; показателей воды Абаканского магистрального канала выше по потоку от места сброса, в самом месте сброса, ниже по потоку на предмет  превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 № 552 «Об утверждений нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (Приложение № 64 к дополнениям к отзыву ответчика от 27.07.2020  в электронном виде) .

Минусинской гидрогеологической партией в ходе обследования котельной были произведены  замеры  уровня  грунтовых  вод  по  скважине №01-10.,работающей на данный момент, после чего сделан вывод о том, что  прекращение, ограничение отведения подземных вод влечет за собой нарушение технологического процесса работы предприятия.

Из снимка со спутника (Приложение №7 к дополнениям к отзыву ответчика от 27.07.2020  в электронном виде) видно, что оросительный канал проходит вдоль автомобильной трассы М54, делает поворот на право напротив котельной «Центральная». В районе производственного комплекса котельной какие-либо иные каналы, водные объекты отсутствуют, из чего можно сделать вывод, что сброс дренажных вод был запроектирован в магистральный коллектор Абаканской оросительной системы, находящейся в непосредственной близости от производственного комплекса, иная возможность отвода дренажных вод отсутствует.

Таким образом, из представленной ответчиком проектной документации, гидрогеологических исследований уровня подземных вод, проведённых, в том числе в рамках лицензирования недропользования, из иных представленных документов следует, что при проектировании и строительстве производственного комплекса котельной был предусмотрен отвод воды, с целью исключения подтопления сооружений производственного комплекса, как часть технологического процесса.

Кроме того, из материалов дела следует, что сбриваемые дренажные  воды  не ухудшают  показатели  воды в магистральном коллекторе Абаканской оросительной системы.

При обследовании 09.07.2020  котельной «Центральная» в г. Черногореке представителями ООО «Минусинская гидрогеологическая партия» были отобраны пробы воды из Абаканского магистрального канала в 500 м выше по потоку от места сброса, с самого сброса воды, и ниже по потоку в 500 м из канала. ООО «МГГП» имеет аккредитацию и аттестацию на отбор поверхностных, подземных и сточных вод.

Пробы анализировались в лаборатории испытательного центра ООО «Аналитик» и сравнивались согласно Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (с изменениями на 10.03.2020)».

Превышений загрязняющих веществ выявлено не было.

Минусинской гидрогеологической партией также было зафиксировано, что с целью предотвращения проникновения потенциального техногенного загрязнения от различных источников в эксплуатируемый .водоносный горизонт (талые воды, человеческий фактор, бытовой мусор и т.д.). скважины оборудованы герметизированными колпаками, размером - высота - 0.80 м, диаметр - 0.6 м. Колпаки приварены к площадкам и снабжены металлическими крышками, которые запираются на замок.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что неиспользованная извлеченная вода, сбрасываемая в магистральный коллектор Абаканской оросительной системы,  вреда поверхностным водам нанести не может, так как не задействована в технологическом процессе. Деятельность производственного комплекса котельной не несёт реальной угрозы нарушения права законного владения истца. Дренажная вода, сбрасываемая котельной, не может являться источником загрязнения, так как ее химические показатели в несколько раз меньше концентрации загрязняющих веществ в воде выше сброса.

Также существенным обстоятельством является и то, что по результатам произведённого 18.03.2019 обследований магистрального коллектора Абаканской оросительной системы комиссией в составе представителей ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз». заместителя Главы Усть-Абаканского района руководителя Управления землепользования Усть-Абаканского района, составлен акт обследования, в котором зафиксирован, в том числе тот факт, что на протяжении ограждения Абаканского аэропорта наблюдается открытый – котлован с проточной фекальной водой ,труба коллектора очистных сооружений отсутствует, сточные воды текут самотеком, попадая в подземные воды.

Указанный факт установлен при рассмотрении дела №А74-7178/2019 (решение  Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.02.2020 по иску федерального  государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Хакасия» к государственному унитарному предприятие Республики Хакасия «Хакресводоканал» об обязании ответчика прекратить сброс воды в главный магистральный коллектор Абаканской оросительной системы из двух металлических труб диаметром - 150 мм, 600 мм, находящихся на выезде из п. Расцвет Республики Хакасия (в сторону г. Красноярска, федеральная трасса М54)  на расстоянии 20-30 метров от бетонного ограждения земельного участка станции 2-го водоподъема, эксплуатируемого ГУП РХ «Хакресводоканат» по направлению к каналу Абаканской оросительной системы без соответствующих разрешительных документов).

В свою очередь, Абаканский аэропорт находится выше по течению магистрального коллектора относительно производственного комплекса котельной «Центральная», что также видно на снимке со спутника, представленного к дополнениям к отзыву ответчика от 27.07.2020 в электронном виде.

Как следует из обстоятельств дела, с момента строительства предприятия (завода АТИ, котельной в составе производственного комплекса) осуществлялся сброс дренажных вод в магистральный канал. Лицензирующим органом в рамках лицензирования недропользования также учитывалось конструктивное решение строительства предприятия.

Наличие и законность права пользования магистральным каналом подтверждается фактом возникновения с 1985 года правоотношений по использованию оросительной системы для овода дренажных вод. На протяжении более 30 лет эксплуатации данного объекта не ставился вопрос о прекращении или приостановлении деятельности котельной, как опасной .тля окружающей среды, не соответствующей требованиям норм о промышленной безопасности.

На момент создания объекты, входящие в производственный комплекс завода АТИ и котельной в соответствии со ст. 93 - 95 Гражданского кодекса РСФСР от 11.06.1964 являлись государственной (общенародной) собственностью.

Согласно ст. 94. 95 Гражданского кодекса РСФСР, государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности: государство является единым собственником всего государственного имущества: земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, 'имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

В соответствии со ст. 4 Водного кодекса РСФСР от 30.06.1972 все воды (водные объекты) в РСФСР входили в состав единого государственного водного фонда. Единый государственный водный фонд включает: I) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов:  подземные воды и ледники: 3) внутренние моря и другие внутренние морские воды СССР: 4) территориальные воды (территориальное море)  СССР.

Статьями 18, 19, 23, 25 Водного кодекса РСФСР от 30.06.1972 было предусмотрено, что в пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 4 кодекса; водопользователями' в РСФСР могут быть государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации, учреждения и граждане; в обособленном пользовании состояли водные объекты (части водных объектов), предоставленные на основании решения государственных органов (статья 28 настоящего Кодекса) в пользование предприятию, учреждению, организации: в Совместном пользовании состояли водные объекты (части водных объектов), не предоставленные в обособленное пользование.

Ст. 24 Водного кодекса РСФСР от 30.06.1972 предусматривала, что предприятия, организации и учреждения, которым водные объекты предоставлены в обособленное пользование - первичные водопользователи, в установленных законодательством Союза ССР и РСФСР случаях вправе разрешать другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам вторичное водопользование по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод.

В силу ст. 25 Водного кодекса РСФСР от 30.06.1972 водные объекты предоставлялись в пользование, прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.  

Правоотношения по использованию оросительной системы для отвода дренажных вод как уже указывалось выше, возникли с 1985 года, были урегулированы впоследствии договором на сброс дренажных вод в 2010 году.

С учётом норм, действовавших на момент осуществления строительства производственного комплекса, истец не представил доказательств того, что ответчиком нарушены нормы специальных законов, устанавливающих обязательный порядок получения разрешения на сброс вод действующего предприятия. Таких норм действующее законодательство не содержит.

Напротив,  07.05.2020  Енисейское бассейновое водное АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)" по вопросу разрешительных документов на водопользование разъяснило, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации приобретение права пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований предусматривается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе в целях сброса сточных (дождевых, поливомоечных. дренажных вод, сточных вод централизованной системы водоотведения). Поскольку сброс извлечённых подземных вод, не задействованных в технологическом процессе котельной «Центральная» осуществляется в главный магистральный канал Абаканской оросительной системы ФГБУ «Хакасмелиоводхоз» возможность осуществления сброса следует согласовать с организацией, эксплуатирующей оросительную систему, а получение разрешения о представлении водных объектов в  пользование в таком случае не требуется (копия ответа Енисейского БВУ по Республике Хакассия в Приложении №8 к дополнениям к отзыву ответчика от 27.07.2020 в электронном виде).

Возражения истца  против доводов ответчика судом во внимание не принимаются, поскольку они противоречат представленным в материалы дела доказательствам, а именно:

-      актуальному плану галереи первого подъёма (приложение №10 к экспертизе промышленной безопасности строительных конструкций галереи 1-го и 2-го подъёма котельной «Центральная»), в котором отражён уровень углубления конструкции ниже уровня земли (приложения к дополнительным возражениям от 27.07.2020);

-      лицензии, выданной ООО «Хакасский ТЭК» на основании Приказа Управления по недропользованию по Республике Хакасия №67 от 24.06.2010 сроком до 24.06.2035 и составленном в рамках лицензирования проекте водопонижения, а также в паспортах водопонижающих скважин (Приложение №1 к отзыву ответчика от 25.08.2020 в электронном виде);

-      заключению о результатах гидрогеологических исследований на котельной «Центральная», составленном ООО «Минусинская гидрогеологическая партия».

Отметка дна водопонижающих скважин, определена исходя из горизонта воды, и в соответствии с устройством дренажа, грунтовые воды также понижаются до уровня, исключающего подтопление углубленных конструкций производственного комплекса.

Выдержки из строительной документации, приведенные истцом, некорректны. В частности, на стр.7 Технической документации пускового комплекса речь идёт о хозбытовых стоках и части промстоков после локальных очистных установок.

Хозбытовые стоки состоят из воды, предназначенной для хозяйственных нужд предприятия, промстоки состоят из отработанной воды, участвующей в технологическом процессе.

Попадание же таких стоков в магистральный коллектор, напротив, исключено, что также подтверждается проектом водопонижения (стр. 40, раздел 3.2), а также  установлено в ходе проведения гидрогеологической  экспертизы (абз. 1. стр. 5 заключения ООО «Минусинская гидрогеологическая партия»).

Обратное истцом в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не доказано.

При рассмотрении настоящего дела, арбитражный суд также учитывает протоколы анализов проб воды от 20.08.2020, составленные по результатам комиссионного отбора проб воды в присутствии представителей ФГБУ «Управление «Хакасмелиоводхоз», опровергающие утверждения истца о том, что со стороны ответчика в настоящее время продолжаются действия, ухудшающие состояние магистрального  коллектора Абаканской оросительной системы.

Поскольку при рассмотрении дела истец не доказал осуществление неправомерной деятельности ответчиком и нарушение права истца на пользование магистральным коллектором оросительной системы, также как и загрязнение коллектора сбросами питьевой и дренажных вод,  в удовлетворении иска следует отказать.

При этом, ссылки истца на судебные акты о принятии к нему мер административного воздействия в связи с превышением нормативов загрязняющих веществ и причинении вреда протоке Степная Красноярского водохранилища, не принимаются судом в качестве допустимых доказательств нарушения ответчиком прав истца, так как они не содержат информацию о фактах загрязнения дренажных вод магистрального канала сбросами вод от объектов ответчика.

Руководствуясь ст. 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

Судебные расходы по государственной пошлине по иску отнести на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия».

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный  суд Западно-Сибирского округа при условии, что  оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через  Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                                И.В. Лузарева