ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-286/17 от 06.03.2017 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-286/2017

10 марта 2017 года

резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2017 года

решение в полном объеме изготовлено 10 марта 2017 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буряк Л.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН <***>)

к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска

о признании недействительным решения УПФ № 064S19160012189, 064S9160012185 и 064S9160012188, 064S9160012184 от 22.11.2016

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 205 от 31.12.2015 (сроком на три года), паспорт

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 67-0902 от 09.01.2017

Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области (далее - Заявитель, УФССП, Управление, страхователь) обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительными решений от 22.11.2016 №064S19160012184, №064S19160012185, №064S19160012188, №064S19160012189 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части привлечения к штрафу в сумме, превышающей 4085 рублей.

Факт представления сведений с нарушением срока, Заявитель не оспаривает, свою вину в совершении нарушения признает, однако считает, что Управление имеет ряд смягчающих обстоятельств, позволяющих суду снизить размер финансовой санкции, к ним, в частности относятся: правонарушение
 совершено впервые; Управление к штрафным санкциям не привлекалось; задолженности по страховым взносам не имеется; несоответствие количества застрахованных лиц было выявлено самим Управлением,
 незамедлительно была направлена информация в УПФР в Центральном районе г. Новосибирска; нарушение не нанесло ущерба бюджету ПФР; в действиях Управления отсутствует умысел, направление 06.10.2016 дополнительной информации свидетельствует о высокой ответственности Управления.

Представитель Пенсионного фонда в удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Пенсионный фонд считает, что доказательств невозможности соблюдения заявителем требований п. 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ по направлению сведений по форме СЗВ-М в установленные сроки в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных положений не представлено.

Рассмотрев заявление Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области, исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд установил.

01.09.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем были представлены сведения по форме «Сведения о застрахованных лицах» (далее форма СЗВ-М), утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016г. № 83п за отчетный период август 2016 года на 999 застрахованных лиц.

28.09.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период август 2016 года на 1 застрахованное лицо, которые ранее не предоставлялись, т.е. с нарушением срока на 17 дней (срок предоставления СЗВ-М за август 2016 года - не позднее 12 сентября 2016 года), что подтверждается Извещением о доставке, сформированным в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным связям в системе документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации». Таким образом, страхователем был нарушен пункт 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ.

Изложенные обстоятельства были установлены Управлением в соответствии со статьей 33 Закона № 212-ФЗ в результате проведения камеральной проверки, о чем 06.10.2016 был составлен акт камеральной проверки №064S18160012479.

22.11.2016 по результатам рассмотрения материалов проверки начальником УПФР было вынесено решение № 064S19160012184 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.

29.07.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года на 999 застрахованных лиц. 28.09.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года на 1 застрахованное лицо, которые ранее не предоставлялись т.е. с нарушением срока на 49 дней (срок предоставления СЗВ-М за июль 2016 года - не позднее 10 августа 2016 года), что подтверждается Извещением о доставке, сформированным в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным связям в системе документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации».

Изложенные обстоятельства были установлены УПФР в соответствии со статьей 33 Закона № 212-ФЗ в результате проведения камеральной проверки, о чем 06.10.2016 был составлен акт камеральной проверки №064S18160012475.

22.11.2016 по результатам рассмотрения материалов проверки начальником УПФР было вынесено решение № 064S19160012189 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.

01.09.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период август 2016 года на 999 застрахованных лиц. 05.10.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период август 2016 года на 406 застрахованных лиц, которые ранее не предоставлялись т.е. с нарушением срока на 24 дня (срок предоставления СЗВ-М за август 2016 года - не позднее 12 сентября 2016 года), что подтверждается Извещением о доставке, сформированным в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным связям в системе документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации».

Изложенные обстоятельства были установлены УПФР в соответствии со статьей 33 Закона № 212-ФЗ в результате проведения камеральной проверки, о чем 06.10.2016 был составлен акт камеральной проверки №064S18160012480.

22.11.2016 по результатам рассмотрения материалов проверки начальником УПФР было вынесено решение № 064S19160012185 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 203000 рублей.

29.07.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года на 999 застрахованных лиц. 06.10.2016 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года на 409 застрахованных лиц, которые ранее не предоставлялись т.е. с нарушением срока на 58 дней (срок предоставления СЗВ-М за июль 2016 года - не позднее 10 августа 2016 года), что подтверждается Извещением о доставке, сформированным в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным связям в системе документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации».

Изложенные обстоятельства были установлены УПФР в соответствии со статьей 33 Закона № 212-ФЗ в результате проведения камеральной проверки, о чем 06.10.2016 был составлен акт камеральной проверки №064S18160012476.

22.11.2016 по результатам рассмотрения материалов проверки начальником УПФР было вынесено решение № 064S19160012188 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 204500 рублей.

Пенсионный фонд поясняет, что с 01.01.2015 Пенсионный фонд при принятии решений и рассмотрении вопросов об их законности не вправе применять смягчающие ответственность обстоятельства и уменьшать размер финансовых санкций, предусмотренных Законом №212-ФЗ.

Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого ненормативного правового акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Однако при этом действуют общие процессуальные нормы, в соответствии с которыми каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

В соответствии со ст. 6 Закона № 167-ФЗ и ст. 5 Закона № 212-ФЗ Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию и плательщиков страховых взносов, как организация, производящая выплаты физическим лицам.

В Пенсионном фонде Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области зарегистрировано в качестве страхователя под регистрационным номером № 064-010-036880.

Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ определен срок и объем ежемесячно представляемых страхователем сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), а именно страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию имя отчество застрахованного лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Указанные сведения страхователь обязан представлять не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п были утверждены формы «Сведения о застрахованных лицах» применяемые с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).

В соответствии со ст. 8 Закона № 27-ФЗ предусмотрен общий порядок представления сведений, содержащих сведения о застрахованных лицах: в том числе в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (ст. 8 Закона № 27-ФЗ).

Контроль за правильностью представления индивидуальных сведений на застрахованных лиц в соответствии со ст. 16 Закона № 27-ФЗ возложен на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

УФССП было нарушено законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а именно «непредставление страхователем в срок сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.

Заявитель признает факт совершения правонарушения и обжалует только несоизмеримую сумму штрафа, которая, по его мнению, не соответствует характеру правонарушения, не соответствует принципам справедливости и разумности. При этом Заявитель поясняет, что в апреле 2016 года разработчиком ПК «СБИС» зафиксирована ошибка: при загрузке сведений о застрахованных лицах в количестве более 1000 человек сохранилось не более 999 сотрудников. Таким образом, при подготовке ежемесячной отчетности была использована недобросовестная версия, в результате чего вместо численности сотрудников в количестве 1400 человек в отчетную форму выгружалось только 999 человек. Разработчиков данная ошибка устранена, однако в связи с тем, что версия не было обновлена, выгрузка отчетных данных осуществлялась не в полном объеме, что и привело к искажению отчетных данных.

Данное обстоятельства Заявитель считает смягчающим обстоятельством и просит снизить размер штрафа, указывая при этом также на то, что ранее УФССП не привлекалось к ответственности.

Пунктом 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

22.11.2016 Пенсионным фондом были вынесены решения №064S19160012184, №064S19160012185, №064S19160012188, №064S19160012189 о применении финансовых санкций к страхователю Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в общей сумме 408500 руб. 00 коп.

Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового Кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным в санкции статьи.

Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств и руководствуясь положениями пункта 19 Постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 41, вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Учитывая изложенное, суд считает сумму штрафа в размере 408500 рублей несоразмерной обстоятельствам и последствиям совершенного правонарушения и возможным уменьшить размер штрафа, начисленного на основании части 4 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ от 01.04.1996 на 202500 руб. по решению Пенсионного фонда от 22.11.2019 №064S19160012185, на 204000 руб. по решению от 22.11.2016 №064S19160012188.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение № 064S19160012188 от 22.11.2016 Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области, г Новосибирск (ИНН <***>) в части штрафа 204000 рублей.

Признать недействительным решение № 064S19160012185 от 22.11.2016 Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области, г Новосибирск (ИНН <***>) в части штрафа 202500 рублей

В остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Пенсионный фонд устранить нарушение прав и законных интересов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области, г Новосибирск (ИНН <***>) в установленном порядке.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

В.Н. Юшина