ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-2897/10 от 12.03.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6

Тел. 269-38-24, факс 206-31-41

www.novosib.arbitr.ru

e-mail: info@arbitr-nso.ru

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

12 марта 2010 года Дело № А45-2897/2010

Резолютивная часть объявлена 12 марта 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 марта 2010 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Буровой А.А.

При ведении протокола судебного заседания судьей Буровой А.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Новосибирский завод конденсаторов»

к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по г.Новосибирску

о признании незаконными действий.


 при участии в судебном заседании представителей сторон:

заявителя - ФИО1, доверенность от 10.08.2009,

заинтересованного лица – не явился.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось открытое акционерное общество «Новосибирский завод конденсаторов» (далее - заявитель, общество) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по г.Новосибирску (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконными действий по взысканию денежных средств путем направления в ОАО Банк «Левобережный» инкассового поручения №28068 от 18.12.2009 на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов заявителя в сумме 145468 руб. 00 коп.

Дело рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленного заинтересованного лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Инспекцией предъявлено в ОАО Банк «Левобережный» инкассовое поручение №28068 от 18.12.2009 о безакцептном списании со счета общества 145468 руб.

Считая действия инспекции по выставлению инкассового поручения незаконными, общество обратилось за их обжалованием в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  Из материалов дела следует, что Арбитражный суд Новосибирской области на основании решения от 12.10.1999г. по делу N А45-7644/99 СА 2/125 выдал Государственной налоговой инспекции исполнительный лист N 0024372 от 12.11.1999 г. на взыскание с ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" штрафа в размере 145468 руб.

В соответствии с требованиями статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу требований статьи 198 АПК РФ (1995 года) исполнительный лист на взыскание денежных средств направляется взыскателем банку или иному кредитному учреждению, а в остальных случаях - судебному исполнителю.
  Согласно статье 319 АПК РФ (2002 года, действующая редакция на момент совершения оспариваемых действий) исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

По правилу статьи 5 Федерального закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» (действующий на момент совершения оспариваемых действий) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (статья 7 названного закона №229-ФЗ).

Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем (статья 8 Закона № 229-ФЗ). Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
  1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
  2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
  3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

В спорной ситуации налоговый орган являлся как администратором бюджетных поступлений, так и взыскателем.

В соответствии с Положением о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденным Приказом Центрального банка Российской Федерации от 10.04.2006 г. № 285-П, взыскатель вправе представить исполнительный документ непосредственно в банк, в котором открыт счет должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.

При этом взыскатель (его представитель, действующий на основании соответствующей доверенности) представляет в банк подлинник исполнительного документа (его дубликат) и заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства.

При приеме документов банк проверяет наличие в заявлении сведений, предусмотренных настоящим Положением; соответствие данных, указанных взыскателем в заявлении, исполнительному документу; соответствие реквизитов исполнительного документа установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, и соблюдение сроков его предъявления.
  В соответствии с пунктом 2.2 названного Положения Банк составляет инкассовое поручение в порядке, установленном Положением Банка России от 3 октября 2002 года № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 года № 4068; 21 марта 2003 года № 4300; 30 июня 2004 года № 5880, в количестве экземпляров, необходимом для осуществления расчетной операции.

Исполнение инкассового поручения, составленного на основании исполнительного документа, осуществляется банком в порядке, установленном нормативными актами Банка России, регулирующими осуществление безналичных расчетов, не позднее 3 дней после принятия банком исполнительного документа.

Заявление вместе с исполненным инкассовым поручением, а также копией исполнительного листа, заверенной подписями бухгалтерского работника и главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) банка, помещается банком в документы дня.

Совокупность названных норм позволяет сделать вывод о допустимости направления налоговым органом исполнительного листа для исполнения непосредственно в банк.

Доводы заявителя о нарушении налоговым органом процедуры взыскания штрафа по исполнительному листу судом отклоняются.
  Вместе с тем, судом был исследован вопрос о соблюдении налоговым органом сроков предъявления спорного исполнительного листа ко взысканию.
  В соответствии с законодательством, действовавшем на дату выдачи исполнительного листа, а именно: с частью 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 05.05.1995 г. № 70-ФЗ, пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный лист мог быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.

Следовательно, предельным сроком для предъявления к исполнению спорного исполнительного листа является 12 мая 2000 года.
  Указанный исполнительный лист вместе с инкассовым распоряжением, как пояснил налоговый орган, был направлен им для взыскания штрафа в кредитное учреждение, в котором был открыт расчетный счет заявителя – Новосибирский муниципальный банк.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о своевременном направлении налоговым органом исполнительного листа и инкассового распоряжения в банк или иное кредитное учреждение должника. На исполнительном листе имеются отметки Сбербанка РФ о постановке его в картотеку и о возврате его в связи с закрытием счета, однако на нем отсутствует дата постановки в картотеку. Инкассовое поручение в материалы дела не представлено. Налоговому органу предлагалось представить инкассовые распоряжения с отметкой банка о направлении инкассового распоряжения в кредитные учреждения.

В нарушение ст. 65 АПК РФ указанные документы заинтересованным лицом не представлены.

Принимая во внимание, что налоговым органом не доказан факт своевременного предъявления исполнительного листа к исполнению, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по взысканию государственной пошлины путем направления в ОАО Банк «Левобережный» инкассового поручения №28068 от 18.12.2009 на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов заявителя в сумме 145468 руб. 00 коп. подлежит признанию незаконными.
  Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по г.Новосибирску по взысканию денежных средств путем направления в ОАО Банк «Левобережный» инкассового поручения №28068 от 18.12.2009 на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов ОАО «Новосибирский завод конденсаторов» как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по г.Новосибирску в пользу открытого акционерного общества «Новосибирский завод конденсаторов» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
  Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья А.А. Бурова