ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-29316/2021 от 05.04.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                         Дело № А45-29316/2021

07 апреля 2022 года                  

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2022 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Лузаревой И.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хохуля А.С., рассмотрел в  судебном заседании  в помещении №606 арбитражного суда по адресу: <...>, дело по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Сибирское отделение Российской академии наук» (ИНН <***>), г. Новосибирск,

к мэрии города Новосибирска (ИНН <***>), г. Новосибирск,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ», 2)  территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области,

об обязании принять в муниципальную собственность водопровод,

при участии в судебном заседании представителей:

истца: ФИО1 по доверенности № 29 от 20.12.2021, диплом № ДВС 1924836 от 04.06.2003, паспорт;

ответчика: не явился, извещен;

третьих лиц: 1) ФИО2 по доверенности № 746 от 01.11.2019, диплом ВСА 1071585 от 16.06.2010, паспорт, 2) ФИО3 по доверенности  от 10.06.2021, диплом 107724 3010855 от 30.06.2017, паспорт,

                                            у с т а н о в и л:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Сибирское отделение Российской академии наук» (СО РАН) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к мэрии города Новосибирска с исковым заявлением об обязании в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность сооружение (сеть водопровода) водовод Камешки-Академгородок от насосной станции фильтрования (НСФ) до 3-го подъема (кадастровый номер 54:35:000000:27331).

Определением исковое заявление СО РАН было принято к производству судьи Лихачёва М.В.

Распоряжением Арбитражного суда Новосибирской области о передаче судебных дел №9-КГ от 02.02.2022  в связи с временной нетрудоспособностью судьи Лихачёва М.В. дело №А45-29316/2021 передано в производство судьи Лузаревой И.В.

Суд по своей инициативе, руководствуясь ст. 51  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Горводоканал» (МУП «Горводоканал») и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ТУ ФАУГИ в НСО).

О времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом, в судебное разбирательство не явилс я, ходатайства об отложении рассмотрения дела, о невозможности рассмотрения дела в отсутствии своего представителя ответчик не заявил.

Мэрия города Новосибирска и МУП «Горводоканал» в удовлетворении исковых требований просят отказать, поскольку  проведенным третьими лицом обследованием спорного водовода установлено его неудовлетворительное состояние и в рассматриваемом случае следует учесть отсутствие волеизъявления ответчика на принятие указанного объекта в муниципальную собственность.

Истец на удовлетворении исковых требований настаивает, с возражениями третьего лица не согласен, поскольку неудовлетворительное состояние объекта не является препятствием к передаче данного объекта в муниципальную собственность.

ТУ ФАУГИ в НСО в отзыве на иск полностью поддержало предъявленные СО РАН требования о передаче водопровода в муниципальную собственность.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и третьих лиц, проверив обстоятельства спора в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о  необходимости удовлетворения предъявленного иска.

Из материалов дела следует, что на балансе СО РАН находится сооружение (сеть водопровода) водовод Камешки-Ак.городок от НСФ до 3-го подъема (кадастровый номер 54:35:000000:27331). Данный водовод является собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления за истцом не закреплен.

СО РАН является научной организацией, деятельность по эксплуатации и обслуживанию объектов инженерной инфраструктуры тепло-, водо-, электроснабжения уставом учреждения не предусмотрена.

Водовод имеет технологическое присоединение к централизованной системе водоснабжения, эксплуатируемой МУП «Горводоканал» и используется для решения вопросов местного значения: - подача питьевой воды жителям Первомайского и Советского районов города Новосибирска.

Таким образом, сооружение является частью инженерной инфраструктуры города.

Распоряжением ТУ ФАУГИ в НСО от 28.06.2021 № 54-412-р было предписано, что сооружение (сеть водопровода) водовод Камешки-Ак.городок от НСФ до 3-го подъема подлежат передаче в муниципальную собственность города Новосибирска.

09.07.2021 в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии    города    Новосибирска    был    передан    акт    приема-передачи (сопроводительное письмо от 09.07.2021 № 15120-5114.1-1296/21-0-0), который до настоящего времени ответчиком  не подписан.

В адрес мэрии города Новосибирска 06.10.2021 была направлена претензия № 15001-15120-1611, после чего было проведено обследование технического состояния объекта инженерной инфраструктуры, подлежащего передаче в муниципальную собственность города, по результатам которого установлено, что спорный объект водопроводно-канализационного хозяйства находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

14.10.2021 департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города принято решение о целесообразности принятии объекта в муниципальную собственность только после устранения ранее выявленных замечаний и приведения объекта в нормативное техническое состояние.

Полагая, что сооружение (сеть водопровода) водовод Камешки-Ак.городок от НСФ до 3-го подъема подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, правомерно обоснованным следующим.

Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) установлены общие виды имущества, которые могут находиться в федеральной собственности, а также условия и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность.

Согласно абзацам 6 - 8 пункта 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В силу пункта 1 приложения № 3 названного Постановления к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Объекты инженерной инфраструктуры города, предназначенные для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.

Для квалификации определенных объектов в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что спорный объект федеральной собственности, находящийся на балансе СО РАН, используется исключительно для организации водоснабжения жителей Первомайского и Советского района, проживающих в городе Новосибирске, в связи с чем спорное имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры города Новосибирска, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится.

Ссылка ответчика и МУП «Горводоканал» на неудовлетворительное состояние водовода, отклоняется  судом, поскольку порядок передачи имущества в муниципальную собственность предусматривает передачу не только технически исправных объектов, но и объектов независимо от их технического состояния.

Кроме того, доказательств невозможности использования спорного имущества ввиду его аварийного, разрушенного состояния для решения вопросов местного значения, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, ни ответчиком, ни МУП «Горводоканал» в материалы дела не представлено.

Доводы ответчика об отсутствии согласия муниципального образования на прием в муниципальную собственность спорного имущества признаны судом несостоятельными.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.12.2006 № 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, а также в Постановлении от 30.06.2006 № 8-П, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие прямого волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества, судом установлено, что его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.

Поскольку водовод имеет технологическое присоединение к централизованной системе водоснабжения, эксплуатируемой МУП «Горводоканал» и используется для решения вопросов местного значения: - подаче питьевой воды жителям Первомайского и Советского районной города Новосибирска,  исковые требования СО РАН о передаче в собственность муниципального образования город Новосибирск указ0анного имущества подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по государственной пош8лине, уплаченной истцом при подаче иска, подлежат отнесению на ответчика в порядке ч.1 ст. 110 АПК РФ

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать мэрию города Новосибирска (ОГРН <***>,
ИНН <***>) в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу принять в муниципальную собственность сооружение (сеть водопровода) водовод Камешки-Ак. городок от насосной станции фильтрования (НСФ) до 3-го подъёма (кадастровый номер 54:35:000000:27331).

Взыскать с мэрии города Новосибирска (ОГРН <***>,
ИНН <***>) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Сибирское отделение Российской академии наук» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 6000 рублей 00 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный  суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что  оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через  Арбитражный суд Новосибирской области.

            Судья                                                                            И.В. Лузарева