АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Р Е Ш Е Н И Я
г. Новосибирск Дело № А45-30219/2021
23 марта 2022 года
резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2022 года
решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2022 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Галкиной Н.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анашкиным К.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интекко-сити», г. Новосибирск (ИНН <***>)
к Главному управлению архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска,
Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск (ИНН <***>)
о признании незаконным отказа
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 10.09.2021, паспорт, диплом
заинтересованного лица: ФИО2 - представитель по доверенности от 24.12.2021, служебное удостоверение № 611 от 09.08.2021, диплом
установил: общество с ограниченной ответственностью «Интекко-сити» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска от 21.09.2021 (№ 30/05.4/17930) (далее – заинтересованное лицо, управление) в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения объекта связи по адресу: <...>; обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обязать выдать разрешение на использование земельного участка для размещения объекта связи по адресу: <...> на срок 20 лет.
Определением от 02.02.2022 суд уточнил заинтересованное лицо и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.
Требования общества мотивированы тем, что департамент, отказывая в удовлетворении заявления, неправомерно сослался на подпункт 1 пункта 10, пункт 6 Постановления № 269-п, кроме того, указало на нарушение управлением сроков рассмотрения заявления, на отсутствие у начальника управления ФИО3, подписавшего оспариваемый отказ, соответствующих полномочий.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо в отзыве не признало заявленные требования, указав, что отказ правомерен, обществом к заявлению была приложена схема, не соответствующая испрашиваемому земельному участку.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержала возражения против заявленных требований, пояснил, что заявление общества поступило в управление 13.09.2021, в связи с чем, срок рассмотрения заявления не нарушил, в обоснование полномочий начальника управления сослалась на Постановление мэрии города Новосибирска от 07.07.2020 № 2005.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Общество направило в управление заявление № 6Р-П от 26.08.2021 о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 54:35:041110 по адресу: <...> согласно прилагаемой схемы, для размещения иного сооружения связи – опоры двойного назначения, на срок 20 лет.
Управление письмом от 22.09.2021 № 30/05.4/17930 отказало обществу в выдаче разрешения на основании подпункта 1 пункта 10 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № 269-п «Об установлении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», также управлением указано, что заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 6 порядка, а именно: к заявлению не приложена схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).
Указывая на то, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив и проверив представленные доказательства, выслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3.28. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 № 705 «О департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска» к основным функциям департамента относится выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № 269-п «Об установлении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - постановление № 269-п), заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 269-п уполномоченный орган в течение 8 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и не позднее дня окончания указанного срока направляет заявителю способом, указанным в заявлении, уведомление о выдаче разрешения или решение об отказе в выдаче разрешения.
Как следует из представленных доказательств заявление № 6Р-П от 26.08.2021 направлено обществом почтовым отправлением 29.08.2021. Поступило в управление 13.09.2021 и зарегистрировано за входящим номером 30/09075. Отказ управления датирован 22.09.2021. Таким образом, заинтересованным лицом не допущено нарушений срока, установленного для рассмотрения заявления.
Довод общества о том, что согласно информации с сайта Почты России письмо общества прибыло в место вручения 04.09.2021, вручено адресату 08.09.2021, а регистрация заявления 13.09.2021 говорит о том, что управлением допущена проволочка в рассмотрении заявления, срок должен исчисляться с 08.09.2021, судом отклоняется.
На заявлении общества стоит регистрационный штамп управления с датой 13.09.2021, регистрация заявления не в день фактического поступления почтового отправления в отделение связи может быть обусловлена особенностями обработки входящей корреспонденции и не свидетельствует о допущенных нарушениях установленного срока.
Довод об отсутствии у начальника управления полномочий на подписание отказа судом признается несостоятельным.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 07.07.2020 № 2005 «О положениях о структурных подразделениях департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, положении о комитете рекламы и информации мэрии города Новосибирска» утверждено положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска.
Согласно пункту 3.29 к функциям управления относится выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, муниципальными правовыми актами города Новосибирска. Согласно пункту 5.1 положения управление возглавляет начальник, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о муниципальной службе. Согласно пункту 5.3. положения начальник управления действует без доверенности от имени управления, представляет его в государственных органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию управления; в пределах компетенции подписывает документы, направляемые от имени управления.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения объектов, включенных в Перечень, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 № 20-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области» получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется в случаях строительства или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи.
Таким образом, размещение сооружений связи на территории Новосибирской области на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения вышеуказанных объектов на территории Новосибирской области установлены постановлением № 269-п.
Согласно пункту 10 постановления 269-п решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка.
Согласно пункту 6 постановления 269-п к заявлению прилагаются:
1)копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подается представителем заявителя;
2)схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта, в случае если планируется использование земель или части земельного участка.
Согласно пункту 11 постановления № 269-п в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Порядка.
В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
Как установлено судом, приложенная обществом к заявлению схема границ, предполагаемых к использованию под размещение объекта, земель или земельного участка соответствует кадастровому кварталу 54:35:074240, а не 54:35:041110, на который указывается в заявлении от 13.09.2021. Таким образом, к заявлению не была приложена соответствующая схема, на что и было указано управлением в оспариваемом отказе.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что управление правомерно отказало обществу в выдаче разрешения на использование земель.
Довод общества, что в ходе судебного разбирательства оно обращалось в управление с заявлением заключить мировое соглашение с приложением соответствующей схемы, однако управление не пошло на урегулирование спора, в данном случае не имеет правового значения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее мотивированное решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
При подаче заявления обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей, которая подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Интекко-сити» (ИНН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 26.10.2021.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Н.С. Галкина |