ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-30281/19 от 25.02.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-30281/2019

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 3 марта 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Сибирская энергетическая компания", г. Новосибирск о признании решения от 14.05.2019 г. № 839/33 недействительным в части, заинтересованное лицо: Департамент по тарифам Новосибирской области,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 21.06.2019, ФИО2, доверенность от 04.09.2019,

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность №1 от 09.01.2020 г,

установил:

акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд о признании решения от 14.05.2019 г. № 839/33 недействительным в части, заинтересованное лицо: Департамент по тарифам Новосибирской области.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Департамент по тарифам Новосибирской области извещением от 14.05.2019 № 839/33 отказал Акционерному обществу «Сибирская энергетическая компания» в открытии дела об установлении на долгосрочный период 2020-2024 годы тарифов в сфере теплоснабжения:

-на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии-Локальных котельных, принятых по концессионному соглашению;

-на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии-Локальных котельных (арендуемых и собственных);

-на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» в г. Новосибирск с использованием концессионного имущества,

-на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» в г. Новосибирск с использованием собственного и арендуемого имущества,

- на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» в г. Куйбышев.

АО «СИБЭКО» посчитав, что отказ Департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В обоснование довода АО «СИБЭКО» о незаконности отказа в установлении тарифов в сфере теплоснабжения на каждый регулируемый вид деятельности (на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии и на услуги по передаче тепловой энергии) как несоответствующего частям 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.20110 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ), пунктам 12 и 86 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования 1075), Общество ссылается на то, что указанными нормами предусмотрена обязательность установления подлежащих регулированию цен (тарифов) в отношении каждого регулируемого вида деятельности; и формированию соответствующей необходимой валовой выручки регулируемой организации раздельно по регулируемым видам деятельности; в том числе отдельно по каждому источнику тепловой энергии, расположенному в разных системах теплоснабжения, которыми владеет регулируемая организация.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона № 190-ФЗ, регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.

Таким образом, обязательным условием отнесения вида деятельности в сфере теплоснабжения к регулируемому виду деятельности является предусмотренная Законом № 190-ФЗ обязанность по осуществлению расчетов за товары и услуги при его осуществлении по ценам (тарифам), подлежащим регулированию.

Исчерпывающий перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регламентирован пунктом 1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ; включающий, в том числе, как тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; так и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В статье 2 Закона № 190-ФЗ дано определение также следующих понятий:

«теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

тепло потребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей)».

Общие положения об отношениях теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии регламентированы пунктом 13 Закона № 190-ФЗ, согласно которому:

«2. Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам)....

...6. Теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам)...».

В соответствии со статьей 15 Закона № 190-ФЗ:

«1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения....

...4. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации...

...9. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.»

В соответствии со статьей 17 Закона № 190-ФЗ:

«1. Передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

2. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги...

...5. Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.»

Таким образом, в соответствии с указанными нормами Закона № 190-ФЗ:

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются только в отношении теплосетевых организаций; а именно: организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии теплоснабжающей организации в объемах, необходимых последней для обеспечения потребителей тепловой энергии;

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии необходимы только для расчетов теплоснабжающей организации с теплосетевой организацией за оказанные последней услуги по передаче тепловой энергии в рамках заключенных между указанными организациями договоров на оказание услуг по передаче тепловой энергии.

Поскольку в данном случае теплоснабжающая организация оказывает услугу по передаче тепловой энергии самой себе; соответственно, отсутствует необходимость в осуществлении расчетов за такую услугу; что в силу определения понятия «регулируемый вид деятельности по теплоснабжению» означает, что данный вид деятельности не подпадает под регулирование. И, соответственно, тариф на такой вид деятельности (по оказанию услуги по передаче теплоснабжающей организации самой себе) не устанавливается.

АО «СИБЭКО» является теплоснабжающей организацией.

Приказом департамента от 10.12.2019 № 701-ТЭ (далее - Приказ № 701-ТЭ) для АО «СИБЭКО» как для теплоснабжающей организации установлены:

- долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям на территории Новосибирской области, с использованием индексации установленных тарифов;

- долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области с использованием метода индексации установленных тарифов;

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям на территории Новосибирской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с календарной разбивкой по полугодиям;

- тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с календарной разбивкой по полугодиям.

АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области не оказывает услуги по передаче тепловой энергии с использованием принадлежащих АО «СИБЭКО» тепловых сетей.

Все затраты АО «СИБЭКО» на обеспечение передачи тепловой энергии до потребителей с использованием, в том числе, принадлежащих АО «СИБЭКО» тепловых сетей (в том числе и на основании Концессионного соглашения № 14 от 28.11.2017 (далее - Концессионное соглашение № 14); в том числе и в г. Новосибирск, и в г. Куйбышеве); учтены в установленных на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов Приказом № 701-ТЭ тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемых потребителям.

Таким образом, в связи с неосуществлением АО «СИБЭКО» регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии отсутствуют основания для установления АО «СИБЭКО» тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников, то в отношении данного регулируемого вида деятельности (реализации АО «СИБЭКО» тепловой энергии потребителям с коллекторов источников тепловой энергии) такие тарифы уже были установлены в 2018 году Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с использованием метода индексации. Указанные тарифы были установлены без дифференциации по источникам и системам теплоснабжения (учитывают все котельные, принадлежащие АО «СИБЭКО»; в том числе и на основании Концессионного соглашения № 13 от 28.11.2017 (далее -Концессионное соглашение № 13).

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 1075: «Долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).»

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075: «Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.»

Основания для пересмотра установленных тарифов в течение периода их действия регламентированы пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила регулирования № 1075); среди которых не предусмотрена возможность пересмотра установленных на долгосрочный период регулирования тарифов в связи с необходимость их дифференциации по источникам тепловой энергии.

Таким образом, в силу пункта 7 Правил регулирования № 1075, пунктов 51 и 52 Основ ценообразования № 1075 какие-либо основания для установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии с дифференциацией по источникам на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов отсутствуют.

В обоснование довода АО «СИБЭКО» о незаконности отказа в установлении тарифов в сфере теплоснабжения дифференцированно в отношении имущества, переданного во владение и пользование на основании концессионных соглашений, от иного имущества; как несоответствующего пункту 12.1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ, пункту 51 Основ ценообразования № 1075, пункту 12 Правил регулирования № 1075, подпункту 6.5 пункта 1 статьи 10. подпункту 1 пункта 1 статьи 42 и пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон № 115-ФЗ) ссылается на то, что указанными нормами предусмотрена обязанность органа регулирования использовать долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, установленные концессионным соглашением и согласованные с органом регулирования, при расчете долгосрочных тарифов.

Вместе с тем, долгосрочные параметры регулирования, установленные Концессионными соглашениями №№ 13 и 14, в полном соответствии с указанными АО «СИБЭКО» требованиями законодательства были использованы при определении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов, установленных Приказом № 701-ТЭ.

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона № 190-ФЗ: «Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.»

Исчерпывающий перечень параметров дифференциации тарифов в сфере теплоснабжения регламентирован пунктом 23 Основ ценообразования № 1075, согласно которому: «Тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями:

а) вид теплоносителя (вода, пар);

б) параметры теплоносителя;

в) системы теплоснабжения;

г) схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту);

ж) категории (группы) потребителей (покупателей);

з) территории поселений, городских округов в установленных границах.»

Довод АО «СИБЭКО» о незаконности отказа в установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с дифференциацией по муниципальным образованиям (г. Новосибирск и г. Куйбышев) как несоответствующего пункту 23 Правил регулирования № 1075 является несостоятельным, поскольку пунктом 23 Правил регулирования № 1075 предусмотрена только лишь возможность, но не обязательность установления тарифов с дифференциацией;

В обоснование довода АО «СИБЭКО» о нарушении департаментом пунктов 12, 25 Правил регулирования № 1075 и пункта 11 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее - Регламент) ссылается на то, что в силу указанных норм законодательства единственным основанием для принятия органом регулирования решения об отказе в рассмотрении предложений является несоблюдение регулируемой организацией сроков представления предложения об установлении цен (тарифов).

Вместе с тем, уполномоченным органом, издавшим Регламент (ФСТ России) еще в 2014 году были даны разъяснения по его применению в Письме от 11.06.2014 № СЗ-6425/5, согласно которому: «... исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются для организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

Таким образом, в случае если организацией не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования, или договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования), у органа регулирования не имеется оснований для установления в отношении такой организации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.»

Поскольку АО «СИБЭКО» не были представлены доказательства осуществления регулируемого вида деятельности по передаче тепловой энергии, а также в связи с отсутствием оснований для изменения и отмены установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов долгосрочных тарифов; Письмом департамент известил об открытии дела об установлении (корректировке) на 2020 год установленных на долгосрочный период регулирования 2019-2023 тарифов и об отсутствии оснований для установления тарифов на новый долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов.

Порядок и основания принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов по результатам рассмотрения предложения организации об установлении тарифов Правилами регулирования № 1075 и Регламентом № 163 не определены. При этом из положений пункта 20 Правил регулирования № 1075 однозначно следует, что по результатам рассмотрения предложения регулируемой организации об установлении тарифов органом регулирования может быть принято решение об отказе в открытии дела.

Основанием для принятия решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов является обращение организации за установлением регулируемых тарифов при отсутствии к тому предусмотренных законом оснований.

Правилами регулирования № 1075 и Регламентом № 163 не предусмотрено возможности закрытия дела об установлении тарифов; и единственным результатом после открытия дела об установлении тарифов является принятие органом регулирования тарифного решения (установление тарифов).

На момент поступления в департамент указанного предложения об установлении тарифов для АО «СИБЭКО» приказом департамента от 10.12.2019 № 701-ТЭ (далее – Приказ № 701-ТЭ) как для теплоснабжающей организации уже были установлены:

- долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям на территории Новосибирской области, с использованием индексации установленных тарифов;

- долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области с использованием метода индексации установленных тарифов;

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям на территории Новосибирской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с календарной разбивкой по полугодиям;

- тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с календарной разбивкой по полугодиям.

При этом доказательств того, что на момент обращения АО «СИБЭКО» оказывало на территории Новосибирской области услугу по передаче тепловой энергии с использованием принадлежащих АО «СИБЭКО» тепловых сетей; и все затраты АО «СИБЭКО» на обеспечение передачи тепловой энергии до потребителей с использованием, в том числе, принадлежащих АО «СИБЭКО» тепловых сетей (в том числе и на основании Концессионного соглашения № 14 от 28.11.2017 (далее – Концессионное соглашение № 14); в том числе и в г. Новосибирск, и в г. Куйбышеве); учтены в установленных на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов Приказом № 701-ТЭ тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемых потребителям.

О каких-либо намерениях прекратить в 2020 году учтенные в установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов тарифах на тепловую энергию сложившиеся у АО «СИБЭКО» с другими теплоснабжающими организациями г. Новосибирска («ведомственными котельными») договорные отношения по покупке тепловой энергии и о соответствующих намерениях расторгнуть договорные отношения с потребителями тепловой энергии, расположенными в зонах теплоснабжения, где «ведомственные котельные» имеют статус единой теплоснабжающей организации; и соответствующих намерениях оказывать, начиная с 2020 года указанным теплоснабжающим организациям услуги по передаче тепловой энергии; АО «СИБЭКО» при обращении в департамент с заявлением № 29.04.2019 № 2019-118835 в нарушение положений пункта 15 Правил регулирования № 1075 не указало.

Кроме того, обращаясь в департамент с предложением об установлении трех тарифов на услуги по передаче, дифференцируя их по территориальному признаку (г. Новосибирск и г. Куйбышев), а также дополнительно дифференцируя в г. Новосибирске в зависимости от правовых оснований владения тепловыми сетями (на основании концессионного соглашения, либо на основании аренды и права собственности); АО «СИБЭКО» не указало и не представило каких-либо тому доказательств, какие из тепловых сетей, расположенных в г. Новосибирске (концессионное имущество, либо собственное и арендуемое) задействованы в деятельности по передаче тепловой энергии от «ведомственных котельных» до потребителей.

При этом на территории г. Куйбышева отсутствуют какие-либо теплоснабжающие организации («ведомственные котельные»), которым АО «СИБЭКО» может оказывать услугу по передаче тепловой энергии потребителям.

Таким образом, в связи с непредставлением в департамент каких-либо обоснований возможности осуществления АО «СИБЭКО» в 2020 году регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии с использованием того имущества теплосетевого хозяйства, с использованием которого АО «СИБЭКО» осуществляет на территории г. Новосибирска и г. Куйбышева Новосибирской области регулируемый вид деятельности по теплоснабжению, и которое учтено в установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов тарифов на тепловую энергию; какие-либо основания для установления АО «СИБЭКО» тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя отсутствуют.

В отношении реализации тепловой энергии потребителям с коллекторов источников тепловой энергии, законодательством в сфере теплоснабжения не предусмотрен такой вид деятельности в качестве отдельного регулируемого вида деятельности. Поскольку согласно подпункту 18) статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения отнесено всего три вида, среди которых отсутствует реализация тепловой энергии потребителям с коллекторов источников. Применительно к реализации тепловой энергии потребителям как непосредственно с коллекторов источников тепловой энергии, так и посредством поставки тепловой энергии с использованием тепловых сетей предусмотрен единый регулируемый вид деятельности - реализация тепловой энергии потребителям.

Среди видов тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих государственному регулированию, исчерпывающих перечень которых регламентирован пунктом 1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, такой вид тарифа как «тариф на коллекторах источников тепловой энергии» также не предусмотрен.

Установление тарифов на тепловую (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии отдельно от тарифов на тепловую энергию (мощность), реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям является реализацией органом регулирования предоставленного ему пунктом 3 статьи 11 Закона № 190-ФЗ права введения дифференциации, предусмотренной подпунктом г) пункта 23 Основ ценообразования № 1075.

Соответственно, поскольку тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям с дифференциацией в зависимости от схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии или к тепловой сети), уже были установлены в 2018 году Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов; и учитывают все котельные, принадлежащие АО «СИБЭКО»; в том числе и на основании Концессионного соглашения № 13 от 28.11.2017 (далее – Концессионное соглашение № 13); какие-либо основания для введения дополнительной дифференциации в течение действия долгосрочных тарифов на тепловую энергию, влекущие изменения долгосрочных параметров регулирования и установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию, в силу положений пункта 7 Правил регулирования № 1075, пунктов 51 и 52 Основ ценообразования № 1075 отсутствовуют.

Кроме того, предлагаемый АО «СИБЭКО» метод регулирования на 2020 год - «метод экономически обоснованных расходов», в силу положений пункта 17 Основ ценообразования № 1075 не применим к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО».

В этой связи по результатам рассмотрения указанного предложения АО «СИБЭКО» департаментом был принят отказ об открытии дела об установлении указанных тарифов, не согласившись с которым АО «СИБЭКО» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании указанного отказа незаконным.

Какие-либо сведения о том, что возникли новые тепловые сети, посредством которых АО «СИБЭКО» собирается оказывать услуги по передаче тепловой энергии каким-либо теплоснабжающим организациям, не представлялись.

То обстоятельство, что АО «СИБЭКО» приняло решение изменить вид деятельности в зонах теплоснабжения г. Новосибирска, где едиными теплоснабжающими организациями являются иные теплоснабжающие организации («ведомственные котельные»), не может являться доказательством того обстоятельства, что у АО «СИБЭКО» появился новый регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии указанным теплоснабжающим организациям. Соответственно, поскольку АО «СИБЭКО» при обращении в департамент с заявлением № 29.04.2019 № 2019-118835 в нарушение положений пункта 15 Правил регулирования № 1075 не представило сведения:

- о намерениях прекратить в 2020 году сложившиеся у АО «СИБЭКО» с другими теплоснабжающими организациями г. Новосибирска («ведомственными котельными») договорные отношения по покупке тепловой энергии, учтенные в установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов тарифах на тепловую энергию; и соответствующих намерениях оказывать, начиная с 2020 года указанным теплоснабжающим организациям услуги по передаче тепловой энергии;

- о намерениях расторгнуть с потребителями тепловой энергии, расположенных в зонах теплоснабжения, где «ведомственные котельные» имеют статус единой теплоснабжающей организации, договора по поставке тепловой энергии; и, соответственно, необходимости учета данного обстоятельства при корректировке тарифов, установленных Приказом № 701-ТЭ;

- о том, какие из тепловых сетей, расположенных в г. Новосибирске (концессионное имущество, либо собственное и арендуемое) задействованы в деятельности по передаче тепловой энергии от «ведомственных котельных» до потребителей, затраты на эксплуатацию которых должны быть учтены в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» «ведомственным котельным» в целях исполнения последними их обязанности по поставке тепловой энергии потребителям;

какие-либо основания для установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для АО «СИБЭКО» отсутствуют; вследствие чего и отсутствуют какие-либо основания для открытия дела об установлении указанных тарифов.

АО «СИБЭКО» до настоящего времени за исключением ФГУП «УЭВ» не прекратило договорных отношений по покупке тепловой энергии у «ведомственных котельных» и не прекратило деятельность по теплоснабжению в зонах, где «ведомственные котельные» имеют статус единой теплоснабжающей организации.

В части взаимоотношений АО «СИБЭКО» с ФГУП «УЭВ», то в зоне теплоснабжения ФГУП «УЭВ» у АО «СИБЭКО» в настоящее время отсутствуют тепловые сети, с использованием которых оно могло бы оказывать ФГУП «УЭВ» услугу по передаче тепловой энергии.

В силу ч. 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы по уплате государственной пошлине суд распределяет по правилам статьи 110 АПК РФ и относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.А. Нахимович