АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-30566/2021
6 февраля 2022 года
резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2022 года
решение в полном объеме изготовлено 6 февраля 2022 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Галкиной Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першковой И.К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфа» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск
к мэрии города Новосибирска (ИНН <***>) , г. Новосибирск
о признании незаконными действий по подготовке градостроительного плана
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (ИНН <***>)
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: ФИО1 по доверенности от 02.11.2021, паспорт, диплом, ФИО2, паспорт, решение
заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 24.12.2021, служебное удостоверение, диплом
третьего лица: ФИО3 по доверенности от 15.12.2021, служебное удостоверение, диплом
установил: общество с ограниченной ответственностью «Альфа» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, мэрия) о признании незаконными действий по подготовке градостроительного плана земельного участка № РФ-54-2-03-0-00-2021-0341 без указания минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, обязании устранить допущенные нарушения.
Определением от 15.11.2021 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечен Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.
Требования общества мотивированы отсутствием в градостроительном плане минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, что не соответствует статьям 30, 38, 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель предпринимателя поддержал заявленные требования.
Мэрия в отзыве требования не признала, указала, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий и в зоне улично-дорожной сети, где возведение объектов капитального строительства, в том числе, объектов придорожного сервиса – магазинов сопутствующей торговли не допускается.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Земельный участок с кадастровым номером 54:35:052360:410, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (4.9.1) –магазины сопутствующей торговли, площадью 1660 кв.м с местоположением: <...> принадлежит обществу на праве собственности.
06.04.2021 общество обратилось в мэрию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:35: 052360:410.
22.04.2021 мэрией подготовлен градостроительный план земельного участка № РФ-54-2-03-0-00-2021-0341 без указания минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Указывая, что данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением, общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, ссылаясь на то, что им были предприняты действия для выяснения и урегулирования сложившейся ситуации, однако предпринятые меры не привели к устранению нарушения, но заняли определенное время, что привело к пропуску установленного срока на обращение в суд.
Согласно части 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 № 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Таким образом, часть 4 статьи 198 АПК РФ связывает начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении (Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2009 № ВАС-12659/08).
Принимая во внимание вышеизложенные требования действующего законодательства, разъяснения высших судебных инстанций, а также фактические обстоятельства по делу, суд, руководствуясь задачами судопроизводства в арбитражных судах, предусмотренных статьей 2 АПК РФ, находит возможным признать вышеперечисленные заявителем причины пропуска процессуального срока на обжалование действий уважительными, и восстановить срок на его обжалование, рассмотрев дело по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовку градостроительного плана земельного участка осуществляет орган местного самоуправления.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 №7 утверждено положение о департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, пунктом 3.21 которого установлено, что основной из функций департамента является подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка.
Подготовка, регистрация и выдача градостроительного плана земельного участка в городе Новосибирске осуществляется в соответствии административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением мэрии от 25.06.2019 № 2327
Согласно пунктам 2.3, 2.4, 3.3.5, постановления мэрии от 25.06.2019 № 2327, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача градостроительного плана земельного участка (далее - градостроительный план) либо отказ в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 административного регламента.
Срок предоставления муниципальной услуги - не более 14 рабочих дней после получения заявления о подготовке, регистрации и выдаче градостроительного плана земельного участка.
Результатом административной процедуры по рассмотрению документов получение муниципальной услуги, подготовке и регистрации градостроительного плана или выдаче (направлению) заявителю уведомления об отказе является подготовка градостроительного плана в трех экземплярах, регистрация его информационной системе обеспечения градостроительной деятельности направление специалисту, ответственному за выдачу градостроительного плана либо выдача (направление) заявителю уведомления об отказе.
06.04.2021 общество обратилось в департамент строительства архитектуры с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана. 22.04.2021 заявителем был получен оспариваемый градостроительный план.
Таким образом, оспариваемый градостроительный план земельного уча выдан в срок определенный административным регламентом и уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерацииградостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирован-документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения», в строке «Основные виды разрешенного использования земельного участка» указываются все установленные основные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.
Постановлением мэрии от 20.11.2014 № 10103 утвержден проект планировки территории, прилегающей к дамбе Октябрьского моста, с формированием набережной реки Обь в Кировском районе, согласно которому спорный земельный участок расположен зоне размещения объектов – зона улично-дорожной сети.
В зоне улично-дорожной сети, ограниченной красными линиями, размещаются элементы городских улиц – проезжая часть, тротуары, технические полосы инженерных сетей, газоны, парковочные карманы и другие элементы (стр.7 проекта планировки).
Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно пункту 3.3 - 3.6. «РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (принят Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30), красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Таким образом, спорный земельный участок расположен в границах красных линий и в зоне улично-дорожной сети, где возведение объектов капитального строительства, в том числе, объектов придорожного сервиса – магазинов сопутствующей торговли не допускается.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что действия мэрии по выдаче градостроительного плана без указания минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее мотивированное решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 117, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд Р Е Ш И Л :
восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Альфа» срок на подачу заявления.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд, находящийся в городе Томске.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу и при условии апелляционного обжалования.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Н.С. Галкина