ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-30741/12 от 15.04.2013 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2013

Полный текст решения изготовлен 18.04.2013

г. Новосибирск «15» апреля 2013 года

Дело №А45-30741/2012

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Бычковой О.Г., при ведении прото­кола судеб­ного заседания секретарем судебного заседания Шмаковой А.О., рассмотрев в судеб­ном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» к открытому акцио­нерному обществу «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской же­лезной дороги – филиала, о взыскании 1 177 787 рублей 70 копеек, при участии представителя истца и ответчика, установил:

открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к откры­тому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибир­ская железная дорога», (ОРГН 1037739877295, ИНН <***>) о взыскании 1 177 787 рублей 70 копеек пени за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащим пе­ревозчику на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил заявленные требования до 1 139 436 рублей 54 копеек.

Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика не признал требования в части пени в размере 267 676 рублей 02 копеек, поскольку вагоны были оставлены в пути следования от движения в связи с тем, что вагоны не принимались станцией назначения по вине грузополучателя, о чем перевозчиком составлены акты общей формы, причины технической неисправности не могли зависеть от перевозчика; ответ­чик просил применить статью 333 Граждан­ского ко­декса Российской Федерации.

Исследовав представленные в установленном порядке доказательства по делу, за­слушав объ­яснения представителя ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующих обстоятельств дела и положений норма­тивных правовых актов.

В соответствии с процессуальными правилами доказывания истец обязан доказать до­пусти­мыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств. При этом указанные фактические обстоятельства должны быть подтвер­ждены со стороны истца доказательствами, отвечающими правилам об относимости и допустимо­сти, а также правилам, предъявляемым арбитражно-процессуальным законодательст­вом к письмен­ным доказательствам и порядку их представления в арбитражный суд, как это ус­тановлено статьями 66, 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции.

В предмет доказывания по делу входят факт приема перевозчиком груза к отправке, факта просрочки доставки, отсутствия вины перевозчика.

Иск предъявлен к перевозчику - открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», вытекающий из деятельности филиала «Западно-Сибирская железная дорога», предъявлен в Арбитражный суд Новосибирской области по месту нахождения филиала юридического лица, расположенного по адресу: 630102 <...>, что соответствует статьям 36,38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В период с 18.06.2012 по 25.06.2012 истец являлся грузоотправителем 108 собствен­ных порожних вагонов по железнодорожным транспортным накладным, с согласованным сроком дос­тавки с 27.06.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 08.07.2012.

Фактически вагоны прибыли в период с 01.07.2012 по 15.07.2012.

Ответчик в нарушение требований статьи 33 Устава железнодорожного транспорта, допус­тил просрочку доставки вагонов, срок просрочки вагонов составил от 1 до 13 суток.

Истцом в адрес ответчика в порядке, установленном статьей 120 Устава железнодо­рожного транспорта, было направлена претензия по уплате пени на сумму 1 177787 рублей 70 копеек.

Претензия получена ответчиком 03.08.2012, оставлена ответчиком без рассмотрения.

Истец, не согласившись с ответчиком, обратился в суд с заяв­лением.

В соответствии со статьёй 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по дого­вору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получа­телю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключе­ние договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отпра­вителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, преду­смотренного со­ответствующим транспортным уставом или ко­дексом). Аналогичные правила изложены в статье 25 Федерального закона «Устава железнодорож­ного транспорта Рос­сийской Федера­ции» № 18-ФЗ от 10.01.2003 (далее – Устава).

В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие усло­вия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и изда­ваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьёй 26 Устава при предъявлении груза для перевозки, грузоот­прави­тель должен предоставить перевозчику на каждую от­правку груза, составленную в со­ответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную на­кладную. Указанная транспортная желез­нодорожная накладная и вы­данная на ее основании пере­возчиком квитанция о приёме груза к перевозке подтверждает заключение договора перевозки.

В соответствии со статьей 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначе­нию и в срок. Срок доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами исчисле­ния сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержден­ных Приказом Ми­нистер­ства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27.

Согласно части 6 статьи 33 Устава за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключе­нием указанных в части 1 статьи 29 Устава, перевозчик уплачивает пени в соответст­вии со статьей 97 на­стоящего Устава.

В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежа­щих пере­возчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном со­общении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уп­лачивает пени в раз­мере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каж­дого по­рожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за пол­ные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порож­него вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие преду­смот­ренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоя­тельств.

Представленные истцом транспортные железнодорожные накладные подтверждают заклю­чение договоров перевозки груза между истцом и ответчиком.

Ответчик, в нарушение требований статьи 33 Устава, допустил просрочку доставки вагонов собственности истца по договору перевозки по транспортным железнодорожным наклад­ным, ука­занным в приложении к исковому заявлению.

Факт просрочки доставки груза доказан истцом.

Доставка грузов осуществлялась с просрочкой, истец правомерно обратился с требова­ниями об уплате пени.

Первоначально истцом расчет суммы иска произведен к исковому заявлению по све­де­ниям, указанным в транспортных железнодорожных накладных: «норма­тивный срок дос­тавки, дата прибытия вагона на станцию назначения, размер провозной платы. Согласно рас­чету истца сумма иска составляла 1 177 787 рублей 70 копеек.

С учетом проведенной между истцом и ответчиком сверки расчетов, в связи с пред­ставле­нием ответчиком документов, подтверждающих основания для продления срока дос­тавки, истцом уменьшены заявленные требования до 1 139 436 рублей 54 копеек.

Транспортные железнодорожные накладные, номера вагонов, расчётный (норма­тивный срок доставки) и фактический срок доставки, количество дней просрочки и расчет пени по каждому вагону, доставка которого просрочена, указаны в расчётах прилагаемых к претензиям к перевозчику с требованием об уплате пени, к которым также были приложены и сами транспортные железнодо­рожные накладные, а также в подробном уточненном рас­чете истца, содержащие разногласия сто­рон.

Ответчик не оспаривает требования истца в размере 871 760 рублей 52 копеек.

Доводы ответчика о том, что истцом неправомерно произведено начисление пени в размере 255 850 рублей 20 копеек по причине задержки вагонов по вине грузополучателя, судом отклоня­ются.

В подтверждение своих доводов ответчиком представлены акты общей формы.

В соответствии с пунктом 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодо­рожным транспортом № 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине не­приема их железнодорож­ной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по при­чинам, зависящим от грузополучателей, вла­дельцев путей необщего пользования. Задержка вагонов на промежуточных же­лезнодорожных станциях возможна по причине неприема их железнодорожной станцией на­значения из-за невоз­можности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железно­до­рожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, вла­дельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживаю­щих грузополучателей своими локомоти­вами. Но при этом о причинах задержки груза, и о продолжительности этой задержки пе­ре­возчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном прави­лами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый эк­земпляр акта прикладыва­ется к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомо­сти. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорож­ной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции для (указывается при­чина задержки) Срок доставки увеличива­ется на сутки, о чем составлен акт общей формы N от ". Отметка удосто­веряется подписью уполномоченного представителя перевоз­чика и календар­ным штемпелем перевозчика.

Как следует из транспортных железнодорожных накладных, отметки о задержке в пути сле­дования вагона в связи с неприёмом вагонов грузополучателем отсутст­вуют.

Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являю­щиеся ос­нованием для наступления ответственности, удостоверяются исключительно ак­тами общей формы и (или) специальными актами в порядке, установленном разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. При­казом МПС РФ от 18.06.2003 №45.

Для признания задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузо­полу­чателя, а, следовательно, установления основания для увеличения сроков доставки груза, перевоз­чику необходимо представить совокупность доказательств, позволяющих сделать вывод о соблю­дении им порядка оформле­ния случаев задержки вагонов.

В нарушение статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации ответчик не представил доказательства соблюдения порядка оформления случаев задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя. В материалы дела не представлены доказательства наличия уведомлений, передачи уведомлений о времени подачи вагонов на пути станции приемосдатчиком перевозчика, оформление уведомлений в записью в книге уведомлений. В соответствии с пунктом 8 §87 «Ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46, ГУ-46ВЦ), утв. Указанием МПС РФ от 15.08.2003г. №Ш-865у «О внесении изменений и до­полнений в инст­рукцию по ведению станционной коммерческой отчётности» в графах 8 и 9 ведомости подачи и уборки вагонов указываются сведения по акту общей формы, оформ­лен­ному на задержку подачи вагона под грузовую операцию, т.е. на не приём вагонов. Ответчик не представил ни одной ведомо­сти подачи и уборки с указанием акта об­щей формы, оформленного на задержку приёма или подачи вагонов на подъездной путь грузопо­лучателями, а также не представил ни одного акта общей формы на данные факты.

В случае если на станции назначения количество прибывших груженых вагонов зна­чительно превышает возможности грузополучателя по их выгрузке или количество собст­венных порожних вагонов превышает потребности для погрузки грузов и последующие ва­гоны в адрес этого получа­теля приведут к нарушению технологии работы станции, началь­ник этой станции передаёт пись­менное извещение в службу перевозок своей железной до­роги о необходимости ограничения под­вода вагонов и их временной задержке на промежу­точной станции. В этом случае на станции назна­чения на все простаивающие в ожидании подачи под выгрузку или погрузку вагоны для данного получателя должны быть состав­лены акты общей формы с указанием причины. Такие акты не со­ставлялись.

Из актов следует, что вагоны были поставлены на простой в связи с бросанием поезда, о чем составлены приказы ответственных лиц на станции. Приказы в дело не представлены.

Таким образом, задержка вагонов в пути следования в связи с не приёмом вагонов на стан­ции назначения, не подтверждёна ответчиком до­кументально.

По выводу суда об отсутствии оснований для увеличения срока доставки, на отсутст­вие фактов неприема вагонов, скопления вагонов, сложилась судебная практика по делу №А45-10561/2010, А45-11641/2010, № А45-18624/2010, №А45-22404/2010, №А45-22241/2010, №А45-22405/2010, №А45-22241/2010, №А45-22405/2010, №А45-13198/2010, №А45-12801/2011, №А45-14543/2011, №А45-16330/2011.

Истец правомерно считает необоснованным возражения ответчика в части уплаты пени по причине простоя вагонов по вине грузополучателя.

Ответчиком не соблюден порядок оформления случаев задержки вагонов в пути следо­вания по причинам, зависящим от грузополучателя, установленного в Методических реко­мендациях по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558-р, а именно в нарушения п.2.1., п. 2.6. Правил, не представлены акты общей формы, составлен­ные на станции назначения, с указанием причин не приема ва­гонов станцией назначения по вине грузополучателя, а так же надлежащего извещения гру­зополучателя о задержке вагонов. Так же в железнодорожных транспортных накладных в графе «отметки перевозчика» не сделаны соответст­вующие отметки о составлении актов общей формы о задержки вагонов в пути следования. В связи с тем, что грузополучатель о факте задержки в пути следования письменно не извещался, в наклад­ных в графе «отметки перевозчика» не сделаны соответст­вующие отметки о задержке вагонов и о составлении акта общей формы, следовательно, от­ветчиком не доказан факт задержки вагонов по вине грузополучателя. Ответчик документально не подтвердил доводы, изложенные в расчете (акты общей формы и иные документы, подтверждающие отсутствие вины перевозчика в задержке ваго­нов в пути следования не предоставлены).

Довод ответчика о том, что истец необоснованно произвел начисление пени в размере 11 825 рублей 82 копеек по железнодорожным транспортным накладным № ЭЛ647038, ЭЛ661785 по причине технической неисправности вагонов № 56204274, 64563281 согласно п.6.3. Правил ис­числения срока доставки грузов ж.д., судом отклоняется, так как согласно справке ГВЦ ОАО «РЖД» о проведенных ремонтах, ремонт вагонов в спорный период не производился.

Представленные акты не соответствуют пункту 3.2.5. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 45, поскольку в пути следования акты общей формы не составля­лось. Поэтому суд не признает акты общей формы как достоверное доказательство выяв­ле­ние технической неисправности в пути следо­вания и увеличения срока доставки груза, а факты технической неисправности вагонов такими до­кументами не подтверждаются. Отме­ток о таких технических неисправностях в накладных не сделано.

Совокупность документов, подтверждающих последовательность действий по удостовере­нию факта технической неисправности, по направлению в ремонт, и следование их обратно, ответ­чиком не пред­ставлено. Ответчиком нарушен пункт 6.6, 10.4 Правил исчисления сроков доставки груза о не проставлении отметки о задержке вагонов с указанием актов общей формы, «до­сылоч­ная».

В соответствии с Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (ред. от 03.10.2011) «Об ут­вержде­нии Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте» факт наличия техниче­ской неисправ­ности подтверждается актом формы ВУ-23 (ВУ-23м) или ВУ-25, коммерче­ской непригод­ности - актом формы ГУ-23. Наряду с оформлением актов, информация о при­знании непригодным собст­венного порожнего подвижного состава на железнодорожной станции назначения подлежит учету в журнале формы ВУ-14. Запись по неисправ­ному/непригодному собственному порожнему вагону должна быть внесена в журнал формы ВУ-14 не позднее трех часов с момента раскредитова­ния на­кладной (согласно отметке пере­возочного документа).

Перевозчик обязан не позднее одного часа с момента внесения записи в журнал формы ВУ-14 уведомить получателя собственного порожнего вагона и его владельца о факте признания неис­правным/непригодным собственного порожнего вагона на железнодо­рожной станции назначения.

Таким образом, из содержания представленных актов следует, что на станцию назна­чения вагоны прибыли в исправном состоянии. Акты общей формы в соответствии с п. 3.2.5 Правил со­ставления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в случае обнаружения тех­нической неисправности собственного порожнего вагона в пути следова­ния не составлялись, а соот­ветственно технической неисправности в пути следования не было.

Отметки в накладных об увеличении сроков доставки по причине выявления техни­че­ской неисправности в пути следования и её устранения отсутствуют, соответственно, за­держки в пути следования были допущены по причинам, зависящим от перевозчика, в ре­зультате чего нарушен срок доставки. Перевозчик принимает к перевозке только техниче­ски пригодные вагоны, поэтому ссылка ответчика на то, что вагоны были технически не­исправ­ные для перевозки грузов, судом от­клоняется, возложение бремени содержания имущества на собственника, не освобождает перевоз­чика от выполнения его обязанностей. Груз был принят к перевозке, что подтверждается штемпе­лем железнодорожной накладной и, соответственно, порождает для перевозчика обязанность доста­вить груз в обозначенный им срок.

В нарушение статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации, ответчик не доказал, что техническая неисправность была выявлена на станции, акты составлены в соответствии с Правилами составления таких актов, а представленные акты общей формы, отве­чают признакам относимости доказательств.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что требо­вания подлежат удовлетворению в полном объеме на основании статьи 97 Устава железнодорож­ного транспорта Российской Федерации. Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам. Следова­тельно, самого факта технической, коммерческой неисправностей, простоя вагона для увели­чения срока доставки груза недостаточно. Поскольку по требованиям статьи 20 Устава же­лезнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет пе­ревозчик, именно он отвечает за технические неисправ­ности, возникшие в пути следования, и для освобождения от ответственности должен дока­зать, что техническая неисправность, ответственный простой, коммерческая неисправность возникли по причинам, от него не зависящим.

В судебном заседании просил применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации.

В ходатайстве ответчик просит учесть компенсационный характер неустойки.

Целостность, эффективность, безопасность и качественное функционирование органи­за­ций железнодорожного транспорта непосредственно зависит от субъектов такой деятель­ности, ор­гани­зация маршрутов, бесперерывность перевозочного процесса, прежде всего, за­висит от перевоз­чика.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требова­ниями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односто­роннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства до­пускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или су­щества обязательства.

Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что не­устойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, ко­торую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Заявление ответчика о применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации судом отклоняется, поскольку в нарушение статьи 9,65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательства явной несоразмерности не­устойки последствиям нарушения обязательства. Данная позиция суда соответствует позиции Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации». В указанном постановлении разъяснены основания и порядок уменьшения судом не­устойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

В постановлении № 81, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оп­ределил, что возможность снижения неустойки, явно несоразмерной последствиям нару­шения обя­зательства, только при наличии соответствующего заявления со стороны ответ­чика; примерный пе­речень обстоятельств, которые не могут являться основанием для сни­жения неустойки, и пример­ный перечень доказательств, которыми истец может доказывать соответствие размера неустойки понесенным им убыткам; возможность определения вели­чины потерь кредитора (в частности, при неисполнении кредитных договоров) с использова­нием учетной ставки Банка России, а также сред­него размера платы по краткосрочным кре­дитам, выдаваемым кредитными организациями субъек­там предпринимательской деятельно­сти; возможность подачи ответчиком заявления о явной несо­размерности неустойки послед­ствиям нарушения обязательства исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции; возможность уменьшения неустойки, в качестве которой должны передаваться не только денежные средства, но и вещи, определенные родовыми признаками; обязательность применения данных разъяснений об основаниях и порядке снижения неус­тойки также и в случаях, когда неустойка определена законом (уставом железнодорожного транспорта, законодательством о госзакупках, о госрезерве и т.д.).

Довод ответчика о том, что при вынесении решения следует учесть, что просрочка доставки была порожних вагонов, судом отклоняется, поскольку в статье 97 Устава преду­сматривает ответ­ственность за просрочку доставки каждого порожнего вагона.

Именно законодательством предусмотрена обязанность доставлять грузы по назначе­нию и в установленные сроки, за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязан­ности на преду­смотрена ответственность специального субъекта в виде уплаты пени в раз­мере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, кон­тейнера за каждые сутки про­срочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоя­тельств. Доказательств наличия оснований, предусмотренных статьи 29 Устава железнодорожного транспорта РФ, ответчиком не представлено.

Правила снижения законной неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского ко­декса Российской Федерации также должны применяться и к неустойкам, установленным федеральными законами. Следовательно, законные неустойки могут быть снижены по пра­вилам статьи 333 Граж­данского кодекса Российской Федерации. В качестве фактических обстоятельств, которые могут быть рассмотрены судом в ка­честве оснований для снижения размера неустойки, ответчиком ука­заны, что истцом не представлены сведения о возможных или наступивших негативных последст­виях данного нарушения. По мнению ответчика, заявленная к уплате истцом неустойка носит ком­пенса­ционный характер и не может быть источником обогащения.

На основе гражданского принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, неустойка может быть снижена судом по указанной статье Гражданского кодекса РФ лишь по инициативе ответчика. Исходя из общего принципа недопустимости получения выгоды из незаконного пове­дения, выражающегося в нарушении обязательства, в целях улучшения правового положения кредитора и недопущения льготного правового режима для должников, нарушивших свои обязательства, уменьшение неустойки по собственной инициативе вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, а также с принципом состязательности.

Поскольку такой размер неустойки предусмотрен специальным законодательством, суд ис­ходит из того, что соразмерность последствиям нарушения договора или закона предпола­гается.

В целях определения справедливого размера неустойки, суд вправе уменьшить размер неус­тойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем ука­занные пре­делы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутрен­нему убеждению. Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, четких критериев ее определения примени­тельно к тем или иным категориям дел, рассматриваемым спорным правоотношениям сторон законодательством не предусмотрено. В каждом конкретном случае суд по своему внутрен­нему убеждению вправе определить такие пре­делы, учитывая обстоятельства каждого кон­кретного дела.

Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неис­полнения обяза­тельств и другое.

По общему правилу, должник по неустойке должен самостоятельно доказывать ее не­сораз­мерность последствиям нарушения обязательств, то есть бремя доказывания оснований применения правил статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагается на этого должника, что соответствует позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС № 81 и пункте 3 статьи Информационного письма № 17.

Ответчиком заявлено о снижении, но не представлены до­казательства несоразмерности. В то же время истец, являющийся кредитором по обязательству о взыскании пени, вправе представ­лять свои контрдоказательства, подтверждающие соответствие размера неустойки последствиям нарушения договорных обязательств.

Определяя подлежащую взысканию сумму пени, ответчик неправильно толкует разъясне­ния, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81, из содержания которых следует, что предусмотренный в пункте 2 указанного постановлений критерий в размере двукрат­ной учетной ставки Банка России применяется с целью определения величины, достаточной для компенсации потерь кредитора, а не является ориентиром для вывода о такой явной несоразмерно­сти.

Суд, оценив доводы ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации и возражения истца, не пришел к выводу о наличии оснований для ее применения, в ма­териалах дела отсутствуют доказательства явной несоразмерности неустойки.

Поскольку ответчик не принимал меры по урегулированию спора в досудебном по­рядке, ответчиком претензии истца оставлены без ответа; ответчик оспаривал факт просрочки доставки груза до рассмотрения дела в судебном заседании, не представляя документов в предварительное судебное заседание; срок просрочки доставки груза составлял от 1 до 11 суток; нарушения имели систематический характер; действиям ответчика не были направлены на добросовестное исполне­ние обязательств по доставке порожних вагонов, так как ответчиком допущено нарушение сроков доставки 102 порожних вагонов в целом за спорный период на 770; период просрочки явля­ется длительным и значительным; размер пени по расчету истца не превышает размер платы за пере­возку данных грузов, ответчик мер по мирному урегулированию спора не принимал, суд приходит также к выводу о том, ответчик не представил доказательств приня­тия мер к уменьшению размера неустойки в досудебном порядке.

В практике применения и толкования Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод (04.11.1950, Страсбург) необоснованное снижение неустойки национальными су­дами рассмат­ривается как нарушение этой Конвенции (постановление Европейского Суда по правам человека от 13.05.2008 по делу «Галич (Galich) против Российской Федерации).

Следуя разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81, суд исходит из того, что уменьшение неустойки судом при отсутствии оснований, вступит в противоречие с принципом осущест­вления граждан­ских прав своей волей и в своем интересе, нарушит баланс интересов креди­тора и должника в обяза­тельстве.

В нарушение статьи 9,65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции ответчик доказательств явной несоразмерности неустойки, а также то, что размер пени, предусмот­ренный законом, превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах пени, контррасчет не представил. Позиция суда соответствует сложившейся судебной практике рассмотрения аналогич­ных споров на дату вынесения решения (постановление арбитражных апелляционных судов: седь­мого арбитражного апелляционного суда по делам № А45-21267/2012 от 13.12.2012, № А45-11722/2012 от 26.07.2012, № А45-19064/2012 от 08.02.2013 №А45-22478/2012 от 19.02.2013, № А45-21964/2012 от 28.02.2013, №А45-27700/2012 от 28.02.2013; четвертого арбитражного апелляцион­ного суда по делам №А78-3102/2012 от 08.08.2012, № А78-2885/2012 от 04.07.2012 АЗЗ-2084/2012 от 04.07.2012; семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А60-14485/2012 от 05.10.2012).

Арбитражный суд, изучив спорные правоотношения, проверив доказательства воз­никно­ве­ния задолженности и применения мер ответственности на основе положе­ний норм ма­тери­аль­ного права, установил фактические обстоятельства, оценил дока­затель­ства по своему внут­рен­нему убеж­дению, основанному на всестороннем, пол­ном, объек­тивном и непосредствен­ном ис­следовании имеющихся в деле доказа­тельств, и пришел к выводу, что требования под­лежат удовлетворению на основании статей 309,310 Гражданского кодекса Россий­ской Федерации, статей 25, 22, 95, 105, 120, 123, 124,125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Истец в соответствии с процессуальными правилами доказывания доказал до­пусти­мыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из договора перевозки, ответчик не опроверг доводы, изложенные в заявлении, не представил доказательств, подтверждающих на­личие обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов же­лезнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27, предоставляю­щих перевозчику право на увеличение срока доставки груза на все время нахожде­ния вагона в ремонте, простое, коммерческой неисправности; ответчик не представил в ма­териалы дела доказательства невиновности перевозчика в возникновении простоя, техни­ческой, коммерческой неисправностей вагонов; оснований для применения положений пункта 6.3, 6.6 Правил исчисления сро­ков доставки грузов железнодорожным транспортом и продления нормативного срока доставки груза на время нахождения вагонов ремонте и уве­личения срока доставки груза на все время за­держки не имеется; представленные акты об­щей формы не могут являться достаточным доказатель­ством увеличения срока доставки груза; поскольку по спорным перевозкам отсутствует соглаше­ние сторон об иных, чем в Правилах № 27, сроках доставки, перевозчик обязан соблюдать срок, оп­ределенный в дого­воре перевозки; ответчиком не представил каких-либо доказательств в подтвер­ждение того, что путь выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам; ответчик не до­казал, что просрочка доставки порожних вагонов по исследованным железнодорожным накладным возникла не по его вине, а к виновным предъявлены претензионные требования; не предста­вил до­казательств несораз­мерности неустойки; расчеты сумм пени за просрочку доставки порож­них ва­гонов из расчета 9% от суммы провозной платы, составлены правильно, обоснованно, соот­ветст­вуют требования статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и не про­тиворечат требования действующего законодательства; фак­тические обстоятельства подтвер­ждены со сто­роны истца доказательст­вами, отве­чающими прави­лам об относимости и допусти­мо­сти, а также правилам, предъяв­ляемым ар­бит­ражно-процессуаль­ным зако­нодательст­вом к письмен­ным доказательствам и порядку их представ­ления в арбит­ражный суд, как это ус­тановлено статьями 66, 67, 68, 75 Ар­битражного процессуаль­ного кодекса Россий­ской Федера­ции.

На основании изложенного, проверив требования на предмет обоснованно­сти и право­мер­ности, суд признает требования истца обоснованными и документально под­твержденными.

Судебные расходы суд относит на ответчика в порядке пункта 1 статьи 110 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сий­ской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу от­крытого акционерного общества «Первая грузовая компания» 1 139 436 рублей 54 копеек пени, 24 394 рублей 36 копеек расходов по уплате государст­венной пошлины.

Возвратить открытому акционерному обществу «Первая грузовая компания» из федераль­ного бюджета 383 рубля 52 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока с мо­мента его принятия и может быть обжаловано в суд апелляци­онной инстанции в те­чение ме­сяца с момента его принятия.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с мо­мента вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущен­ного срока подачи апелляци­онной жалобы.

Судья О.Г.Бычкова