ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3074/15 от 02.12.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-3074/2015

"08" декабря 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судьи Мануйлова В.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефремовой О.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Энергетик»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.10.2015

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 12.01.2015

установил:

ФГУП «Энергетик» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о признании незаконным постановления от 28.01.2015 № 02-13-3-2015 о назначении административного наказания.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству, на малозначительность административного правонарушения как основание для освобождения от административной ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо заявление не признало по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на его необоснованность и неправомерность.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела Постановлением Новосибирского УФАС России от 28.01.2015г. № 02-13-3-2015 о назначении административного наказания в отношении ФГУП «Энергетик» был наложен административный штраф в размере 629 320 руб.

Данное постановление вынесено Новосибирским УФАС России в соответствии с ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Факт злоупотребления ФГУП «Энергетик» доминирующим положением установлен в решении Новосибирского УФАС России от 28.10.2014г. по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Указанное решение Новосибирского УФАС России от 28.10.2014г. обжаловано ФГУП «Энергетик» в судебном порядке (дело № А45-201/2015).

В судебном заседании возражения заинтересованного лица против заявления нашли свое подтверждение, документально обоснованы.

Как видно из материалов дела факт совершения ФГУП «Энергетик» административного правонарушения был установлен решением Новосибирского УФАС России от 28.10.2014г., в соответствии с которым ФГУП «Энергетик» было признано злоупотребившим доминирующим положением в нарушение п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Законность правовой позиции Новосибирского УФАС России была подтверждена решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.05.2015г. по делу № А45-201/2015, которым ФГУП «Энергетик» в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 г. решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.05.2015г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГУП «Энергетик» - без удовлетворения.

Срок на обжалование в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции истек.

Все доводы ФГУП «Энергетик», приводимые в жалобе на постановление Новосибирского УФАС России от 28.01.2015г. № 02-13-3-2015 о назначении административного наказания, уже были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций по делу № А45-201/2015 и отклонены как не соответствующие нормам права и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Довод заявителя, что ФГУП «Энергетик» не нарушало и не могло нарушить п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», неосновательно ввиду следующего.

Как следует из материалов дела в Новосибирское УФАС России поступило обращение гр. ФИО3, ФИО4 с жалобой на действия ФГУП «Энергетик» по отказу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения индивидуальных жилых домов.

Заявители сообщили, что являются собственниками жилых домов по адресу Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», сад № 10, дома № 11, 36 и 41. По данным адресам заявители зарегистрированы и постоянно проживают вместе со своими семьями. Членами СНТ «Элитное-М» заявители не являются.

Электроснабжение жилых домов заявителей осуществляется через сети СНТ «Элитное-М». Заявители не могут заключить договор энергоснабжения, так как сетевая организация - ФГУП «Энергетик» отказывает в выдаче технических условий.

Гражданами ФИО3, ФИО4 поданы заявки в сетевую организацию - ФГУП «Энергетик» на заключение договора об осуществлении технологического присоединения с целью увеличения максимальной мощности до 15 кВт.

Директор ФГУП «Энергетик» ФИО5 отказал заявителям в выдаче технических условий, порекомендовав по данному вопросу обращаться в СНТ «Элитное-М».

Заявители сочли, что ФГУП «Энергетик», в лице директора ФИО5, нарушил их право на обращение в сетевую организацию для увеличения электрической мощности и просили разобраться в данной ситуации.

Согласно заявкам гр. ФИО3 и ФИО4 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, поданным в ФГУП «Энергетик» (вх. № 550 от 27.03.2014г., вх. № 551 от 27.03.2014 г., вх. № 647 от 10.04.2014г.), причиной обращения в сетевую организацию для заключения договора является увеличение мощности. В заявке гр. ФИО3 указана запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств в размере 15кВт, в заявках гр. ФИО4 указана максимальная мощность энергопринимающих устройств в размере 10 кВт.

Согласно п. 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с Правилами технологического присоединения для осуществления технологического присоединения заявителю необходимо обратиться с соответствующей заявкой в сетевую организацию.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 24.12.2013г. № 448-ТП была установлена плата за технологическое присоединение к сетям ФГУП «Энергетик». Приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2009г. 84-Е, от 29.05.2012г. № 85-ЭЭ для ФГУП «Энергетик» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также необходимая для предприятия валовая выручка.

Таким образом, ФГУП «Энергетик» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии, и обязано соблюдать Правила технологического присоединения.

В ответах исх. № 01-420 от 10.04.2014г., 01-486 от 24.04.2014г., на заявки гр. ФИО3 и ФИО4 о заключении договоров технологического присоединения ФГУП «Энергетик» указало, что исходя из требований абзаца 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер и осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Земельные участки заявителей входят в состав земель СНТ «Элитное-М». Жилые дома заявителей надлежащим образом присоединены к электрическим сетям товарищества. СНТ «Элитное-М» была выделена электрическая мощность для электроснабжения земельных участков, входящих в состав товарищества, в том числе и земельных участков заявителей, в связи с чем, для получения дополнительной мощности для электроснабжения дачного участка заявителям необходимо обратиться в СНТ «Элитное-М».

На не предоставление заявителями каких-либо документов, необходимых для заключения договора технологического присоединения ФГУП «Энергетик» заявителям в ответе на заявки не указало.

При этом в соответствии с Разъяснениями ФАС РФ «По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям» в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

Ранее, при рассмотрении обращений гр. ФИО4, ФИО3 с жалобой на действия ФГУП «Энергетик», СНТ «Элитное-М» (вх. № 3923э от 18.12.2013г., 241 от 15.01.2014г.) Новосибирским УФАС России было установлено, что согласно условиям договора пользования электроэнергией от 01.05.1990г., заключенного между СНТ «Элитное-М» и ФГУП «Энергетик», товариществу была выделена мощность в размере 117,5 кВт. При этом, согласно сведениям, представленным сетевой организацией, в СНТ «Элитное-М» насчитывается 529 земельных участков, в отношении которых было произведено технологическое присоединение, т. е. на один участок приходится менее 0,3 кВт. Из величины выделенной товариществу мощности и значительного количества земельных участков на территории товарищества явно следует, что для обеспечения бытовых нужд граждан-собственников технологически присоединенных ранее в надлежащем порядке объектов электросетевого хозяйства выделенной мощности может быть недостаточно, в связи с чем, может потребоваться выделение дополнительной мощности, которая не была предусмотрена договором, ранее заключенным между СНТ «Элитное-М» и ФГУП «Энергетик».

В данном случае, так как заявителям потребовалась дополнительная мощность, что указано в заявках вх. № 550 от 27.03.2014г., вх. № 551 от 27.03.2014 г., вх. № 647 от 10.04.2014г., заявители вправе обратиться для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в сетевую организацию, а не в СНТ.

В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 9 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12-14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и
 дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) место нахождения заявителя;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети
 трансформаторов;

д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;

е) заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств;

ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или
 снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и
 вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения;

з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии);

з(1)) необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони, определяемой в соответствии с требованиями пункта 14(2) настоящих Правил;

и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям;

л) наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, с указанием соответствующего вида договора в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, для передачи сетевой организацией такому субъекту в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, копии договора и иных документов заявителя, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (указывается в случае отсутствия заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется).

В соответствии с п. 14 Правил технологического присоединения, в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного
 документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и» и «л» пункта 9 настоящих Правил - наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо
 присоединить к электрическим сетям сетевой организации, сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям), а
 также наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности)
 на розничном рынке, с указанием соответствующего вида договора в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, для передачи сетевой организацией такому субъекту копии договора и иных документов заявителя, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (указывается в случае отсутствия заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется).

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

К заявке также прилагаются следующие документы (п. 10 Правил технологического присоединения):

а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет
 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности
 переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте
 капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное
 законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей,
 расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или
 иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую
 организацию представителем заявителя.

При этом согласно п. 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно п. 4, 6 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

В адрес заявителей, указанных в 14 настоящих Правил (заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя).

Согласно представленным заявителем сведениям, а также пояснениям сетевой организации, при рассмотрении заявок гр. ФИО3 (вх. № 647 от 10.04.2014 г.), ФИО4 (вх. № 550 от 27.03.2014г., вх. № 551 от 27.03.2014г.), данная норма сетевой организацией была нарушена, так как, по состоянию на дату обращения заявителей в Новосибирское УФАС России (12.05.2014г., что составляет более 30 дней с даты подачи заявок в сетевую организацию) ФГУП «Энергетик» не направило заявителям проекты договоров об осуществлении технологического присоединения с приложением технических условий, неправомерно отказав в заключении договора.

Таким образом, ФГУП «Энергетик» в установленный действующим законодательством срок не направило заявителям для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения с приложением технических условий, тем самым нарушив п. 3, 15 Правил технологического присоединения.

ФГУП «Энергетик» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии.

ФГУП «Энергетик» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, частью которого являются услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в действиях ФГУП «Энергетик» присутствуют признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», которые выражаются в не направлении заявителям - гр. ФИО3, ФИО4 для подписания договоров на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 15 и 10 кВт, а также технических условий к договорам, что нарушает п. 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года. Результатом вышеперечисленных действий (бездействия) ОАО ФГУП «Энергетик» явилось ущемление интересов заявителей.

Согласно ч. 1, 2 ст. ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФГУП «Энергетик» были выданы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно действий по уклонению от заключения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома по адресу: 630526, Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», сад № 10, <...> с гр. ФИО4, действий по уклонению от заключения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома по адресу: 630526, Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», сад № 10, д. 11 с гр. ФИО3 путем направления гр. ФИО4 указанного договора и выдачи технических условий в срок до 25.07.2014г., гр. ФИО3 - в срок до 30.07.2014г. Предупреждениями был установлен срок сообщения в Новосибирское УФАС России о выполнении предупреждений - в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для выполнения предупреждений.

По истечении срока сообщения о выполнении предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданных ФГУП «Энергетик», предприятие не исполнило указанные предупреждения, представив в Новосибирское УФАС России письма, в которых сообщило, что не согласно с наличием в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, что подтверждается материалами дела и письмами ФГУП «Энергетик» вх. № 8017 от 28.07.2014г., вх. №8152 от 30.07.2014г.

В соответствии с ч. 6, 8 ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ФГУП «Энергетик» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Разъяснениями ФАС России «По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям», а также Методическими рекомендациями ФАС России по вопросу квалификации действий сетевой организации по неисполнению договоров на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в случае, когда такому исполнению препятствуют действия иных лиц, направленными в адрес Новосибирского УФАС России письмом исх. № ЦА/26196/14 от 30.06.2014г. в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединения была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между СНТ и сетевой организацией.

Однако, в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, а также граждан, не являющихся членами ГСК, осуществляется в индивидуальном порядке. Следовательно, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств указанных потребителей урегулирование отношений с СНТ и ГСК является обязанностью сетевой организации.

В случае, если сетевая организация уклоняется от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с этими потребителями и указывает на необходимость обращения потребителя за технологическим присоединением непосредственно в СНТ или ГСК в связи с тем, что в документах о праве собственности указано место расположения территория СНТ, то такие действия могут содержать признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Указание в документах о праве собственности такого месторасположения земельного участка/энергопринимающего устройства как территория СНТ или ГСК не снимает с сетевой организации обязанности по заключению договора об осуществлении технологического присоединения, и не является основанием для заключения договора на технологическое присоединение между потребителем и СНТ.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, выразившиеся в экономически или технологически не обоснованном отказе, либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовьми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия сетевой организации по отказу от заключения договора в связи с указанием в документах о праве собственности конкретного места расположения земельного участка - территория СНТ, являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Факт отсутствия у гр. ФИО3 членства в СНТ «Элитное-М» подтверждается протоколом собрания членов правления СНТ «Элитное-М» от 14.11.2013г. ФИО6 Л.И. уведомила СНТ «Элитное-М» о прекращении членства в СНТ заявлением от 20.06.2014г., направленным в адрес товарищества 01.08.2014г., что подтверждается копией квитанции об отправке ФГУП «Почта России» и описью вложения. В указанном заявлении заявитель сообщает, что с 2013 г. неоднократно направляла в адрес СНТ «Элитное-М» заявления о выходе из СНТ, однако, председатель СНТ игнорировал и не принимал данные заявления.

Кроме того, Новосибирским УФАС России установлено, что согласно условиям договора пользования электроэнергией от 01.05.1990г., заключенного между СНТ «Элитное-М» и ФГУП «Энергетик», товариществу была выделена мощность в размере 117,5 кВт. При этом, согласно сведениям, представленным сетевой организацией, в СНТ «Элитное-М» насчитывается 529 земельных участков, в отношении которых было произведено технологическое присоединение, т. е. на один участок приходится менее 0,3 кВт. Из величины выделенной товариществу мощности и значительного количества земельных участков на территории товарищества явно следует, что для обеспечения бытовых нужд граждан-собственников технологически присоединенных ранее в надлежащем порядке объектов электросетевого хозяйства выделенной мощности может быть недостаточно, в связи с чем, может потребоваться выделение дополнительной мощности, которая не была предусмотрена договором, ранее заключенным между СНТ «Элитное-М» и ФГУП «Энергетик».

СНТ «Элитное-М» в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России сообщило, что члены СНТ и граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории СНТ не обращались в правление СНТ «Элитное-М» по вопросу выделения дополнительной электрической мощности для электроснабжения объектов потребителей.

Таким образом, в Новосибирское УФАС России не представлены документы, подтверждающие наличие решения о заключении договора СНТ с сетевой организацией, принятого на общем собрании членов СНТ «Элитное-М» или собрании уполномоченных и решением правления.

В данном случае, так как заявителям потребовалась дополнительная мощность, что указано в заявках вх. № 550 от 27.03.2014г., вх. № 551 от 27.03.2014г., вх. № 647 от 10.04.2014г., заявители вправе обратиться для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в сетевую организацию, а не в СНТ, так как максимальная мощность, выделенная ранее СНТ, должна быть увеличена. В данном случае, как следует из указанных разъяснений ФАС России, обращение для выделения дополнительной мощности в адрес СНТ, а не сетевой организации является правом, а не обязанностью гражданина, желающего увеличить выделенную ему электрическую мощность. Учитывая, что Правилами технологического присоединения предусмотрено, что для осуществления технологического присоединения необходимо обратиться в адрес сетевой организации, при этом на случаи присоединения дополнительной мощности также распространяется порядок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный Правилами технологического присоединения, гражданин вправе по своему выбору обратиться непосредственно в сетевую организацию, а сетевая организация не вправе отказать заявителю в заключении договора технологического присоединения.

Довод ФГУП «Энергетик» о неполном предоставлении заявителями документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, неоснователен ввиду следующего.

В заявке гр. ФИО3 вх. № 647 от 10.04.2014г. указано, что присоединить к электрическим сетям необходимо индивидуальный жилой дом, адрес жилого дома отражен в заявке. Кроме того, заявителями при подаче заявок были представлены копии свидетельств о праве собственности на жилые дома, что подтверждает ФГУП «Энергетик» в письме исх. № 01-613 от 29.05.2014г. (вх. № Новосибирского УФАС России 5917 от 04.06.2014г.). Однако, заявители действительно представили в адрес сетевой организации не все документы и сведения, предусмотренные Правилами технологического присоединения (п. 9, 10, 14 Правил).

В ответах на заявки гр. ФИО3, ФИО4 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности исх. № 01-486 от 24.04.2014 г., исх. № 01-420 от 10.04.2014 г. ФГУП «Энергетик» порекомендовало заявителям обратиться по данному вопросу в адрес СНТ «Элитное-М», при этом о не предоставлении каких-либо документов сетевая организация заявителям не сообщила, не исполнив обязанность, возложенную на сетевую организацию в соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения, согласно которому, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как, неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

В письмах вх. № 8017 от 28.07.2014г., вх. № 8152 от 30.07.2014г., в которых ФГУП «Энергетик» сообщает о невозможности исполнения предупреждений Новосибирского УФАС России, в частности, предприятие указывает на неполное предоставление заявителями документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Однако, предприятием не предоставлено доказательств исполнения обязанности по уведомлению заявителя о неполном предоставлении документов, что свидетельствует об отсутствии у ФГУП «Энергетик» намерения исполнять предупреждения, выданные антимонопольным органом.

При этом желание граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке на территории СНТ, заключить договор об осуществлении технологического присоединения с сетевой организацией в целях заключения прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком не может быть расценено, как злоупотребление правом, так как данные права предоставлены гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Довод о том, что на территории земель СНТ «Элитное-М» нет ВЛ-0,4 кВ, принадлежащих ФГУП «Энергетик», неоснователен ввиду следующего.

Правилами технологического присоединения предусмотрена возможность осуществления опосредованного технологического присоединения.

В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Следовательно, СНТ «Элитное-М», являясь в данном случае иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, не вправе препятствовать заключению договора технологического присоединения и передаче электроэнергии на объекты заявителей.

Довод ФГУП «Энергетик», о том, что для получения дополнительной электрической мощности заявители должны обращаться в СНТ «Элитное-М», неоснователен ввиду следующего.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 26 Федерального Закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец энергопринимаюшего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций. Однако из содержания данной нормы права явно следует, что присоединение к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) является правом, а не обязанностью владельца энергопринимаюшего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке.

На основании изложенного, действия ФГУП «Энергетик» по не направлению заявителям-физическим лицам для подписания договоров на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, а также технических условий к договорам, что не соответсвует п. 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года, нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Результатом вышеперечисленных действий (бездействия) ОАО ФГУП «Энергетик» явилось ущемление интересов заявителей - гр. ФИО4 и ФИО3, что подтверждается обращением заявителей в Новосибирское УФАС России.

Изучив доводы заявителя и ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

ФГУП «Энергетик», получив заявки гр.ФИО4 о заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 10 кВт для энергоснабжения индивидуального жилого дома, а также заявку гр. ФИО3 о заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 15 кВт для энергоснабжения индивидуального жилого дома, уклонилось от заключения с заявителями указанных договоров и выдачи технических условий.

В ответах исх. № 01-420 от 10.04.2014г., 01-486 от 24.04.2014г., на заявки гр. ФИО3 и ФИО4 о заключении договоров технологического присоединения ФГУП «Энергетик» указало, что исходя из требований абзаца 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер и осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Земельные участки заявителей входят в состав земель СНТ «Элитное-М». Жилые дома заявителей надлежащим образом присоединены к электрическим сетям товарищества. СНТ «Элитное-М» была выделена электрическая мощность для электроснабжения земельных участков, входящих в состав товарищества, в том числе и земельных участков заявителей, в связи с чем, для получения дополнительной мощности для электроснабжения дачного участка заявителям необходимо обратиться в СНТ «Элитное-М».

На не предоставление заявителями каких-либо документов, необходимых для заключения договора технологического присоединения ФГУП «Энергетик» заявителям в ответах на заявки не указало.

В соответствии с Разъяснениями ФАС России «По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям», а также Методическими рекомендациями ФАС России по вопросу квалификации действий сетевой организации по неисполнению договоров на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в случае, когда такому исполнению препятствуют действия иных лиц, направленными в адрес Новосибирского УФАС России письмом исх. № ЦА/26196/14 от 30.06.2014 г. в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединения была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между СНТ и сетевой организацией.

Однако, в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, а также граждан, не являющихся членами ГСК, осуществляется в индивидуальном порядке. Следовательно, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств указанных потребителей урегулирование отношений с СНТ и ГСК является обязанностью сетевой организации.

В данном случае, так как заявителям потребовалась дополнительная мощность, что указано в заявках вх. № 550 от 27.03.2014г., вх. № 551 от 27.03.2014г., вх. № 647 от 10.04.2014г., заявители вправе обратиться для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в сетевую организацию, а не в СНТ, так как максимальная мощность, выделенная ранее СНТ, должна быть увеличена. В данном случае, как следует из указанных разъяснений ФАС России, обращение для выделения дополнительной мощности в адрес СНТ, а не сетевой организации является правом, а не обязанностью гражданина, желающего увеличить выделенную ему электрическую мощность. Учитывая, что Правилами технологического присоединения предусмотрено, что для осуществления технологического присоединения необходимо обратиться в адрес сетевой организации, при этом на случаи присоединения дополнительной мощности также распространяется порядок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный Правилами технологического присоединения, гражданин вправе по своему выбору обратиться непосредственно в сетевую организацию, а сетевая организация не вправе отказать заявителю в заключении договора технологического присоединения.

Согласно п. 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с Правилами технологического присоединения для осуществления технологического присоединения заявителю необходимо обратиться с соответствующей заявкой в сетевую организацию.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил (в том числе, заявители -физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 4, 6 Правил технологического присоединения, любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки.

В адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором п. 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

Согласно представленным заявителями сведениям, а также пояснениям сетевой организации, при рассмотрении заявок гр. ФИО4, ФИО3 вх. № 550 от 27.03.2014г., вх. № 551 от 27.03.2014г., вх. № 647 от 10.04.2014г. данная норма сетевой организацией была нарушена. В нарушение п. 3, 15 Правил технологического присоединения ФГУП «Энергетик» не направило гр. ФИО4, ФИО3 проекты договоров об осуществлении технологического присоединения и технические условия к ним, неправомерно отказав заявителям в заключении договоров.

Таким образом, ФГУП «Энергетик» в установленный действующим законодательством срок не направило заявителям для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения с приложением технических условий, тем самым нарушив п. 3, 15 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ФГУП «Энергетик» нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», путем уклонения от заключения с заявителями-физическими лицами договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также выдачи технических условий к договорам, что не соответствует п. 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года.

Результатом рассматриваемых действий ФГУП «Энергетик» является ущемление интересов гр. ФИО4, ФИО3, так как, п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям предусмотрен порядок осуществления технологического присоединения, в соответствии с которым фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется после подачи заявки на заключение договора технологического присоединения в сетевую организацию, заключения договора, и выполнения сторонами мероприятий, предусмотренных договором.

Кроме того, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 4 пункта 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ,   наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Действия ФГУП «Энергетик» нарушают прямо поименованный пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Аналогичная правовая позиция по вопросу технологического присоединения члена СНТ изложена в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2015г. по делу №  А45-8014/2014, в котором суд кассационной инстанции признал законным решение и предписание Новосибирского УФАС России от 03.02.2014г. в отношении ФГУП «Энергетик».

Довод заявителя о неисполнимости Предписаний Новосибирского УФАС России ввиду отсутствия на данный момент волеизъявления гр. ФИО3 и ФИО4 на заключение договоров технологического присоединения является неосновательным ввиду следующего.

На основании решения от 28.10.2014г. ФГУП «Энергетик» выдано предписание № 02-01-45-1-10-14 от 28.10.2014 года, в соответствии с которым необходимо:

1. Федеральному государственному унитарному предприятию «Энергетик» устранить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от
 26.07.2009 №135-Ф3, выразившееся уклонении от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в
 количестве 10 кВт для электроснабжения объектов: индивидуальных жилых домов по адресу:
 630526, Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», сад № 10, <...> с гр.
 ФИО4 и выдачи гр. ФИО4 технических условий к указанным договорам.

2. С целью устранения нарушения ФГУП «Энергетик»:

1) в срок до 02.12.2014 г. письменно уведомить гр. ФИО4 о неполном предоставлении в адрес ФГУП «Энергетик» в составе заявок на заключение договоров об
 осуществлении технологического присоединения вх. № 550, 551 от 27.03.2014 г. документов и
 сведений, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
 производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными
 Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, с указанием перечня документов и сведений, которые необходимо предоставить для заключения договора;

2) после предоставления гр. ФИО4 в адрес предприятия всех документов, которые необходимо приложить к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической
 энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,
 утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, направить гр. ФИО4 проекты договоров об осуществлении технологического присоединения к
 электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 10 кВт для электроснабжения объектов: индивидуальных жилых домов по адресу: 630526, Новосибирская область, п.
 Мичуринский, СНТ «Элитное-М», сад № 10, <...> и выдать технические условия к
 указанным договорам.

На основании решения от 28.10.2014г. ФГУП «Энергетик» выдано предписание № 02-01-45-2-10-14 от 28.10.2014 года, в соответствии с которым необходимо:

1. Федеральному государственному унитарному предприятию «Энергетик» устранить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2009 №135-Ф3, выразившееся уклонении от заключения договора об осуществлении 16 технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 15 кВт для электроснабжения объекта: индивидуального жилого дома по адресу: 630526, Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», сад № 10, д. 11 с гр. ФИО3 и выдачи гр. ФИО3 технических условий к указанному договору. 2. С целью устранения нарушения ФГУП «Энергетик»:

1) в срок до 02.12.2014г. письменно уведомить гр. ФИО3 о неполном предоставлении в адрес ФГУП «Энергетик» в составе заявки на заключение договора об
 осуществлении технологического присоединения вх. № 647 от 10.04.2014г. документов и сведений, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения
 энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными
 Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, с указанием перечня документов и
 сведений, которые необходимо предоставить для заключения договора;

2) после предоставления гр. ФИО3 в адрес предприятия всех документов, которые необходимо приложить к заявке на заключение договора об осуществлении
 технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов
 по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными
 Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, направить гр. ФИО3 проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
 дополнительной мощности в количестве 15 кВт для электроснабжения объекта: индивидуального жилого дома по адресу: 630526, Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», сад № 10, д. 11 и выдать технические условия к указанному договору.

Как видно из вышеизложенного, Новосибирское УФАС России не предписывало ФГУП «Энергетик» заключать договоры технологического присоединения вне зависимости от дальнейшего волеизъявления гр. гр. ФИО3 и ФИО4

Предписано заключить договоры с вышеуказанными гражданами только в случае их последующего желания на заключение указанных договоров (ситуации бывают разные и то, что было необходимо гражданам при подаче жалобы в антимонопольный орган в мае 2014 года, может уже потерять для них актуальность на момент судебного разбирательства — через год после подачи жалобы в мае 2014 года), выражающегося в предоставлении в адрес ФГУП «Энергетик» всех документов, которые необходимо приложить к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861.

Предписание будет считаться исполненным в случае выполнения требований, содержащихся в п.1 Предписаний и отсутствия предоставления в адрес ФГУП «Энергетик» всех документов от гр. ФИО3 и ФИО4

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2015г. по делу № А45-8014/2014, согласно которой последующие действия заявителя по отзыву заявки на технологическое подключение и заключение им договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком не могут рассматриваться как подтверждающие отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, выявленного управлением.

В судебном заседании не установлено и заявителем не представлены доказательства, опровергающие выводы Новосибирского УФАС России, изложенные в оспариваемом постановлении.

Заявитель полагает совершенное им правонарушение малозначительным, просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить от административной ответственности, что правонарушение в виде злоупотребления доминирующим положением, результатом которого является ограничение конкуренции (ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ ), может быть признано малозначительным.

Суд, исходя из характера и обстоятельств дела, не находит возможным применение ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае ввиду следующего.

Согласно требованиям ст. 2.9 КоАП РФ установлена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Наличие или отсутствие малозначительности определяется компетентным административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом критерии малозначительности законодателем не установлены.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума № 10 от 02.06.2004г. применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Кроме того, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 4 пункта 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Действия ФГУП «Энергетик» нарушают прямо  поименованный пункт 5 части 1  статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Однако, несмотря на то, что законодатель освободил антимонопольный орган от доказывания наступления вредных последствий, в данном случае Новосибирское УФАС России в обжалуемых решении и постановлении всё же указывает на ущемление интересов гр. ФИО3, ФИО4 Кроме того, преюдициально установлено ущемление интересов гр. ФИО3, ФИО4 решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.05.2015 г. и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 г. по делу № А45-201/2015.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Во-первых, в КоАП РФ не дано определение понятия и критериев малозначительности административного правонарушения, установление содержания этого понятия делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным решить дело об административном правонарушении.

Во-вторых, при установлении содержания малозначительности административного правонарушения правоприменительный орган в качестве оценочных критериев должен использовать совокупность как правовых, так и неправовых факторов (количественные и качественные признаки правонарушения, личностные характеристики).

Наличие или отсутствие существенной угрозы измеряется в контексте социальной значимости охраняемых общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба. В данном случае существенная угроза общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ФГУП «Энергетик» к исполнению публично-правовой обязанности, что нарушает интересы как заинтересованных лиц (ущемление интересов гр. ФИО3, ФИО4), так и государства в целом. Кроме того, преюдициально установлено ущемление интересов гр. ФИО3, ФИО4

Кроме того, вышеуказанными судебными актами преюдициально установлено, что ФГУП «Энергетик», как субъект естественной монополии, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, частью которого являются услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Соответственно в силу специального статуса, указанный субъект находится на особом государственном контроле и к нему применяются повышенные требования, предусмотренные законодательством, которые являются обязательными для исполнения.

На основании изложенного, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, а также, принимая во внимание, что совершенное заявителем правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения и привело к ущемлению интересов гр. ФИО3, ФИО4, данное правонарушение не может являться малозначительным.

С учетом установленных доказательств обстоятельства, изложенные заявителем в обоснование заявления, судом не может быть принято во внимание как обоснованное.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья В.П. Мануйлов