АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2014 года
Ре шение изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хлоповой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пигеевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья "Котовского 11" к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска о взыскании задолженности по оплате содержания общего имущества в многоквартирном доме № 11 по ул. Котовского в г. Новосибирске в сумме 416 149 рублей 19 копеек, судебных издержек в сумме 34 500 рублей,
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района»,
при участии представителя истца ФИО1 (доверенность от 20.01.2014, паспорт), представителя муниципального казенного учреждения культуры города Новосибирска «Централизованная библиотечная система им. П.П.Бажова Ленинского района» ФИО2 (паспорт, приказ №9-к от 07.03.2014),
установил:
Товарищество собственников жилья "Котовского 11" (далее – истец, ТСЖ "Котовского 11") обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее – ответчик, Департамент) о взыскании задолженности по оплате содержания общего имущества в многоквартирном доме № 11 по ул. Котовского в г. Новосибирске в сумме 416 149 рублей 19 копеек за период с апреля 2011 года по январь 2014 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района», Муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска «Централизованная библиотечная система им. П.П.Бажова Ленинского района».
В дальнейшем истец согласился с предложением суда о привлечении в качестве соответчика Муниципального казенного учреждения культуры города Новосибирска «Централизованная библиотечная система им. П.П.Бажова Ленинского района» (далее – Учреждение), которому на праве оперативного управления принадлежат в указанном доме нежилые помещения общей площадью 233,5 квадратных метра, уточнив исковые требования. В частности, истец просит взыскать с Муниципального казенного учреждения культуры города Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. П.П. Бажова Ленинского района" (ОГРН <***>) в пользу ТСЖ «Котовского 11» задолженность по оплате содержания общего имущества в многоквартирном доме № 11 по ул. Котовского, пропорционально доле принадлежащего на праве оперативного управления имущества (233, 5 квадратных метра) в размере 130 475 рублей 94 копейки за период с 01.04.2011 по 31.01.2014. При недостаточности у Учреждения денежных средств - возложить субсидиарную ответственность по его обязательствам на Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска.
Поскольку часть помещений в жилом доме, 339, 8 квадратных метра, принадлежит на праве собственности городу Новосибирск и не передано в оперативное управление, истец также заявил о взыскании с Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска задолженности по оплате содержания общего имущества в многоквартирном доме № 11 по ул. Котовского в городе Новосибирске, пропорционально доле принадлежащего муниципальному образованию имущества (339, 8 квадратных метра) в размере 285 673 рубля 26 копеек за период с 01.04.2011 по 31.01.2014.
В обоснование иска истец ссылается на то, что ТСЖ «Котовского 11» в соответствии с решением собственников помещений в многоквартирном жилом доме №11 по ул. Котовского от 31.01.2013 осуществляет деятельность по управлению указанным многоквартирным жилым домом, что подтверждается документально протоколом собрания собственников помещений, уставом ТСЖ «Котовского 11».
До указанного волеизъявления собственников управление жилым домом осуществляло Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района».
Муниципальному казенному учреждению культуры города Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. П.П. Бажова Ленинского района" принадлежит на праве оперативного управления нежилое помещение площадью 233, 5 квадратных метра, расположенное в многоквартирном доме № 11 по ул. Котовского, в связи с чем Учреждение обязано нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома.
Ответчик не исполняет надлежащим образом обязанности по внесению платы на содержание и ремонт общего имущества дома, что послужило основанием для предъявления иска о взыскании указанной задолженности в сумме 130 475 рублей 94 копейки за период с 01.04.2011 по 31.01.2014 с Учреждения, субсидиарно, при недостаточности денежных средств – с собственника (муниципального образования города Новосибирск) в лице уполномоченного органа, Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Представитель Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, до отложения судебного разбирательства, подтвердил, что Департамент является надлежащим уполномоченным представителем собственника, что также следует и из статьи 60 Устава города Новосибирска, в которой установлено, что органы местного самоуправления города Новосибирска от имени города Новосибирска субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законодательством.
В соответствии с решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 №708 в редакции от 23.04.2014 "О департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска" Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска входящим в структуру управления заместителя мэра города Новосибирска.
Департамент от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии в сфере земельных и имущественных отношений на территории города Новосибирска, является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Департамент является главным администратором доходов бюджета города Новосибирска и источников финансирования дефицита бюджета города, от имени мэрии управляет и распоряжается имуществом муниципальной казны в пределах предоставленных ему полномочий (Решение Совета депутатов г.Новосибирска от 26.11.2008 №1092 "О Порядке управления и распоряжения имуществом муниципальной казны города Новосибирска").
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" также указано, что при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании п. 10 ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
В судебном заседании представитель истца уточнил, что требует оплаты задолженности с города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, как в порядке субсидиарной ответственности, так и при взыскании задолженности в сумме 285 673 рубля 26 копеек в счет оплаты расходов на содержание общего имущества жилого дома, пропорционально 339,8 кв.м., принадлежащих городу Новосибирску и не переданных в оперативное управление.
Обоснованность участия Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в качестве представителя города Новосибирска в случае привлечения к субсидиарной ответственности подтверждается и постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2013 по делу №А45-6658/2013, с учетом того что представитель Департамента признал обоснованным его участие в качестве соответчика при субсидиарной ответственности, а доказательства того, что он не является главным распорядителем бюджетных средств не представил.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал. После представления Учреждением дополнительных доказательств (платежных поручений) истец уменьшил размер иска к Учреждению и Департаменту (субсидиарно) до 75266 рублей 10 копеек за тот же период с 01.04.2011 по 31.01.2014.
Ответчик (Учреждение) иск не признал, ссылаясь на перечисление платы Обществу с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района», а также отсутствие извещения Учреждения о создании ТСЖ и необходимости перечисления платы за содержание ТСЖ «Котовского 11».
Департамент представил отзыв на иск (возражения), которым иск не признал, полагая, что, бремя содержания общего имущества лежит исключительно на Учреждении, договор управления многоквартирным домом с ТСЖ «Котовского 11» не заключен, плата за содержание общего имущества осуществлялась в спорный период другим муниципальным учреждением.
Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» полагает, что им переданы все имеющиеся документы ТСЖ «Котовского 11».
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика (Департамента) и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения спора.
Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца и ответчика (Учреждения), арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, при этом исходит из следующих обстоятельств дела и положений нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичная норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственником нежилых помещений площадью 233,5 кв.м и 339, 8 кв.м, расположенных в многоквартирном жилом доме № 11 по ул. Котовского в городе Новосибирске, является город Новосибирск, указанные нежилые помещения площадью 233,5 кв.м находятся в оперативном управлении Учреждения (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.04.2014 – л.д. 5, т.2), помещения общей площадью 339,8 кв.м являются муниципальной собственностью города Новосибирска, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 – л.д. 82-83) и что не опровергнуто ответчиками.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации следует вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, должно нести бремя содержание такого имущества (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № ВАС-15799/12 по делу №А50-13606/2011, от 23.03.2011 №ВАС-3145/11 по делу №А50-11444/2010, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2012 по делу №А03-12783/2011).
Размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, определен решениями собственников многоквартирного дома (от 26.03.2011 – 28,38 руб. за 1 кв.м, от 07.03.2012 – 19.41 руб. за 1 кв.м, от 15.05.2013, от 25.12.2013).
Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, признан обоснованным, как составленный с учетом принадлежности Учреждению на праве оперативного управления 233,5 кв.м, городу Новосибирску - 339, 8 кв.м , действующих тарифов на содержание и ремонт общего имущества, установленных общим собранием собственников многоквартирного дома.
Поскольку ответчики своевременно не вносили плату на содержание общего имущества, судом признаются подлежащим удовлетворению требования о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома - с Учреждения в размере 75266 рублей 10 копеек за период с 01.04.2011 по 31.01.2014, при недостаточности у Учреждения денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования город Новосибирск с муниципального образования город Новосибирск в лице департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска на основании пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, с муниципального образования город Новосибирск в лице департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска пропорционально доле принадлежащего муниципальному образованию имущества (339, 8 квадратных метра) в размере 285673 рубля 26 копеек за период с 01.04.2011 по 31.01.2014.
Суд при принятии решения учитывает, что истец учел все платежи, которые перечислены в спорный период Учреждением Обществу с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» на основании заключенных последними договоров и представленных Учреждением в материалы дела, и обоснованно не приняты во внимание платежные поручения №336 на сумму 2223,06 руб. и №695 на сумму 3109,33 руб. (2013 год), поскольку в качестве основания платежа указан договор №0021 от 05.06.2013 о возмещении расходов по электроснабжению, имеющийся в материалах дела.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации – расходы по уплате государственной пошлины и расходы по оплате услуг представителя в сумме 30000 руб. (документально подтверждены – представлены платежные поручения №№ 12 от 31.01.2014, №76 от 23.04.2014, договор возмездного оказания юридических услуг №2 от 15.01.2014) относятся на ответчиков пропорционально удовлетворенным требованиям – с Учреждения подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3010 рублей 64 копейки, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 6258 рублей, с Департамента (города Новосибирска) - судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8311 рублей 36 копеек, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 23742 рубля.
При этом суд отказывает в возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 4500 руб., в связи с тем, что первичное консультирование, анализ документов заказчика и подготовка претензии, предъявление которой не является обязательным (пункт 1.2 договора №2 от 15.01.2014), и понесенные в этой связи расходы не подпадают под перечень судебных издержек, содержащийся в статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 №9131/08).
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с Муниципального казенного учреждения культуры города Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. П.П. Бажова Ленинского района" (ОГРН <***>) в пользу Товарищества собственников жилья «Котовского 11» (ОГРН <***>) задолженность по оплате содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме № 11 по ул. Котовского в городе Новосибирске, пропорционально доле принадлежащего на праве оперативного управления Муниципальному казенному учреждению культуры города Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. П.П. Бажова Ленинского района" имущества (233, 5 квадратных метра) в размере 75266 рублей 10 копеек за период с 01.04.2011 по 31.01.2014, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3010 рублей 64 копейки, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 6258 рублей, при недостаточности у Муниципального казенного учреждения культуры города Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. П.П. Бажова Ленинского района" денежных средств - взыскать указанную задолженность в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования город Новосибирск с муниципального образования город Новосибирск в лице департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (ОГРН <***>).
Взыскать за счет казны муниципального образования город Новосибирск с муниципального образования город Новосибирск в лице департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (ОГРН <***>) в пользу Товарищества собственников жилья «Котовского 11» (ОГРН <***>) задолженность по оплате содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме № 11 по ул. Котовского в городе Новосибирске, пропорционально доле принадлежащего муниципальному образованию имущества (339, 8 квадратных метра) в размере 285673 рубля 26 копеек за период с 01.04.2011 по 31.01.2014, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8311 рублей 36 копеек, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 23742 рубля.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.Г. Хлопова