АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
город Новосибирск
13 апреля 2014 года Дело №А45-308/2014
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судьи Свиридовой Г.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Малореновой Ю.В.,рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества Холдинговая компания "Новотранс", г. Кемерово
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Новотранс", г. Кемерово
о взыскании 692 309 рублей 44 копейки,
при участии в судебном заседании представителей: от истца – ФИО1 (доверенность №07/01/2014 от 10.01.2014), от ответчика - ФИО2 (доверенность №НЮ-16/286 от 28.12.2011), от третьего лица – ФИО1 (доверенность №62 от 21.09.2012).
Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Новотранс" (далее по тексту – истец, ОАО ХК"Новотранс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее по тексту – ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 692 309 рублей 44 копейки, из них: 573 721 рубля 15 копеек, неосновательного обогащения, 79 950 рублей 92 копеек - расходов на устранение недостатков, 38 637 рублей 37 копеек - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 11.02.2014 к участию в дело привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Новотранс" (далее по тексту – третье лицо, ООО "ТК "Новотранс").
Представитель истца в судебном заседании поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица также поддерживает исковые требования истца.
Ответчик отзывом и в судебном заседании исковые требования не признает как необоснованные.
Заслушав объяснения представителей истца, третьего лица и ответчика, рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
между ОАО ХК "Новотранс" (принципал) и ООО ТК "Новотранс" (агент) был заключен агентский договор № РВ-460-12/09 от 01.12.2009, согласно условиям которого, принципал поручает, а агент берет на себя обязательство организовывать текущие оцепочные ремонты подвижного состава от своего имени, но за счет принципала.
ОАО ХК "Новотранс" в рамках агентского договора наделило правом ООО ТК "Новотранс"подписывать от своего имени и в интересах принципала договоры на организацию проведения ремонтов подвижного состава принципала на территории Российской Федерации, стран СНГ и Балтии (п. 2.1.5.).
Между ООО ТК "Новотранс"(заказчик) и ОАО " РЖД" (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по текущему цепочному ремонту грузовых вагонов от 05.02.2009 № Д-262В/НЮ, согласно условиям которого, ОАО "РЖД" приняло на себя обязательство производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, а заказчик обязуется оплатить указанный ремонт (пункт 1.1).
В рамках договорных отношений ОАО "РЖД" и ООО ТК "Новотранс", которое действуя от своего имени, но за счет принципала (истца), организовало текущий отцепочный ремонт 25-ти вагонов, принадлежащих истцу.
В рамках указанного ремонта ОАО "РЖД" произвело поставку 24-ти колесных пар и 1-й боковой рамы.
В процессе эксплуатации указанных вагонов выявлено 25 случаев (отцеплены вагоны), когда в течение гарантийного срока ответственности были обнаружены скрытые недостатки в выполненных работах по ремонту следующих вагонов.
Так, 29.10.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная- структурном подразделении Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был проведен текущий отцепочный ремонт вагона № 52486438. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 43470.
14.02.2012 на станции Московка Западно- Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 52486438 по причине – грение буксового узла колесной пары № 43470.
Согласно акту-рекламации № 1445 от 27.02.2012 вина в неисправности отнесена на ВКМ Тайга (принадлежность к ВЧДР Тайга - предприятие ОАО "РЖД").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 52486438 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 43470 составила 12 653 рублей 88 копеек, без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 345 рублей 87 копеек.
24.12.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная - структурном подразделении Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" был произведен текущий отцепочный ремонт вагона № 54154760. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 1667 (4667).
15.11.2012 на станции Входная Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД " был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 54154760 по причине – грение буксового узла колесной пары № 1667 (4667).
Согласно акту-рекламации № 9441 от 24.11.2012 вина в неисправности отнесена на ВЧДР Кемерово (предприятие ОАО "РЖД").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 54154760 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 1667 (4667) составила 23 969 рублей 36 копеек без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 609 рублей 72 копейки.
24.05.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" выполнен текущий отцепочный ремонт вагона №55096572. В данном ремонте была поставлена колесная пара №39333 (39353).
При производстве 13.09.2012 в ООО "КВРП "Новотранс" деповского ремонта вагона № 55096572 колесная пара № 39333 (39353) была выкачена и подкачена под вагон № 56645468.
В период эксплуатации вагона № 56645468 на путях общего пользования ОАО "РЖД" выкатило колесную пару № 39333 (39353) и подкатило под вагон № 53188793.
03.11.2012 на станции Московка Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 53188793 по причине - грение буксового узла колесной пары № 39333 (39353) .
Согласно акту - рекламации № 8626 от 07.11.2012вина в неисправности отнесена на ВЧДР Инская (предприятие ОАО "РЖД").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53188793 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 39333 (39353) составила 24 108 рублей 18 копеек без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 756 рублей 90 копеек.
03.02.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно - Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" был произведен текущий отцепочный ремонт вагона № 54871736. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 60577.
26.05.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Бекасово - Сорт. Московской ж.д. Московской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 54871736 по причине - грение буксового узла колесной пары № 60577.
Согласно указанному акту-рекламации № 241 от 03.06.2012вина в неисправности отнесена на ВЧДР Топки (предприятие ОАО "РЖД").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 54871736 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 60577 составила 21 696 рублей 44 копейки без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 123 рубля 69 копеек.
08.06.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Тайга - структурном подразделении Западно - Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно- Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" был произведен текущий отцепочный ремонт вагона № 56481492. В данном ремонте была поставлена колесная пара №53532.
24.06.2012 на станции Барабинск Западно - Сибирской ж.д. был отцеплен вагон № 56481492 по технологической неисправности грение колесной пары № 53532.
Согласно акту-рекламации № 2409 от 25.06.2012 вина в неисправности отнесена на вагонное депо ВКМ-Тайга (предприятие ОАО "РЖД").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56481492 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 53532 составила 21 204 рубля 27 копеек без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 748 рублей 33 копейки.
29.11.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная - структурном Подразделении Западно - Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" был произведен текущий отцепочный ремонт вагона № 58060260. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 4419.
24.06.2012 на станции Златоуст Южно-Уральской ж.д. был отцеплен вагон № 58060260 по технологической неисправности грение колесной пары № 4419.
Согласно акту - рекламации № 104 от 02.07.2012 вина в неисправности отнесена на ОАО "Алтайвагон".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 58060260 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 4419 составила 10 605 рублей 45 копеек без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
04.03.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона №36306418. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 39395.
При производстве 20.04.2011 г. в ООО "КВРП "Новотранс" деповского ремонта вагона № 56306418 колесная пара № 39395 была выкачена и подкачена под вагон № 53520839.
24.12.2012 на станции Московка Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 53520839 по причине - грение буксового узла колесной пары № 39395.
Согласно акту - рекламации № 10136 от 29.12.2012 вина в неисправности отнесена на ВКМ Похвистнево Куйбышевской железной дороги.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53520839 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 39395 составила 24 107 рублей 88 копеек без учета НДС. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 066 рублей 27 копеек.
09.11.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 54154760. В данном ремонте была поставлена колесная пара №115726 (115126).
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 54154760 забракован ОАО "РЖД" и отцеплен от поезда на станции Смоленск-СРТ Московской железной дороги - филиала ОАО " РЖД" по причине грения буксы колесной пары № 115726 (115126), передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Смоленск ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
Согласно рекламационному акту от 30.11.2012 № 79/11 вина в возникновении неисправности отнесена на Вагонное депо Московка (предприятие ОАО "РЖД").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 54154760 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 115726 (115126) составила 20 203 рубля 78 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 847 рублей 30 копеек.
16.06.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно- Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона №56193113. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 49603.
При производстве 24.06.2012 г. в ООО "КВРП "Новотранс" деповского ремонта вагона № 56193113 колесная пара № 49603 была выкачена и подкачена под вагон № 56333917.
11.03.2013 на станции Смоленск - Сортировочный Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 56333917 по причине - грение буксового узла колесной пары № 49603.
Согласно акту-рекламации № 115/03 от 30.03.2013 вина в неисправности отнесена на ОАО "Алтайвагонзавод".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56333917 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 49603 составила 18 537 рублей 40 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 356 рублей 84 копейки.
25.05.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно- Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона № 52216728. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 645285 (6452).
26.03.2013 на станции Заринская Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 52216728 по причине - грение буксового узла колесной пары № 645285 (6452).
Согласно указанному акту-рекламации № 1093 от 01.04.2013вина в неисправности отнесена на ВЧДР Топки.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 52216728 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 645285 (6452) составила 16 419 рублей 71 копейка. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 451 рубль 54 копейки.
12.05.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная - структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона №6154560. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 170425.
13.04.2013 на станции Юдино Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 56154560 по причине - грение буксового узла колесной пары №170425.
Согласно акту-рекламации № 1997 от 15.05.2013вина в неисправности отнесена на ВЧДР Санкт-Петербург - Сортировочный Витебский.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56154560 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 170425 составила 22 139 рублей 53 копейки. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 268 рублей 90 копеек.
12. 03.04.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 53124491. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 14824.
18.11.2011 при проведении деповского ремонта вагона № 53124491 на ООО "КВРП "Новотранс" колесная пара № 14824 была выкачена и подкачена под вагон № 53440939.
04.02.2013 на станции Инская Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий ремонт вагон № 53440939 по причине - грение буксового узла колесной пары №14824.
Согласно акту-рекламации № 638 вина в возникновении неисправности отнесена на ВЧДР Златоуст.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53440939 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 14824 составила 15 996 рублей 99 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 645 рублей 21 копейка.
03.06.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона № 55163844. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 302617(5302617).
При производстве 19.10.2012 г. ООО "КВРП "Новотранс" деповского ремонта вагона № 55163844 колесная пара № 302617(5302617) была выкачена и подкачена под вагон № 56721384.
27.02.2013 на станции Брянск - ФИО3 Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 56721384 по причине - грение буксового узла колесной пары № 302617(5302617).
Согласно акту-рекламации № 171/з от 06.03.2013 вина в неисправности отнесена на ОАО НПК "Уралвагонзавод".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56721384 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 302617(5302617) составила 28 103 рубля 89 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 193 рубля 21 копейка.
28.03.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная - структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона № 54364377. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 109606.
13.02.2013 на станции Бекасово Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 54364377 по причине - грение буксы № 109606.
Согласно акту- рекламации № 393 от 22.02.2013 вина в неисправности отнесена на ВЧДР Барабинск.
Стоимость текущего отцеп очного ремонта вагона № 54364377 в результате Обнаружения неисправной колесной пары № 109606 составила 24 331 рубль 50 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 78 рублей 06 копеек.
16.04.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Инская – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно- Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона №52213311. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 291035 (91035).
30.03.2013 на станции Бекасово Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 52213311 по причине - грение буксы № 291035 (91035).
Согласно акту - рекламации № 112 от 08.04.2013 вина в неисправности отнесена на Брянское ВРД ООО "«Ф.Е.Транс".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 52213311 в результате Обнаружения неисправной колесной пары № 291035 (91035) составила 29 162 рубля 50 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 93 рубля 56 копеек.
06.12.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Алтайская – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона № 54438940. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 1175(12238)03.
16.04.2013 на станции Рыбное - обособленного структурного подразделения Ростовского филиала ОАО "ВРК-1" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 54438940 по причине - трещина диска колесной пары № 1175(12238)03.
Согласно акту-рекламации от 02.05.2013 вина в неисправности отнесена на ВЧДР Московка.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 54438940 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 1175(12238)03 составила 39 245 рублей 25 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
29.10.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона №59717413. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 804225.
30.03.2013 на станции Алтайская Западно - Сибирской ДИ - структурного подразделения ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 59717413 по причине - грение буксового узла колесной пары № 804225.
Согласно акту-рекламации № 39 от 02.04.2013 вина в неисправности отнесена на Днепродзержинский ВСЗ ЮЗП.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 59717413 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 804225 составила 14 279 рублей 63 копейки. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
25.03.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги - ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона №55883714. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 39(33778)10.
12.03.2013 на станции Инская - структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 55883714 по причине - грение буксового узла колесной пары № 39(33778)10.
Согласно акту- рекламации№ 1152 от 15.03.2013 вина в неисправности отнесена на ОАО "Люблинский ЛМЗ" Московской железной дороги.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 55883714 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 39(33778)10 составила 25 310 рублей 97 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 904 рубля 87 копеек.
03.03.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Инская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 53398954. В объеме данного ремонта поставлена боковая рама № 35728.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 53398954 забракован ОАО «РЖД» и отцеплен от поезда на станции Белово Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по причине трещина или излом боковой рамы № 35728, передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Белово ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
Согласно акту рекламации от 22.04.2013 № 331вина в возникновении неисправности отнесена на ЗАО "Азовэлектросталь".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53398954 в результате обнаружения неисправности составила 99 586 рублей 32 копейки. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 4 267 рублей 69 копеек.
13.04.2010 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 52386968. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 897153.
07.01.2011 при проведении деповского ремонта вагона № 52386968 на ООО " КВРП "Новотранс" колесная пара № 897153 была выкачена и 09.01.2011 г. подкачена под вагон № 52808367.
07.04.2013 на станции Смоленск-Сортировочный Московской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий ремонт вагон № 52808367 по причине - грение буксового узла колесной пары № 897153.
Согласно акту-рекламации № 42/04 вина в возникновении неисправности отнесена на ОАО "Алтайвагон".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 52808367 в результате обнаружения неисправности составила 30 505 рублей 40 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 650 рублей 15 копеек.
17.05.2010 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно - Сибирской дирекции инфраструктуры — структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона №
52175304. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 45502.
При производстве 01.11.2012 г. в ООО "КВРП "Новотранс" текущего отцепочного ремонта вагона № 52175304 колесная пара № 45502 была выкачена и подкачена под вагон № 52924479.
03.04.2013 на станции Облучье (ВЧДЭ-1 Хабаровск-2) - СП Дальневосточной дирекции инфраструктуры — СП Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 52924479 по причине - грение буксового узла колесной пары № 45502.
Согласно акту- рекламации № 1810 от 21.06.2013 вина в неисправности отнесена на ВЧДР Болотная ОАО "ВРК-3".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 52924479 в результате обнаружения неисправности составила 17 981 рубль 65 копеек. Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 519 рублей 22 копейки.
23.12.2010 в Эксплуатационном вагонном депо Входная Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона № 56165343. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 925200.
24.01.2011 при ремонте вагона № 56165343 ООО "КВРП "Новотранс" была демонтирована колесная пара № 925200 и 26.01.2011 установлена под вагон № 56142714.
В пути следования по железнодорожным путям общего пользования вагон № 56142714 05.03.2013 забракован ОАО "РЖД" и отцеплен от поезда на станции Алтайская Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" по причине грения буксы колесной пары №925200, передислоцирован ОАО "РЖД" в Эксплуатационное вагонное депо станции Алтайская ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
Согласно акту рекламация от 13.03.2013 № 25/2013 вина в возникновении неисправности отнесена на Вагонное депо Сольвычегодск (предприятие ОАО "РЖД").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 56142714 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 925200 составила 15 820 рублей 59 копеек без учета НДС согласно калькуляции ОАО "РЖД" и ОАО ХК "Новотранс". Результат ремонта принят и оплачен ООО ХК "Новотранс".
25.03.2012 в Эксплуатационном вагонном депо Тайга - структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно-сибирской железной дороги - ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона № 58059999. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 850432.
При производстве 21.01.2013 г. в ООО "КВРП "Новотранс" текущего отцепочного ремонта вагона № 58059999 колесная пара № 850432 была выкачена и подкачена под вагон № 54895792.
03.04.2013 на станции Московка – Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 54895792 по причине -грение буксового узла колесной пары № 850432.
Согласно акту - рекламации № 3160 от 10.04.2013 вина в неисправности отнесена на ОАО "Днепровагонмаш".
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 54895792 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 850432 составила 21 538,93 руб. без учета НДС согласно калькуляции ОАО "РЖД" и ОАО ХК "Новотранс". Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 710 рублей 78 копеек.
04.10.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная – структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно- Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона № 58483751. В данном ремонте была поставлена колесная пара №29(743929)92.
06.05.2013 на станции Инская - структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 58483751 по причине - грение буксового узла колесной пары № 29(743929)92.
Согласно указанному акту - рекламации № 2496 от 09.05.2013 вина в неисправности отнесена на ВКМ Омск- Сортировочный (предприятие ОАО "ВРК-1").
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 58483751 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 29(743929)92 составила 53 552 рубля 26 копеек без учета НДС согласно калькуляции ОАО "РЖД" и ОАО ХК "Новотранс". Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 1 705 рублей 86 копеек.
07.03.2011 в Эксплуатационном вагонном депо Входная - структурном подразделении Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт вагона № 55177919. В данном ремонте была поставлена колесная пара № 23461.
При производстве 07.01.2012 в ООО "КВРП "Новотранс" деповского ремонта вагона № 55177919 колесная пара № 23461 была выкачена и подкачена под вагон № 53463014.
16.05.2013 на станции Шарья Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" был отцеплен в текущий отцепочный ремонт вагон № 53463014 по причине - грение буксового узла колесной пары № 23461.
Согласно акту-рекламации № 275 от 15.06.2013 вина в неисправности отнесена на Вагонное депо Топки.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 53463014 в результате обнаружения неисправной колесной пары № 23461 составила 22 610 рублей 31 копейка без учета НДС согласно калькуляции ОАО "РЖД" и ОАО ХК "Новотранс". Результат ремонта принят и оплачен ОАО ХК "Новотранс".
Истцом начислены проценты за пользование за пользование чужими нежными средствами в размере 658 рублей 05 копеек.
ООО ТК "Новотранс" уступило право (требование) ОАО ХК "Новотранс", после чего истец обратился к ответчику с претензиями: № 1239НМСК/07 от 04.07.2012, №17НМСК/07 от 21.03.2013, №18НМСК/03 от 27.03.2013, №13НМСК/03 от 04.03.2013, №03НМСК/01 от 14.01.2013, №02НМСК/01 от 14.01.2013, №1424КК/07 от 11.07.2013, №1493ХК/07 от 19.07.2013, №1528ХК/07 от 24.07.2013, №1574ХК/07 от 30.07.2013, №1575ХК/07 от 30.07.2013, №1603ХК/07 от 31.07.2013, №1622ХК/08 от 01.08.2013, №1624ХК/08 от 02.08.2013, №1625ХК/08 от 02.08.2013, №1657ХК/08 от 07.08.2013, №1772ХК/08 от 21.08.2013, №1779ХК/08 от 22.08.2013, №2053ХК/09 от 16.09.2013, №1990ХК/09 от 13.09.2013, №1910ХК/09 от 04.09.2013, №1879ХК/08 от 30.08.2013, №2070ХК/09 от 17.09.2013, №2190ХК/09 от 25.09.2013, 2224ХК/09 от 26.09.2013, с просьбой возместить понесенные расходы. Ответчик оставил претензии без ответа, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Новосибирской области.
Возникшие правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и общими положениями об обязательствах.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право заказчика потребовать от подрядчика возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Согласно пункту 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Как следует из материалов дела, ответчик поставил 24 указанных выше колесных пар и 1-у боковую раму в рамках исполнения обязательств по договору, впоследствии в указанных деталях были обнаружены недостатки.
Положениями статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Пунктом 4.1.1. договора предусмотрено, что подрядчик обязуется произвести текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту, утвержденному ОАО "РЖД" 02.09.1997 № РД 32 ЦВ-056-97 и других нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД".
Согласно пункту 15 указанного Руководства вагонное депо, производившее отцепочный ремонт вагонов, несет гарантийную ответственность за их прочность и исправность при соблюдении Правил эксплуатации вагонов до следующего планового вида ремонта.
Гарантийная ответственность по ремонту колесных пар регулируются Указанием МПС "О повышении качества формирования, ремонта и освидетельствования колесных пар, монтажа ревизии буксовых узлов вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. "от 18.11.1998 № К-1316у (далее по тексту - Указание МПС).
На основании пункта 1 Указания МПС РФ № К-1316у от 18.11.1998 "О повышении качества формирования, ремонта и освидетельствования колесных пар, монтажа и ревизии буксовых узлов вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм" ответственность за качество формирования, ремонта и освидетельствования колесных пар, монтажа и ревизии буксовых узлов несут ремонтные заводы, вагоноколесные мастерские и вагонные депо при условии соблюдения правил их эксплуатации и хранения:
при полном освидетельствовании колесных пар - до следующего полного освидетельствования (подпункт б);
при промежуточной ревизии буксовых узлов за выполнение работ, предусмотренной этой ревизией - до следующей полной или промежуточной ревизии (подпункт д).
Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, в соответствии с пунктом 5 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475 ГК РФ).
Устранение недостатков ремонта вагонов №№ 58060260, 54438940, 59717413, 56142714 осуществлено не в депо ОАО "РЖД", тем самым истец понес расходы в сумме 79 950 рублей 92 копейки, которые в силу статей 393, 475, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возмещены ответчиком.
Вина ответчика в некачественно выполненных ремонтах подтверждается имеющимися в материалах дела актах-рекламациях, в которых характер дефекта и причина его возникновения установлены ответственной комиссией в установленном порядке.
Поскольку ответчиком документально подтверждена оплата расходов на устранение дефектов, выявленных в период гарантийного срока по ремонту вышеуказанных вагонов, исковые требования в размере 79 950 рублей 92 копейки, являются обоснованными и правомерными.
Пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены виды требований, которые может предъявить заказчик при ненадлежащем качестве подрядных работ, а именно: требования о безвозмездном устранении недостатков, о соразмерном уменьшении цены работы, о возмещении своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Из смысла названной нормы следует, что требование о возмещении своих расходов может быть заявлено заказчиком подрядчику в случае, если заказчик самостоятельно, в том числе и путем привлечения третьих лиц, устранил недостатки, допущенные подрядчиком, и понес в связи с этим расходы.
У заказчика не было оснований предъявлять к ответчику требования, связанные с ненадлежащим качеством работ по договору подряда, предусмотренные пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как подрядчик сам выявил недостатки, устранил их и признал свою вину. Спор о качестве данных работ отсутствует.
Поскольку неисправность возникла в период гарантийного срока по вине подрядчика, последний обязан был устранить ее безвозмездно.
При указанных обстоятельствах требование о взыскании неосновательного обогащения в размере 573 721 рубля 15 копеек, возникшего у ОАО "РЖД" в связи с получением оплаты за работы, подлежащие выполнению безвозмездно (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт оплаты нашел свое документальное подтверждение и сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате в установленный срок, истец согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно произвел расчет процентов на сумму 38 637 рублей 37 копеек.
Расчёт процентов проверен арбитражным судом, признан правильным.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167- 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Новосибирской области
Р Е Ш И Л:
взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества Холдинговая компания "Новотранс" (ОГРН <***>)692 309 рублей 44 копейки, из них 573 721 рубль 15 копеек – неосновательного обогащения, 79 950 рублей 92 копейки – расходов на устранение скрытых недостатков выполненных работ, 38 637 рублей 37 копеек – процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 16 846 рублей 19 копеек – расходов по уплате государственной пошлины.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Г.В. Свиридова