г. Новосибирск Дело №А45-31062/2023
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 10 января 2024 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства труда и социального развития Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью "Клиника НМТ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск о взыскании суммы гранта от 10.03.2022 №30-2022-000098 в размере 2 535 021, 42 рублей,
при участии представителей сторон:
истца: ФИО1, доверенность № 2 от 09.01.2023, удостоверение, диплом,
ответчика: не явился, уведомлен,
установил:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее – истец, МИНТРУДА и СОЦРАЗВИТИЯ НСО) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Клиника НМТ" (далее – ответчик, Общество, ООО "Клиника НМТ") о взыскании суммы гранта в размере 2 535 021,42 рублей.
Представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик не согласен с заявленной суммой гранта, подлежащей возврату в размере 2535021,42 руб., считает данную сумму, необоснованно завышенной, оспоримой и возможной к уменьшению, в числе прочих оснований, Общество считает, что данная сумма не учитывает услуги патронажа, которые Ответчик оказывал в сентябре и октябре 2023 года. Более подробно доводы изложены в отзыве на исковое.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах заявление рассмотрено в отсутствие их представителей по правилам ч.3 статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Между ООО «Клиника НМТ» и Министерства труда и социального развития Новосибирской области 10.03.2022 заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области грантов в форме субсидий №30-2022-000098 (далее - соглашение).
На исполнение принятых обязательств ответчику министерством перечислен грант в полном объеме в размере 23 321 505 рублей 31 копейка и 27 587 рублей 64 копейки, что подтверждено платежными поручениями от 16.06.2022 № 2353, от 05.12.2022 № 14436. Источник гранта - средства областного бюджета Новосибирской области.
Письмом от 18.07.2023, поступившим в министерство 26.07.2023, ответчик уведомляет министерство о невозможности оказания медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше в рамках соглашения в связи с ограничением доступа сотрудников ответчика в нежилые помещения здания по адресу: <...> (адрес ответчика, по которому им осуществляется медицинская деятельность).
В связи с невозможностью ответчика надлежащего исполнения обязательств по оказанию медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше министерством 26.07.2023 принято решение о расторжении соглашения в одностороннем порядке со дня его получения ответчиком. Решение о расторжении соглашения в одностороннем порядке вручено руководителю ответчика 01.09.2023.
В целях проверки предоставленной ответчиком информации об исполнении соглашения министерство обратилось в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - ФОМС) и в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области (далее - Росздравнадзор) с просьбой представить сведения об оказании ответчиком медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше в рамках соглашения.
Письмами ФОМС от 29.08.2023 №3401-10, 18.09.2023 №3681-10, от 26.09.2023 №3772-10 сообщено, что на протяжении 2023 года ответчиком представлялись некорректные сведения об объеме оказанных медико-социальных услуг.
Письмом Росздравнадзора от 15.09.2023 №01-06-135/23 сообщено, что в отношении ответчика проводятся контрольно-надзорные мероприятия в части нарушения законодательства о лицензировании и здравоохранении.
Министерством приняты меры по возврату ответчиком денежных средств гранта в форме субсидии в размере неисполненных обязательств посредством вручения требования о его возврате не позднее 15.09.2023 (письмо министерства от 01.09.2023 № 9764-04-02-14/40 «О возврате денежных средств», которое 01.09.2023 лично получено руководителем ответчика).
На дату подачи искового заявления денежные средства гранта в форме субсидии в размере неисполненных обязательств ответчиком министерству не возвращены.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд считает их подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен перечень принципов бюджетной системы, согласно которому бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлен статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства сторон должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В случае нарушения ответчиком порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных правилами предоставления гранта и соглашением, а также недостижения ответчиком установленных соглашением результатов предоставления гранта или иных показателей, установленных соглашением, пунктом 6.4. соглашения министерству предоставлено право на расторжение соглашения в одностороннем порядке.
В соответствии с пунктом 22 Порядка предоставления из бюджетаНовосибирской области гранта в форме субсидии частным медицинским организациям - победителям конкурсного отбора для участия в пилотном проекте по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, в 2020 - 2024 годах, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2020 № 56-п, по итогам конкурсного отбора частных медицинских организаций для оказания медико-социальных услуг при реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, между министерством труда и социального развития Новосибирской области и ООО «Клиника НМТ» заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 10.03.2022 № 30-2022-000098 (далее - соглашение).
Согласно разделу I, пункта 6.2 соглашения ответчик обязан в период с 01.05.2022 по 31.10.2023 (в редакции от 22.05.2022) оказать 79 гражданам медико-социальные услуги, ежемесячно представлять в министерство отчеты о расходах и о достижении значений результата предоставления гранта (пункт 4.3.8. соглашения).
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2020 № 56-п «О реализации на территории Новосибирской области пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности» размер норматива финансовых затрат на оказание одному гражданину в возрасте 65 лет и старше медико-социального патронажа рассчитывается исходя из ежемесячного норматива финансовых затрат на один случай оказания медико-социального патронажа в размере 14386,4 рубля, умноженного на коэффициент дифференциации 1,14, соответственно стоимость медико-социального патронажа составляет 143 86,4* 1,14=16400,50 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2020 № 56-п (п.8 правил реализации на территории новосибирской области пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами российской федерации, в том числе проживающим в сельской местности, в 2020 - 2024 годах) частная медицинская организация обеспечивает посещение на дому лиц 65 лет и старше (при наличии медицинских показаний, не реже одного раза в неделю).
Согласно представленному Министерством расчету, рассчитанная сумма к возврату составляет 2 535 021,42 руб.
Суд, руководствуясь положениями статей 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления из бюджета Новосибирской области гранта в форме субсидии частным медицинским организациям - победителям конкурсного отбора для участия в пилотном проекте по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, в 2020 - 2024 годах, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2020 № 56-п, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из средств областного бюджета, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, дав оценку соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, учитывая размер неисполненных обязательств, пришел к выводу о необходимости возврата гранта в заявленном размере 2 535 021,42 рублей.
Суд находит правомерными доводы министерства о том, что средства гранта использованы не в соответствии с соглашением в размере 2 535 021 рублей 42 копеек, ввиду чего подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Клиника НМТ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу министерства труда и социального развития Новосибирской области по соглашению о предоставлении из областного бюджета новосибирской области грантов в форме субсидий в размере 2 535 021 рублей 42 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Клиника НМТ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 35 675 рублей.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А. Нахимович