ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-31507/2021 от 21.02.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск                                                               дело № А45-31507/2021

25 февраля 2022 года  

резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2022 года

в полном объёме решение изготовлено 25 февраля 2022 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ

к  Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

о признании недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, отмене акта проверки, признании недействительным предписания

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: ФИО2 по доверенности от 26.10.2021, паспорт, диплом

заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022, паспорт, диплом

установил

Акционерное общество КУДРЯШОВСКОЕ обратилось с заявлением о признании недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, отмене акта проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, признании недействительным предписания Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 03.09.2021 № АТВ-1032.

По мнению заявителя, проверка проведена с грубыми нарушениями, что выразилось в превышении срока проверки, проведении проверки, не предусмотренной планом проверок, нарушения, указанные в акте проверки, не подтверждены документально, ряд нарушений, указанных в акте проверки и предписании, в действиях акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ отсутствует.

Пункты 5, 11 предписания, как пояснил в процессе судебного разбирательства представитель заявителя, акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ не оспариваются.

Представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования против удовлетворения заявленных требований возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Спорные правоотношения в части организации и порядка проведения проверки регламентированы федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в части обязательных требований при осуществлении акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства – федеральным законом от 04.05.199 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Приказами Министерства природных ресурсов от 28.02.2018 № 74, от 07.08.2018 № 352, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, акта проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032,предписания Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений от 03.09.2021 № АТВ-1032 суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие действий административного органа, оспариваемых акта и предписания требованиям закона и нарушение этими предписанием и актом проверки прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Результаты исследования представленных в материалы дела доказательств и оценка доводов сторон свидетельствуют о наличии правовых оснований для признания пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.11, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 акта плановой выездной проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, пунктов 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 предписания об устранении выявленных нарушений от 03.09.2021 № АТВ-1032, выданных Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования акционерному обществу КУДРЯШОВСКОЕ, недействительными.

По существу спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ в 2021 году была проведена выездная плановая проверка в рамках федерального государственного экологического надзора (КНМ 5421000100398144).

Организация, проведение и оформление результатов проверки осуществлялось в соответствии с вступившим на момент начала проверки федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской федерации».

Выездная проверка проведена в отношении деятельности заявителя на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных на территории Новосибирской области, муниципальное образование Криводановский сельсовет:

№ 50-0154-001109-П площадка № 1 комплекс № 1;

№ 50-0154-002400-П площадка № 2, комплекс № 2-3;

№ 50-0154-002401-П площадка № 3, племенная ферма.

По результатам плановой выездной проверки заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Новосибирской области ФИО4 был составлен акт контрольного (надзорного) мероприятия - акт проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, выдано предписание от 03.09.2021 № АТВ-1032 об устранении выявленных нарушений.

Срок устранения нарушений, указанных в предписании, установлен 01.02.2022.

Выводы о наличии нарушений, указанных в пунктах 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.11, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 акта плановой выездной проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, пунктах 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 предписания об устранении выявленных нарушений от 03.09.2021 № АТВ-1032, основаны на отнесении заинтересованным лицом навоза свиного, образующегося в деятельности акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ к отходам, в отношении которых природоохранным законодательством установлены требования по оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, а также требования по получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В отношении указанных нарушений суд пришёл к выводу об отсутствии соответствующих обязанностей у акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ.

Судом установлено, что основным видом деятельности акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ является деятельность по разведению свиней (ОКВЭД 01.46), кроме того, общество занимается выращиванием зерновых и зернобобовых культур для собственных нужд, то есть ведёт смешанное сельское хозяйство (животноводство в сочетании с растениеводством).   

 В результате содержания свиней в едином производственном цикле акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ образуется навоз свиной, который при помощи гидросмыва поступает на станцию сепарирования и далее разделяется на твёрдую и жидкую фракции. Жидкая фракция уходит в городские очистные сооружения муниципального унитарного предприятия города Новосибирска ГОРВОДОКАНАЛ. Твёрдая фракция выдерживается на площадке для перепревания навоза (площадке торфо-навозных смесей), принадлежащей акционерному обществу КУДРЯШОВСКОЕ.

После перепревания навоза он используется в качестве органического удобрения для собственных нужд заявителя на полях акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ при ведении растениеводства для повышения урожайности и структуры почвы.

Как пояснил в процессе судебного разбирательства представитель заявителя, на предприятии сформирован законченный цикл производства работ от процессов выращивания животных до производства кормов.

В своей деятельности акционерное общество КУДРЯШОВСКОЕ руководствуется «Проектом на использование твёрдой фракции свиного навоза в качестве органического удобрения», согласованным ФГБУ «ЦАС «Новосибирский».

Кроме того, разработаны «Технический регламент использования твёрдой фракции свиного навоза в качестве органического удобрения на полях акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ» и Технические условия «Органические удобрения на основе твёрдой и жидкой фракции навоза» ТУ 20.15.80-001-56009533-2020 с учётом государственных и отраслевых стандартов, санитарно-гигиенических нормативов и правил, природоохранных требований, соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, получен сертификат соответствия требованиям экологической безопасности № РОСС ки.32000.04РЕС0.ЭКО.000117.

В письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376, которое является общедоступным вследствие размещения в справочно-правовых системах, разъяснено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помёт, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помёта и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчёту и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помёт, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо прочих, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к сфере ведения Министерства (пункты 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской 8 Федерации от 11.11.2015 № 1219).

С учётом позиции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства поскольку нормативные правовые акты предусматривают обезвреживание навоза и помёта как обязательный технологический процесс при содержании и разведении животных и птиц, обязательность обеззараживания навоза после его удаления из помещений для содержания животных указывает на то, что обеззараживание отходов не является специализированной деятельностью в области обращения с отходами и лицензированию не подлежит.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что акционерное общество КУДРЯШОВСКОЕ навоз свиной, образующийся в результате его хозяйственной деятельности, использует в качестве удобрения для собственных нужд, обществом разработаны технические условия и технологический регламент, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, обществом получен экологический сертификат соответствия, при этом реализация продукции на основе свиного навоза, используемого в качестве органического удобрения, гражданам и организациям не осуществляется, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, деятельность по обращению с отходами «навоз свиной свежий» акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ не осуществляется.

Акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ был разработан ПНООЛР для объектов НВОС № 50-0154-001109-11, НВОС № 50-0154-002400-П, № 50-0154-002401-П.

Согласно разработанному проекту ПНООЛР отходы животноводства, образующиеся на объекте, не включены в ПНООЛР.

ПНООЛР, в котором указано, что навоз не является отходом, был согласован Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

По результатам рассмотрения ПНООЛР заинтересованным лицом был издан приказ об утверждении лимитов на размещение отходов, без указания в перечне отходов свиного навоза.

Вытекающее из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требование определённости правового регулирования предполагает, что механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношении из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П).

При таких условиях выводы, изложенные в пунктах 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.11, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 акта плановой выездной проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, пунктах 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 предписания об устранении выявленных нарушений от 03.09.2021 № АТВ-1032, о неисполнении акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ обязанностей по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по составлению паспортов отходов, по ведению в установленном порядке учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, а также вывод об осуществлении акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ деятельности по обезвреживанию и утилизации навоза свиного свежего (отходов III класса опасности, код отхода ФККО 11251001333) в отсутствие лицензии на данный вид деятельности, являются необоснованными.

Остальные выводы административного органа, изложенные в акте проверки, в том числе, в отношении наличия в деятельности акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ нарушений в области обращения с отходами, а именно: отходов с решёток КНС 74/2, КНС 17, КНС 24 (мусор с защитных решёток), недостоверных данных об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствии нормативов выбросов загрязняющих веществ от КНС № 74/2, от КНС 17, от КНС 24, отсутствии в плане-графике ПЭК (программа ПЭК № 50-0154-001109-П, программа ПЭК 50-0154-002400-П, программа ПЭК 50-0154-002401-П) данных о местах и методах отбора проб, используемых методах и методиках измерений по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ, отсутствии обоснования выбора и применения расчётных методов контроля в плане-графике ПЭК, выводы о том, что результаты производственного контроля на предприятии за соблюдением нормативов выбросов на источниках выбросов за 2020 год являются недостоверными и не позволяют объективно оценить соблюдение нормативов ПДВ, отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам (код по ФККО 7 32 000 00 00 0), образуются в отсутствие разработанных и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, учёт этих отходов не организован и не ведётся, отходы образуются в отсутствие подтверждения отнесения отходов к конкретном классу опасности и паспорта отходов, на площадке № 1 комплекса № 1 фактически образуется отход мусора от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 8 12 901 01 72 4), накопление которого осуществляется возле здания свинокомплекса, указанные отходы образуются в отсутствие разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отходы накапливаются в месте, не предназначенном для накопления, отработанные ртутьсодержащие лампы марки ЛБ (отходы I класса опасности) в количестве трёх единиц без индивидуальной упаковки складированы совместно с отходами лома чёрных металлов в месте, не предназначенном для их накопления, подтверждены документально, зафиксированы фотоматериалами, со слов представителя заявителя частично устранены.

Довод заявителя о наличии грубых нарушений, допущенных административным органом при проведении проверки, в части превышения срока проведения проверки судом проверен и признан необоснованным.

В силу пункта 7 статьи 73 федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

В соответствии с пунктом 13 статьи 65 названного федерального закона срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Судом установлено, что в период проведения проверки были проведены лабораторные испытания и экспертизы, в связи с чем проверка неоднократно приостанавливалась на основании соответствующих решений Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В общей сложности период проверки составил 36 календарных дней (с 30.07.2021 по 03.09.2021), из которых 10 дней являются нерабочими, таким образом, период проверки составил 26 рабочих дней, из которых 20 рабочих дней – общий период приостановки проверки.

Таким образом, проверка была проведена Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение шести рабочих дней, что соответствует требованиям федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Довод заявителя о проведении планового контрольного (надзорного) мероприятия КНМ № 54210021000100398144, не включённого в соответствующий план проведения контрольно-надзорных мероприятий на 2021 год, судом проверен и признан подлежащим отклонению.

В 2020 году действовал федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым проверки подлежали включению в единый реестр проверок.

Плановая проверка акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ была включена в указанный реестр на июль 2021 года КНМ № 542104924467.

С 01.07.2021 вступил в силу федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с чем единый реестр проверок был заменён на единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в соответствии с которым контрольным надзорным мероприятиям присвоены другие номера.

В информации, указанной в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении плановой проверки акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ КНМ № 54210021000100398144 имеется ссылка на «номер проверки 294-ФЗ КНМ № 542104924467», что свидетельствует о том, что запланированное на июль 2021 года в едином реестре проверок контрольно-надзорное мероприятие в отношении акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ воспроизведено в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий под другим реестровым номером, то есть информация о проведении плановой выездной проверки включена в соответствующий реестр.

Кроме того, согласно сведениям официального интернет ресурса  Генеральной прокуратуры Российской Федерации плановая проверка акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ (КНМ № 54210021000100398144, ранее КНМ № 542104924467) согласована прокуратурой.

Довод заявителя о том, что в акте проверке и предписании в качестве нормативных актов, по которым допущены нарушения, указаны пункт 1 статьи 21, статья 22 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункты 1, 2, 3 статьи 22, статья 12 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утверждённый Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352, не перечисленные в приложении 1 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (пункт 10 решения о проведении проверки № РП-04/10 от 27.07.2021), не может быть принят во внимание судом.

Согласно пункту 1 перечня федеральный государственный экологический контроль (надзор) включает в себя проверку обязательных требований, содержащихся, в том числе, в статьях 21-29 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно пунктам 5-8 перечня охрана атмосферного воздуха включает в себя проверку обязательных требований, содержащихся, в том числе, в пунктах 3 и 4 статьи 12, пунктах 1, 3-5 статьи 22 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Отсутствие в перечне пункта 2 статьи 22 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не является грубым нарушением, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 91 федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», поскольку характер нарушений охватывается понятием федерального государственного экологического надзора и понятием государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха как вида государственного экологического надзора, проведение которого осуществлено в соответствии с требованиями законов, перечисленных в перечне.

Кроме того, выявив в процессе проверки нарушение конкретной нормы, административный орган не мог не указать её в акте и предписании, в целях информирования субъекта проверки о необходимости соблюдения требований данной конкретной нормы, обязательной к применению всеми субъектами спорных правоотношений в регулируемой сфере деятельности.

В отношении достоверности инвентаризации суд полагает необходимым отметить следующее.

Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352, определено, что инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.

По каждому из рассматриваемых ИЗАВ раздельно описываются режимы и временные характеристики его работы, при необходимости - расход сырья, материалов или топлива. Режим работы ИЗАВ характеризуется режимами работы относящихся к нему источников выделения (ИВ).

В ходе плановой выездной проверки был проведен анализ данных ИЗАВ, содержащихся в проекте нормативов ПДВ, с фактическим состоянием  на территории промышленной площадки № 1, комплекса № 1, объекта НВОС № 50-0154-001109-П, проведено обследование стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предмет соответствия данных инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу фактическому состоянию. В результате установлено, что инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является недостоверной, нормативы выбросов загрязняющих веществ от КНС № 74/2 не установлены, что является нарушением пункта 1 статьи 21, статьи 22 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 1, 2, 3 статьи 22, статьи 12 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352.

Довод заявителя о том, что содержание акта отбора от 24.08.2021 № В429 не позволяет достоверно установить дату его составления (содержит исправления, не заверенные всеми присутствующими при отборе пробы лицами), кроме того, в акте отсутствуют сведения о дате и времени доставки пробы для исследования, отсутствуют подписи лиц, принявших пробу к исследованию, в связи с чем акты отбора проб и протоколы испытаний являются недостоверными и подлежат исключению из материалов проверки, а выводы, сделанные на их основе, не подтверждены надлежащими доказательствами, судом отклонён, поскольку исправление, содержащееся в акте отбора от 24.08.2021 № В429, является допустимым, такое исправление признаётся достаточным, если оно заверено лицом, ответственным за отбор проб (в данном случае ФИО5, ведущим инженером ООП и ИКИЗ ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО»), о чём свидетельствует дата, его подпись и расшифровка подписи в месте исправления.

Измерения, проведённые в ходе плановой проверки, являются прямыми измерениями, в таком случае проба в лабораторию не доставляется, вследствие чего в акте отбора от 24.08.2021 № В429 отсутствует запись даты и времени доставки пробы, подписи лица, принявшего пробу, о чём также свидетельствует прочерк в графе «даты доставки пробы» в протоколе испытаний № В429. Испытания пробы атмосферного воздуха осуществлялись в соответствии с КПГУ 413322.002 РЭ Руководством по эксплуатации газоанализатора ГАНГ-4.

В отношении возможности применения расчётного метода суд полагает необходимым отметить следующее.

Пунктом 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 (далее - Требования), установлено, что в программе должны быть указаны сведения, в том числе о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) их измерений.

План-график контроля стационарных источников выбросов должен содержать указание на номер и наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номер и наименование источников выбросов загрязняющих веществ, периодичность проведения контроля, места и методы отбора проб, используемые методы и методики измерений, методы контроля (расчётные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов (пункт 9.1 Требований).

Таким образом, в программе ПЭК должны быть указаны ссылки на методики, в том числе при проведении расчётных методов контроля, однако таковые в программе ПЭК акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ не содержится.

По смыслу пункта 9.1.3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля» расчётные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

Таким образом, по общему правилу используются инструментальные методы контроля.

Использование расчётных методов должно быть обосновано при наличии обстоятельств, перечисленных в пункте 9.1.3 Приказа.

Надлежащего обоснования использования расчётных методов контроля акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ ни в программе ПЭК, ни при проведении проверки не приведено и не представлено (фактически в программе ПЭК содержится цитата из Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74).

В силу пункта 6 статьи 67 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления.

Заявляя о том, что акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ избран и применяется расчётный метод контроля, заявитель должен документально обосновать объёмы выбросов загрязняющих веществ, соответствующие установленным нормативам выбросов в атмосферный воздух, в зависимости от фактического расхода топлива, сырья и материалов, количества часов работы конкретных источников, которые необходимы для определения показателей выбросов при расчётном методе контроля. Однако соответствующих документов при проверке представлено не было. При этом указанные акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ объёмы выбросов за 2019 и 2020 годы полностью совпали с утверждёнными объёмами в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При надлежащем ведении производственного экологического контроля акционерное общество КУДРЯШОВСКОЕ должно указать в программе ПЭК по каким методикам ведётся расчёт выбросов и подтвердить обоснованность применения именно этих расчётов.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, государственный реестр включает в себя сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат.

Однако при проверке было установлено, что по указанным в ПТО УОНВОС координатам источники 6062 и 6063 на площадке объекта НВОС № 50-0154-001109-П отсутствуют фактически, в связи с чем был составлен акт о невозможности отбора проб.

Согласно пункту 1.4 информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт» в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представлены сведения о координатах источников негативного воздействия, которые территориально не совпадают с координатами объекта НВОС (погрешность указания координат превышает 100 м), или предоставлены координаты объекта НВОС, которые территориально не совпадают с адресом местонахождения объекта, такие данные следует считать непредставленными в заявке.

Таким образом, Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлена недостоверность сведений, содержащихся в программе ПЭК, что подтверждается материалами проверки.

Довод заявителя о том, что акт о невозможности отбора проб нельзя считать допустимым доказательством по делу, поскольку он не был приложен к акту проверки в момент его подписания, признан судом несостоятельным, поскольку такой акт не поименован в приложениях к акту проверки, при этом дополнительно направлен в адрес акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ.

Наличие таких отходов как «отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 32 000 00 00 0), «отход мусора от сноса и разборки зданий несортированный» (код ФККО 8 12 901 01 72 4), подтверждается фототаблицами, имеющимися в материалах проверки, актом проверки.

В протоколе осмотра № АТВ-1032/1 от 03.09.2021 зафиксированы факты наличия отходов мусора от сноса и разборки зданий здания свинокомплекса с указанием координат и конкретных объектов НВОС, на которых они расположены.

В 2020 году директором акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ был утверждён проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта НВОС № 50-0154-001109-П. Приказом от 19.08.2020 № 05-02/1000 утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно нормативам на предприятии образуется такой вид отхода как «мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности» (код ФККО 8 90 011 11 72 5).

При проведении проверки на площадке № 1, комплекса № 1 (код объекта № 50-0154-001109-П) было установлено, что на территории предприятия фактически образовывается отход «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» (код ФККО 8 12 901 01 72 4), накопление которого осуществляется возле здания свинокомплекса (с координатами 55.0725 82.6867), при этом отсутствуют документы, подтверждающие отнесение вышеназванных отходов к отходам конкретного класса опасности, что является нарушением пункта 1, пункта 2 статьи 13.4 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

По смыслу пунктов 1, 2, 3 статьи 22 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объёма или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определённых правилами эксплуатации установок очистки газа. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчётными методами. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждён Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352 (далее - Порядок проведения инвентаризации).

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.

По каждому из рассматриваемых ИЗАВ раздельно описываются режимы и временные характеристики его работы, при необходимости - расход сырья, материалов или топлива. Режим работы ИЗАВ характеризуется режимами работы относящихся к нему источников выделения (ИВ).

В ходе плановой выездной проверки должностными лицами Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования был проведён анализ данных ИЗАВ, содержащихся в проекте нормативов ПДВ, с фактическим состоянием на территории промышленной площадки № 2, комплекса № 2-3, объекта НВОС № 50-0154-002400-П, проведено обследование стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предмет соответствия данных инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу фактическому состоянию, установлено, что инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является недостоверной, нормативы выброса загрязняющих веществ от КНС № 17 не установлены, что является нарушением пункта 1 статьи 21, статьи 22 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 1, 2, 3 статьи 22, статьи 12 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352.

Довод заявителя о том, что содержание акта отбора от 24.08.2021 № В430 не позволяет достоверно установить дату его составления (содержит исправления, не заверенные всеми присутствующими при отборе пробы лицами), кроме того, в акте отсутствуют сведения о дате и времени доставки пробы для исследования, отсутствуют подписи лиц, принявших пробу к исследованию, в связи с чем акт отбора проб и протоколы испытаний являются недостоверными и подлежащими исключению из материалов проверки, а выводы, сделанные на их основе - не подтверждёнными надлежащими доказательствами, признан судом необоснованным, поскольку исправление, имеющееся в акте отбора от 24.08.2021 № В430, является допустимым, такое исправление признано достаточным, поскольку заверено лицом, ответственным за отбор проб (ФИО5, ведущим инженером ООП и ИКИЗ ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО»), о чём свидетельствует дата, его подпись и расшифровка подписи в месте исправления.

Измерения, проведённые в ходе плановой проверки, являются прямыми измерениями, в таком случае проба в лабораторию не доставляется, вследствие чего в акте отбора от 24.08.2021 № В430 отсутствует запись даты и времени доставки пробы, подпись лица, принявшего пробу, о чём также свидетельствует прочерк в графе «дата доставки пробы» в протоколе испытаний № В430. Испытания пробы атмосферного воздуха осуществлялись в соответствии с КПГУ 413322.002 РЭ Руководством по эксплуатации газоанализатора ГАНГ-4.

В ходе проверки была проанализирована представленная Программа производственного экологического контроля акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ (программа ПЭК № 50-0154-002400-П), разработанная для объекта НВОС № 50-0154-002400-П.

В состав действующей программы ПЭК (раздел 9.1) входит план-график контроля стационарных источников (далее - план-график ПЭК), в котором указаны наименования ИЗА, номера источников выбросов, наименования контролируемых загрязняющих веществ, периодичность проведения контроля, а также методы контроля (расчётный/инструментальный).

В силу пункта 9.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать: план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчётные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

Следовательно, сведения в программе производственного экологического контроля о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений являются обязательным требованием.

В представленном плане-графике ПЭК, входящем в состав действующей программы ПЭК № 50-0154-002400-П акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ, отсутствуют данные о местах и методах отбора проб, используемых методах и методиках измерений по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ.

Довод заявителя о том, что расчёт проведен на ПК «ЭРА» v2.5 фирмы НПП «Логос-Плюс» в соответствии с положениями документа «Методы расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» (МРР-2017), расчёт выполнен обществом КАСКАД, судом отклонён, поскольку данный метод применялся для результатов расчётов рассеивания загрязняющих веществ на границе предприятия и не относится непосредственно к осуществлению производственного экологического контроля на стационарных источниках выбросов акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ.

Проверкой установлено, что в план-график ПЭК, входящий в состав действующей программы ПЭК № 50-0154-002400-П, включены источники, выброс от которых по результатам рассеивания превышает 0, 1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия - источники 0101, 0102, 0103, 0104, 6109, 6113, 6114, 6114, контроль на данных источниках согласно программе ПЭК № 50-0154-002400-П осуществляется расчётным методом.

При этом отсутствует обоснование выбора и применения расчётных методов контроля, что является нарушением требований пункта 9.1.3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», пункта 4 статьи 67 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 17 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

При этом в качестве обоснования применения расчётного метода в программе фактически приведена цитата пункта 9.1.3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», а данные в расчётах об объёме выбросов от источников полностью совпали со сведениями, установленными в нормативах, при этом в представленных расчётах приведены сведения о выбросе загрязняющих веществ за 2020 год от источников 6116, 6117, которые фактически отсутствуют на площадке объекта НВОС № 50-0154-002400-П.

При таких условиях полученные результаты производственного контроля на предприятии за соблюдением нормативов выбросов на источниках выбросов за 2020 год обоснованно признаны административным органом недостоверными и не позволяющими объективно оценить соблюдение акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ нормативов ПДВ, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 25, пункта 1 статьи 30 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 6 статьи 67 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При проверке в ходе осмотра на территории объекта НВОС № 50-0154-002400-П также было установлено наличие уличных туалетов с выгребом. В процессе эксплуатации уличного туалета образуются отходы, относящиеся к группе отходов - отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам (код по ФККО 7 32 000 00 00 0).

Указанные отходы образуются в отсутствие разработанных и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением пункта 2 статьи 18 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Учёт отходов, относящихся к группе отходов - отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам (код по ФККО 7 32 ООО 00 00 0) в акционерном обществе КУДРЯШОВСКОЕ на объекте НВОС № 50-0154-002400-П не организован и не ведётся, что является нарушением пункта 1 статьи 19 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Указанные отходы не отнесены к конкретному классу опасности, паспорта отходов не оформлены, что является нарушением пункта 3 статьи 14 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Довод заявителя о том, что осмотр произведён с нарушением, результаты осмотра являются недостоверными и ненадлежащими, протокол осмотра не позволяет установить точное место обнаружения отходов, дату проведения осмотра, дату обнаружения отходов, что является существенным обстоятельством, подлежащим установлению при проведении проверки, судом отклонён, поскольку из фототаблиц, имеющихся в материалах проверки, с очевидностью следует наличие на территории акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ уличных туалетов, что предполагает возникновение соответствующего вида отходов.

В ходе плановой выездной проверки был также проведён анализ данных ИЗАВ, содержащихся в проекте нормативов ПДВ, с фактическим состоянием на территории промышленной площадки № 3, комплекса № 4, объекта НВОС № 50-0154-002401-П, проведено обследование стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предмет соответствия данных инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу фактическому состоянию, в результате чего установлено, что инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является недостоверной, нормативы выброса загрязняющих веществ от КНС № 24 и от дезинфицирующего барьера  на  КПП  не установлены, что является нарушением пункта 1 статьи 21, статьи 22 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 1, 2, 3 статьи 22, статьи 12 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352.

Программа производственного экологического контроля ПЭК № 50-0154-002401-П, разработанная для объекта НВОС № 50-0154-002401-П, содержит нарушения, аналогичные объекту НВОС № 50-0154-002400-П.

Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте НВОС № 50-0154-002401-П за 2020 год, представленный в Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, является недостоверным, поскольку не содержит полную и достоверную информацию с учётом описанного в пункте 3.1.5 акта проверки нарушения, что также является нарушением пунктов 6, 7, 8 статьи 67 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 30 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Проверкой установлено, что на объекте НВОС № 50-0154-002401-П производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по источникам 0260, 0261 в 2020 году инструментальным методом не осуществлялся, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 25, пункта 1 статьи 30 федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 6 статьи 67 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы сторон, применив положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд пришёл к выводу об отсутствии при проведении проверки грубых нарушений со стороны Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и наличии правовых оснований для признания недействительными пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.11, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 акта плановой выездной проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, пунктов 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 предписания об устранении выявленных нарушений от 03.09.2021 № АТВ-1032, касающихся выводов административного органа о нарушении акционерным обществом КУДРЯШОВСКОЕ требований действующего законодательства в сфере обращения с отходом «навоз свиной свежий», признанного не отходом, а продуктом, используемым заявителем в едином производственном цикле.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.11, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 акта плановой выездной проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, пункты 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 предписания об устранении выявленных нарушений от 03.09.2021 № АТВ-1032, выданных Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования акционерному обществу КУДРЯШОВСКОЕ, недействительными.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с  Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу акционерного общества КУДРЯШОВСКОЕ 3 000 рублей расходов по государственной пошлине по заявлению.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу по заявлению взыскателя.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети интернет не позднее следующего дня после дня его принятия.

судья                                                                                                        В.А. Полякова