АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-3159/2020
24 марта 2020 года
резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2020 года
решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2020 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Булаховой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Михиной Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новобачатский-НК» (ИНН <***>) к Южно-Сибирскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.12.2019, паспорт, диплом
заинтересованного лица – не явился, уведомлено
установил: общество с ограниченной ответственностью «Новобачатский-НК» (далее – (заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления № Н-01-в от 29.01.2020 о назначении административного наказания.
Требования общества мотивированы отсутствием в его бездействии состава вмененного правонарушения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо в отзыве указало на законность и обоснованность постановления, просило отказать в удовлетворении заявления.
Заинтересованное лицо заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
При отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил подготовку дела к судебному разбирательства и перешёл к рассмотрению дела по существу заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Общество имеет лицензию КЕМ 02069 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча каменного угля на участке Новобачатский - 2. Дата регистрации лицензии 30.03.2018, срок окончания 01.05.2028. Право пользования участком недр предоставлено недропользователю в порядке перехода от ООО «Новобачатский-2» и переоформления лицензии КЕМ 01863 ТЭ в соответствии со статьей 17.1 Закона РФ «О недрах» в связи с передачей права пользования от ООО «Новобачатский-2», являющимся основным обществом, юридическому лицу ООО «Новобачатский НК», являющимся его дочерним обществом.
В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой было установлено, что обществом допущено пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных подпунктом у пункта 4.1. условий пользования недрами к лицензией на право пользования недрами КЕМ 02069 ТЭ, а именно: не обеспечен выход на проектную мощность с производительностью не менее 300 тысяч тонн угля в год не позднее 01.04.2010. Проверкой также установлено, что АО НПЦ «Эталон» в 2018 году для общества разработан технический проект «Технический проект разработки Краснобродского каменноугольного месторождения. Отработка запасов каменного угля открытым способом участка недр «Новобачатский-2» ООО «Новобачатский-НК». Согласно тому 1 книги 1 вышеуказанного проекта разработка месторождения рассматривается в 2 этапа. 1 этап: отработка 81 тыс. тонн балансовых запасов в период 2019 года. Период разработки на 2 этапе: 2020-2031 годы. Сведений об отработке участка недр и о выходе на проектную мощность с производительностью не менее 300 тысяч тонн угля в год обществом не представлено.
Усмотрев в действиях (бездействии) общества нарушение части 3 статьи 11, пунктов 2, 10 части 2 статьи 22, статьи 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», природоохранной прокуратурой 14.01.2020 принято постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление от 14.01.2020 было направлено для рассмотрения в управление.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, должностным лицом управления принято постановление о назначении административного наказания № Н-01-в от 29.01.2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственностью за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Изучив и проверив представленные доказательства, доводы заявления и отзыва на него, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере пользования недрами. Объективная сторона административного правонарушения состоит в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем условий лицензии.
На основании пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Исходя из буквального толкования части 2 статьи 7.3. КоАП РФ следует, что объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Указанные нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий предоставленной лицензии, по мнению административного органа, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Вместе с тем, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.
Как установлено судом, общество с ограниченной ответственностью «Новобачатский-НК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) образовано 23.03.2016,о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации. Общество учреждено единственным учредителем (обществом с ограниченной ответственностью «Новобачатский-2» - 100 % доли в уставном капитале) и не является чьим-либо правопреемником.
Приказом Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу от 19.03.2018 № 104 лицензия КЕМ 01863 ТЭ на пользование недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Новобачатский-2 Краснобродского каменноугольного месторождения была переоформлена в порядке, предусмотренном абзацем 7 статьи 17.1 Закона о недрах - передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом. 30.03.2018 обществу выдана лицензия КЕМ 02069 ТЭ.
С момента получения лицензии и до настоящего времени обществом не осуществляется пользование недрами, а оформляется документация, необходимая для недропользования.
В конце 2019 года было завершено оформление прав на земельные участки, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.08.2018 с протоколом разногласий (с учетом решения Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2019, постановления 7ААС от 15.07.2019, постановления АС ЗСО от 25.09.2019 по делу А27-26567/2018), договором аренды земельного участка от 28.10.2019 (с учетом решения Арбитражного суда Кемеровской области от 20.06.2019, постановления 7ААС от 11.09.2019, постановления АС ЗСО от 18.12.2019 по делу № А27-29067/2018).
С марта 2018 года по настоящее время в связи с оформлением необходимых документов, общество не осуществляло, не могло осуществлять и не осуществляет пользование недрами, что подтверждается, в частности, отсутствием необходимого штата (среднесписочная численность 1 человек), отсутствием выручки. Налоговая отчетность по НДПИ в 2018-2019 годах не формировалась и не сдавалась в связи с отсутствием налоговой базы (нет деятельности по добыче полезных ископаемых), по месту нахождения карьера (Кемеровская область) не создавались рабочие места и отсутствует обособленное подразделение.
Понятие пользования подразумевает проведение каких-либо работ на указанном месторождении связанных с добычей полезных ископаемых, включая подготовительные работы на местности.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что общество не осуществляло фактическое пользование недрами; сам по себе факт того, что общество не приступило к пользованию указанным месторождением в установленный срок, в результате чего не осуществило добычу полезных ископаемых в установленные лицензионным соглашением сроки и в запланированных объемах, не свидетельствует о пользовании обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Учитывая, что общество не осуществляло фактическое пользование недрами, а также, что общество не приступило к пользованию месторождением в срок, в результате чего не осуществило добычу полезных ископаемых в установленные лицензионным соглашением сроки и в запланированных объемах, не свидетельствует о пользовании обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Вопреки позиции управления, само по себе бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, обществу как обладателю лицензии от 30.03.2018 вменено неисполнение установленной подпунктом е пункта 4.1 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 02069 ТЭ обязанности по обеспечению не позднее 1 апреля 2010 года выхода на проектную мощность с производительностью не менее 300 тыс. тонн угля в год.
Суд пришел к выводу, что материалы административного дела не содержат достаточных доказательств, однозначно подтверждающих, что общество осуществляло пользование спорным участком недр в 2018, 2019 годах, последнее факт осуществления такой деятельности отрицает.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ признак непосредственного пользования обладателем лицензии недрами является квалифицирующим, соответственно, должен быть достоверно установлен административным органом в оспариваемом постановлении на момент привлечения к административной ответственности. В противном случае лицо привлекается к административной ответственности в отсутствие предусмотренных законом оснований, что недопустимо в силу требований части 1 статьи 1.6 КоАП РФ.
Таким образом, административный орган в постановлении Н-01-в от 29.01.2020 не подтвердил наличие в действиях (бездействии) общества квалифицирующего признака состава вменяемого административного правонарушения. Возможность восполнения указанного недостатка на стадии судебного обжалования постановления отсутствует.
Вменяемое заявителю административное правонарушение с указанием фактического осуществления заявителем деятельности по недропользованию в оспариваемом постановлении должным образом административным органом не описано. При описании объективной стороны вменяемого обществу правонарушения заинтересованное лицо ограничилось исключительно фактом невыполнения последним условий лицензии.
В силу положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения, а равно их недоказанность является обстоятельством, исключающим производство по административному делу. В этой связи арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № Н-01-в от 29.01.2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новобачатский-НК» (ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, находящийся в городе Томске путём подачи апелляционных жалоб через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Е.И. Булахова |