ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-31984/19 от 18.11.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-31984/2019

25 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Петровой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сухининой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ»

к департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска

о признании решения от 08.08.2019 №30/10/04148 недействительным,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 12.09.2019, паспорт,

заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 16.11.2018, удостоверение,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ» (далее по тексту – заявитель, ООО «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее по тексту – заинтересованное лицо, департамент) о признании решения от 08.08.2019 №30/10/04148 незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.

Требования заявителя мотивированы тем, что решением от 08.08.2019 №30/10/04148 заявителю отказано в выдаче разрешения о размещении сооружения связи на землях населенных пунктов. В качестве основания отказа департаментом указано на то, что разрешение на использование земель выдается при наличии согласованного рабочего проекта трассы данных сооружений связи, выполненного с учетом действующих нормативных требований. Однако, как считает заявитель, заявление составлено в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 3 статьи 39.33, пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута в установленных Земельным кодексом Российской Федерации случаях, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 19.02.2019 № 607, к заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо в судебном заседании, представленном отзыве и дополнениях к нему, возражало против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что при обращении заявителем не были приложены документы, позволяющие установить природу заявленного к размещению объекта, его основные характеристики и размеры, что сделало невозможным определить необходимость получения разрешения на строительство указанного объекта, а также саму процедуру использования земельного участка. Кроме того, из представленных документов невозможно установить глубину размещения заявленного к установке объекта.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения. При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием. В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Как следует из материалов дела, 23.07.2019 ООО «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ» обратилось к департаменту с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка в целях размещения сборно-разборного сооружения связи, не требующего разрешения на строительство.

Письмом от 08.08.2019 № 30/10/04148 департамент сообщил, что разрешение на использование земель для размещения сооружений связи выдается в соответствии с Законом Новосибирской области от 14.12.2015 №20-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области», которым установлено, что разрешение на строительство не требуется только для строительства или реконструкции линий связи, линейно-кабельных сооружений связи. В случае если заявленное сооружение связи является элементом такого сооружения, разрешение на использование земель выдается при наличии согласованного рабочего проекта трассы данных сооружений связи, выполненного с учетом действующих нормативных требований.

Полагая решение департамента от 08.08.2019 №30/10/04148 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации № 1300 линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 №20-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области» получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется в случаях строительства или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи.

Из приведенных правовых норм следует, что размещение сооружений связи на территории Новосибирской области на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Кроме того, Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена случаем, когда выдача разрешения на строительство не требуется, а именно пунктом 4.5 следующего содержания: «4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи».

Постановлением мэрии города Новосибирска от 19.02.2019 № 607 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута в установленных Земельным кодексом Российской Федерации случаях (далее по тексту – Административный регламент).

Согласно пункту 1.3 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в получении разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Новосибирска, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется мэрией. Процедура предоставления муниципальной услуги от имени мэрии осуществляется департаментом строительства и архитектуры мэрии. Организацию предоставления муниципальной услуги в департаменте осуществляет отдел инженерной и транспортной инфраструктуры Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии.

Результатом предоставления муниципальной услуги является:

принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - разрешение);

принятие решения об отказе в выдаче разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 административного регламента.

В решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа (пункт 2.3 Административного регламента).

В силу пунктов 2.12, 2.13 Административного регламента снования для отказа в приеме документов и для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют.

В пункте 2.14 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта:

заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 административного регламента;

в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;

земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Согласно пункту 2.7 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) представляет следующие документы:

1) заявление по образцу согласно приложению 1 к административному регламенту с обязательным указанием:

фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства заявителя, реквизитов документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае если заявителем является физическое лицо);

наименования юридического лица, места нахождения, организационно-правовой формы, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (в случае если заявителем является юридическое лицо);

фамилии, имени, отчества (при наличии) представителя заявителя, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия (в случае если с заявлением обратился представитель заявителя);

почтового адреса, адреса электронной почты, номера телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

предполагаемых целей использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;

кадастрового номера земельного участка (в случае если планируется использование всего земельного участка или его части);

срока использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации).

2) копию документа, удостоверяющего личность заявителя.

3) копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (в случае если с заявлением обращается представитель заявителя).

4) схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).

5) документы, подтверждающие получение согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.

К своему заявлению от 23.07.2019 ООО «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ» приложило следующие документы:

- схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане,

- копию паспорта представителя заявителя,

- копию доверенности на представителя заявителя,

- копию выписки из ЕГРЮЛ,

- согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.

Согласованный рабочий проект трассы сооружений связи, выполненный с учетом действующих нормативных требований, не предусмотрен в перечне необходимых документов для получения услуги, установленном в пункте 2.7 Административного регламента.

Иных оснований для отказа заявителю в выдаче разрешения оспариваемое решение не содержит. Учитывая изложенное, у департамента отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.

Довод заинтересованного лица о том, что письмо от 08.08.2019 №30/10/04148 не содержит отказа в предоставлении муниципальной услуги судом отклоняется, поскольку срок предоставления муниципальной услуги - не более 25 дней со дня регистрации заявления о выдаче разрешения (пункт 2.4 Административного регламента), результатом предоставления услуги является либо принятие решения о выдаче разрешения, либо принятие решения об отказе в выдаче разрешения (пункт 2.3 Административного регламента), основания для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют (пункт 2.13 Административного регламента). С учетом отсутствия оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги, отсутствия решения о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, письмо от 08.08.2019 №30/10/04148 следует расценивать как отказ в принятии соответствующего решения.

Кроме того, довод заинтересованного лица относительно расположения в границах испрашиваемых земель инженерных коммуникаций, установленных Местными нормативами градостроительного проектирования города Новосибирска, утверждёнными решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 96, и невозможности установления глубины размещения заявленного к установке объекта судом отклоняется как необоснованный.

Согласно статье 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

Требования к проектированию зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно части 5 статьи 3 настоящего закона дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Требования к охранным зонам инженерных сетей устанавливаются таблицей 12.5 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.

Согласно пунктам 1, 2 таблицы 12.5 СП 42.13330.2016 расстояние по горизонтали, в м, в свету от водопровода и напорной канализации составляет до фундамента опор связи составляет 3 м,расстояние по горизонтали, в м, в свету от канализации составляет до фундамента опор связи составляет 1,5 м.

Как следует из материалов дела, мобильная антенная опора высотой 42 метра, для размещения оборудования базовой станции сотовой связи ПАО МТС БС54-01424 по адресу: <...> не имеет фундамента, не имеет прочной связи с землей, установлена на бетонные плиты, не имеет подземной части, а, значит, требования СП 42.13330.2016 на данную опору не распространяются. Данная опора не является объектом капитального строительства согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и требования градостроительных регламентов на нее не распространятся.

Принимая настоящее решение, суд также отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - классификатор) утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее по тексту - Приказ).

Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

Федеральным законом иные правила по сравнению с Примечанием 2 к данному Приказу не установлены, что означает допустимость размещения антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 № Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Исходя из содержания примечания 2 к Приказу и указанных разъяснений Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо и не требует дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение департамента, изложенное в письме от 08.08.2019 №30/10/04148, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ»: оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, на заинтересованное лицо следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений прав заявителя.

В связи с удовлетворением заявленного требования судебные расходы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска об отказе в выдаче разрешения на использование земель, изложенное в письме от 08.08.2019 №30/10/04148.

Обязать департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ».

Взыскать с департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска в пользу общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Петрова