АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-32002/2023
Решение в виде резолютивной части, в порядке статьи 229 АПК РФ, принято 9 января 2024 года.
Мотивированное решение изготовлено после поступления соответствующего ходатайства 18 января 2024 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества "Национальная специализированная финансовая компания", г. Новосибирск (ОГРН: 1235400017423, ИНН: 5402077860) к Центральному банку Российской Федерации г. Москва (в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Новосибирск) (ОГРН: 1037700013020, ИНН: 7702235133) о признании недействительным и отмене постановления № ТУ-50-ЮЛ-23-7089/3120-1 от 12.10.2023, без вызова представителей сторон,
установил:
акционерное общество "Национальная специализированная финансовая компания" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному банку Российской Федерации г. Москва (в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации) о признании недействительным и отмене постановления № ТУ-50-ЮЛ-23-7089/3120-1 от 12.10.2023.
Заявленные требования мотивированы следующим.
Действия Общества под признаки административного правонарушения не попадают и не образуют состава административного правонарушения, поскольку отсутствует вина Общества.
Общество само приняло меры для выполнения обязанности до выявления нарушения Банком России, а также само сообщило о нарушении. Само нарушение возникло по вине сотрудника Общества, ответственного за направления отчётности, который неправильно рассчитал сроки предоставления информации в Банка России, а не из-за ненадлежащей работы Общества. С указанным лицом проведен инструктаж о порядке расчёта сроков сдачи отчётности. Соответственно, Обществом приняты меры для недопущения нарушений в будущем. Просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Административный орган представил копии материалов административного дела, в удовлетворении требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, судом установлено следующее.
Центральный банк Российской Федерации г. Москва (в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации) установил в действиях Общества нарушение требований подпунктов 7.12 и 7.13 пункта 7 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У.
31.08.2023 административным органом составлен протокол № ТУ-50-ЮЛ-23-7089/1020-1 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протокол от 31.08.2023 № ТУ-50-ЮЛ-23-7089/1020-1 об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении № ТУ-50-ЮЛ-23-7089, возбужденного в отношении акционерного общества «Национальная Специализированная Финансовая Компания», по части 1 статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем начальника Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Жаботинским С.В. 12.10.2023 вынесено постановление № ТУ-50-ЮЛ-23-7089/3120-1 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении, которым акционерное общество «Национальная Специализированная Финансовая Компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить акционерному обществу «Национальная Специализированная Финансовая Компания» наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ, являются, в том числе, специализированные депозитарии.
Объектом правовой охраны в рассматриваемой ситуации выступают общественные отношения в сфере порядка управления, в частности, в сфере получения Банком России информации для осуществления возложенных на него функций и полномочий, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления Банком России его законной деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения - нарушение срока представления отчетности по форме 0420873 и 0420874 в Банк России (до 31.07.2023 включительно).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (далее - НФО) в соответствии с федеральными законами.
Статьей 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ, НФО признаны лица, осуществляющие, в том числе, деятельность специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда может быть только депозитарий, являющийся акционерным обществом или обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющий лицензию специализированного депозитария.
Акционерное общество «Национальная Специализированная Финансовая Компания» имеет лицензию на осуществление деятельности в качестве специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов от 21.04.2022 № 22-000-0-00125.
Общество имеет следующие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг:
- лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности от 16.01.2023 № 050-14171-100000;
- лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами от 16.01.2023 № 050-14172-001000;
- лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности от 03.09.2021 № 050-14101- 000100.
Основным видом деятельности Общества является «предоставление услуг по хранению ценностей, депозитарная деятельность» (вид деятельности по коду ОКВЭД 66.19.5), что подтверждается данными единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, Общество является субъектом, поднадзорным Банку России.
Согласно статье 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности НФО, направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.
На основании статьи 76.6 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
Указание Банка России от 27.09.2022 № 6270-У «Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления отчетности специализированного депозитария» (далее - Указание Банка России от 27.09.2022 № 6270-У) на основании статьи 76.6 Закона № 86-ФЗ устанавливает:
- объем, формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности специализированного депозитария, осуществляющего учет и хранение имущества, составляющего ипотечное покрытие, а также контроль за распоряжением указанным имуществом;
- формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария с негосударственным пенсионным фондом;
- формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, управляющим компаниям, указанным в подпунктах 4.1 - 4.3 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
- формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих;
- формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности специализированного депозитария, заключившего со страховщиком договор об оказании услуг специализированного депозитария;
- объем, формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности специализированного депозитария, осуществляющего учет и хранение имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, а также осуществляющего контроль за деятельностью акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда;
- форму и срок представления в управляющую компанию, осуществляющую доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, отчетности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария указанным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, управляющей компании;
- форму, срок и порядок представления страховщику отчетности специализированного депозитария, заключившего договор со страховщиком об оказании услуг специализированного депозитария.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Объема, сроков и порядка представления отчетности специализированного депозитария (далее - Объем, сроки и порядок), установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, отчетность специализированного депозитария представляется в Банк России специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Отчетность специализированного депозитария представляется в Банк России в форме электронного документа в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями, определенным на основании частей 1 и 8 статьи 76.9 Закона № 86-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, отчетность специализированного депозитария составляется и представляется в Банк России в виде показателей отчетности специализированного депозитария в разрезе групп аналитических признаков (графа 3 части I приложения 1 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У), объединяющих аналитические признаки, содержащие детализированную информацию по показателю.
При представлении отчетности специализированный депозитарий должен использовать перечень аналитических признаков, объединенных в группы аналитических признаков, приведенный в части II приложения 1 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, и перечень значений показателей для формирования отчетности, приведенный в части III приложения 1 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У.
При представлении отчетности специализированный депозитарий должен для каждого показателя, каждого перечня значений показателя, каждой группы аналитических признаков и каждого аналитического признака указывать отдельный код (графа 4 частей I - IV приложения 1 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У), позволяющий однозначно выделить один показатель, одно значение показателя, одну группу аналитических признаков, один аналитический признак из других показателей, значений показателей, групп аналитических признаков, аналитических признаков.
В соответствии с пунктом 5 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, отчетность специализированного депозитария, для которой установлен одинаковый срок представления в Банк России, формируется перед отправкой в один файл, за исключением отчетности по формам 0420872 «Справка о стоимости чистых активов, в том числе стоимости активов (имущества), акционерного инвестиционного фонда (паевого инвестиционного фонда)» (далее - отчетность по форме 0420872), 0420863 «Отчет об ипотечном покрытии» (далее - отчетность по форме 0420863) и раздела 4 отчетности по форме 0420861 «Общие сведения о специализированном депозитарии» (далее - отчетность по форме 0420861), в соответствии с техническими требованиями, размещенными на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.3 Указания Банка России от 05.10.2021 № 5969-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета», и однократно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Отчетность по форме 0420872, отчетность по форме 0420863 и раздел 4 отчетности по форме 0420861 представляются в Банк России в форме отдельных электронных документов.
В каждый файл отчетности специализированного депозитария включается сопроводительная информация, составленная в соответствии с частью IV приложения 1 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У.
В соответствии с пунктом 6 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, отчетность специализированного депозитария представляется специализированным депозитарием по состоянию на день (включительно) и за период, указанные в приложении 1 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У (далее соответственно - отчетная дата, отчетный период).
В соответствии с подпунктом 7.12 пункта 7 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, отчетность по форме 0420873 «Отчет о деятельности по ведению реестра владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда» (далее - отчетность по форме 0420873) представляется в Банк России за первый, второй и третий квартал в течение 30 календарных дней после дня окончания отчетного периода.
В соответствии с подпунктом 7.13 пункта 7 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, отчетность по форме 0420874 «Сведения о договорах и контрагентах специализированного депозитария, контрагентах и имуществе клиентов специализированного депозитария» (далее - отчетность по форме 0420874) вместе с отчетностью по форме 0420873 представляется в Банк России за первый, второй и третий квартал в течение 30 календарных дней после дня окончания отчетного периода.
В соответствии с пунктом 11 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, в случае если последний день срока представления отчетности специализированного депозитария приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым в соответствии со статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации, окончание срока представления отчетности специализированного депозитария переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 2.11 Правил формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России, отчетность представляется в Банк России полным отчетом XBRL, содержащим в себе данные по показателям всех форм, которые входят в состав точки входа таксономии XBRL Банка России, на основе которой он сформирован.
Как установлено судом, Отчетность по форме 0420873 и 0420874 представлена Обществом в Банк России в виде электронного документа с электронной подписью 02.08.2023 в 13:13, вх. Банка России от 02.08.2023 № 1700100100707832, то есть с нарушением срока представления отчетности на два дня, что подтверждается скриншотами Приложения «Отчетность некредитных финансовых организаций» Платформы поддержки основной деятельности и программного обеспечения «ПО InterstageXwand».
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при 10 А45-13460/2023 рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
В пункте 16.1 Постановления № 10, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
Доказательств того, что общество в полном объеме выполнило или приняло все возможные меры по соблюдению требований подпунктов 7.12 и 7.13 пункта 7 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 № 6270-У, не имеется.
Доказательств отсутствия у общества возможности обеспечить соблюдение положений законодательства Российской Федерации в сфере порядка, объема и сроков представления отчетности специализированного депозитария не представлено.
Общество, имея возможность соблюсти вышеуказанные нормативные требования, не предприняло надлежащих мер, направленных на их выполнение, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока.
Квалификация правонарушения соответствует нормам части 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановление № 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом в соответствии с пунктом 18.1. Постановления № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд соглашается, с доводами заинтересованного лица, изложенными в оспариваемом постановлении о том, что совершенное обществом административное правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности является малозначительным.
Устное замечание как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения является достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП.
Объявление устного замечания направлено на то, чтобы проинформировать нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.
На основани и изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 207 АПК РФ заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь частью 5 статьи 170, статьей 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что мотивированное решение суда по рассмотренному делу составляется в случае поступления в арбитражный суд от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения арбитражного суда, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.А. Нахимович