АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
28 октября 2019 года Дело № А45-32642/2019
Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области", г. Новосибирск
к Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенный в уведомлении от 26.07.2019 №11/1/11.1-04-02780
при участии представителей сторон:
заявителя – ФИО1, доверенность от 01.02.2019 № 24, паспорт
заинтересованного лица – ФИО2, доверенность № 01/40/06064 от 07.11.2018, удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" (далее по тексту - заявитель, учреждение, ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, мэрия) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенного в уведомлении от 26.07.2019 №11/1/11.1-04-02780.
Заявленные требования мотивированы тем, что отсутствие документов не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку противоречит общим правилам процедуры принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, лишает заявителя возможности ввести спорный объект в эксплуатацию, зарегистрировать его в установленном законом порядке и использовать для осуществления своей деятельности.
Представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в заявлении.
Представитель мэрии города Новосибирска, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Как указывает заявитель и следует из материалов дела, в мае 1993 года было начато строительство гаража на 20 автомобилей по адресу <...> (стр.) для работы структуры ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области».. Ввод объекта в эксплуатацию предусматривался в III-м квартале 1996г.
В соответствии с распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области от 29,11.2001 № 1454-р «О передаче на баланс объекта незавершенного строительства» объект незавершенного строительства - Гараж - стоянка на 20 служебных автомобилей (по адресу <...> (стр.) был передан с баланса Управления строительства и архитектуры администрации Новосибирской области на баланс Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области .
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области от 01.11.2005 № 1227-ОВ Гараж - стоянка на 20 служебных автомобилей был передан и закреплен на праве оперативного управления за Заявителем. Земельный участок, кадастровый номер 54:35:061351:27, по адресу <...> закреплен за ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» на праве постоянного (бессрочного) пользования (Свидетельство о государственной регистрации права от 12.03.2010 серия 54 АГ номер 907822).
В 2015 году на основании Приказа департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области от 01.11.2005 № 1227-ОВ, Приказа департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области от 06.07.2015 № 1476, акта приема-передачи имущества от 01.11.2005 г. было получено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства по адресу: <...> (стр.)) за ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» со степенью готовности 99% (свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.2015 № 54-54/001-54/001/549/2015-305/1).
16.07.2019 года ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» обратилось в Управление архитектурно-строительной инспекции Мэрии города Новосибирска с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта: Гараж - стоянка на 20 служебных автомобилей в эксплуатацию по завершению строительства (реконструкции), находящегося на земельном участке по адресу: <...> (стр.).
К заявлению прилагались следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый номер 54:35:061351:108: Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 12.03.2010, серия 54 АГ номер 907822; Градостроительный план земельного участка от 05.03.2019 ; Разрешение на строительство от 25.01.1994 № 9; Распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области от 29.11.2001 № 1454-р; Приказ Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области; Выписка из реестра государственной собственности Новосибирской области от 09.07.2015 № 5161-08/38; Письмо мэрии города Новосибирска от 16.02.2015 № 11/1/00358; Кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства от 11.06.2015; Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления объекта незавершенного строительства от 05.08.2015 г.; Приказ департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области от 06.07.2015 № 1476.
В заявлении также содержалась информация, что объект в настоящее время эксплуатируется, однако, ввиду отсутствия организации, производившей строительно-монтажные работы по данному объекту в 1994 году, какие-либо другие дополнительные документы предоставить не возможно.
ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» уведомлением от 26.07.2019 №11/1/11.1-04-02780 было отказано мэрией в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием документов, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса , невозможностью провести оценку соответствия построенного объекта капитального строительства проектной документации, требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Заявитель, считая отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию , изложенный в уведомлении от 26.07.2019 №11/1/11.1-04-02780 незаконным и нарушающим права в предпринимательской иной экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
На основании ст. 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 Кодекса).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Кодекса).
Частью 6 статьи 55 Кодекса в числе оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию названо отсутствие документов, перечисленных в части 3 статьи 55 Кодекса.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 9 части 3 статьи 55 Кодекса).
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 Кодекса).
Выдачу от имени мэрии города Новосибирска разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляет с 2006 года, управление архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска (далее - управление АСИ мэрии ), что определено пунктом 2.2 Положения об управлении архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 05.09.2017 №4147.
Порядок, основания выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию предусмотрены ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные требования к перечню документов, а также основания для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию определены в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, утвержденном постановлением мэрии города Новосибирска от 26.12.2018 № 4667 (далее -административный регламент).
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в том числе и разрешение на строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Кодекса, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также установленным законодательством ограничениям.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.
С учетом положений ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и представленных документов УАСИ мэрии отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании отсутствия документов, предусмотренных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно:
1) разрешение на строительство;
2) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
3) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим за¬казчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
4) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения
5) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
6) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
7) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ орган, выдавший разрешение на строительство, при поступлении заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 указанной статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В ходе осмотра построенного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Заявитель обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию - здания гаража-стоянки на 20 служебных автомобилей, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. Большая, 278 стр., с приложением документов.
Согласно представленным копиям документов, указанный объект незавершенного строительства был возведен на основании выданного Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора г. Новосибирска разрешения № 9 от 25.01.1994 на выполнение строительно-монтажных работ, срок которого истек 31.12.1994, объект передан в оперативное управление ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2015 № 54-54/001-54/001/549/2015-305/1.
В рассматриваемом случае, тот факт, что разрешение на строительство (реконструкцию) заявленного к вводу в эксплуатацию объекта НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» не выдавалось, и с соответствующим заявлением о выдаче указанного разрешения и документами заявитель в управление АСИ мэрии г.Новосибирска не обращался не свидетельствует о том, что представленное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ №9 от 25.01.1994 не может быть принято во внимание, поскольку оно выдано уполномоченным в то время лицом в силу Постановления администрации Новосибирской области от 09.04.92 N 169 "Об образовании органов Государственного архитектурно-строительного надзора", запись о выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ №9 на строительство гараж-стоянки на 20 автомобилей для штаба ГО в Ленинском р-не г.Новосибирска зарегистрирована, о чем имеется ответ УАСИ мэрии г.Новосибирска от 16.02.2015.
В период начала строительства спорных гаражей действовали Строительные нормы и правила 3.01.01-85* "Организация строительного производства", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 N 140 (далее - СНиП 3.01.01-85*) и Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", которыми предусмотрено до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных работ на объекте, получение заказчиком в установленном порядке разрешения на их выполнение. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается (пункт 1.2 СНиП 3.01.01-85*).
В рассматриваемом случае разрешение на выполнение строительно-монтажных работ №9 от 25.01.1994 представлено, отказ по основанию непредставления разрешения на строительство (п.3 ч.3 ст.55 ГрК РФ) суд находит неправомерным.
Учитывая обращение заявителя за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию в период действия Градостроительного кодекса, суд руководствовался правилами, предусмотренными статьей 55 Градостроительного кодекса.
Факт отсутствия и непредставления документов, указанных в пунктах 4, 6, 7, 8, 9,12 части 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в т.ч. заключение органа государственного строительного надзора , заявителем, не оспаривается.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с непредставлением заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, объекта требованиям технических регламентов и проектной документации является правомерным.
Таким образом, при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителем не выполнены требования пунктов 4, 6, 7, 8, 9,12 части 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
При наличии такого основания как отсутствие документов, указанных в ч. 3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является законным и обоснованным.
Ввод в эксплуатацию указанного объекта при отсутствии в полном объеме документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, недопустим, на что правомерно было указано в уведомлении об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Эксплуатация такого объекта при наличии нарушений требований действующего законодательства может привести к угрозе жизни и безопасности граждан.
Представленные заявителем в суд документы представлялись в УАСИ мэрии с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию и не являются доказательствами, свидетельствующими о незаконности оспариваемого отказа.Оценив содержание пакета документов, приложенных к заявлению, поданному в УАСИ мэрии, суд пришел к выводу, что в данном случае в уполномоченный орган представлены не все документы, которые согласно частям 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимы для выдачи обществу разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Довод заявителя о том, что какие-либо другие документы представить невозможно ввиду отсутствия, не освобождает заявителя от предусмотренной законом обязанности по представлению для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указанных в п. 4, 6, 7, 8, 9, 12 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, документов.
При этом суд также учитывает, что заявитель в поданном в мэрию заявлении указывает степень готовности объекта- 99 %, что свидетельствует о не завершении строительства. В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ, готовность объекта к эксплуатации означает выполнение в его отношении строительства в полном объеме.
В рассматриваемом случае, строительство объекта не завершено, что по существу не опровергнуто и подтверждено в судебном заседании, соответственно, заявление о вводе в эксплуатацию направлено учреждением преждевременно. Представленные заявителем документы не подтверждают факта завершения строительства.
В рассматриваемом случае не представлены документы, предусмотренные в статье 55 ГрК РФ, для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию принадлежащего заявителю объекта, подтверждающие готовность объекта к эксплуатации на 100%.
Уполномоченный орган не вправе отказать застройщику в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только в том случае, если заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации имеет место, однако в силу каких-либо причин не было представлено с заявлением о выдаче соответствующего разрешения. Осмотр объекта строительства, проводимый только лишь по окончании строительства органом выдавшим разрешение на строительство, не может подменять собой заключение органа государственного строительного надзора, иное толкование вышеуказанных положений градостроительного законодательства позволяет получить необоснованную возможность избежать государственного строительного надзора при осуществлении строительства.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что документы, перечисленные в оспариваемом отказе, фактически находятся в распоряжении каких-либо органов или организаций и не представлены доказательства наличия у мэрии возможности самостоятельно получить необходимые документы посредством истребования документов, имеющихся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Уполномоченный орган не вправе отказать застройщику в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только в том случае, если заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации имеет место, однако в силу каких-либо причин не было представлено с заявлением о выдаче соответствующего разрешения.
При установленных по делу и изложенных выше обстоятельствах, отказ в выдаче заявителю испрашиваемого разрешения соответствует закону, в связи с чем, совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в данном случае отсутствует.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности заявителем наличия оснований для признания отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным.
На основании изложенного , отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья
И.А. Рубекина