ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3304/13 от 24.06.2013 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Новосибирск

«28» июня 2013г. Дело №А45-3304/2013

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 24.06.2013

Полный текст изготовлен 28.06.2013

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобер К.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альянс-С", г. Новосибирск

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, г. Новосибирск

третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношения мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск,

Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск

о признании незаконным решения от 19.12.2012 № 54/12-101336,

в присутствии представителей:

от заявителя: Берилло М.С., по доверенности, паспорт;

заинтересованное лицо: Мороз Т.В. по доверенности, паспорт, Дорошев А.Б. по доверенности, паспорт

от третьего лица: 1) не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства; 2) не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-С" (далее –заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (по тексту- заинтересованное лицо, Кадастровая палата), о признании незаконным решения от 19.12.2012 № 54/12-101336 об отказе в осуществлении кадастрового учета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных и имущественных отношения мэрии города Новосибирска и Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск.

Заявленные требования мотивированы тем, что решение не соответствует требованиям части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (по тексту-Закон о кадастре), что земельный участок относится к землям общего пользования, на которые требования градостроительного регламента не распространяются, также на формируемом земельном участке расположен нестационарный объект, что также исключает применение правил градостроительного регламента в части определения вида разрешенного использования.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает на то, что из документов, являющихся приложением к межевому плану, из кадастровых карт не усматривается, что спорный участок находится на землях общего пользования. Чем руководствовался кадастровый инженер, указывая в межевом плане, что земельный участок находится на землях общего пользования, из материалов межевого дела не понятно. Полномочным органом в части отнесения земель к землям общего пользования является в данном случае компетентный орган местного самоуправления, решение такого органа или иного документа, в котором бы усматривалось, что земельный участок относится к землям общего пользования, не имеется. Схема земельного участка с отражением красных линий с заявлением и межевым делом представлена не была.

Третьи лица отзыв на заявление не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 26.04.2011 года между Мэрией города Новосибирска и ООО «Вест» заключен договор № 105562а аренды земельного участка в пределах Октябрьского района г. Новосибирска с кадастровым номером 54:35:072185:59 площадью 200 кв. м. для эксплуатации магазина модульного типа по ул. Выборная (122/2), срок действия договора до 03.03.2012 года.

Дополнительным соглашением №1 к договору № 105562а от 07.12.2011 года права арендатора переданы ООО «Альянс-С».

В материалы дела представлено письмо Департамента земельных и имущественных отношений от 30.01.2013 № 31/14-414, в котором указано на то, что по правилу пункта 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ договор аренды от 26.04.2011 № 105562а считается возобновленным на неопределенный срок.

Сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:072185:59, поставленный на кадастровый учет 03.03.2010 года, в марте 2012 года снят с кадастрового учета как временный в соответствии с правилами части 4 статьи 24 Закона о кадастре.

Общество, с целью постановки на кадастровый учет спорного земельного участка вновь, заказало межевые работы, и представило в Кадастровую палату заявление по постановке на кадастровый учет от 28.11.2012 года и межевой план от 20.11.2012 года.

19 декабря 2012 г. регистрирующий орган решением N 54/12/101336 отказал в осуществлении кадастрового учета вышеназванного объекта недвижимости.

Основанием для отказа в регистрации послужил вывод регистрирующего органа о том, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка, приведенный в межевом плане, не соответствует основным и вспомогательным видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом территориальной зоны улично-дорожной сети (ИТ-3).

В связи с отказом регистрирующего органа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

При этом Общество считает, что на данный земельный участок требования градостроительного регламента не распространяются, поскольку он входит в земли общего пользования и предоставлен для размещения нестационарного объекта, тогда как градостроительные регламенты применяются при определении категорий земли для целей капитального строительства.

В соответствии с правилами статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).

Таким образом, для удовлетворения заявления о признании оспариваемых актов незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Доводы Общества суд считает несостоятельными, приходит к выводу, что оспариваемое решение вынесено на основании требований действующего законодательства и с учетом представленных на регистрацию документов, права заявителя не нарушены, поскольку отказ не исключает возможности повторного обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет после устранения выявленных противоречий и принятия полномочным органом изменений в вынесенное распоряжение от 2009 года, или самостоятельного документа с отнесением спорного земельного участка к землям общего пользования.

Так, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1Закона о кадастре).

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон о кадастре).

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзаца второго части 4 статьи 17 Правил землепользования и застройки вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).

Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов. Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.

Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента.

Постановка земельного участка на кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).

Состав необходимых для кадастрового учета документов установлен статьей 22 указанного выше Закона.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 221-ФЗ в результате кадастровых работ заказчику передается, в числе прочих документов, межевой план.

Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учета (пункт 2 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ) и представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ).

Требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования).

Раздел 4 "Общие сведения об образуемых земельных участках" формы межевого плана предусматривает внесение сведений о виде разрешенного использования.

Согласно пункту 14 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в зависимости от вида кадастровых работ в состав межевого плана могут включаться приложения, предусмотренные пунктами 23, 24, 56, 57, 58, 61, 63 Требований. Приложения являются составной частью межевого плана.

Как установлено судом, подтверждается материалами и участвующими в деле лицами не оспаривается, составной частью представленного межевого плана являлось распоряжение Мэрии города Новосибирска № 15974 от 2.06.2009 года со схемой расположения земельного участка, при этом земельный участок был предоставлен для размещения и эксплуатации магазина модульного типа, категория территориальной зоны в распоряжении не указана.

Кадастровая палата, исходя из указанных в межевом плане сведений о характерных точках границы образуемого земельного участка, при сопоставлении с кадастровыми картами, установила, что земельный участок попадает в территориальную зону улично-дорожной сети (ИТ-3).

В кадастровых картах государственного кадастра в отношении спорного земельного участка отсутствуют данные об отнесении его к землям общего пользования, границы красных линий не усматриваются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Правилами застройки и землепользования в городе Новосибирске, утвержденными Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288, основными разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ж-2 являются: - искусственные дорожные сооружения; дорожно-транспортные сооружения (развязки, мосты, эстакады, путепроводы, тоннели); конструктивные элементы дорожно-транспортных сооружений (опоры путепроводов, лестничные и пандусные сходы надземных пешеходных переходов, подземные пешеходные переходы); трамвайные пути и их конструктивные элементы; объекты метрополитена; расширения дороги, дублирующие участки дорог; защитные дорожные сооружения; пешеходные площади и площадки; резервные полосы для расширения проезжей части улиц, дорог, тротуаров и прокладки инженерных коммуникаций; пешеходные переходы, надземные и подземные; бульвары и иные озелененные территории; посадочные площадки общественного транспорта, остановочные площадки и павильоны; площадки для разворота и отстоя транспортных средств в начальных и конечных пунктах маршрута транспортных средств; сооружения постов ГИБДД; коммунальные объекты, объекты инженерно-технического назначения; объекты благоустройства, фонтаны, малые архитектурные формы, скульптуры, средства визуальной информации; общественные уборные; транспортные развязки; диспетчерские пункты; канализационные насосные станции; очистные сооружения ливневой канализации; контрольно-пропускные пункты;

сооружения связи; опоры линий электропередач; автоматические телефонные станции; автомобильные дороги общего пользования; автомобильные дороги необщего пользования; элементы обустройства автомобильных дорог; искусственные дорожные сооружения; строительные площадки; объекты железнодорожного транспорта, в том числе железнодорожные пути, площадки погрузки и разгрузки; комплектные трансформаторные подстанции наружной установки; парковки (парковочные места); канатные дороги; памятники, объекты монументально-декоративного искусства.

Условно разрешенные виды использования в зоне ИТ-3 являются: автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции; станции технического обслуживания автомобилей, шиномонтажные мастерские, автомойки; индивидуальные жилые дома; автостоянки открытого и закрытого типов, подземные автостоянки, механизированные автостоянки, открытые площадки для стоянки транспортных средств; помещения бытового обслуживания и торгового назначения в подземных пешеходных переходах.

Вспомогательные виды использования: объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития объектов автомобильного транспорта.

Таким образом, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденных Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 № 1288, среди основных видов разрешенного использования земельных участков зоны улично-дорожной сети (ИТ-3) отсутствует возможность размещения магазина.

Согласно части 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Между тем, согласно этой же статье существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

С учетом этого, для невозможности распространения действия градостроительного регламента на конкретный земельный участок необходимо, чтобы данный земельный участок находился в пределах территории общего пользования, единственным доказательством чего выступают имеющиеся на схеме красные линии.

Распоряжением Мэрии города Новосибирска от 29.06.2009 года № 15974-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Выборной, (122/2 ) в Октябрьском районе, в котором не содержится указания на то, что земельный участок находится на землях общего пользования, из приложенной схемы данного обстоятельства также не усматривается.

При этом вывод кадастрового инженера, указанный в заключении межевого плана не основан на представленных для проведения межевых работ документах и не подтвержден документально, в связи с чем, не может служить основанием для принятия данного вывода Кадастровой палатой при несоответствии с данными кадастровых карт.

В свою очередь, у органа кадастрового учета отсутствует обязанность самостоятельно выяснять, имеются или нет на данном участке красные линии, и относится ли испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования при не представлении с межевым планом соответствующих сведений.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (часть 2 указанной статьи).

В данном случае, предусмотренных статьей 26 Федерального закона N 221-ФЗ оснований для приостановления осуществления кадастрового учета у учреждения не имелось, поскольку имелись основания, предусмотренные частью 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ, для отказа в регистрации.

Ссылка заявителя на то, что вид разрешенного использования земельного участка установлен актом органа местного самоуправления, не влияет на возможность органа кадастрового учета отказать в регистрации объекта в случае, когда представленные для осуществления кадастрового учета документы не соответствует требованиям Федерального закона N 221-ФЗ или противоречат требованиям градостроительного законодательства.

Кроме того, суд учитывает при рассмотрении настоящего дела, что при наличии доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к местам общего пользования заявитель не лишен возможности обратится в регистрационный орган с заявлением с приложением к межевому плану соответствующих документов.

На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-176, 198, 200, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ Т.А. Наумова