ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3351/2008 от 04.08.2008 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск

«07» августа 2008 годаДело №А 45-3351/08

                                                                                                                      24/84

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 августа 2008г.


Арбитражный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи : Буровой А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буровой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Гилевский элеватор»

к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу

о признании незаконными действий, инкассового поручения не подлежащим исполнению.


При участии в судебном заседании представителей:
заявитель: ФИО1 по доверенности от 02.05.2007г.
заинтересованное лицо: ФИО2 по доверенности от 20.12.2007г., ФИО3 по доверенности от 28.07.2008г.


Заявитель – ОАО «Гилевский элеватор» (далее – заявитель,  Общество) обратился в арбитражный суд с требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства:

-  о признании незаконными действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее- заинтересованное лицо, Управление) по взысканию с заявителя штрафных санкций в сумме 4 175 340 руб.,

-  о признании инкассового поручения № 2 от 05.02.2008г. не подлежащим исполнению и об обязании Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу произвести возврат заявителю денежных средств в сумме 1 995 934 руб. 26 коп.,

- взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя судебные расходы в сумме 480 руб. за получение информации в органах статистики.

   В судебном заседании  заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

       Представитель заинтересованного лица требования не признал, считает действия по взысканию штрафных санкций  законными.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы  сторон, суд установил фактические обстоятельства по делу.

  Как следует из материалов дела, при проверке 14 ноября 2007г. количественной и качественной сохранности зерна государственного резерва, проводимой специалистами Сибирского территориального управления Росрезерва, на пункте ответственного хранения ОАО «Гилевский элеватор» были выявлены нарушения правил и условий хранения зерна, не обеспечение количественной сохранности зерна. Результаты проверки отражены в Акте от 14.11.2007г., в котором зафиксирована недостача 20200 тонн пшеницы, в том числе, 18946 тонн урожая 2005г. и 1 254 тонны урожая 2006 года.

            В соответствии  с нормами Федерального закона №79-ФЗ от 29.12.1994г. «О государственном материальном резерве» в адрес заявителя  было выставлено инкассовое поручение №8 от 28.11.2007г. о взыскании с ОАО «Гилевский элеватор» штрафных санкций в размере 590850 руб. В соответствии с расчетом пени были начислены за период с 14.11.2007г. по 28.11.2007г.

       Учитывая, что  проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен на 31.07.2007г., Управлением был сделан перерасчет  штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4175340 руб. Факт оплаты суммы пени 590850 руб. по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г. Управлением был учтен.

            На основании указанного выше инкассового поручения с расчетного счета ОАО «Гилевский элеватор» в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме 1995934 руб. 26 коп.

Общество, полагая, что действия Управления по взысканию штрафных санкций не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и  законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что между АООТ «Гилевский элеватор» и Западно-Сибирским теруправлением Роскомрезерва 28 августа 1996 г. был заключен  договор № 1/13 ответственного хранения государственного резерва хлебопродуктов,  пунктом 4.2 данного договора «ответхранитель» обеспечивает неприкосновенность, полную количественную и качественную сохранность хлебопродуктов госрезерва и не вправе без наряда органа госрезерва, пользоваться для собственных нужд переданными ему на хранение хлебопродуктами госрезерва, а также не имеет права самостоятельно  заключать в отношении хлебопродуктов госрезерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Материалами дела подтверждается, что проведенной 14.11.2007г. специалистами Управления проверкой количественной и качественной сохранности зерна государственного резерва на пункте ответственного хранения ОАО «Гилевский элеватор» была установлена недостача зерна государственного резерва в количестве 20200 тонн. Данный факт Обществом не отрицается.

Согласно учетным данным на момент проверки на пункте ответственного хранения  ОАО «Гилевский элеватор»  должна была храниться   пшеница 3  класса в количестве 60771,3 тн. В результате произведенных обмеров зерновой массы определено, что фактическое количество зерна госрезерва в емкостях предприятия составило 40571,3 тн. Акт проверки от 14.11.2007г. и Акт об установлении самовольного расходования зерна государственного резерва на ОАО «Гилевский элеватор» от 14.11.2007г. были подписаны  должностными лицами предприятия без каких-либо замечаний. Проверкой было установлено, что самовольное расходование зерна началось с 28.06.2007г. и велось до 30.07.2007г., в результате указанных действий  на ЗАО «Алейскзернопродукт» было отгружено 18078,320 тн пшеницы госрезерва, 2421,680 тн пшеницы в период с 01.07.2007г. по 30.07.2007г. перемещено на мельницу для переработки в муку, что подтверждается  реестром отгрузки и объяснительными генерального директора предприятия  и материально-ответственных лиц.

  Довод заявителя о том, что  за период с 28.06.2007г. до 30.07.2007г. производилась отгрузка зерна, не находящегося на ответственном хранении, суд отклоняет как необоснованный. Заявителем суду не представлены документальные доказательства, подтверждающие отгрузку в период с 28.06.2007г. по 30.07.2007г.   пшеницы 3 класса, не находящейся на ответственном хранении у ОАО «Гилевский элеватор» в соответствии с договором № 1/13 от 28.08.1996г.

Довод заявителя о том, что заинтересованное лицо не имеет право взыскивать штрафные санкции за  необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с ОАО «Гилевский элеватор» в бесспорном порядке, суд считает  несостоятельным.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.04 г. №373 Федеральное агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом. Федеральное агентство по государственным резервам находится в ведении Министерства экономического развития РФ. Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 №79-ФЗ государственный резерв является особым федеральным запасом материальных ценностей, предназначенным для использования:

 -  обеспечения мобилизационных нужд РФ;

       - обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;

       - оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства,
организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных
нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-
энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения
диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

  -  оказания гуманитарной помощи;

  -  оказания регулирующего воздействия на рынок.

           Пунктом 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 г. №79-ФЗ (далее ФЗ) предусмотрена ответственность за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций - ответственных хранителей, с которых взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном резерве.

В соответствии с п. 16 статьи 16 Федерального закона взыскание неустоек, предусмотренных п.8 настоящей статьи, осуществляется в бесспорном порядке.

Согласно ст.854 Гражданского кодекса без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете допускается в случаях, установленных законом. В данном случае Федеральным законом «О государственном материальном резерве» предусмотрено взыскание неустоек в бесспорном порядке. Как определено в п. 12.1 Положения №2-П «О безналичных расчетах в РФ» инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке. В соответствии с п. 12.2 Положения №2-П инкассовые поручения применяются в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции. Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу осуществляет контроль за количественной и качественной сохранностью материальных ценностей государственного материального резерва, находящихся в пунктах ответственного хранения.

Приказом Федерального агентства по государственным резервам от 30.03.07 г. №38 «Об утверждении порядка ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях системы государственного материального резерва» установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

В соответствии с пунктами 8, 16 статьи 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 г. №79-ФЗ Управлением был сделан расчет  штрафных санкций  в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за  период с 14.11.2007г. до 28.11.2007г. и направлено в банк инкассовое поручение №8 от 28.11.2007г. о взыскании с ОАО «Гилевский элеватор» штрафных санкций в размере 590850 руб.

Учитывая, что  проверкой факт самовольного расходования зерна госрезерва в количестве 20200 тонн был установлен на 31.07.2007г., Управлением был сделан перерасчет  штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4175340 руб. Факт оплаты суммы пени 590850 руб. по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г. Управлением был учтен.

Таким образом, суд считает, что период начисления пени с 31.07.2007г. (с момента  возникновения недостачи зерна госрезерва)  по 28.11.2007г., определенный Управлением, не противоречит  нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя.

Так как  при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, суд считает, что Управлением при определении размера штрафа не представлены доказательства, подтверждающие, что  рыночная стоимость зерна на момент обнаружения ущерба составляла 6500 руб. за тонну.  Как пояснил представитель Управления в судебном заседании, расчет штрафа произведен в соответствии с рыночной стоимостью зерна 6500 руб., доведенной  до Управления письмом Росрезерва от 26.11.2007г. № 2-04/10688. Иных доказательств в подтверждения рыночной стоимости зерна на ноябрь 2007г. заинтересованным лицом суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд  соглашается с доводами заявителя о том, что Управлением неправомерно сделан расчет штрафа исходя из рыночной стоимости пшеницы  в ноябре 2007г. в размере 6500 руб. за тонну.

По информации Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю от 24.03.2008г. № 22-15/1235 средняя цена реализации сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с НДС составила 5544 руб. за тонну, что на 956 руб. меньше стоимости, используемой в расчете штрафных санкций. Таким образом, суд считает, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении № 2 от 05.02.2008г. завышена на 700996 руб. 56 коп.

Учитывая изложенное, суд считает, что действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу по взысканию с ОАО «Гилевский элеватор» штрафа в сумме 700996 руб. 56 коп. являются незаконными, а  инкассовое поручение Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу №2 от 05.02.2008г. -  не подлежащим  исполнению на сумму 700 996 руб. 56 коп.

Учитывая, что с ОАО «Гилевский элеватор» по инкассовому поручению № 2 от 05.02.2008г. были списаны денежные средства в сумме 1995934 руб. 26 коп., что не превышает сумму штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы согласно информации органов статистики (3474343 руб. 44 коп.), то в  требовании заявителя об обязании Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу произвести возврат денежных средств в сумме 1 995 934 руб. 26 коп. следует отказать.

Заявитель просит также взыскать с заинтересованного лица   расходы за получение информации в органах статистики в сумме 480 руб.

Согласно нормам статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, в силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса РФ", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат с документально подтвержденным размером расходов.

Судебные расходы подтверждены соответствующими доказательствами, а именно: платежным поручением № 627 от 25.03.2008г., справкой органов статистики от  24.03.2008г.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование ОАО «Гилевский элеватор» о взыскании с заинтересованного лица расходов за получение информации в органах статистики в сумме 480 руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ  с заинтересованного лица  в пользу  заявителя подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально сумме удовлетворенных требований, в размере 5939 руб.40 коп.

В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с  29.07.2008г. до 04.08.2008г. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд


Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу по взысканию с ОАО «Гилевский элеватор» штрафа в сумме 700996 руб. 56 коп.

Инкассовое поручение Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу №2 от 05.02.2008г. признать не подлежащим  исполнению на сумму 700 996 руб. 56 коп.

Взыскать с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу расходы в пользу заявителя за получение информации в органах статистики в сумме 480 руб.

В остальной части  требований заявителю отказать.

Взыскать с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу в пользу заявителя расходы по оплате госпошлины в сумме 5939 руб.40 коп.

Исполнительные листы выдать после  вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу,  может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья

ПОДПИСЬ

А.А.Бурова

Арбитражный суд Новосибирской области

Копия верна. Помощник судьи  Т.П.Гейдо