ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-34116/19 от 02.12.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело №А45-34116/2019

05 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг», г.Бердск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Волжская фабрика упаковки»

о признании незаконным и отмене решения №054/01/18.1-1170/2019 от 18.06.2019 и предписания 3054/01/18.1-1170/2019 от 18.06.2019

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 20.06.2019, паспорт; ФИО2 по доверенности от 12.112019, паспорт

заинтересованное лицо: ФИО3 по доверенности от 09.01.2019, служебное удостоверение

третье лицо: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (далее – заявитель, МУП «КБУ», предприятие, Заказчик) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, Новосибирское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения №054/01/18.1-1170/2019 от 18.06.2019 и предписания 3054/01/18.1-1170/2019 от 18.06.2019.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Волжская фабрика упаковки» (далее – общество, ООО «ВФУ»).

Заявленные требования мотивированы тем, что необходимость участникам закупки указывать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара определена Положением о закупках МУП «КБУ», утвержденным директором МУП «КБУ» 26.12.2018, при этом данное требование соответствует Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и является допустимым, учитывая наличие в документации о закупке определения диапазонных значений товара; потребность предприятия в получении оксихлорида алюминия с определенными физико-химическими показателями, обусловлена необходимостью получения наилучших результатов очищения питьевой вод, поставляемой населению г. Бердска; по мнению заявителя, Новосибирское УФАС России необоснованно приняло к рассмотрению жалобу ООО «ВФУ», поскольку общество не подавало заявку на участие в аукционе.

Заинтересованное лицо считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что требование об указании участниками аукциона в первой части заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям диапазона, установленным в документации об электронном аукционе, являются избыточными, поскольку для его исполнения участник закупочной процедуры должен произвести/приобрести соответствующий товар для получения конкретных показателей для каждой партии на стадии составления предложения на участие в торгах; установление в аукционной документации требований к сроку хранения не менее 12 месяцев со дня получения продукции, учитывая, чтоисходя из технических условий коагулянтов на продукцию устанавливается гарантийный срок с момента изготовления определенного химического реагента, а также срок хранения, при соблюдении всех требований устанавливается с момента изготовления данного реагента, вводит в заблуждение относительно исчисления сроков хранения потенциальных участников аукциона.

Как следует из материалов дела, МУП «КБУ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» утвержденным директором МУГ «КБУ, приказом от 26.12.2018.

МУП «КБУ» проведена закупочная процедура в форме электронного аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку оксихлорида алюминия. Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.nov.ru. № 31907939460.

Наименование и количество закупаемого товара, его характеристики, иные требования определены в Техническом задании на поставку оксида алюминия (Приложение № 3 к документации).

В пункте 4 Технического задания Заказчиком также установлено гарантийное требование, а именно: срок хранения согласно паспорту товара, но не менее 12 месяцев со дня получения продукции.

ООО «ВФУ» обратилось в Управление с жалобой на действия Заказчика при проведении аукциона, ссылаясь на ограничение Заказчиком числа потенциальных поставщиков, в ввиду необоснованного указания в закупочной документации требования по сроку хранения в течение 12 месяцев со дня получения продукции, а не даты изготовления, противоречия приложения № 1 к документации, согласно которого в первой части заявки на участие в аукционе участник должен указать конкретные показатели товара, тогда как в Техническом задании показатели диапазонные, при этом участник не имеет возможности указать конкретные показатели, поскольку данная информация может быть известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания.

Решением Управления № 054/01/18.1-1170/2019 от 18.06.2019 жалоба общества на действия МУП «КБУ» по проведению аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку оксихлорида алюминия была признана обоснованной, Заказчику выдано предписание № 054/01/18.1-1170/2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов от 18.06.2019, в соответствии с которым предприятию необходимо аннулировать аукцион в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку оксихлорида алюминия (извещение № 31907939460 на сайте www.zakupki.iwv.ru).

Полагая, что решение и предписание являются необоснованными, нарушают права и законные интересы Заказчика, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с требованиями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Целью Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ закреплены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, между тем действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и Закона № 223-ФЗ (часть 1 статьи 1).

В силу части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона № 223-Ф3 заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части иценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара,выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

При этом Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусмотрено, что участник закупки в обязательном порядке указывает конкретные показатели товара, предложенного к поставке.

В данном случае наименование и количество закупаемого товара, его характеристики, иные требования определены в Техническом задании на поставку оксида алюминия (Приложение № 3 к документации), согласно которым: наименование товара – оксихлорид алюминия, количество - 23,4 т, требования к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара - физическое состояние: густая вязкая жидкость, сероватого цвета без запаха, не летучая, не горючая, пожаровзрывобезопасная, прекрасно растворяется в воде, плотность: не менее 1,3 г/смЗ , массовая доля основного вещества в пересчете на А1203: не менее 21%, атомное соотношение С1/А1: не менее 1,5, массовая доля железа: не более 0,3%, pH: не менее 3.

Также заказчиком установлено гарантийное требование, а именно срок хранения согласно паспорту товара, но не менее 12 месяцев со дня получения продукции.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 8 Документации по аукциону в электронной форме подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется на электронной площадке; заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей; заявки на участие в электронном аукционе представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в электронном аукционе, указанным в аукционной документации (Приложение №1 и Приложение №2 к настоящей документации).

Согласно требованиям Приложения № 1 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим абзацем, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Таким образом, в заявке участник должен указать конкретные показатели товара, соответствующие значению, установленному в техническом задании, то есть определенный физико-химический показатель из диапазона, установленного заказчиком. При этом, к поставке должен быть предложен товар, имеющий срок хранения, равный минимум 12 месяцам со дня получения заказчиком закупаемой продукции.

Вместе с тем, исходя из технических условий коагулянтов, на продукцию устанавливается гарантийный срок с момента изготовления определенного химического реагента, а также срок хранения, при соблюдении всех требований устанавливается с момента изготовления данного реагента (в части ТУ 2152-001-59254368-2013, ТУ 20.13.62-011-95958059-2018). Так, в соответствии с п. 6.2 ТУ 2152-001-59254368/2013 гарантийный срок хранения оксихлорида алюминия (ОХА) марки А - 1 год со дня изготовления, также в силу п. 6.2 ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 гарантийный срок хранения коагулянта MetaPAC 25 — 12 месяцев с момента изготовления.

Согласно физико-химическим показателям ТУ 2152-001-59254368-2013, ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 показатели коагулянтов варьируются.

Таким образом, установление в аукционной документации требований к сроку хранения не менее 12 месяцев со дня получения продукции, а иначе со дня поставки, который фактически считается датой, указанной в Акте приема-передачи товара (пункт 3.3. проекта контракта), не соответствует указанным требованиям, вводит в заблуждение относительно исчисления сроков хранения потенциальных участников аукциона.

При этом потенциальным участникам невозможно установить в заявке конкретные показатели товара оксихлорида алюминия, так как данная информация будет известна только после испытаний определенной партии, при этом, данные показатели могут также варьироваться в каждой партии; необходимость указания конкретных показателей товара обременяет участника аукциона заблаговременно произвести/приобрести товар, являющийся предметом закупки, для проведения необходимых испытаний и получения соответствующих конкретных показателей товара, тогда как Закон № 223-ФЗ не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке и до подведения итогов закупки.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» законодательство не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Как указано в Решении Верховного Суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16» установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в Письме, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.

Довод заявителя о том, что требование о необходимости указания конкретных показателей товара установлено Положением о закупках МУП «КБУ» судом не принимается во внимание, поскольку, как указано выше, применение Положения о закупках должно быть реализовано с учетом принципов, установленных в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которым при проведении закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод предприятия о том, что ООО «ВФУ» не являлось участником закупки, не собиралось подавать заявку, в связи с чем Управлением необоснованно рассмотрена его жалоба, судом отклоняется, поскольку жалоба ООО «ВФУ» принята к рассмотрению на основании пункта 1 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, при этом в силу части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, т.е. потенциальный участник закупки.

На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Т.В.Абаимова