АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
решение
г. Новосибирск
22 апр еля 2015 года Дело № А45-3423/2015
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2015 года
В полном объёме решение изготовлено 22 апреля 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Прокопенко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирское информационное агентство недвижимости" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности гот 25.02.2015, паспорт
заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 2 от 15.01.2015, удостоверение
Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирское информационное агентство недвижимости" (далее – заявитель, общество, ООО «НИАН») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу мониторингу (далее – заинтересованное лицо, административный орган, МРУ Росфинмониторинга по СФО) от 18.02.2015 года № 20-04-13/15-15П о привлечении ООО «НИАН» к административной ответственности по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.
На основании приказа от 21.01.2015 г. № 13комиссия МРУ Росфинмониторинга по СФО в период с 28.01.2015 по 04.02.2015 провела проверку исполнения ООО «Новосибирское информационное агентство недвижимости» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 23.01.2010 г. по 22.01.2015 года.
В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства, которые отражены в акте проверки от 04.02.2015 № 20-04-12/15-4В.
По фактам выявленных нарушений административный орган в отношении Общества составил протокол об административном правонарушении от 04.02.2015 № 20-04-13/15-15 по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением МРУ Росфинмониторинга по СФО от 18.02.2015 № 20-04-13/15-15П общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ послужили выявленные нарушения законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, а именно по договору купли-продажи недвижимого имущества от 04.03.2014 № б/н, стоимость имущества 4 890 000,00 руб. Как следует из постановления, в проверяемом периоде выявлено заключение при посредничестве ООО «НИАН»договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.03.2014. Установленный ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ срок направления сведений в уполномоченный орган по данной сделке 07.03.2014.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в суд с настоящим заявлением, в обоснование требований заявитель ссылается на то, что оно в рамках договорных отношений оказывало услуги, связанные с подбором информации, им непосредственно и самостоятельно не производились операции с имуществом и денежными средствами.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективную сторону части 2 статьи 15.27 КоАП РФ составляют действия (бездействия), указанные в ч. 1 данной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений, и (или) представление недостоверных сведений.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.
В силу требований подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами и иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Из содержания положений ст. 3, 5, 6, 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следует, что обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, установлена для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом; само по себе отнесение организации к перечню, содержащемуся в ст. 5 указанного Федерального закона не влечет для организации обязанности предоставления сведений при оказании услуг, не связанных с осуществлением им операций с денежными средствами и иным имуществом; при этом под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или подконтрольным имуществом.
По смыслу указанных норм под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.
Само по себе отнесение организации к перечню, содержащемуся в ст. 5 Закона N 115-ФЗ, не влечет для нее обязанности предоставления вышеуказанных сведений при оказании услуг, не связанных с осуществлением ею операций с денежными средствами и иным имуществом.
Общество, оспаривая постановление, указывает, что в рассматриваемом случае по договору купли-продажи от 04 марта 2014 года оно не было обязано представлять сведения по сделке, поскольку ООО «НИАН» не является стороной сделки, а также не действует в интересах какой-либо из сторон договора. Общество оказывало услуги в рамках договора по оказанию услуг по приобретению недвижимости № 22 от 20 февраля 2014 года.
Из материалов дела усматривается, что операций с имуществом, подлежащим контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ, а также с денежными средствами, ООО «НИАН» непосредственно и самостоятельно не производилось. Стороной в спорных сделке ООО «НИАН» не являлось, услуги общества оказывались по договору по оказанию услуг по приобретению недвижимости № 22 от 20 февраля 2014 года с гр. ФИО3 и носили исключительно консультационный, информационный и сопроводительный характер. Согласно приложению №1 к названному договору, заказчиком от исполнителя (Общества) получены информаций о разных объектах недвижимости. Общество в рамках договорных отношений совершало действия, связанные с подбором информации о квартире, для последующего ее приобретения заказчиком услуг. Данные услуги не относятся к сделкам, информацию в отношении которых необходимо сообщать в уполномоченный орган, поэтому не совершение данных действий не образует деяние, за совершение которого установлена ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 15.27 Кодекса.
При изложенных выше обстоятельствах у Общества не имелось обязанности по информированию уполномоченного органа о совершении рассматриваемых сделок в порядке подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,
В материалах дела отсутствуют доказательства, что ООО «НИАН» непосредственно и самостоятельно производилась операции с имуществом и денежными средствами, т.е. что совершенные им сделки относятся к операциям с имуществом, понятие которых определено в пункте 3 Закона № 115-ФЗ и подлежащим контролю в соответствии с Законом № 115-ФЗ.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено доказательств наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Однако в данном случае административным органом было вменено обществу административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Диспозиция данной статьи наряду с неосуществлением внутреннего контроля предусматривает еще и наличие последствий в виде непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Ссылка МРУ Росфинмониторинга по СФО на информацию, размещенную на сайте Общества (распечатки с сайта от 10.04.2015) об оказании широкого спектра услуг на рынке недвижимости г. Новосибирска, не принимается судом, поскольку данная информация не является информацией, полученной в ходе проведенной проверки за определенный период, получена после принятия оспариваемого постановления. Кроме того, данная информация, как и постановка общества на учет в Росфинмониторинге, указание в ЕГРЮЛ ООО «НИАН» в качестве одного из видов деятельности – деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом бесспорно не доказывает наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Аналогичные выводы содержатся в материалах судебной практики: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.03.2015 N Ф09-794/15 по делу N А60-23581/2014 , Постановление ФАС Уральского округа от 30.07.2014 N Ф09-4798/14 по делу N А76-20733/2013,Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 N 17АП-15764/2014-АК по делу N А60-31811/2014 и др.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу от 18.02.2015 года № 20-04-13/15-15П о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей, принятое в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НИАН".
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск) путем подачи жалобы через арбитражный суд Новосибирской области.
Судья И.А. Рубекина