ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-34668/20 от 21.06.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                 Р  Е Ш  Е  Н  И  Е

г.Новосибирск                                                 Дело № А45-34668/2020

  июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 28 июня 2021 года                                                                                                                    

   Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рубекиной И.А., при ведении протокола  судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело  по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕТАЛЛОРЕСУРС" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), г. Новосибирск

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска, г. Новосибирск; Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий
 о признании недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 но Кемеровской области-Кузбассу от 23.01.2020г. № 16 «О принятии обеспечительных мер»;  о признании безнадежными ко взысканию,    об обязании исключения соответствующих записей из лицевого счета

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 27.07.2020, паспорт, диплом (онлайн -участие)

Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска –ФИО2, доверенность № 3 от 29.04.2021, паспорт, диплом (онлайн -участие)

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области - ФИО3, доверенность № 6 от 11.01.2021, паспорт, диплом (онлайн -участие); ФИО4, доверенность № 15 от 11.01.2021, паспорт, диплом (онлайн -участие);  ФИО5, доверенность № 14 от 11.01.2021, паспорт, диплом(онлайн -участие)

установил:

 общество с ограниченной ответственностью "МЕТАЛЛОРЕСУРС" (далее – заявитель, общество, налогоплательщик ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области-Кузбассу (далее – заинтересованное лицо 1 ,  МИФНС России №2 по Кемеровской области от 23.01.2020,налоговый орган ) № 16 «О принятии обеспечительных мер»; о признании безнадежными ко взысканию, а обязанность по уплате прекращенной в отношении сумм налогов, пени, штрафов, доначисленных по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области-Кузбассу от 10.06.2019 № 2 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения: налога на добавленную стоимость в размере 1 733 277 рублей, штрафа по п. 3 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 346 655 рублей, пени по НДС в размере 426 810,81 рублей; налога на прибыль организаций в размере 1 856 813 рублей, штрафа по п. 3 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль организаций в размере 371 362 рубля, пени по налогу на прибыль организаций в размере 395 433,67 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц НДФЛ в размере 219,54 рубля; об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее – заинтересованное лицо 2, ИФНС по Октябрьскому району г.Новосибирска ) устранить допущенные нарушения путем исключения соответствующих записей из лицевого счета Общества с ограниченной ответственностью «Металлоресурс»  (ИНН: <***>, КПП: 540501001, ОГРН: <***>): задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере 1 733 277 рублей; задолженность по штрафу по п. 3 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 346 655 рублей; задолженность по пени по НДС в размере 426 810,81 рублей; задолженность по налогу на прибыль организаций в размере 1 856 813 рублей; задолженность штрафу по п. 3 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль организаций в размере 371 362 рубля; задолженность по пене по налогу на прибыль организаций в размере 395 433,67 рублей; задолженность по пене пени по налогу на доходы физических лиц НДФЛ в размере 219,54 рубля.

       Представитель заявителя, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

       Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска, требования не признал, поддержал  доводы, изложенные в отзыве.

         Представитель МИФНС № 2 по Кемеровской области, требования не признал, поддержал  доводы, изложенные в отзыве, дополнении к отзыву.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в отношении Заявителя МИФНС России №2 по Кемеровской области была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, НДФЛ с 01.09.2015 по 31.12.2017 на основании Решения от 02.04.2018 №14.

По результатам проведенной выездной проверки МИФНС России №2 по Кемеровской области вынесено решение №2 от 10.06.2019 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 3 статьи 122  НК  РФ,  в виде штрафа в размере 718 017 руб.   Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость и налог па прибыль организаций в общей сумме 3 590 090 руб., начислены пени за несвоевременную уплату вышеуказанных налогов, а также несовевременное перечисление налога на доходы физических лиц в общем размере 822 464,02 руб.

МИФНС России №2 по Кемеровской области 23.01.2020 вынесено решение о принятии  обеспечительных мер № 16 в виде запрета на отчуждение имущества (транспортные средства) на сумму 4 446 949,15 руб. (автомобиль BMW Х6 XDRIVE30D - 3 875 00, 00 руб., автомобиль LADALargus- 571 949, 15 руб.) и приостановления операции по счетам в банке па сумму 683 402,33 руб.

ООО «Металлоресурс» состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска с 20.04.2018 года в связи с изменением места регистрации и по настоящее время (после получения решения от 02.04.2018  о проведении выездной налоговой проверки).

В связи с неисполнением ООО «Металлоресурс» обязанности по уплате налога,  пени,  штрафа согласно решению №2 от 10.06.2019 о привлечении к ответственности, и в соответствии с положениями статей 69, 70 НК РФ ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование № 60761 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 08.07.2020, в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму недоимки по налогам в размере 3 590 090,00 руб., сумму пени в размере 758 421, 65 руб. и сумму штрафов в размере 718 017,00 руб. в срок - до 19.08.2020. 

   Заявитель,  просит  признать  незаконным   решение  о принятии обеспечительных  мер  №16 от 23.01.2020  незаконным , безнадежными ко взысканию суммы налогов, штрафов и пеней, исчисленных по Решению МИФНС России № 2 по Кемеровской области  от 10.06.2020 № 2,обязанность по их уплате – прекращенной, указанные  суммы подлежащими исключению из лицевого счета,  в связи с чем   обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в заявлении, отзывах на него, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом наличие указанных условий должны существовать одновременно.

Статьей 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об отказе в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Пунктом 9 статьи 101 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих цепей, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В силу пункта 2 статьи 70 НКРФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику, в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пунктом 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, сели более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Таким образом, из вышеуказанных положений НК РФ следует, что принудительное внесудебное взыскание налогов, пени, штрафа - процедура, состоящая из взаимосвязанных этапов, подлежащих последовательной реализации, т.е. принятие налоговым органом решения о взыскании задолженности возможно только при наличии следующих условий: предварительного направления налогоплательщику соответствующего требования об уплате налогов, пени, штрафа и неуплаты налогоплательщиком в установленный срок соответствующих сумм налоговых платежей и санкций.

Соответственно, определяющим для порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налогов, пени, штрафа является направление требования об уплате налогов, пени, штрафа как первоначальный этап взыскания, связанный со вступлением решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.04.2017 №790-0, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Пленума от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и Президиума от 29.03.2005 №13592/04,  процесс принудительного взыскания задолженности начинается с направления налогоплательщику требования об уплате суммыналога, пеней, штрафа, которое выставляется на основании вступившего в силу решения по итогам налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, Инспекцией в отношении ООО «Металлоресурс» была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было вынесено решение №2 от 10.06.2019г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 РЖ РФ, в виде штрафа в размере 718 017 руб. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость и налог па прибыль организаций в общей сумме 3 590 090 руб., начислены пени за несвоевременную уплату вышеуказанных налогов, а также несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в общем размере 822 464,02 руб.

Указанное решение было направлено 31.12.2019 в адрес налогоплательщика почтой (вернулось обратно) и вручено 21.01.2020 представителю ООО «Металлоресурс» по доверенности ФИО6,данный факт не оспаривается заявителем.

30.12.2019 в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ, вынесено решение о принятии обеспечительных мер № 15 в виде приостановления операций по счетам в банке на сумму 5 130 351,48 руб.

23.01.2020  вынесено решение опринятии обеспечительных мер № 16 в виде запрета на отчуждение имущества (транспортные средства) на сумму 4 446 949,15 руб. (автомобиль BMW Х6 XDRIVE30D - 3 875 00.00 руб., автомобиль LADALargus- 571 949,15 руб.) и приостановления операции по счетам в банке па сумму 683 402,33 руб.

02.06.2020 от ООО «Металлоресурс» поступило письмо об изменении объекта обеспечения.

В связи с чем, 04.06.2020 инспекцией вынесено Решение о замене обеспечительных мер, согласно которого обеспечительная мера в виде запрета па отчуждение имущества LADALargus - 571 949,15 руб. и приостановление операций по счетам в банке на сумму 683 402,33 руб., заменена обеспечительной мерой в виде запрета на отчуждение имущества ГАЗ GAZELLENEXT па сумму - 1 255 351,48 руб.

Оснований для признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области №16 от 23.01.2020 «О принятии обеспечительных мер» не имеется.

 Кроме  того,  в настоящее  время указанное   решение отменено решением №3 от 24.02.2021 в связи с отсутствием задолженности, исполнением   налогоплательщиком решения о привлечении  к ответственности от 10.06.2019 №2.

19.02.2020 от  общества поступила апелляционная жалоба на решение №2 от 10.06.2019 о привлечении к ответственности, по результату рассмотрения которой, вышестоящим налоговым органом вынесено решение №119 от 19.03.2020 об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

При этом вручение решения с нарушением установленного НК РФ срока не привело к нарушению прав Заявителя на его обжалование в вышестоящий налоговый орган.

Таким образом, в силу положений пункта 1 статьи 101.2 НК РФ решение Инспекции от 10.06.2019 №2 о привлечении ООО «Металлоресурс» к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в силу со дня принятия Управлением решения по апелляционной жалобе, то есть 19.03.2020.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в  срок установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признает  извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В п. 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по -налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Таким образом, требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов), пеней или составлено с существенными нарушениями ст. 69 НК РФ.

ООО «Металлоресурс» состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска с 20.04.2018 года в связи с изменением места регистрации и по настоящее время (после получения решения от 02.04.2018 о проведении выездной налоговой проверки).

19.03.2020 Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области направлено письмо в ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска об оставлении апелляционной жалобы ООО «Металлоресурс» без удовлетворения, и необходимости выставить требование об уплате налога, пени, штрафных санкций.

Следовательно, решение Инспекции от 10.06.2020 № 2 вступило в законную силу 19.03.2020 и именно с этого момента, в соответствии с положениями ст.70 НК РФ необходимо связывать правовые основания для выставления требования об уплате налога.

Так, согласно п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Указанное требование должно быть исполнено в течение 8 дней с даты, получения, если 1 более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В связи с введением на территории РФ мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с письмами ФНС России от 25.03.2020 №ЕД-20-8/32 @ «О применении мер взыскания», от 27.04.2020 N ЕД-20-8/53@ «О от 26.05.2020 N ЕД-20-8/71@ приостановлено применение принудительных мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, до 01.07.2020.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 предусмотрено что, предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличены на 6 месяцев.

В связи с возобновлением с 01.07.2020 возможности применения налоговыми органами мер принудительного взыскания, предусмотренных статьями 69, 70, 46, 47 НК РФ   03.07.2020 ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика по электронным каналам связи требование № 60761  об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов на основании вступившего в законную силу решения Инспекции.

Данное требование было направлено посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС) 08.07.2020 и получено налогоплательщиком 13.07.2020, что подтверждается квитанцией о приеме документа.

Таким образом, налоговым органом соблюден первый этап принудительного взыскания задолженности путем направления требования от 08.07.2020 № 60761 на основании вступившего 19.03.2020 в законную силу решения Инспекции №2 от 10.06.2019.

Кроме того, ООО «Металлоресурс» обращалось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной ИФИС России №2 но Кемеровской области о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.06.2019 №2 недействительным.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.08.2020 по заявлению ООО «Металлоресурс» приняты обеспечительные меры, приостанавливающие действие указанного решения.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2020 по делу №А27-15847/2020 в удовлетворении заявленных требований ООО «Металлоресурс» отказано, решение вступило в законную силу 12.02.2021.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2021 года, решение от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-15847/2020 оставлены без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Решение от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-15847/2020  имеет преюдициальное значение для дела в порядке ст.69 АПК РФ

Доводы заявителя о том, что в связи с пропуском налоговым органом сроков направления решения о привлечении к налоговой ответственности, требование oб уплате налога от 08.07.2020 № 60761 является незаконным, так как по нему истекли сроки на принудительное взыскание доначисленной по решению недоимки, пени, штрафов, как в административном, так и в судебном порядке, не могут быть приняты в связи со следующим.

Положения статьи 45 НК РФ предусматривают, что налогоплательщики самостоятельно производят уплату налога, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога.

Мерами принудительного характера, применяемыми в бесспорном порядке, предусмотренном ПК РФ и направленными на исполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, либо налоговым агентом обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьей 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях; принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказ:- в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В рамках рассматриваемого дела, принимая во внимание фактические обстоятельства, правовое регулирование спорного вопроса, установленные пунктами статьи 70 НК РФ сроки для совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей, следует, что Инспекцией соблюдена процедура внесудебного взыскания недоимки.

Таким образом, материалами дела подтверждается отсутствие основании, предусмотренных статьей 59 HК РФ для признания задолженности безнадежной к взысканию.

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13592/04 oт 29.03.2005, именно  с момента направления требования начиняется этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога организации.

Взыскание налога - длящийся процесс.

 На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную  сумму.

Решение по результатам, проведенной выездной налоговой проверки вступило в, законную силу 19.03.2020 и именно с этого момента, в соответствии с положениями статьи 70 НК РФ - необходимо связывать правовые основания для выставления требования об уплату налога.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска в связи с неисполнением Обществом обязанности по уплате налога, пени, штрафа, в соответствии с положениями ст. 69, 70 ПК РФ, и с учетом п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №409 было направлено требование от 08.07.2020 № 60761 об уплате налога, пени, штрафа.

Применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, Инспекцией соблюдены установленные п. 2 ст. 70 порядок и сроки направления требования.

Сроки принудительного взыскания, предусмотренные ст. 70, 46 и 47 НК РФ учитываются в той продолжительности, которая установлена указанными нормами НК РФ, независимо от нарушения налоговым органом иных сроков, в том числе в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4. пунктом 3 статьи 140), поскольку указанные сроки никоим образом не связаны с процедурой принудительного взыскания задолженности.

Из буквального толкования положений статей 46, 47 НК РФ прямо следует, что течение сроков на принудительное взыскание, предусмотренных статьями 46 и 47 НК РФ, связано исключительно со сроком выставления требования об уплате и, соответственно, несоблюдение иных сроков мероприятий налогового контроля не могут влиять непосредственно па сроки процедуры принудительного взыскания.

Заявителем  не учтено, что в соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм налога должно быть направлено налогоплательщику в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О разъяснено, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).

Следовательно, на момент выставления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа как меры принуждения, должна существовать сама возможность применения принуждения, в том числе не может быть утрачена возможность взыскания истребуемой задолженности.

Требование от 08.07.2020 № 60761 об уплате налога, пени, штрафа соответствует установленной решением Инспекции от 10.06.2019 №2 фактической обязанности Общества по уплате задолженности, поскольку арбитражным судом Кемеровской  области по делу №А27-15847/2020 отказано в удовлетворении Общества о признании частично недействительным решения Инспекции от 10.06.2019 №2 .

Таким образом, в материалы дела Обществом не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов, доказательства того, что на Общество незаконно возложены какие-либо обязанности, как того требуют положения статей 198, 201 АПК РФ.

Кроме того, действия по взысканию задолженности, указанной в оспариваемом требовании, не осуществлялись.

Инспекция не имела правовых оснований для инициирования процедуры взыскания задолженности до рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы и, соответственно, вступления в законную силу итогового решения по результатам выездной налоговой проверки.

В силу абзаца 2 пунктом 9 статьи 101 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 101.2 Кодекса предусмотрено, что в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе, что также не было учтено заявителем при расчете крайнего срока для принудительного взыскания налогов, штрафов и пеней.

Признание спорной задолженности безнадежной ко взысканию будет являться освобождением от исполнения, вступившего в законную силу решения Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении, которое Обществом оспаривалось в судебном порядке и не признано недействительным.

Суд не принимает доводы налогоплательщика, что им не было получено решение Управления от 03.09.2020 по жалобе налогоплательщика, исходя из следующего.

Решением УФНС России по Кемеровской области от 03.09.2020 жалоба налогоплательщика о признании недействительными решений Инспекции от 30.12.2019 №15, от 23.01.2020 №16 о принятии обеспечительных мер и признании безнадежными ко взысканию сумм налогов, пени, штрафов, доначисленных по решению Инспекции от 10.06.2019 №2 оставлена без удовлетворения.

Вышеуказанное решение Управления было направлено налогоплательщику по почте 04.09.2020, что подтверждается представленным в суд списком №3 внутренних почтовых отправлений. По заявлению налогоплательщика от 07.12.2020 Управление письмом от 11.12.2020 №07-10/23674 предложило заявителю получить оригинал решения Управления, которое в итоге было получено, представителем налогоплательщика 29.12.2020.

Довод заявителя о том, что налоговым органом пропущен установленный пунктом 9 статьи 101 НК РФ срок для вручения налогоплательщику решения №2 от 10.06.2019, со ссылкой на п.31 Постановления № 57 от 30.07.2013, является необоснованным, поскольку представленная Обществом последовательность выставления требования рассчитана без учета вступления решения в законную силу, а последствия нарушения срока, установленного для направления налоговым органом решения по результатам проверки, налоговым законодательством, в том числе и данным пунктом, прямо не предусмотрены, как уже было отражено выше.

Более того, нарушение процессуальных сроков направления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения о привлечении к налоговой ответственности,  требования об уплате задолженности при соблюдении налоговым органом положений п.2 ст. 70 НК РФ.

По смыслу разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", толкование норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ свидетельствует о том, что исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В связи с соблюдением Инспекцией сроков на принудительное взыскание налога, пеней, штрафа, доначисленных на основании решения №2 от 10.06.2019г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», требования ООО «Металлоресурс»  о признании   безнадежной  ко взысканию  указываемых обществом   сумм и обязании исключения записей из лицевого счета  налогоплательщика  удовлетворению не подлежат.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                      И.А.Рубекина