ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-34892/2021 от 15.06.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-34892/2021

22 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием систем аудиозаписи помощником судьи Теневой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирские жилые кварталы» (ОГРН 1135476036750, ИНН 5433192206), Новосибирск

к мэрии города Новосибирска в лице Управления архитектурно - строительной инспекции (ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846), г. Новосибирск

о признании незаконным решение, выраженное в уведомлении от 19.11.2021 № 11/1/11.1-04/03765 в части,

         при участии представителей:

заявителя: Воронина У.А., доверенность от 12.10.2021 (выдана сроком до 12.10.2022), диплом, паспорт,

заинтересованного лица: Польгейм О.В., доверенность №01/40/07078, (выдана сроком до 31.12.2022), служебное удостоверение,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибирские жилые кварталы» (далее – заявитель, общество, ООО «Сибирские жилые кварталы», ООО «СЖК») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к мэрии города Новосибирска в лице Управления архитектурно - строительной инспекции (далее – заинтересованное лицо, мэрия) о признании незаконным решение, выраженное в уведомлении от 19.11.2021 № 11/1/11.1-04/03765 в части.

Требования заявителя мотивированы тем, что решение в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, поскольку выдача разрешений на строительство и внесение изменений в разрешение на строительство включены в перечень типовых услуг, оказываемых, в частности, органами местного самоуправления. Решение о необходимости создания ООПТ регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области не подпадает под закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по внесению изменений в разрешение на строительство. Кроме того, оспариваемое решение нарушает права общества на застройку принадлежащего ему земельного участка в соответствии с его правовым режимом, автоматически продлевает срок завершения строительства объекта и, тем самым, создает обстоятельства, которые могут привести к нарушению застройщиком принятых на себя обязательств перед участниками долевого строительства.

Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении, дополнительных пояснениях.

Заинтересованное лицо отзывом, и представитель в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на положения части 2 статьи 12.1 закона Новосибирской области 26.09.2005 № 325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» (далее – Закон №325-ОЗ) в редакции Закона Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ, согласно которым с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационной местности, лесного парка, в целях предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия приостанавливается предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка, объектов социально-культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог), иная деятельность, наносящая вред или создающая возможность нанесения такого вреда природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых предполагается создание такой особо охраняемой природной территории.

Заинтересованное лицо полагает, что именно с даты принятия решения о необходимости создания лесного парка на земельных участках, расположенных не территории, на которой предполагается создание лесного парка, приостанавливается выдача разрешений на строительство. Более подробно изложено в отзыве (л. д. 58-61).

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ООО «Сибирские жилые кварталы» - субъект  градостроительной деятельности, застройщик, является собственником земельного участка, местонахождение которого: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Дачное шоссе, 20 стр. в Заельцовском районе, кадастровый номер земельного участка 54:35:031850:20.

На основании выданного мэрией города Новосибирска разрешения № 54-Ru54303000-384 от 30.12.2009 (с изм. Внесенными разрешением №54- Ru54303000-384/2 и 11-2021 от 29.06.2021) общество осуществляет строительство объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома, в том числе, с помещениями общественного назначения, автостоянками, объект дошкольного образования, объект общественного питания, магазин, трансформаторные подстанции, распределительный пункт» на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:20.

15.11.2021 обществом направлено в управление архитектурно-строительной инспекции мэрии  города Новосибирска в электронной форме (посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг) заявление  (исх. № 1594860031) (вх. 11.1-03-4237) о внесении изменений в действующее разрешение на строительство.

Согласно проектному решению строительство объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, объект дошкольного образования, объект общественного питания, магазин, трансформаторные подстанции, распределительный пункт» на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:20 осуществляется с выделением XII этапов.

Как следует из заявления от 15.11.2021 о предоставлении муниципальной услуги, ООО «СЖК» просило внести изменения в разрешение на строительство 10-12 этапов:

в части объемно-планировочных решений блоков «В», «Г» многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения № 12 (по генплану) с подземной автостоянкой (изменение характеристик жилого помещения на последнем этажа: планировалось сделать два яруса) - проектная документация (шифр 93-18-12);

в части архитектурно-планировочного решения для разработки рабочей документации по объектам, которые планировалось начать строить со следующего года, (в части изменения проекта, в том числе по этажности) - проектная документация (шифр 93-18-16).

Корректировка проектной документации ООО «Гражданпроект» шифр: 93-18-16 получила положительное заключение экспертизы ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» от 11.10.2021 № 54-2-1-2-059161-2021 (по 8-11 этапам), от 12.10.2021 № 54-2-1-2-059778-2021 (по 12 этапу) (приложения №№ 5-6).

Соответственно, объектом оказания муниципальной услуги являлся 10-12 этапы строительства.

Объекты 1-8 этапов, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:20, управлением архитектурно-строительной инспекции введены в эксплуатацию (приложение №№ 11-14). Расположенный на смежном земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:533 объект 3 этапа - торгово-бытовой комплекс с кафе, магазином и фитнес-центром и на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:19 объект 3 этапа -газовая котельная так же введены управлением в эксплуатацию.

I. Отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Кодекса и п. 2.7 Регламента, а именно, материалов, содержащихся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 Кодекса проектной документации, разработанной в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87:

а)       пояснительная записка (отсутствует обоснование возможности
осуществления строительства Объекта по этапам строительства с выделением этих
этапов (отсутствуют сведения о
3 этапе строительства));

б)    схема планировочной организации земельного участка, выполненная в
соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (отсутствуют сведения о коэффициенте плотности застройки земельного участка, о количестве машино - мест и площадей площадок благоустройства в отдельности для каждого этапа строительства).

II. Несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а именно:

- недостаточно 2 машино - места для маломобильных групп населения для 9 этапа строительства Объекта, в том числе 1 машино - места увеличенного габарита;

- земельный участок с кадастровым номером 54:35:031850:20 расположен вграницах территории, в отношении которой Правительством Новосибирской области принято решение о необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 № 320-п). С даты принятия такого решения в силу положений части 2 статьи 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 325-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» на данной территории приостановлено предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство и внесение изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства в части увеличения количества этажей и (или) изменения функционального назначения объекта (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания лесного парка, объектов социально - культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог). Также запрещаются все виды рубок лесных насаждений, за исключением рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, рубок ухода за лесом в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись в части с данным отказом, ООО «Сибирские жилые кварталы» обратилось в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит заявленные требования  в оспариваемой части подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

  В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

         При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Арбитражный суд, рассматривая дело, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе представленных доказательств (статья 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 65, части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, которые арбитражный суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статья 51 Градостроительного кодекса РФ регулирует случаи выдачи разрешения на строительство, а статей 54 Градостроительного кодекса РФ регламентирован порядок осуществления строительного надзора.

Согласно части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Выдача разрешения на строительство и внесение в него изменений включены в перечень типовых услуг, оказываемых органами власти.

В силу части 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать во внесение изменений в разрешение на строительство содержится в части 21.15 статьи 51 ГрК РФ.

Приведенный перечень оснований является исчерпывающим и в силу указанной части 3 статьи 4 ГрК РФ нормативным актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или законом субъекта РФ не может быть дополнен. 

Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 № 320-п принято решение о необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области. В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правительства Новосибирской области до момента создания лесного парка «Заельцовский бор» приостанавливается, в том числе выдача разрешений на строительство и внесение изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства в части увеличения количества этажей и (или) изменения функционального назначения объекта.

Правительство Новосибирской области полномочно принимать решения о создании лесного парка и установлении запретов использования земельных участков, включенных в ориентировочные границы ООПТ, исходя из  положений  статьи 1 Закона Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области».

В силу абзаца 11 пункта 8 статьи 1 Закона Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационной местности, лесного парка, в целях предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия приостанавливается предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка, объектов социально-культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог), иная деятельность, наносящая вред или создающая возможность нанесения такого вреда природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых предполагается создание такой особо охраняемой природной территории.

Таким образом, постановление Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 № 320-п является подзаконным нормативным правовым актом, основанным на Законе Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области».

Решением Новосибирского областного суда от 25.08.2021, апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.01.2022 по делу № 3а-66/2021 признан не действующим Закон Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ в части приостановления строительства и реконструкции на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационной местности, лесного парка, с даты принятия Правительством Новосибирской области решения о необходимости созданияприродно-рекреационной местности, лесного парка.

28.04.2022 кассационным определением  Восьмого кассационного суда общей юрисдикции решение Новосибирского областного суда от 25.08.2021, апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.01.2022 по делу № 3а-66/2021 отменены, абзац 11 пункта 8 статьи 1 Закона Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ признан не действующим полностью.

Согласно пункту 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Суд считает необходимым отметить, что, несмотря на оспариваемое в рамках настоящего дела уведомления, заинтересованным лицом внесены изменения в разрешение на строительство и обществу выдано разрешение на строительство с изменениями от 30.12.2021 № 54-Ru54303000-384/2h12-2021, в результате чего заявитель продолжает осуществлять строительство.

Вместе с тем, разрешение на строительство выдано заявителю 30.12.2021, то есть после обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Кроме того, суд учитывает позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 18 Информационного письма от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» из которого следует, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Учитывая изложенное, исходя из положений статьи 71 АПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку заинтересованное лицо не доказало надлежащим образом законность оспариваемого в рамках настоящего дела решения, выраженного в уведомлении  от 19.11.2021.

Вместе с тем, заявитель доказал нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым уведомлением.

Судебные расходы распределяются судом по правилам статьи 110 АПК РФ и относятся на заинтересованное лицо.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.06.2022 до 15 час. 30 мин. 15.06.2022. Информация об объявленном перерыве размещена на официальном сайте суда в разделе «Картотека арбитражных дел».

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд    

решил:

 заявленные требования удовлетворить.

 Признать решение, выраженное в уведомлении от 19.11.2021 № 11/1/11.1-04/03765 в части отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от 29.06.2021 № 54-Ru54303000- 384/2и11-2021 по основанию расположения земельного участка с кадастровым номером 54:35:031850:20 в границах территории, в отношении которой Правительством Новосибирской области принято решение о необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 № 320-п), не соответствующим положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с мэрии города Новосибирска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирские жилые кварталы» расходы по уплате государственной пошлины  в размере 3000 рублей.

  Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Пахомова