ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3558/09АРБИТРАЖНЫЙ от 30.06.2009 АС Новосибирской области

Арбитражный суд Новосибирской области

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6, к. № 522

  www.Arbitr-nso.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

  резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 июня 2009 года

в полном объеме решение изготовлено 09 июля 2009 года

Дело № А45-3558/2009Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Г.М. Емельяновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Емельяновой Г.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»

к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной аэронавигационной службы

об оспаривании действий государственного органа, об обязании устранить допущенные нарушения

  при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 13.03.2009 №21/03-09;Салапанова В.Р., представителя по доверенности от 20.01.2009 №10/01-09; ФИО2, представителя по доверенности от 13.04.2009 №25/04-09;
 от заинтересованного лица:

ФИО3, представителя по доверенности от 31.03.2009 №16; ФИО4, представителя по доверенности от 08.05.2009 №20;

у с т а н о в и л:

поступило заявление о признании незаконными действий Сибирского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы, выразившееся в запрете 06.02.2009 года приема заявок на использование воздушного пространства воздушными судами Ми-8Т № 24685, Ми-8 № 25399, в районах МДП Стрежевого, МДП Колпашево, МДП Томска (радиограмма от 06.02.2009 года); об обязании Сибирского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в 3-х дневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Заявитель, поддерживая требования, ссылаясь на ст. ст. 13, 16, 17, 20, 21, 23, 24, 26 Воздушного кодекса, Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1084 (п. 43), Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 № 173 «О Федеральной аэронавигационной службе» (п.п. 1, 6.7), Инструкцию по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства - планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра транспорта Российской Федерации от 30.11.2001 № 483/168, статьи 29, 197-199 АПК РФ, указал на следующее:

-заявитель является авиационной организацией эксплуатирующей воздушные суда, выполняющие исследовательские полеты, в том числе, эксплуатирует вертолеты Ми-8Т № 24685 и Ми-8Т № 25399;
  -в январе-феврале 2009 года заявитель выполнял исследовательские полеты на воздушном судне в районах МДП Стрежевого, МДП Колпашево, МДП Томска;

- 08.02.2009 года заявитель обратился с заявкой на использование воздушного пространства - выполнение на вертолете Ми-8 № 25399 полета по маршруту Новосибирск-Чажемто, однако в связи с тем, что заинтересованным лицом 06.02.2009 года был введен запрет на прием заявок на использование воздушного пространства воздушными судами, выполнение полета по программе было остановлено, данный запрет был введен без установленных законом или иными нормативными правовыми актами оснований;

-оспариваемыми действиями нарушаются права и законные интересы заявителя:
  - ограничено право на использование воздушного судна;
  произведен срыв полетов по программам летных испытаний, в том числе по договорам со сторонними организациями;

-заявителю причинены убытки (затраты на обеспечение запланированного полета ГСМ, затраты по оплате гарантированного налета по договорам аренды узлов и агрегатов воздушных судов).
  Заинтересованное лицо, со ссылкой на нормы статей 12, 16, 21, 23, 61ВК РФ, Постановление № 173, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 года № 1152-р, Правила использования воздушного пространства, Постановления № 862, Инструкцию по составлению заявок, Административный регламент Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной аэронавигационной службы от 14.12.2006 года № 100, статьи 131, 189, 197-201 АПК РФ, заявленные требования не признало, указав на следующее:
  - Правила использования воздушного пространства не содержат положений ограничивающих принятие решений о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки того или иного пользователя воздушного пространства;

-у заявителя отсутствуют основания по использованию воздушного судна, поскольку заявитель использует воздушное судно не для исследовательских полетов, а занимается коммерческой деятельностью, в связи с этим, отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями;

- причиной запрета на прием заявок на использование воздушного пространства 06.02.2009 года явился отказ заявителя давать разъяснения и представлять документы, подтверждающие информацию, содержащуюся в заявке на использование воздушного пространства от 26.01.2009 года.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.


  Как следует из материалов дела, заявитель является пользователем воздушного пространства, между заявителем и открытым акционерным обществом «Летно-исследовательский центр «Нимбус», подписан договор аренды воздушного судна от 11.01.2005 № 11/01-05, в соответствии с данным договором заявителю предоставляется во временное владение и пользование воздушное судно.

Заявителем используются воздушные судна –вертолеты Ми-8Т № 24685, Ми-8 № 25399.

Сибирским межрегиональным управлением Федеральной аэронавигационной службы радиограммой от 05.02.2009 года № 051110 у ФГУП «СибНИА» была запрошена информация об обстоятельствах выполнения исследовательских полетов воздушного судна Ми-8Т № 24685 в период с 24.01.-29.01 2009 года. Срок для представления информации был установлен до 10.02.2009 года.

06.02.2009 года заинтересованным лицом ограничено использование воздушным пространством воздушными судами ФГУП «СибНИА» вертолетами Ми-8Т № 24685 и Ми-8 № 25399 (телеграмма № 060908), по причине не представления программы выполнения исследовательских полетов.

08.02.2009 года заявитель подал заявку на использование воздушного пространства вертолетом Ми-8 № 25399 для полета по маршруту Новосибирск-Чажемто (радиограмма № 080722). Указанная заявка была аннулирована со ссылкой за запрет Сибирского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы от 06.02.2009 года на использование воздушного пространства вертолетами предприятия Ми-8Т № 24685, Ми-8 № 25399. Данное ограничение действовало до 13.02.2009 года, и было отменено соответствующим распоряжением (телеграмма № 080722).

При этом, запрашиваемая заинтересованным лицом информация, была направлена заявителем до истечения срока её представления -09.02.2009 года (радиограмма № 090944) с указанием оснований проведения полетов, со ссылкой на программу исследовательских полетов № НРо8-13-07.Таким образом, решение о запрете приема заявок (06.02.2009 года) на использование воздушными судами ФГУП «СибНИА» воздушного пространства по основанию непредставления запрашиваемой информации, было принято до истечения установленного срока её представления (10.02.2009 года).

Кроме того, программа выполнения исследовательских полетов, на непредставление которой, указано как на основание ограничения полетов, заинтересованным лицом у ФГУП «СибНИА» не запрашивалась, нормы права, предусматривающие представление указанной программы при направлении формализованных заявок, заинтересованным лицом не указаны, а потому, доводы заинтересованного лица о несоответствии данной программы действующему законодательству, подлежат отклонению. Кроме того, снимая ограничения воздушного пространства, заинтересованное лицо не ссылалось на устранение заявителем указанного обстоятельства, т.е. программа выполнения исследовательских полетов на дату снятия ограничения так и не была представлена заявителем.

Ссылка заинтересованного лица на то, что у Сибирского Управления Росаэронавигации была информация о неправильности заполнения заявок на использование воздушного пространства вертолетами Ми-8Т № 24685 и Ми-8 № 25399, является бездоказательной и документально не подтвержденной.

Довод Управления Росаэронавигации о том, что у заявителя отсутствуют основания по использованию воздушного судна, поскольку заявитель использует воздушное судно не для исследовательских полетов, а занимается коммерческой деятельностью, при рассмотрении данного спора юридического значения не имеет и не входит в круг обстоятельств подлежащих доказыванию по настоящему делу, поскольку, как следует из содержания телеграммы от 05.02.2009 года, вышеуказанные обстоятельства не являлись основаниями для введения запрета на прием заявок.

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм действующего законодательства, заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
  Согласно статье 11 Воздушного Кодекса РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
  Как было установлено в ходе судебного разбирательства, заявитель является пользователем воздушного пространства.

В соответствии с нормами статей 13, 16, 17 ВК РФ, все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
  При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено в соответствии с Правилами использования воздушного пространства (пункт 6 Правил использования воздушного пространства).
  Согласно пункту 35 Правил использования воздушного пространства, в воздушном пространстве могут устанавливаться запретные зоны и зоны ограничений.
  По представлению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций запретные зоны устанавливает Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а зоны ограничений - командующий объединением ВВС и ПВО (командующий авиационным объединением, командир авиационного соединения).

Запретные зоны и зоны ограничений устанавливаются в пределах обоснованного объема воздушного пространства. Использование воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничений запрещено. Данные о запретных зонах и зонах ограничений публикуются в документах аэронавигационной информации (пункт 36 Правил использования воздушного пространства).

Согласно пунктам 42, 43, 52 Правил использования воздушного пространства, деятельность, связанная с использованием воздушного пространства, осуществляется в соответствии с поданными заявками и (или) расписаниями (графиками). Заявки, поданные с нарушением установленного порядка, аннулируются и в суточный план центров ЕС ОрВД не включаются, о чем ставится в известность податель заявки. Решения о запрещении деятельности и аннулировании заявок принимают центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать соответствующие разрешения на использование воздушного пространства.

В соответствии с пунктами 5, 8, 9 Регламента, предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации Росаэронавигация осуществляет непосредственно, через свои территориальные органы и организации, подведомственные Росаэронавигации. Территориальные органы Федеральной аэронавигационной службы в части оказания государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации выполняют функции в соответствии с положениями, утвержденными приказами Федеральной аэронавигационной службы.
  В части оказания государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации территориальные органы Федеральной аэронавигационной службы, в числе прочих, осуществляют следующие полномочия:
  - выдают разрешения на выполнение разовых полетов по внутренним воздушным трассам в зоне ответственности, а также решения о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявок на использование воздушного пространства.

Согласно пунктам 27, 32, 33 Регламента, до начала полета воздушного судна пользователю воздушного пространства Российской Федерации может быть отказано в предоставлении государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию при наличии любого из следующих оснований:
  1) запретов или ограничений на использование воздушного пространства, введенных в порядке, установленном действующим законодательством;
  2) задолженности пользователя воздушного пространства Российской Федерации по сборам за аэронавигационное обслуживание.
  Отказы в предоставлении государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию оформляются в виде аннулирования заявки пользователя, отказа в выдаче разрешения на использование воздушного пространства пользователю или невключения заявки в суточный план полетов.
  При наличии задолженности пользователя воздушного пространства Российской Федерации по сборам за аэронавигационное обслуживание Росаэронавигацией применяются ограничения к данному пользователю в виде решений Росаэронавигации по изменению условий (включая прекращение) предоставления государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию нерегулярных и регулярных полетов воздушных судов.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, заявителю было отказано в предоставлении государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию, в виде аннулировании заявки, вследствие совершения заинтересованным лицом оспариваемых действий.
  Данный отказ (оспариваемые действия) не связан с наличием запретов или ограничений на использование воздушного пространства, введенных в порядке, установленном действующим законодательством или с наличием задолженности пользователя воздушного пространства Российской Федерации по сборам за аэронавигационное обслуживание.
  Согласно Постановлению № 173, заинтересованное лицо осуществляет контроль и надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации и вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Таким образом, меры ограничительного характера должны быть направлены на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований. При этом, действующее законодательство не содержит таких мер ограничительного характера, как запрет использования воздушного пространства воздушным судном, в связи с непредставлением затребованной информации, в частности, программы выполнения исследовательских полетов, с учетом того, что информация была представлена по запросу заинтересованного лица в установленный срок, а Инструкция по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства - планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра транспорта Российской Федерации от 30.11.2001 года № 483/168 не предусматривает направление программ выполнения исследовательских полетов для приема заявок.

Таким образом, суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемых действий нормам статей 13, 16, 17 Воздушного Кодекса РФ.
  Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями, следует из существа оспариваемых действий (невозможность использования воздушного пространства, невозможность использования воздушного судна).

Требование заявителя об обязании устранить допущенные нарушения прав, удовлетворению не подлежат, поскольку, допущенные нарушения устранены 13.02.2009 года.

Сумма государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 копеек, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании норм статьи 104 АПК РФ, статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167, 170, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным действия Сибирского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы, выразившееся в запрете 06.02.2009 года приема заявок на использование воздушного пространства воздушными судами Ми-8Т № 24685, Ми-8 № 25399, в районах МДП Стрежевого, МДП Колпашево, МДП Томска (радиограмма от 06.02.2009 года).

В остальной части заявленных требований отказать.

Возвратить ФГУП «СибНИА имени С.А. Чаплыгина» государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 10.02.2009 года.

По истечении срока на обжалование выдать справку.

На решение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании.

Судья Г.М.Емельянова