ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3579/15 от 25.05.2015 АС Новосибирской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                              ДЕЛО № А45-3679/2015

 «28» мая 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2015

В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2015

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Черновой О.В,     

при ведении протокола  судебного заседания  секретарем Ковырзиной И.Ю.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Обьдорстрой»

к заинтересованному лицу: Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области

третьи лица: 1. Управление Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 2. Администрация города Оби Новосибирской области,

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 19.08.2014,

от заинтересованного лица:ФИО2 по доверенности от 28.01.2013,

от третьих лиц: 1. не явился (извещен), 2. не явился (извещен)

             Заявитель-общество с ограниченной ответственностью  «Обьдорстрой»   (далее -ООО «Обьдорстрой») обратилось в арбитражный суд с заявлениемо    признании незаконными действийФедерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 10000 +/- 35 кв.м., кадастровый номер 54:36:010801:859, местоположение: <...> категория земель « земли населенных пунктов», разрешенное использование» для строительства складского помещения с административно-хозяйственным блоком» и об устранении допущенных нарушений  прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Обьдорстрой» путем обязания Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке площадью 10000 +/- 35 кв.м., кадастровый номер 54:36:010801:859, местоположение: <...> категория земель « земли населенных пунктов», разрешенное использование» для строительства складского помещения с административно-хозяйственным блоком».

        Кроме того, заявитель просит     взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 25000 рублей.

         В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 25 и пунктом 6 статьи 27  Федерального закона «О государственном кадастровом учете», для снятия земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учета.

           Заинтересованное лицо-Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области не согласно с заявленными требованиями, считает оспариваемые действия законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.

           Третьи лица, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.

          Третье лицо-администрация города Оби Новосибирской области представило отзыв, в котором поддерживает заявленные требования общества.

          Третье лицо-Управление Росреестра по Новосибирской области отзыва и возражений на заявление не представило.

          В соответствии со статьями  123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствии надлежащим образом уведомленных третьих лиц  по имеющимся материалам дела.

         Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения заявителя и заинтересованного лица, суд

                                  у с т а н о в и л :             

           Как видно из материалов дела,  на основании постановления администрации города Оби Новосибирской области от 11.02.2014 № 144 ООО «Обьдорстрой» утвержден акт выбора земельного участка площадью 10000 +/- 35 кв.м., под строительство складского помещения с административно-хозяйственным блоком, расположенного по адресу: <...> и предварительно согласовано место размещение объекта для последующего предоставления обществу земельного участка в аренду.

        За счет средств ООО «Обьдорстрой» в рамках процедуры получения земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, выбранный по соответствующему акту земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 54:36:010801:859, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № 54/201/14-223706.

          ООО «Обьдорстрой» обратилось с заявлением от 28.07.2014 о предоставлении земельного участка в аренду.

          04.08.2014 администрация города Оби отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок необходим ей для нужд города Обь.

         Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2015 по делу №А45-21568/2014 заявленные требования общества о предоставлении земельного участка удовлетворены.

          10.12.2014 администрацией города Оби было принято постановление № 1329 об отмене постановлений администрации города Оби № 102 от 06.02.2014, № 144 от 11.02.2014.

         Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.02.2015 по делу №А45-25509/2014 постановление администрацией города Оби № 1329 от 10.12.2014 признано незаконным.

        При обращении ООО «Обьдорстрой»  с запросом о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, им получен ответ об отказе в предоставлении испрашиваемых сведений. Отказ был обусловлен тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:859 аннулирован на основании заявления собственника 01.09.2014.

        Таким образом, завершить процедуру получения земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта в настоящее время невозможно по причине снятия с государственного кадастрового учета ранее постановленного в этих целях земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859.

         Действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учета совершены Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области. Указанные действия совершены  государственным органом кадастрового учета на основании заявления администрации города Оби Новосибирской области.

         Заявитель не был согласен с действиями заинтересованного лица и обратился в суд с настоящим заявлением.

          Суд считает требования заявителя  подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
            В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
          Таким образом, для признания незаконными действий органа кадастрового учёта по снятию с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение этими действиями прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Обьдорстрой».
         В случае наличия совокупности указанных условий суд в резолютивной части решения согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определённые действия, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя.

         При проверке законности действий органа кадастрового учёта по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учёта на предмет их соответствия требованиям федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» судом установлено следующее.
           Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регламентированы Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
            Государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

          В соответствии с названным федеральным законом осуществляется кадастровый учёт земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
          По правилу пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учёт объекта недвижимости, учёт изменений объекта недвижимости, учёт части объекта недвижимости, учёт адреса правообладателя или снятие с учёта объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учёта.
           Особенности осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости перечислены в статье 24 названного Федерального закона.
          В силу пункта 4 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учёт образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.
            Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
           Если по истечении пяти лет со дня постановки на учёт образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

            В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в течение срока действия временного характера внесённых в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости, в результате преобразования которого был образован объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
         Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учёт земельного участка носят временный характер.
          При этом в пункте 2 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» специально оговорено, что орган кадастрового учёта снимает с учёта земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости.
          Пунктом 6 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в снятии с учёта земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учёта в соответствии с установленными статьёй 24 названного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости.
            Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:859 являлся преобразуемым на момент рассмотрения заявления о снятии его с государственного кадастрового учёта, поданного администрацией города Оби Новосибирской области 13.08.2014, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

           При таких условиях суд приходит к выводу о том, что у органа кадастрового учёта отсутствовали правовые основания для принятия решения о снятии земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учета.

          Действия федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учёта противоречат требованиям пункта 2 статьи 25, пункта 6 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
           Своими действиями по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учёта орган кадастрового учёта фактически лишил ООО «Обьдорстрой» возможности завершить процедуру получения земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Более того, незаконными действиями по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учёта орган кадастрового учёта сделал заведомо невыполнимым решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2015 по делу № А45-21658/2014.
          Довод  заинтересованного лица о том, что действия органа кадастрового учёта по снятию земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 с государственного кадастрового учёта были обусловлены незаконными действиями администрации города Оби Новосибирской области, которая в момент рассмотрения Арбитражным судом Новосибирской области дела № А45-21658/2014 подала заявление о снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта, не может быть принят во внимание судом, поскольку незаконность действий администрации города Оби в данном случае лишь подтверждает незаконность действий органа кадастрового учёта.

        Ссылка заинтересованного лица на то, что в данном случае права общества нарушены действиями администрации города Оби Новосибирской области, а не органом кадастрового учета и восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке должно быть следствием признания судом незаконными обращения администрации города Оби Новосибирской области с заявлением, судом не принимаются, поскольку действия по снятию с учета земельного участка совершены заинтересованным лицом и ответственность возлагается на орган кадастрового учета, администрация города Оби Новосибирской области не является органом государственного кадастрового учета и действий, подлежащих оспариванию в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 198 АПК РФ, не совершало.

           Кроме того, ответственность за принятие решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта в любом случае возлагается на орган кадастрового учета.

            С учётом изложенного суд признаёт заявленные обществом  требования обоснованными и в этой связи подлежащими удовлетворению.
           В целях реального устранения нарушенных прав ООО «Обьдорстрой» суд полагает необходимым обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Новосибирской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке площадью 10 000 +/- 35 кв. м, кадастровый номер 54:36:010801:859, местоположение: <...> категория земель «земли населённых пунктов», разрешённое использование «для строительства складского помещения с административно-хозяйственным блоком».

          При рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов по делу суд исходит из следующего.

          Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, по общему правилу взыскиваются арбитражным судом со стороны, не в пользу которой принят судебный акт.

          Обращаясь с требованием о взыскании с заинтересованного лица судебных расходов истцу в силу положений части 1 статьи  65 АПК РФ и пункту  3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2007 г. N 121,  требующему возмещения расходов на оплату услуг представителя, необходимо доказать их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

         В обоснование судебных расходов по настоящему делу заявителем представлены: договор от 24.02.2015г. на оказание юридических услуг, расходный кассовый ордер от 24.02.2015 на сумму 25000 рублей.
           Судебное разбирательство предполагает несение сторонами судебных расходов, предусмотренных главой 9 АПК РФ. В этой связи ответчик, в случае предъявления к нему соответствующего иска, должен осознавать риск наступления неблагоприятных последствий, связанных, в том числе, с возможностью отнесения на него судебных расходов, открытый перечень которых установлен статьей 106 АПК РФ.

          Из пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

         В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 454-0 от 21.12.2004, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 10 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

            Заинтересованное лицо доказательств чрезмерности расходов в сумме 25000 рублей не представило.

           В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

         Доказательств того, что указанная сумма судебных расходов превышает разумные пределы, заинтересованным лицом не представлено.    Факт оказания Обществу юридических услуг и их оплата подтверждается материалами дела.

          Размер расходов, понесенных на оплату услуг представителя в сумме 25000 рублей, по мнению суда, соотносим с объемом защищаемого права, степенью сложности дела, которое относится к несложным, оказанными по делу услугами, учитывая количество судебных заседаний: 1 предварительное судебное заседание - 23.04.2015, 1 судебное заседания 25.05.2015 с участием представителя заявителя, составление представителем заявителя искового заявления, возражений на отзыв, является разумным.

           Стоимость оказанных услуг не превышает средней стоимости аналогичных услуг в регионе.

            Оценив имеющиеся доказательства по делу в порядке, предусмотренном статьей 71, 65, 200 АПК РФ, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          При подаче заявления в суд ООО «Обьдорстрой» была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей, которая подлежит возмещению за счет заинтересованного лица, в связи с тем, что требования заявителя удовлетворены.

          Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 180,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

                                        Р Е Ш И Л :

   Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Обьдорстрой» удовлетворить.

         Признать незаконными действияФедерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 10000 +/- 35 кв.м., кадастровый номер 54:36:010801:859, местоположение: <...> категория земель « земли населенных пунктов», разрешенное использование» для строительства складского помещения с административно-хозяйственным блоком».

         Устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Обьдорстрой» путем обязания Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке площадью 10000 +/- 35 кв.м., кадастровый номер 54:36:010801:859, местоположение: <...> категория земель « земли населенных пунктов», разрешенное использование» для строительства складского помещения с административно-хозяйственным блоком».

          Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице  филиала по Новосибирской области судебные расходы в сумме 25000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей в пользу общества с ограниченной ответственностью «Обьдорстрой».

          После вступления решения в законную силу выдать исполнительные листы.

    На   решение арбитражного суда может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                     О.В.Чернова