ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-37162/19 от 11.06.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-37162/2019

июня 2020 года

11 июня 2020 года объявлена резолютивная часть решения

19 июня 2020 года изготовлено решение в полном объеме

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Амелешиной Г.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мушкачевой Т.А., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по  адресу: 630102, <...>, зал судебного заседания № 535, дело по иску Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН <***>), г Новосибирск, к обществу с ограниченной ответственностью "Гипроавтотранс" (ОГРН <***>), г. Новосибирск, о взыскании 245 832 рублей 84 копеек задолженности, 4 156 рублей 35 копеек пени, при участии в судебном заседании представителей: истца:  ФИО1,  доверенность №79 от 11.12.2019, ответчика: ФИО2, директор,  

УСТАНОВИЛ:

Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гипроавтотранс" о взыскании 245 832 рублей 84 копеек задолженности, 4 156 рублей 35 копеек пени.

Исковое заявление мотивировано нарушением ответчиком обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск в полном объеме.

Ответчик письменным отзывом и в ходе судебного разбирательства отклонил исковые требования и  заявил о применении срока давности.

Истец, с учетом заявления о применении  срока исковой давности в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изменил размер  исковых требований и просил взыскать с ответчика 172 305 руб. 97 коп. долга за период с 16.10.2016 г. по февраль 2020 г.; 8 680 руб. 25 коп. пени за период с 11.04.2019г.  по 13.01.2020г.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит обоснованным иск, уточненный истцом в пределах срока исковой давности, и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверка доводов истца, ответчика, оценка представленных доказательств, приводит к следующему.

Удовлетворяя требование о взыскании  задолженности  по взносам на капитальный ремонт, исходит из следующего.

В соответствии с частью  1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

На основании статей  178, 180 ЖК РФ, статей 17-18 Закона Новосибирской области № 360 от 05 июля 2013 года, региональный оператор осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных, иные функции, предусмотренные законодательством.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года № 524-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы», утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: <...>, включен в региональную программу 27.11.2013 г.

В силу положений статьи  210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части  1 статьи 39 ЖК РФ - собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частями 1, 3 статьи  158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Гипроавтотранс" на праве собственности принадлежат следующие помещения, расположенные:

Адрес нахождения помещений, принадлежащих Ответчику

Номер лицевых счетов помещений, принадле­жащих Ответчику

Площадь помещений, принадлежащих Ответчику (кв. м.)

<...>, П826

<...>, П879

<...>, П875

<...>, П874

<...>, П877

<...>, П825

<...>, П881

<...>, П882

<...>, П823

В соответствии с частью  3 статьи  169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Согласно статьям 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. Согласно части  1 статьи  169 ЖК РФ - собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью  1 статьи 171 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (уведомлений). В соответствии с частью 1 статьи  155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

По делу установлено и не доказано иное, что ответчик, в нарушение обязательств, предусмотренных законом, не производил оплату взносов за капитальный ремонт.

Согласно документально подтвержденным доводам истца, задолженность ответчика по взносам на капитальный ремонт составляет 172 305 руб. 97 коп.

Приведенные в обоснование иска обстоятельства ответчиком документально не опровергнуты. Доводы ответчик о не выставлении ему счетов истцом не подтверждены материалами дела.

Для целей взыскания взносов на капитальный ремонт не имеет значения как долго собственник, к которому предъявляется требование об уплате долга владеет помещением, поскольку согласно части  3 статьи  158 ЖК РФ при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Таким образом, если предыдущий собственник имеет долг по взносам на капитальный ремонт и при переходе права собственности долг не был оплачен, то вся задолженность переходит к новому собственнику, в связи с чем  исковые требования на всю сумму долга подлежат предъявлению к новому собственнику помещения вне зависимости от периода владения помещением.

Кроме того, в соответствии с частью  3 статьи  158 ЖК РФ неисполненная обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт не переходит к действующему собственнику, зарегистрировавшим право собственности на помещение после 01.08.2014, в случае, если предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме являлся субъект Российской Федерацией, Российская Федерация или муниципальное образование. В таком случае обязанность по оплате у нового собственника возникает только с момента регистрации права собственности на помещение, а муниципальное образование, субъект Российской Федерацией, Российская Федерация, имеющие задолженность по взносам на капитальный ремонт, сформировавшуюся до проведения процедуры приватизации, обязаны погасить такую задолженность.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком денежного обязательства образовалась подтвержденная материалами дела задолженность, составляющая 172 305 руб. 97 коп.

Истцом в адрес ответчика в целях соблюдения обязательного досудебного порядка разрешения споров, установленного частью 5 статьи 4 АПК РФ, направлена претензия от 04.06.2019 г. об оплате  задолженности. Оставление ответчиком без удовлетворения в полном объеме претензионного требования повлекло обращение в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 310 ГК РФ недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.

С учетом положений норм статей 307, 309, 310 ГК РФ в отсутствие в материалах дела доказательств оплаты,  не имеется оснований для отказа во взыскании долга в судебном порядке.

С ответчика подлежит взысканию в пользу истца 172 305 руб. 97 коп задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,  по расчету истца, проверенному судом, признанному правильным.

Доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате взносов  в отсутствие договора не согласуются с указанными выше нормами права, несостоятельны.

Применительно к вопросу об обоснованности иска в остальной части, надлежит констатировать наличие оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания неустойки.

В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени, в размере, одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Факт просрочки исполнения обязательств установлен в ходе судебного разбирательства. При таком положении постановка истцом вопроса об уплате неустойки является правомерной.

Гражданское законодательство  предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Таким образом, предметом иска является взыскание установленной законом пени, соответственно, ее взыскание в порядке и размере, определенном соглашением сторон, является правомерным и не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом положений норм статей 329, 330 ГК РФ, в отсутствие в материалах дела доказательств уплаты неустойки в связи с просрочкой платежа, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца неустойка в размере 8 680 руб. 25 коп. пени за период с 11.04.2019г.  по 13.01.2020г. по расчету истца, проверенному судом, признанному правильным.

Взыскивая неустойку в заявленном размере, суд не находит оснований для ее уменьшения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.

Уменьшение размера взыскиваемой неустойки при наличии соответствующего заявления ответчика является правом, а не обязанностью суда. В данном случае ответчик не заявил об уменьшении взыскиваемой неустойки.

В данном случае, судом не установлены обстоятельства, указывающие на возможность уменьшения размера взыскиваемой пени в порядке статьи 333 ГК РФ.

По правилам распределения судебных расходов (статья 110 АПК РФ) в связи с удовлетворением иска на ответчика относятся расходы истца по уплате государственной пошлины. В соответствии со статьей 104 АПК РФ, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета  Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области 1 570 руб. 42 коп. излишне уплаченной государственной пошлины  в виду уменьшения размера исковых  требований.

Взысканные судом с ответчика в пользу Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области  денежные суммы долга, пени,  расходов по уплате государственной пошлины подлежат перечислению по следующим реквизитам, указанным истцом:

Получатель

Фонд модернизации ЖКХ, адрес: 630008, <...>, ИНН <***>, КПП 540501001, БИК 045004641, расчетный счет <***> в Сибирском банке ПАО Сбербанк г. Новосибирск, корреспондентский счет 30101810500000000641.

Руководствуясь статьями 167-170, 104, 110, 176 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.30 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гипроавтотранс" (ОГРН <***>)  в пользу Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН <***>): 172 305 руб. 97 коп. долга за период с 16.10.2016 г. по февраль 2020 г.; 8 680 руб. 25 коп. пени за период с 11.04.2019г.  по 13.01.2020г.;  6 429 руб. 58 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить  Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН <***>) из федерального бюджета  1 570 руб. 42 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.     

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в   Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в  Арбитражный суд  Западно-Сибирского округа при условии, что оно было     предметом рассмотрения  арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Апелляционная и кассационная  жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Г.Л. Амелешина