ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-37170/2022 от 09.08.2023 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-37170/2022

16 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 9 августа 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2023 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турбановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт», г. Новосибирск

к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, 1) Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Доверие», 2) Резаева Павла Викторовича, 3) Департамента по тарифам Новосибирской области, 4) администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам.

о признании незаконным и подлежащем отмене предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №08-01-020/319 от 07.10.2022,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Маркина Н.С., доверенность №65/2023 от 16.05.2023 (выдана сроком по 16.05.2026), паспорт, диплом,

заинтересованного лица: Моргунова Е.А., доверенность № 71 от 10.01.2023 (выдана сроком по 31.12.2024), диплом, служебное удостоверение №007 от 19.01.2023 года

третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) (посредством веб- конференции) Резаев П.В., скан-копия паспорта, скан-копия диплома, 3) не явился, извещен, 4) Городчикова Г.В., доверенность № 51/02-1617 от 21.12.2022 (сроком до 31.12.2023), паспорт, диплом,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Новосибирскэнергосбыт» (далее по тексту - заявитель, общество, АО «Новосибирскэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (по тексту - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ по НСО) о признании незаконным и подлежащем отмене предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №08-01-020/319 от 07.10.2022.

Заявленные требования мотивирует тем, что информация о наличии статуса МКД, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 155, по сведениям, размещенными органами местного самоуправления в ГИС ЖКХ, а также техническим паспортом, ответом Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Мэрии г. Новосибирска, подтверждает статус дома как МКД.

Заинтересованное лицо отзывом, представленным в материалы дела, и представитель в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что предостережение вынесено в целях профилактики нарушений обязательных требований закона, носит предупредительный, профилактический характер о недопустимости нарушения законодательства и само по себе не может нарушать права заявителя. Более подробно позиция заинтересованного лица изложена в отзыве.

Определением суда от 23.12.2022, 24.01.2023, 06.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 1) Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Доверие», 2) Резаев Павел Викторович, 3) Департамент по тарифам Новосибирской области, 4) Администрация Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Доверие» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Отзыв на заявление не представило.

Резаев Павел Викторович, принимающий участии в судебном заседании посредством веб-конференции, и в отзыве, представленном в материалы дела, поддержал позицию инспекции. Более подробно изложено в отзыве.

Департамент по тарифам Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, пояснил, что нормативы, также как и тарифы, не устанавливаются применительно к какому-либо конкретному дому. Установленные нормативы применяются в зависимости от критериев, к которым относится жилое помещение того или иного потребителя. Более подробно изложено в письменных пояснениях.

Исходя из положений части 1 статьи 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие Управляющая Компания «Доверие» и Департамента по тарифам Новосибирской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам в судебном заседании пояснил, что согласно техническому паспорту, который находится в администрации, здание на Красном проспекте, 155, является общежитием.

Решение об изменении статуса указанного здания на многоквартирный дом мэрией не принималось. Более подробно изложено в отзыве.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Из материалов дела следует, что «Новосибирскэнергосбыт» является исполнителем коммунальной услуги по электрической энергии для потребителей жилого дома № 155 по Красному проспекту в г. Новосибирске.

08.09.2022 №11662/48-ПГ в государственную жилищную инспекцию Новосибирской области поступило обращение Резаева Павла Викторовича, содержащее сведения о нарушении порядка начисления размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 155, ком. 816Б, а именно, начисление за коммунальную услугу общество производит без учета статуса общежития.

С целью установления достоверности поступивших сведений, инспекцией в адрес АО «Новосибирскэнергосбыт» и ООО Управляющая Компания «Доверие» направлены запросы.

Из ответа АО «Новосибирскэнергосбыт» следует, что в жилом помещении отсутствует индивидуальный прибор учета электроэнергии и расчет начислений производится по нормативу потребления. Норматив потребления в многоквартирном доме утвержден приказом Департамента по тарифам НСО № 168-ЭЭ от 15.08.2012.

Из ответа ООО Управляющая Компания «Доверие» следует, что норматив по ГВС согласно пункта 5 приказа 170-В от 16.08.2012 составляет -2,978 куб. м/на чел.

На основании этого сделан перерасчет по строке «Горячее водоснабжение» с февраля 2021 года по май 2022 года.

Согласно письму администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 30.06.2022 № 51/09/05874, из информации, размещенной на сайте ГИС ЖКХ, а также согласно техническому паспорту, здание по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 155, является общежитием.

Изменение статуса указанного здания на «многоквартирный дом» органом местного самоуправления не принималось.

Инспекцией установлено, что в техническом паспорте здания в разделе «Распределение площади жилых помещений зданий с учетом архитектурно-планировочных особенностей» отражены сведения о количестве жилых комнат/помещений, информация о жилых квартирах отсутствует.

Кроме того, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2022 № КУВИ-001/2022-165096863 указано назначение - многоквартирный дом; наименование - общежитие.

В целях профилактики нарушения обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на основании части 1 статьи 49 Федерального Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 248-ФЗ) АО «Новосибирскэнергосбыт» инспекцией объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных пунктом 50 и пункта 51 Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее- Правила № 354), а именно, по вопросу начисления собственнику № 816Б общежития по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 155, размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии с учетом нормативов, утвержденных департаментом по тарифам Новосибирской области для данного объекта недвижимости с учетом статуса общежития за период с апреля 2018 по май 2022 годы.

По итогам рассмотрения возражений общества оснований для отзыва предостережения инспекцией не выявлено.

Не согласившись с предостережением от 07.10.2022 № 08-01-020/319, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в судебном заседании, оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

В соответствии с пунктом 1 Положения о ГЖИ НСО, утверждённого постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п, инспекция является областным исполнительном органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление, в том числе регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области (далее - региональный жилищный надзор).

В соответствии с подпунктом «1.2» пункта 10 Положения о ГЖИ НСО, утверждённого постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п, в установленной сфере деятельности инспекция исполняет следующие полномочия: проводит профилактические мероприятия в целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В силу положений части 1 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пункта 22 Положения о ГЖИ НСО, утверждённого постановлением Правительства Новосибирскойобласти от 23.04.2012 № 208-п, инспекция может проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.

Исходя из положений части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пункта 28 Положения о ГЖИ НСО, утверждённого Постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п, в случае наличия у инспекции сведений о нарушениях обязательных требований или признакахнарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, инспекция объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что действующие на территории Новосибирской области нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению установлены приказом департамента от 15.08.2012 168-ЭЭ (в редакции приказов департамента: 26.12.2012 № 834 (ред. 06.12.2013), от 28.05.2013 № 68-ЭЭ, от 07.07.2016 № 134, от 22.05.2017 № 216-ЭЭ) со следующей дифференциацией: приложением № 1 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и общежитий квартирного типа (дифференцированы в зависимости от оборудования жилого помещения электроплитами либо газовыми плитами, от количества комнат в жилом помещении и от количества проживающих в жилом помещении); приложением № 2 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях общежитий секционного, коридорного и гостиничного типа (дифференцированы в зависимости от оборудования жилого помещения электроплитами либо газовыми плитами и от количества проживающих в жилом помещении); приложением № 3 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях жилых домов (дифференцированы в зависимости от наличия в жилом доме электроотопления и водонагревателя, от количества комнат в жилом доме и от количества проживающих в жилом помещении).

Указанные нормативы, также как и тарифы, не устанавливаются применительно к какому-либо конкретному дому.

Установленные нормативы применяются в зависимости от критериев, к которым относится жилое помещение того или иного потребителя.

Судом сделан запрос в МКУ города Новосибирска «Городское жилищное агентство» для выяснения статуса здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 155, а именно: являлось указанное здание в период с сентября по октябрь 2022 года многоквартирным домом либо общежитием.

Из ответа № 840 от 12.05.2023 МКУ города Новосибирска «Городское жилищное агентство» следует, что строение по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 155-многоквартирный дом (бывшее общежитие).

В соответствии с постановлением мэрии от 11.12.2007 № 954 жилые помещения, расположенные по адресу: Красный проспект, д. 155, исключены из состава специализированного жилищного фонда и отнесены к муниципальному жилищному фонду социального использования.

Вместе с тем, утрата общежитием коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов и блоков душевых (спорное здание) статуса специализированного жилого фонда автоматически не влечет за собой реконструкцию, влияющую на изменение объемов потребления ресурсов на те или иные нужды.

Пункт 51 Правил № 354 предусматривает, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Из положений пункта 50 Правил № 354 и формулы 7(1) приложения № 2 к Правилам № 354, определяющих размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в коммунальной квартире, следует, что порядок исчисления объема данной услуги урегулирован пунктом 42 Правил № 354, то есть общими нормами, применяемыми к жилым помещениям, расположенным в МКД.

По смыслу указанных положений соответствие жилого помещения признакам коммунальной квартиры само по себе не предполагает наличия особенностей в оказании коммунальных услуг, свидетельствующих о необходимости применения специального порядка исчисления объема оказанных коммунальных услуг.

Утрата общежитием коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых) статуса специализированного жилого помещения без проведения реконструкции предполагает сохранение его конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства, в связи с чем имеющиеся в здании жилые помещения будут соответствовать признакам коммунальных квартир.

По своей правовой природе норматив потребления является расчетной величиной, составляющей презумпцию объема коммунальных услуг, потребленного жилым помещением за расчетный период, применяемую ввиду отсутствия возможности их исчисления приборным методом.

В силу пункта 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД устанавливаются едиными для МКД и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены МКД или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями МКД и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

В случаях, предусмотренных таблицами 1, 8, 9 приложения № 2 к Правилам № 306, значения нормативов потребления коммунальных услуг установлены непосредственно в зависимости от наличия у объекта ресурсоснабжения статуса общежития. Применения соответствующих нормативов к иным категориям жилых помещений, расположенным в МКД, в том числе – к коммунальным квартирам, предполагает распространение на них правового режима тарифного регулирования потребления коммунальных услуг, установленного для общежитий, чего положения Правил № 306 не предусматривают.

Таким образом, изменение статуса жилого дома с прекращением у него статуса общежития предполагает необходимость применения к нему нормативов потребления, установленных для МКД с соответствующими конструктивными особенностями, что соответствует общему подходу к установлению нормативов потребления коммунальных услуг, установленному пунктом 11 Правил № 306.

Спорное МКД – бывшее общежитие, по своему конструктивному устройству по-прежнему соответствуют категории жилых домов (общежитий) коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых).

Данное обстоятельство третье лицо Резаев П.В. подтвердил в ходе судебного разбирательства, подтвердив, что здание является общежитием блочного типа, на этаже 8 секций, кухня общая на этаже, душ общий и расположен на третьем этаже, невозможно установить общие приборы учета.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие иного специально установленного норматива, отражающего специфику помещений в МКД, утратившем статус общежития, и обладающим конструктивными особенностями в виде упомянутых мест общего пользования, применение судом к спорному МКД секционного, нормативов, аналогичных тем, которые применяются к общежитиям, является обоснованным, как наиболее подходящее решение, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела.

Доказательств, опровергающих выводы суда, заявитель в материалы дела не представил.

Вместе с тем, выводы суда согласуются с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении №Ф04-7027/2020 от 22.09.2022 по делу №А46-22265/2018.

Довод Заявителя на незаконность требования перерасчета за период, превышающий срок исковой давности, судом рассмотрен и подлежит отклонению, поскольку положения о сроке исковой давности по правилам статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению в рамках гражданских правоотношений, по заявлению стороны в споре, и не могут быть применены к административным правоотношениям в сфере жилищного надзора. Положения Федерального Закона № 248-ФЗ также не содержат ограничений сроков давности проверяемого контрольным (надзорным) органом периода.

Проанализировав оспариваемое предостережение, судом установлено, что оно не содержит властно-распорядительных предписаний, не устанавливает факт нарушения со стороны заявителя требований действующего законодательства, не порождает препятствий для осуществления заявителем экономической деятельности.

По смыслу статьи 49 Закона №248-ФЗ предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.

То есть, в случае, когда контрольно-надзорный орган предполагает о наличии нарушений обязательных требований, нонеимеет при этом подтвержденных данных, формирующих состав, административного правонарушения, контролируемому лицу выдается предостережение. В свою очередь выявление достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для проведения контрольных мероприятий и (или) для возбуждения дела об административном правонарушении, что в спорной ситуации не имело места.

Выдача предостережения не зависит от факта установления виновности лица, которому оно выдается, а зависит от установления факта выявления признаков нарушения обязательных требований законодательства, и, направлено на предупреждение нарушения, является профилактической мерой, фактически уведомляет контролируемое лицо о возможных признаках нарушения и предлагает принять превентивные меры для соблюдения требований законодательства, в связи с чем, выдач предостережения не нарушает прав и интересов заявителя в рассматриваемом случае.

Принятие предостережения о необходимости соблюдения обязательных требований в будущем, без вынесения соответствующего предписания об устранения выявленных нарушений законодательства, носит предупредительный (профилактический) характер о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства, и само по себе не может нарушать права заявителя, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании его недействительным.

Учитывая, что инспекция доказала законность оспариваемого предупреждения, в то время, как заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов указанным предупреждением, суд находит заявленные требования общества необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судебные расходы распределяются по правилам статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на общество.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.08.2023 до 15 час. 15 мин. 09.08.2023. Информация об объявленном перерыве размещена на официальном сайте суда в разделе «Картотека арбитражных дел».

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Пахомова