ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3761/2022 от 29.09.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                 Дело № А45-3761/2022

Резолютивная часть  объявлена 29 сентября 2022 года

В полном объёме изготовлено 06 октября 2022 года

  Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Ершовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" (ОГРН 1025601998498), г. Орск к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295), г. Москва, о взыскании ущерба,

третьи лица: 1) акционерное общество "Фортеинвест" (ОГРН 1117746105400); 2) общество с ограниченной ответственностью «Фаэтон» (ИИН 020046941), 3) ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» (ИНН 9909465112) Республика Казахстан, г. Астана; 4) ГУП «Таджикская железная дорога» (ИНН: 9909431145), Республика Таджикистан, г. Душанбе; 5) Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской федерации" (ОГРН 1037701021841)

при участии в судебном заседании представителей: от истца – Жаврид М.В., доверенность № Д-190 от 01.01.2021, паспорт, диплом; от ответчика – Анохин А.Е., доверенность № 3-Сиб-67/Д от 19.11.2020, паспорт, диплом (до перерыва); Позднякова И.А., доверенность № 3-Сиб-82/Д от 23.11.2020, паспорт, диплом (после перерыва);

установил:

иск, уточненный в порядке ст. 49 АПК РФ, предъявлен публичным акционерным обществом "Орскнефтеоргсинтез" (далее – истец, ПАО "Орскнефтеоргсинтез") к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ответчик, ОАО  "РЖД") о взыскании убытков, возникших в связи с утратой и недостачей груза в результате схода вагонов, следовавших по накладным СМГС 30408696, 30408684, 30408691, 30408698 в общей сумме 72156,76 долларов США.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) акционерное общество "Фортеинвест"; 2) общество с ограниченной ответственностью «Фаэтон», 3) ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»; 4) ГУП «Таджикская железная дорога»; 5) Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской федерации".

         Истец в судебном заседании на требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.

         Претензионные требования истца о возмещении убытков были частично удовлетворены ответчиком, в связи с чем, истец заявил об уменьшении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ до суммы 72156,76 долларов США.

         В соответствии  со статьями 123, 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения спора.

         Ответчик отзывом считает иск не подлежащим удовлетворению, при этом указывает, что в соответствии с положениями ст. 37 СМГС, обстоятельства являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика за недостачу груза удостоверяются коммерческим актом. В отношении спорных вагонов истцом представлены коммерческие акты, в разделе «14.2» которых указано, что фактически масса груза не проверялась. Также в коммерческих актах в разделе «15» указано, что сход произошел 27.02.2021, однако коммерческие акты составлены в период с 05.03.2021 по 08.06.2021. В соответствии с положениями действующего законодательства коммерческий акт составляется в день обстоятельства, являющимся основанием для его составления или на следующий. В настоящем случае истцом представлен документ, составленный с нарушением требований действующего законодательства. Истцом не подтвержден размер утраченного груза, поскольку в коммерческих актах указано, что масса груза при отправлении определена грузоотправителем условно. В силу положений ст.95 и 96 УЖТ РФ, а также ст.37 СМГС установлено, что перевозчик несет ответственность за груз до момента его выдачи. В настоящем споре до его передачи. ОАО «РЖД» передало груз ТОО «КТЖ Грузовые перевозки», следовательно, ответственность за сохранность груза возложена на перевозчика по Республике Казахстан. Поскольку истцом не доказано, что сход вагонов с последующей утратой груза произошел по вине ОАО «РЖД», исковые требования удовлетворению не подлежат. Допустимые и достоверные доказательства, указывающие на вину ОАО «РЖД» в материалы дела не представлены. Требование истца основано на ст.37 СМГС, положения которой применимы в случае наличия доказательств вины ОАО «РЖД». Кроме того, к спорному грузу, перевозимому наливом (что подтверждается разделом «17» перевозочного документа) применимы положения СМГС о нормах естественной убыли, в связи с чем, вне зависимости от того, был сход или нет, нормы естественной убыли должны применяться. Также истцом не были учтены нормы естественной убыли в размере 0,3%. Согласно ст.43 СМГС для грузов, перевозимых наливом, если они перегружаются в пути следования, указанные нормы увеличиваются на 0,3% на каждую перегрузку.

         Кроме того, ответчик заявил ходатайство об оставлении иска без рассмотрения, поскольку претензии поданы истцом ответчику с нарушением требований законодательства (по одной претензии, требования которой были удовлетворены после подачи иска  - не представлен надлежащий расчет с учетом норм естественной убыли, по второй – не представлены обосновывающие претензию документы, подтверждающие стоимость груза и удостоверяющие факт причиненного ущерба по договору перевозки).

        Третье лицо - акционерное общество "Фортеинвест" (третье лицо (1)) отзывом считает иск подлежащим удовлетворению, при этом указывает, что между ПАО «Орскнефтеоргсинтез» и АО «ФортеИнвест» заключен договор на переработку № 43204-10/11-1 от 08.06.2011. АО «ФортеИнвест», в свою очередь, заключает договоры поставки на получаемые по Договору на переработку нефтепродукты, во исполнение которых дает распоряжения ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (истцу) на отгрузку нефтепродуктов, в том числе железнодорожным транспортом, в адрес покупателей АО «ФортеИнвест» или указанных ими лиц. Во исполнение Договора на переработку ПАО «Орскнефтеоргсинтез» согласовывает отгрузку на предстоящий период, осуществляет погрузку, оформление железнодорожных накладных и передачу груза перевозчику - ОАО «РЖД».

Таким образом, истец является производителем и грузоотправителем нефтепродуктов, получаемых в результате переработки сырья АО «ФортеИнвест» в рамках Договора на переработку и передаваемых покупателям АО «ФортеИнвест» по договорам поставки.

26.08.2020 между АО «ФортеИнвест» (Продавец, третье лицо (1)) и ООО «Фаэтон» (Покупатель, третье лицо (2)) был заключен контракт № 43204-70/20-284/D, в соответствии с которым Продавец обязался передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить нефтепродукты (средние дистилляты) производства ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (далее - Товар) по ценам и на условиях, оговариваемых в соответствующих Приложениях к Контракту на каждую партию Товара, в объеме до 100000 тонн, стоимость одной тонны 520 долларов США с дальнейшей транспортировкой за пределы Российской Федерации в Республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизскую Республику, Исламскую Республику Афганистан в период с 26.08.2020 по 01.07.2022.

         В рамках Договора на переработку истцу в феврале 2021 года было дано задание на производство и отгрузку, в том числе, дизельного топлива ЕВРО, межсезонного, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, станция назначения - Дангара ТДЖ (Таджикистан), получатель груза - ООО "Фаэтон".

Груз был отправлен по накладным по накладным СМГС 30408696, 30408684, 30408691, 30408698, однако в пути следования на участке Жем-Шалкар по ст. Улпан КЗХ ж/д произошел сход с рельсов 22-вагонов, в том числе, вагонов №№ 73231581, 53995999, 51637478, 57257099. Указанные обстоятельства повлекли возникновение ущерба, который подлежит возмещению перевозчиком (ответчиком).

        Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «Фаэтон» (третье лицо (2)) отзывом считает иск подлежащим удовлетворению, при этом указывает, что между ООО «Фаэтон» и АО «ФортеИнвест» был заключен контракт  от 26.08.2020 № 43204-70/20-284/D, в соответствии пунктом 1.1 Контракта АО «ФортеИнвест» (продавец) принимает обязательство передать в собственность, а ООО «Фаэтон» (Покупатель) принять и оплатить нефтепродукты (средние дистилляты) производства ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (далее Товар) по ценам и на условиях, оговариваемых в соответствующих Приложениях к Контракту на каждую партию Товара, в объеме до 100000 тонн с дальнейшей транспортировкой за пределы РФ в Республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизскую Республику, Исламскую Республику Афганистан в период с 26.08.2020 по 01.07.2022. При этом объемы поставки согласовываются сторонами дополнительно.

        В феврале 2021 года между АО «ФортеИнвест» и ООО «Фаэтон» было заключено приложение от 09.02.2021 № 2 к Контракту, согласно которому Продавец в феврале-марте 2021 года осуществляет поставку дизельного топлива, в том числе  ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, в количестве до 325 т, цена товара за тонну  определена в 520 долларов США, форма оплаты – 100% предоплата в течение 5 (пять) банковских дней с даты выставления на оплату Проформы-Инвойса.

        09.02.2021 был выставлен счет-проформа № 2102-0078 (приложение № 2) на оплату дизельного топлива в количестве 325 т по цене 520 долларов США за тонну. Счет был оплачен в соответствии с требованиями Контракта.

        После подтверждения отправки Товара со станции Никель Южно-Уральской железной дороги ОАО «РЖД»  между АО «ФортеИнвест» и ООО «Фаэтон» был подписан Акт от 28.02.2021 № 2/1 приема-передачи нефтепродуктов, согласно которому Товар в количестве 314 т  передан в собственность ООО «Фаэтон» на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги, в том числе,  дизельное топливо, переданное ПАО «Орскнефтеоргсинтез» ответчику для осуществления перевозки по накладным СМГС 30408696, СМГС 30408684, СМГС 30408691, СМГС 30408698.

        В начале марта 2021 года АО «ФортеИнвест» сообщило, что вагоны с поставляемым по Контракту грузом в  пути следования на участке Жем-Шалкар по ст. Улпан КЗХ ж/д сошли с рельсов, в результате чего Товар будет доставлен  перевозчиком с опозданием и не в полном объеме, в том числе товар, отправленный по накладным СМГС 30408696, СМГС 30408684, СМГС 30408691, СМГС 30408698 в  вагонах №№ 73231581, 53995999, 51637478 и 57257099 соответственно.

       ООО «Фаэтон» обратилось к АО «ФортеИнвест» с просьбой провести совместную претензионную работу по возмещению утраты и недостачи груза в связи со сходом с рельсов вагонов на Казахской ж/д через грузоотправителя ПАО «Орскнефтеоргсинтез» и представило ему необходимые документы для заявления претензионных требований к ОАО «РЖД» (оригиналы накладных, коммерческих актов и акта экспертизы). 

        ООО «Фаэтон» считает, что ответчик необоснованно отказал в удовлетворении претензий ПАО «Орскнефтеоргсинтез». Размер недостачи подтвержден документами, стоимость утраченного груза определена в соответствии с Контрактом, истец имеет право на возмещение в соответствии с нормами СМГС.   

Третьи лица - ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», ГУП «Таджикская железная дорога», Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской федерации" отзывы на иск не представили.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

         Между ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (истец, Завод) и АО «ФортеИнвест» (третье лицо (1), Заказчик) заключен договор на переработку № 43204-10/11-1 от 08.06.2011 (далее - Договор на переработку), в соответствии с условиями которого (п.п. 1.1.-1.3.) АО «ФортеИнвест» обязуется ежемесячно передавать на переработку сырую нефть, газовый конденсат, иное нефтяное сырье, обеспечить вывоз произведенных из сырья товарных нефтепродуктов, а также оплачивать переработку сырья. ПАО «Орскнефтеоргсинтез» обязуется ежемесячно перерабатывать на своих производственных мощностях сырье Заказчика в соответствии с условиями настоящего договора. Под переработкой Сырья понимается выполнение Заводом всех операций, начиная с приемки Сырья и заканчивая отгрузкой товарных нефтепродуктов.

В соответствии с пунктом 4.2 Договора на переработку Товарные нефтепродукты отгружаются Заводом лицам, указанным Заказчиком (Получателям), по Заявкам, предоставленным Заказчиком, либо иным лицом, указанным Заказчиком. При этом Завод оформляет отгрузочные (транспортные), и иные необходимые документы, а также обязуется передавать Заказчику оперативную информацию об отгрузках товарных нефтепродуктов в течение 1-х суток с даты отгрузки.

Отгрузка товарных нефтепродуктов осуществляется железнодорожным, автомобильным либо трубопроводным транспортом. Вид транспорта на отгружаемые товарные нефтепродукты указывается в Заявках Заказчика. Завод обязуется осуществлять отгрузки товарных нефтепродуктов в полном соответствии с действующим законодательством, нормативными актами, регламентирующими перевозки грузов соответствующим видом транспорта, а также Договором.

Пунктом 4.5 Договора на переработку предусмотрено, что товарные нефтепродукты считаются переданными Заводом Заказчику в момент отгрузки и/или передачи товарных нефтепродуктов (перевозчику). Документом, подтверждающим отгрузку товарных нефтепродуктов железнодорожным транспортом - железнодорожная накладная со штемпелем станции отправления, свидетельствующим о приеме товарных нефтепродуктов к перевозке.

       Обязанности Завода при отгрузках товарных нефтепродуктов железнодорожным транспортом установлены пунктом 4.12 Договора на переработку, в том числе: осуществить отправление товарных нефтепродуктов в количестве, в сроки и по маршрутам, указанным в заявках Заказчика; на основании заявок Заказчика в сроки, установленные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок грузов, представлять в ОАО «РЖД» заявки (форма ГУ-12) на согласование объемом в перевозок в международным/внутреннем сообщении на предстоящий/текущий месяц; осуществлять отправление товарных нефтепродуктов в количестве, в сроки и по маршрутам, указанным в заявках Заказчика и согласованным ОАО «РЖД», заполнять железнодорожные перевозочные документы в соответствии с Заявками (инструкциями) Заказчика; выполнять иные необходимые действия, связанные с отправкой товарных нефтепродуктов Заказчика по территории Российской Федерации и на экспорт.

       АО «ФортеИнвест» заключает договоры поставки на получаемые по Договору на переработку нефтепродукты, во исполнение которых дает распоряжения истцу на отгрузку нефтепродуктов, в том числе железнодорожным транспортом, в адрес покупателей АО «ФортеИнвест» или указанных ими лиц. Во исполнение Договора на переработку ПАО «Орскнефтеоргсинтез» согласовывает отгрузку на предстоящий период, осуществляет погрузку, оформление железнодорожных накладных и передачу груза перевозчику - ОАО «РЖД».

Таким образом, истец является производителем и грузоотправителем нефтепродуктов, получаемых в результате переработки сырья АО «ФортеИнвест» в рамках Договора на переработку и передаваемых покупателям АО «ФортеИнвест» по договорам поставки.

         26.08.2020 между АО «ФортеИнвест» (третье лицо (1), Продавец) и ООО «Фаэтон» (третье лицо (2), Покупатель) был заключен контракт № 43204-70/20-284/D (далее - Контракт), в соответствии с которым Продавец принял обязательство передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить нефтепродукты (средние дистилляты) производства ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (далее - Товар) по ценам и на условиях, оговариваемых в соответствующих Приложениях к Контракту на каждую партию Товара, в объеме до 100000 тонн с дальнейшей транспортировкой за пределы Российской Федерации в Республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизскую Республику, Исламскую Республику Афганистан в период с 26.08.2020 по 01.07.2022. При этом объемы поставки согласовываются сторонами дополнительно (пункт 1.1 Контракта).

       Согласно пункту 2.1 Контракта наименование, количество, качество, цена, сроки и базис поставки Товара определяются в Приложениях к Контракту, являющихся его неотъемлемой частью.

        Пунктом 2.4 Контракта определено, что доставка Товара осуществляется железнодорожным транспортом в железнодорожных цистернах, используемых Продавцом на основании договоров с третьими лицами.

        Согласно пунктам 4.1, 4.2. Контракта цена на Товар, поставляемый по Контракту, фиксируется в долларах США за одну метрическую тонну и определяется согласно Приложениям, являющимся неотъемлемой частью контракта. Покупатель на основании выставляемого продавцом счета осуществляет авансовый платеж в размере 100% от стоимости соответствующей партии Товара, оговоренной в соответствующем Приложении к Контракту. Срок осуществления авансового платежа составляет 5 банковских дней с даты предоставления счета Продавцом.

       В феврале 2021 года между АО «ФортеИнвест» и ООО «Фаэтон» было заключено приложение от 09.02.2021 № 2 к Контракту, согласно которому Продавец в феврале-марте 2021 года осуществляет поставку дизельного топлива, в том числе  ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, в количестве до 325 т, цена товара за тонну  определена в 520 долларов США, форма оплаты – 100% предоплата в течение 5 (пять) банковских дней с даты выставления на оплату Проформы-Инвойса. Пунктом 4 Приложения № 2 стороны предусмотрели, что Товар будет отгружен в Республику Таджикистан.

        Покупателю Продавцом 09.02.2021 был выставлен счет-проформа № 2102-0078 на оплату дизельного топлива в количестве 325 т по цене 520 долларов США за тонну. Счет был оплачен в соответствии с требованиями Контракта.

       В рамках Договора на переработку АО «ФортеИнвест» истцу было дано задание на производство и отгрузку, в том числе, дизельного топлива ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, станция назначения Дангара ТДЖ (Таджикистан), получатель груза - ООО "Фаэтон".

        После подтверждения отправки Товара со станции Никель Южно-Уральской железной дороги ОАО «РЖД» между АО «ФортеИнвест» и ООО «Фаэтон» был подписан Акт от 28.02.2021 № 2/1 приема-передачи нефтепродуктов, согласно которому Товар в количестве 314 т  передан в собственность ООО «Фаэтон» на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги, в том числе,  дизельное топливо, переданное ПАО «Орскнефтеоргсинтез» ответчику для осуществления перевозки по накладным СМГС 30408696, 30408684, 30408691, 30408698.

        По накладной  СМГС 30408696 ответчику для перевозки был передан  груз – дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, станция назначения Дангара ТДЖ (Таджикистан), получатель груза - ООО "Фаэтон". Груз отправлен в вагоне № 73231581, вес груза – 64 300 кг.

        По накладной СМГС 30408684 ответчику для перевозки был передан  груз - дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, станция назначения Дангара ТДЖ (Таджикистан), получатель груза - ООО "Фаэтон". Груз отправлен в вагоне № 53995999, вес груза – 64 400 кг.

        По накладной  СМГС 30408691 ответчику для перевозки был передан  груз – дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, станция назначения Дангара ТДЖ (Таджикистан), получатель груза - ООО "Фаэтон". Груз отправлен в вагоне № 51637478, вес груза – 56 500 кг.

        По накладной  СМГС 30408698 ответчику для перевозки был передан  груз – дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 марки ДТ-Е-К5, станция назначения Дангара ТДЖ (Таджикистан), получатель груза - ООО "Фаэтон". Груз отправлен в вагоне № 57257099, вес груза – 64 350 кг.

         В пути следования на участке Жем-Шалкар по ст. Улпан КЗХ ж/д произошел сход с рельсов 22-вагонов, в том числе, вагонов №№ 73231581, 53995999, 51637478 и 57257099.

         Как следует из коммерческого акта от 05.03.2021 № А 0012361/15, составленного перевозчиком на станции Шалкар, вагон № 73231581, отправленный по СМГС 30408696, после схода на боку, имеется незначительный остаток груза. Произвести замер груза не предоставляется возможным, то есть указанный вагон не поднят. В связи с этим остаток груза с вагона 73231581, без определения замера и веса груза, перекачен в исправный вагон № 57330201. По окончанию работ на загрузочный люк цистерны 57330201 наложено исправное ЗПУ.

        05.03.2021 на 6-ом пути станции Шалкар произведен замер высоты налива груза, с использованием метрштока. Одновременно с вагона № 57330201 снят забор груза для проведения лабораторных испытаний. По результатам замера: вагон 57330201, тип (90), t-(-1°C), плотность - 0,841, высота налива – 88 см.   Лабораторным анализом подтверждено, груз дизельное топливо не содержит воды и механических примесей. По окончанию работ на загрузочный люк указанной цистерны наложено исправное ЗПУ.

       Согласно коммерческому акту от 05.03.2021 № А 0012356/11, составленному перевозчиком на станции Шалкар, груз из вагонов № № 53995999 и 51637478, отправленных по СМГС 30408684 и 30408691, перекачен в исправный вагон № 51456838. По окончанию работ на загрузочный люк цистерны 51456838 наложено исправное ЗПУ.

       05.03.2021 на 6-ом пути станции Шалкар произведен замер высоты налива груза, с использованием метрштока. Одновременно с вышеуказанных вагонов снят забор груза для проведения лабораторных испытаний. По результатам замера: вагон 51456838, тип (66), t-(-1°C), плотность -0,841, высота налива – 197 см.   Лабораторным анализом подтверждено, груз дизельное топливо не содержит воды и механических примесей. По окончанию работ на загрузочный люк указанной цистерны наложено исправное ЗПУ.

        Согласно коммерческому акту от 24.05.2021 № А 0012365/20, составленному перевозчиком на станции Шалкар, на подъездном пути ТОО «Энерготехстройсервис» произведена перекачка груза «топливо дизельное» с вагона 51456838, перекаченные после схода, в вагон № 54073572.  Перед началом работ с вагона 51456838 срезано исправное ЗПУ, с порожнего вагона № 54073572 также срезано исправное ЗПУ. По завершению перекачки произведен замер уровня высоты налива, с использованием для замера метрштока. Высота налива составила 213 см. По окончанию работ на верхний загрузочный люк наложено исправное ЗПУ, вагон сдан под охрану.

       22.05.2021 с вагона № 57330201, перекаченный после схода остаток груза дизельное топливо в количестве 2 816 кг перекачен в вагон № 54073572, тип цистерны (72), годный под погрузку. Перед началом работ с вагона № 57330201 срезано исправное ЗПУ. С вагона № 54073572 срезано исправное ЗПУ ст. Шалкар. По завершению перекачки произведен замер уровня высота налива груза дизельное топливо в вагон № 54073572, с использованием для замера метрштока. Высота налива составила 226 см. По окончанию работ наложено исправное ЗПУ, груз сдан под охрану.

        24.05.2021 для установления веса груза в вагоне № 54073572 произведена перевеска. Перевеска производилась на исправных вагонных весах для статистического взвешивания, установленных на подъездном пути филиала «Шалкарское вагоноремонтное депо» ТОО «Камкор Вагон». По результату перевески вагона № 54073572 оказалось: брутто 75300, тара с бруса 26700, нетто 48600. По окончанию перевески вагон № 54073572 выставлен на 8 путь ст. Шалкар, сдан под охрану.

       Таким образом, из трех вагонов №№ 73231581, 53995999, 51637478, отправленных по накладным СМГС 30408696, СМГС 30408684, СМГС 30408691 на станцию назначения 07.06.2021 пришел один вагон № 54073572.

          По результатам комиссионного замера с участием перевозчика (Акт экспертизы № 278, проведенной 08.06.2021 Торгово-промышленной палатой республики Таджикистан Управления экспертизы и сертификации) в проверенной железнодорожной цистерне, вагон № 54073572  оказалось дизельное топливо ДТ-Е-К5 в количестве 47 724 кг.

         08.06.2021 перевозчиком на станции Дангара 748203 был составлен коммерческий акт в котором отражено, что 23.02.2021 согласно договору № 43204-70/20-284//D от 26.08.2020 между АО «Фортеинвест» и ООО «Фаэтон», приложение № 2 от 09.02.2021 было отгружено дизельное топливо марки ДТ-Е-К. В пути следования на участке Жем-Шалкар по ст. Улпан КЗХ ж/д произошел сход с рельсов вагоноцистерн. На основании коммерческого акта № А0012365/20 от 24.05.2021, в результате схода вагонов на станции Шалкар груз «Дизельное топливо ДТ-Е-К5» с цистерн № 53935999, 51637478, 73231581 были сняты пломбы и груз перекачен в исправный вагон № 54073572. По завершению перекачки произведен замер уровня высоты налива, с использованием метрштока и установлен исправный ЗПУ. Частичная потеря груза от первоначально перекаченного в цистерну № 54073572 станции Шалкар КЗХ, в результате схода с рельсов, составила 876 кг.

       Недостача груза, отправленного в вагонах 73231581, 5399599, 51637478 по железнодорожным накладным СМГС 30408696, 30408684, 30408691, составила  137 476 кг.

       Остатки груза, отправленного по накладной  СМГС 30408698  в вагоне № 57257099  прибыли   на станцию  назначения   29.08.2021, о    чем   свидетельствует    отметка  в  накладной СМГС 30408698.

       Согласно коммерческому акту от 05.03.2021 № А 0012358/12, составленному перевозчиком на станции Шалкар, вагон № 57257099, отправленный по СМГС 30408698, после схода перекачен в исправный вагон № 55555007. 05.03.2021 произведен замер высоты налива груза, с использованием метрштока, снят забор груза для проведения лабораторных испытаний, перед началом работ с загрузочного люка срезано исправное ЗПУ. По результатам замера: вагон 55555007, тип (106), t-(-1°C), плотность -0,841, высота налива – 189 см.  Лабораторным анализом подтверждено, груз дизельное топливо не содержит воды и механических примесей.

        Согласно коммерческому акту от 14.08.2021 № А 0012369/24, составленному перевозчиком на станции Шалкар, остаток груза «топливо дизельное» с вагона № 55555007 был перекачен в вагон № 51032860 принадлежности КЗХ (27) собственник вагона АО «Олжа», тип цистерны (25), годный под погрузку. Перекачка производилась комиссионно, в присутствии ДСЗЛ ст.Шалкар, охранника СК-60 ст. Шалкар, представителя от правоохранительных органов, при участии директора ТОО «Энерготехстройсервис».  По завершению перекачки произведен замер уровня высоты налива, с использованием для замера метрштока. Для установления веса груза в вагоне № 51032860 14.08.2021 на вагонных весах для статистического взвешивания была произведена перевеска вагона № 51032860. По результату перевески оказалось: брутто - 68080, тара с бруса – 21900, нетто – 46180.

        29.08.2021 после прибытия на станции Дангара 748203 перевозчиком был составлен коммерческий акт, согласно которому частичная потеря груза от первоначально перекаченного в цистерну 51032860 станции Шалкар КЗХ, в результате схода с рельсов составило 1 490 кг.

        По результатам комиссионных замеров (Акт экспертизы № 418, проведенной 29.08.2021 Торгово-промышленной палатой республики Таджикистан Управления экспертизы и сертификации, приложение №11), в проверенной железнодорожной цистерне, вагон № 51032860 оказалось дизельное топливо ДТ-Е-К5 в количестве 44690 кг.

        Недостача груза в результате перевозки по накладной СМГС 30408698, составила 19 660 кг. 

        Таким образом, недостача груза при перевозке вагонов №№ №№ 73231581, 53995999, 51637478 и 57257099 составила 157 136 кг (185200+64350-47724-44690).

 Истцом при подаче иска произведен расчет суммы убытков исходя из стоимости груза (520 долларов США за тонну), определенной контрактом № 43204-70/20-284/D, заключенным между АО «ФортеИнвест» (Продавец) и ООО «Фаэтон» (Покупатель), во исполнение которого спорный груз был передан для перевозки ответчику, о чем истец указывает в исковом заявлении.

Из материалов дела, а также накладных СМГС 30408696, 30408684, 30408691, 30408698 (графа 3 накладных) следует, что спорный груз перевозился по контракту  с обществом с ограниченной ответственностью «Фаэтон» № 43204-70/20-284/D от 26.08.2020, Приложение № 2 от 09.02.2021.

 Приложением № 2 от 03.02.2021 к контракту № 43204-70/20-284/D от 26.08.2020 сторонами согласована стоимость Товара  за тонну  - 520 долларов США.

С учетом установленного объема утраченного груза 157 136 кг и его стоимости (520 долларов США за тонну) размер убытков составил 81710,52 долларов США.

При этом ответчиком произведена частичная оплата ущерба, в связи с чем, размер ущерба истцом уточнен, заявленные требования уменьшены до суммы 72156,76 долларов США.

Пунктом 1 и 2 статьи 785 ГК РФ установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

 Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Поскольку перевозка осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении, то отношения сторон регулируются Соглашением о международном грузовом сообщении 1951 года (далее-СМГС).

         Согласно § 3 ст. 14 СМГС заключение договора перевозки подтверждается накладной.

         В соответствии с § 1 и 2 ст. 37 СМГС, Перевозчик несет ответственность перед отправителем или получателем, вытекающую исключительно из договора перевозки, в порядке и пределах, установленных настоящим Соглашением.  Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза с момента приема груза к перевозке до момента его выдачи.

          Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, удостоверяются коммерческим актом.

Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

ОАО "РЖД" приняло на себя обязательство по перевозке груза, что подтверждается накладными накладных СМГС 30408696, 30408684, 30408691, 30408698. Факт утраты и недостачи груза, доставленного на станцию назначения, подтверждают коммерческие акты, составленные перевозчиком.

         Согласно п. 2 ст. 796 ГК РФ, § 1 ст. 42 СМГС, ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком, в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза.

Учитывая изложенное, соответствующие доводы ответчика судом отклоняются.

Согласно пункту 1 параграфа 1 ст. 43 СМГС, в отношении грузов, которые вследствие своих естественных свойств подвержены убыли в массе при перевозке, перевозчик, независимо от пройденного грузом расстояния, несет ответственность лишь за ту часть недостачи, которая превышает два процента от массы жидких или сданных к перевозке в сыром (влажном) состоянии грузов. Для жидких или сданных к перевозке в сыром (влажном) состоянии грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом, если они перегружаются в пути следования, указанные нормы увеличиваются на 0,3% на каждую перегрузку.

Доводы ответчика о том, что истец не применил при расчете исковых требований коэффициенты естественной убыли и перегрузки, установленные статьей 43 СМГС при недостаче массы груза, подлежит отклонению.

Данные коэффициенты не могут применяться, поскольку ограничивают размер ответственности перевозчика для случаев недостачи груза при его замерах на станции назначения. В случае утраты топлива по вине перевозчика данные коэффициенты не подлежат применению, поскольку перевозчиком не выполнены свои обязательства по доставке груза и его передаче грузополучателю. Груз был утрачен/доставлен с недостачей в результате схода вагонов в пути следования по вине перевозчика, что подтверждается коммерческими актами, и не доставлен по назначению.

        По доводам ответчика относительно несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора истец указывает, что в соответствии со статьей 46 СМГС право предъявления претензии к перевозчику принадлежит отправителю и получателю (§ 1). Претензия предъявляется с соответствующим обоснованием и указанием суммы возмещения. Претензия предъявляется в бумажном виде, а при наличии договоренностей между участниками перевозки - в электронном виде.

       Претензия предъявляется: отправителем - к договорному перевозчику;  получателем - к перевозчику, выдающему груз (§ 2).

        Согласно статье 2 СМГС договорный перевозчик - перевозчик, который заключил с отправителем договор перевозки в соответствии с СМГС. Заключение договора перевозки подтверждается накладной (§ 3 ст. 14 СМГС).

         В соответствии с пунктом 3.2.3 Раздела 3 Информационного руководства к СМГС претензии, предъявляемые на основании СМГС в России по несохранным перевозкам грузов и за повреждение контейнеров, предъявляемые грузоотправителями (отправителями) к ОАО "РЖД", по экспортным и транзитным грузам, проследовавшим через пограничные переходы железных дорог Южно-Уральской  железной дороги,  предъявляются в  Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".

        Истцом ответчику были направлены претензии о возмещении ущерба за недостачу груза от № 11-12301 от 30.11.2021 на сумму $71 487,52 и № 11-10358 от 19.10.2021 на сумму $10 223,20.

        Претензия № 11-10358 от 19.10.2021 на сумму $10 223,20 была удовлетворена на сумму $ 9 553 (за исключением 2% массы груза, на которую, по мнению ответчика, сумма должна быть уменьшена в соответствии со статьей 43 СМГС).  

        Претензии о возмещении ущерба за недостачу груза от  30.11.2021 № 11-12301 была возращена и получен ответ от 21.12.2021 № исх-25313 3 –СТЦФТО, согласно которому претензия истца оставлена без рассмотрения ввиду непредставления обосновывающих претензию документов, удостоверяющих факт причиненного истцу ущерба по данному договору перевозку. Однако, с названными претензиями ответчику были представлены идентичные документы, а обоснование стоимости груза – одни и те же. По существу ответ на претензию от 21.12.2021 № исх-25313 3 –СТЦФТО является отказом в удовлетворении требований претензии, поскольку из норм СМГС (статьи 37,  39, 42) следует, что расходы и убытки, вытекающие из договора перевозки, подлежат возмещению. Условием для предъявления претензии грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику является полная утрата груза или недостача груза независимо от того, причинен ли ущерб, возникший вследствие утраты или недостачи, непосредственно грузоотправителю или грузополучателю, а размер ущерба определяется исходя из стоимости груза. Данные выводы подтверждены судебной практикой (Определение ВАС РФ от 05.09.2013 N ВАС-11542/13 по делу N А40-65900/12-13-612).

        ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в доказательство заключения договора перевозки с претензией были представлены оригиналы накладных (лист 1 накладной)  и листы уведомления о прибытии груза (лист 6 накладной).

         Указанный груз был доставлен грузополучателю с недостачей, что подтверждается накладными, а также коммерческими актами, оригиналы которых также были представлены с претензиями.  При этом оформление коммерческих актов  с нарушением требований СМГС не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку, во-первых, акт был оформлен перевозчиком, во-вторых, неправильное составление акта само по себе не опровергает обстоятельств, изложенных в нем, тем более подтвержденных и другими доказательствами.

         Акт экспертизы от 08.06.2021 № 278 имеет опечатку в номере накладной, однако в совокупности с другими представленными документами, подтверждает размер частичной утраты груза.

         Во всех представленных накладных  указано, что груз был направлен получателю во исполнение Контракта между ООО ""Фаэтон" и АО «ФортеИнвест» № 43204-70/20-284//D от 26.08.2200, приложение № 2 от 09.02.2021. В подтверждение стоимости утраченного груза с претензиями представлены заверенные копии следующих документов:

1.  Контракт № № 43204-70/20-284//D от 26.08.20 с Приложением № 2 от 09.02.2021 на 14 л.;

2.  Счет-проформа № 2102-0078 от 09.02.2021 на 1 л.;

3.  Акт № 2/1 приема-передачи нефтепродуктов от 28.02.2021 на 1 л., т.е. ПАО «Орскнефтеоргсинтез» с претензиями  ответчику представлены документы, позволяющие определить количество и стоимость недостачи груза, то есть представлены все необходимые документы, подтверждающие факт и размер причиненного ущерба.

          Кроме того, согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" если законом или договором установлен перечень документов и (или) сведений, которые необходимо направить в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, то     ненаправление       данных документов     и (или)   несообщение сведений, а также направление (сообщение) их в ненадлежащих форме или количестве не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка.

          Таким образом, суд признает возражения истца на доводы ответчика обоснованными, претензионный порядок соблюденным, в связи с чем, ходатайство ответчика об оставлении иска без рассмотрения удовлетворению не подлежит.

          Учитывая, что коммерческие акты составляются перевозчиком, в связи с чем, отсутствие или наличие каких-либо сведений в указанных актах, сроки их составления, принятие решения об отсутствии оснований для составления коммерческого акта является исключительно прерогативой перевозчика и не зависит от воли и действий истца, суд признает данные доводы ответчика необоснованными и отклоняет.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пункт 2 статьи 15 ГК РФ определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 ГК РФ. Указанные в названной статье принцип полного возмещения вреда, а также состав подлежащих возмещению убытков обеспечивают восстановление имущественной сферы потерпевшего в том виде, который она имела до правонарушения.

По общему правилу для взыскания убытков необходимо установить факт нарушения прав и законных интересов, наличие причинно-следственной связи между нарушением и убытками, виновный характер действий (бездействия) ответчика, а также размер убытков. Взыскание убытков возможно при доказанности указанных условий. Истцом доказана и ответчиком не оспорена надлежащими доказательствами совокупность всех условий, необходимых для возложения на ОАО «РЖД» обязанности возместить причиненные убытки.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 04 ноября 2002 года №70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации» указал, что в случае, когда в договоре денежное обязательство выражено в иностранной валюте без указания о его оплате в рублях, суду следует рассматривать такое договорное условие как предусмотренное пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, если только при толковании договора в соответствии с правилами статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не придет к иному выводу.

        В соответствии с пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

        Пункты 11, 13 Информационного письма от 04 ноября 2002 года №70 предусматривают, что при удовлетворении судом требований о взыскании денежных сумм, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в резолютивной части судебного акта должны содержаться: указание об оплате взыскиваемых сумм в рублях и размер сумм в иностранной валюте (условных денежных единицах) с точным наименованием этой валюты (единицы); ставка процентов и (или) размер неустойки, начисляемых на эту сумму; дата, начиная с которой производится их начисление, и день, по какой они должны начисляться; точное наименование органа (юридического лица), устанавливающего курс, на основании которого должен осуществляться пересчет иностранной валюты (условных денежных единиц) в рубли; указание момента, на который должен определяться курс для пересчета иностранной валюты (условных денежных единиц) в рубли.

         Если законом или соглашением сторон курс и дата пересчета не установлены, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что пересчет осуществляется по официальному курсу на дату фактического платежа.

         Для иностранных валют и условных денежных единиц, котируемых Банком России, под официальным курсом понимается курс этих валют (единиц) к рублю, устанавливаемый Банком России на основании статьи 53 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормы суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о взыскании убытков в сумме 72156,76 долларов США.

Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь  статьями 110,  167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

 взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" (ОГРН 1025601998498) ущерб в сумме 72156,76 долларов США в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического платежа,  расходы по уплате государственной пошлины в размере 50479 руб.

         Возвратить публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3157,57 руб. Выдать справку.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                               Л.А. Ершова