АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело №А45-37651/2018
07 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2018года
Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления по контролю за оборотом наркотиков Главное управление Министерства Внутренних дел России по Новосибирской области, г. Новосибирск
к обществу с ограниченной ответственностью «Белая Аптека на Выборной», г. Новосибирск
о привлечении к административно ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 30.10.2018, удостоверение;
заинтересованного лица – ФИО2, директор, паспорт; ФИО3, доверенность от 29.11.2018, удостоверение адвоката
УСТАНОВИЛ:
Управление по контролю за оборотом наркотиков Главное управление Министерства Внутренних дел России по Новосибирской области (далее – заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Белая Аптека на Выборной» (далее – заинтересованное лицо, ООО «Белая Аптека на Выборной», общество, аптека) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
Заинтересованное лицо факт выявленных нарушений не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что управлением необоснованно сделан вывод о наличии в действиях общества грубых нарушений лицензионных требований, при этом действиями ООО «Белая Аптека на Выборной» не причинен вред общественным отношениям, просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «Белая Аптека на Выборной» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии ЛО-54-02-001722 от 26.02.2015, выданной министерством здравоохранения Новосибирской области.
На основании распоряжения ГУ МВД России по Новосибирской области от 09.10.2018 № 42/345-Р «О проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» 11.10.2018 в ООО «Белая Аптека на Выборной», расположенном по адресу: <...>, проведено оперативно-розыскное мероприятие «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
В ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия установлено, что ООО «Белая Аптека на Выборной» осуществляет оборот сильнодействующих веществ и лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Управлением было выявлено следующее.
На 11.10.2018 в ООО «Белая Аптека на Выборной» на остатках имелись лекарственные препараты: «Лирика» 75 мг. № 14 капсулы - 1 упаковка, «Лирика» 75 мг. № 56 капсулы - 1 упаковка, «Лирика» 150 мг. № 14 капсулы - 1 упаковка, «Лирика» 150 мг. № 56 капсул - 1 упаковка (действующее вещество препарата «лирика» - прегабалин), «Прегабалин» 150 мг. № 14 капсулы - 1 упаковка, «Прегабалин» 75 мг. № 56 капсулы - 1 упаковка, «Прегабалин» 300 мг. № 56 капсулы - 1 упаковка, «Прегабалин» 75 мг. № 14 капсулы - 1 упаковка, «Циклоптик» 1 % 5 мл глазные капли - 2 упаковки с истекшим сроком годности в мае 2017 года (действующее вещество препарата «циклоптик» - циклопентолат), «Азалептин» 100 мг № 50 таблеток - 1 упаковка (действующее вещество препарата «азалептин» - клозапин).
Управлением было установлено, что обществом ведетсяжурнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения за 2017, 2018 годы по следующим лекарственным препаратам, подлежащим предметно-количественному учёту: «Лирика» 75 мг. № 14 капсулы, «Лирика» 75 мг. № 56 капсулы, «Лирика» 150 мг. № 14 капсулы, «Лирика» 150 мг. № 56 капсул, «Прегабалин» 150 мг. № 14 капсулы, «Прегабалин» 150 мг. № 56 капсулы, «Прегабалин» 75 мг. № 56 капсулы, «Прегабалин» 300 мг. № 56 капсулы, «Прегабалин» 75 мг. № 14 капсулы, «Тропикамид» 0,5 % 10 мл глазные капли, «Тропикамид» 1 % 10 мл глазные капли, «Циклоптик» 1 % 5 мл глазные капли, «Азалептин» 100 мг № 50 таблеток, «Азалептин» 25 мг № 50 таблеток, записи по приходу и расходу по которым внесены только с января по июль месяц 2018 года, тогда как приобретение и отпуск сильнодействующих веществ был и в августе, сентябре и октябре 2018 года, что подтверждается приходными документами поставщиков и рецептурными бланками по отпуску ф. № 148-1/у-88.
Согласно приходному документу от поставщика от 30.08.2018 № 8008802 в общество поступил препарат «Голдлайн» 0,015 № 90 капсулы (действующее вещество препарата сибутрамин), отпущен обществом по рецептурному бланку от 31.08.2018 № 8008858 (чек 68 №ККМ 141654), однако в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия журнал учёта операций по препарату «Голдлайн» отсутствовал.
В журнале учёта операций за 2018 год имеются исправления, не заверенные подписью ответственного лица (например: по учёту «Прегабалина» 75 мг № 14 капсулы, страницы 22, 23; по учёту «Лирика» 75 мг № 56 капсул, страницы 4, 5.
В журнале учёта операций за 2018 год по всем препаратам, подлежащим предметно-количественному учету, отсутствуют записи уполномоченного лица на ведение и хранение журналов учета, о проведенных сверках фактического наличия лекарственных средств с их остатком по журналу учёта на последнее число каждого месяца.
Журнал учёта операций за 2018 год хранится в шкафу на рабочем месте директора ФИО2, отсутствуют приходные документы (их копии), подтверждающие оборот лекарственных препаратов подлежащих предметно-количественному учету, которые должны храниться вместе с журналом учёта операций в металлическом шкафу (сейфе).
ООО «Белая Аптека на Выборной» заключены трудовые договора с ФИО4, ФИО5, ФИО6, которые приняты на работу как консультанты общества, при этом ФИО7, ФИО5, ФИО8, не имеющие дипломов о фармацевтическом образовании и сертификатов специалиста, производили отпуск лекарственных препаратов по рецептурным бланкам ф. 148-1/у-88 (ФИО7 отпуск по рецептурному бланку ф. № 148-1/у-88 серия А50 № 322184 от 08.08.2018; ФИО5 отпуск по рецептурным бланкам ф. № 148-1/у-88 серия А50 № 013103 от 04.09.2018; ФИО8 отпуск по рецептурным бланкам ф. № 148-1/у-88 серия А50 № 366720 от 28.08.2018, серия А50 № 000299 от 02.08.2018).
В рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 15.08.2018 серия А50 № 268081 по отпуску «тропикамида» фармацевт ФИО9 не указала дату отпуска лекарственного препарата; в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 05.02.2018 серия А50 № 218199 и в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 29.01.2018 серия А50 № 009213 по отпуску «прегабалина» отсутствуют ФИО фармацевтического работника, отпустившего лекарственный препарат и его подпись; в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 10.01.2018 серия А50 № 228606 по отпуску «прегабалина», в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 22.05.2018 серия А50 № 317893 по отпуску «азалептина», в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 06.02.2018 серия А50 № 129082 по отпуску «прегабалина» и в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 15.01.2018 серия А50 № 218171 по отпуску «прегабалина» отсутствуют ФИО фармацевтических работников, отпустивших лекарственные препараты.
Полагая, что в действиях общества имеются нарушения требований подпунктов г, л пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее - Положение № 1081), пунктов 7, 8, 9, 10 Приказа Минздрава России от 17.06.2013 № 378н, пунктов 4, 9 приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, управлением 12.10.2018 был составлен протокол 54 МВ №127913 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Белая Аптека на Выборной» по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы в Арбитражный суд Новосибирской области для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (статья 14.1 КоАП РФ).
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую торговлю лекарственными средствами, розничную торговлю и изготовление лекарственных препаратов, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081.
Пунктом 6 Положения № 1081 установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения № 1081.
В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения № 1081 к числу лицензионных требований, в том числе относится соблюдение аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - специальные журналы).
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 378н утверждены Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила № 378н).
В ходе проверки управлением было установлено наличие в аптеке лекарственных препаратов, подлежащих в соответствии с приказом Минздрава России от 22.04.2014 № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» предметно-количественному учету.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 378н записи в журналах учета производятся лицом, уполномоченным на ведение и хранение журнала учета, шариковой ручкой (чернилами) в конце рабочего дня на основании документов, подтверждающих совершение приходных и расходных операций с лекарственным средством.
Управлением было установлено, что записи в журнал учета операций за 2018 год вносятся ФИО2 в отсутствии приказа о назначении ее ответственной за ведение журнала.
Вместе с тем в материалы дела представлен приказ № 17 от 20.02.2018 о назначении ответственной за ведение журнала ФИО2 Непредставление указанного приказа в ходе проверки, при его действительном наличии, не может являться нарушением требований пункта 6 Правил.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 378н поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
В нарушение пункта 7 записи по приходу и расходу внесены только с января по июль месяц 2018 года, тогда как приобретение и отпуск сильнодействующих веществ был и в августе, сентябре и октябре 2018 года, что подтверждается приходными документами поставщиков и рецептурными бланками по отпуску ф. № 148-1/у-88.
Из объяснений директора общества следует, что ФИО2 не успела внести записи в связи с тяжелой семейной ситуацией; в ходе проверки записи в журнал вносились.
Однако данные обстоятельства не свидетельствует об отсутствии в действиях общества нарушения требований пункта 7 названных Правил, при этом проверка была проведена в октябре, тогда как записи должны вноситься ежедневно.
В силу пункта 8 Правил № 378н исправления в журналах учета заверяются подписью лица, уполномоченного на ведение и хранение журналов учета. Подчистки и незаверенные исправления в журналах учета не допускаются.
Указанное нарушение подтверждается представленной в материалы дела копией журнала, исследованного административным органом в ходе проверки.
Внесение в журнал исправлений после их выявления заявителем может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, но не исключает наличие нарушения на момент проверки.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 378н на последнее число каждого месяца лицо, уполномоченное на ведение и хранение журналов учета, проводит сверку фактического наличия лекарственных средств с их остатком по журналу учета и вносит соответствующие записи в журнал учета.
В нарушение указанного пункта Правил в журнале отсутствует соответствующие записи, представленные обществом акты проверки соблюдения правил учета и хранения не принимаются судом во внимание, поскольку пункт 9 правил № 378н обязывает вносить соответствующие записи о проведенных сверках именно в журнал.
Согласно пункту 10 Правил № 378н журнал учета хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, уполномоченного на ведение и хранение журнала учета.
Управление вменяет обществу нарушение указанного пункта, при этом общество ссылается на отсутствие в его действиях нарушения, однако, доказательства наличия в аптеке соответствующего металлического шкафа (сейфа) в нарушение требований статьи 65 АПК РФ аптекой не представлены.
Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н утверждены правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» (далее –Правила № 403н).
В соответствии с пунктами 4, 9 Правил приказа № 403н установлено, что по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету; при отпуске лекарственных препаратов по рецепту фармацевтический работник проставляет отметку на рецепте об отпуске лекарственного препарата с указанием: наименования аптечной организации, торгового наименования, дозировки и количества отпущенного лекарственного препарата, ФИО фармацевтического работника, отпустившего лекарственный препарат и его подписи, даты отпуска лекарственного препарата.
В ходе проверки было установлено, что в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 15.08.2018 серия А50 № 268081 по отпуску «тропикамида» фармацевт ФИО9 не указала дату отпуска лекарственного препарата; в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 05.02.2018 серия А50 № 218199 и в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 29.01.2018 серия А50 № 009213 по отпуску «прегабалина» отсутствуют ФИО фармацевтического работника, отпустившего лекарственный препарат и его подпись; в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 10.01.2018 серия А50 № 228606 по отпуску «прегабалина», в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 22.05.2018 серия А50 № 317893 по отпуску «азалептина», в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 06.02.2018 серия А50 № 129082 по отпуску «прегабалина» и в рецепте по ф. № 148-1/у-88 от 15.01.2018 серия А50 № 218171 по отпуску «прегабалина» отсутствуют ФИО фармацевтических работников, отпустивших лекарственные препараты.
Довод общества о том, что нарушения были им устранены не свидетельствует об отсутствии в его действиях нарушения требований Правил № 403н.
В соответствии с подпунктом л) пункта 5 Положения № 1081 лицензионными требованиями являются наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договора, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Управлением было выявлено, что ООО «Белая Аптека на Выборной» заключены трудовые договора с ФИО4, ФИО5, ФИО6, которые приняты на работу как консультанты общества, при этом ФИО7, ФИО5, ФИО8, не имеющие дипломов о фармацевтическом образовании и сертификатов специалиста, производили отпуск лекарственных препаратов по рецептурным бланкам ф. 148-1/у-88 (ФИО7 отпуск по рецептурному бланку ф. № 148-1/у-88 серия А50 № 322184 от 08.08.2018; ФИО5 отпуск по рецептурным бланкам ф. № 148-1/у-88 серия А50 № 013103 от 04.09.2018; ФИО8 отпуск по рецептурным бланкам ф. № 148-1/у-88 серия А50 № 366720 от 28.08.2018, серия А50 № 000299 от 02.08.2018).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.09.2016 № 681н утвержден Перечень должностей фармацевтических и медицинских работников в организациях, которым предоставлено право отпуска наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам.
В указанном Приказе отсутствуют должности консультанта.
Представленные обществом диплом ФИО4 Новосибирского педагогического университета по специальности химик, диплом ФИО6 об окончании Каменского медицинского училища по специальности сестринское дело не являются документом о высшем или среднее фармацевтическом образовании. Те обстоятельства, что ФИО4 является студенткой Новосибирского медицинского колледжа по специальности фармация, а ФИО6 имеет неоконченное высшее фармацевтическое образование, также не свидетельствует о соблюдении обществом требований подпунктом л) пункта 5 Положения № 1081.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества нарушений требований подпункта подпунктов «г», «л» пункта 5 Положения № 1081, что образует объективную сторону вменяемого обществу в вину правонарушения.
Довод общества о том, что под грубым нарушением понимается только нарушение, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», не принимается судом во внимание, поскольку, как указано в пункте 6 Положения № 1081, нарушение любого пункта 5 названного Положения является грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае суд пришел к выводу, что обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства в области лицензирования фармацевтической деятельности. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административном правонарушении, не истек.
Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статьи 2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 №4-П по административным правонарушением минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Пунктом 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно пункту 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.
В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года №1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Принимая во внимание вышеприведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из общих конституционных принципов назначения наказания - санкция должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерной конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния, принятие обществом мер к устранению выявленных нарушений, суд считает меру административного взыскания в виде штрафа в размере 100 000 рублей не соответствующей принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности, носящей по отношению к фонду карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, считает возможным определить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано уплатить административный штраф и предоставить суду сведения о добровольной уплате штрафа в срок не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Белая Аптека на Выборной» (630126, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 10.10.2014 МИФНС № 16 по Новосибирской области)к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Новосибирской области (ГУ МВД России по Новосибирской области, л/с <***>) ИНН<***>, КПП540601001, БИК045004 001, Счет40101810900000010001, УИН18880054181001279132, КБК 18811690040046000140 ОКТМО50701000.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Т.В.Абаимова