АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-37725/2018
20 декабря 2018 года
Решение в виде резолютивной части вынесено 12 декабря 2018 года
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества «Сибирские коммуникации и связь», г. Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2018 о назначении административного наказания по делу № 13/19-18-756
без вызова представителей сторон.
Акционерное общество «Сибирские коммуникации и связь» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2018 о назначении административного наказания по делу № 13/19-18-756 (далее – оспариваемое постановление).
Определением суда от 15.10.2018 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства, 12.12.2018 принято решение в виде резолютивной части, об отказе в удовлетворении требований заявителя. Заявитель обратился с ходатайством об изготовлении мотивированного решения.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, не извещен на составление протокола, в резолютивной части постановления не указано по какой части статьи 13.19 КоАП РФ общество признано виновным в совершении административного правонарушения.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 30 августа 2018 года должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении в связи с непредставлением в срок 10 августа 2018 года первичных статистических данных по форме № ДАС за 3 квартал 2018 года, предусмотренном статьёй 13.19 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее – КоАП РФ).
14.09.2018 административным органом в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
В силу частей 1, 2 статьи 6 Закона № 282-ФЗ, федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 282-ФЗ одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность статистической информации.
В целях реализации указанных положений Закона № 282-ФЗ, Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.08.2017 № 562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» (далее -Приказ) утверждена форма федерального статистического наблюдения № ДАС «Обследование деловой активности строительной организации».
Согласно Приказу (приложение 11) Форму № ДАС предоставляют ежеквартально на 10 день второго месяца отчетного квартала юридические лица - строительные организации (кроме микропредприятий).
Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций также предоставляют настоящую форму федерального статистического наблюдения в порядке, установленном для юридических лиц.
Довод заявителя о том, что он не является лицом обязанным представлять форму № ДАС «Обследование деловой активности строительной организации» за 3 квартал 2018 года, так как является микропредприятием, непринимается судом во внимание исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 указанной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 2 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться условие о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей (часть 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).
Общество является юридическим лицом и согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 14 сентября 2018 г. является малым предприятием; основной вид экономической деятельности по ОКВЭД2 -«43.11» -Разборка и снос зданий.
Таким образом, общество является респондентом по форме федерального статистического наблюдения № ДАС «Обследование деловой активности строительной организации» и обязано представлять в административной орган статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок.
Общество включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства именно как малое предприятие, сведений о том, что оно является микропредприятием в едином реестре не имеется, доказательств недостоверности и изменения сведений, содержащихся в едином реестре субъектов не представлено, в связи с чем заявитель обязан представлять в срок до 10 мая 2018 требуемую отчетность за 2 квартал 2018.
При этом довод общество о том, что он относится в микропредприятием поскольку объем его выручки соответствует предельным размерам выручки установленным для микропредприятий не принимается судом во внимание, поскольку, критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательству к тому или иному виду (малое предприятие, микропредприятие) установленные статьей 4 Закона № 209-ФЗ должны присутствовать в совокупности, как следует из материалов дела, согласно сведениям представленным обществом заинтересованному лицу среднесписочная численность работников общества составляет 17 человек, таким образом, общество не отвечает критериям отнесения организации в микропредприятию.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства нарушение требований законодательства обществом в срок 10 мая 2018 не были представлены первичные статистические данные по форме № ДАС за 3 квартал 2018 года.
Довод заявителя о том, что административным органом допущены существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении поскольку в резолютивной части оспариваемого постановления не содержится ссылка на часть статьи по которой общество привлекается к ответственности не принимается судом во внимание ввиду нижеследующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлены, какие либо данные, указывающие на то, что им были предприняты какие либо меры для исполнения обязанностей по представлению отчетности.
В связи с указанным, основания для привлечения общества к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, имелись.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10), рарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В силу пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, указано о наличии его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела не указание в протоколе об административном правонарушении номера части статьи 13.19 КоАП РФ не является существенным нарушением, поскольку обеими частями данной статьи предусмотрена ответственность за одно и то же нарушение, но для квалификации правонарушения по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ требуется установление отягчающего обстоятельства (квалифицирующего признака), а именно повторности совершения правонарушения, при этом данное обстоятельство может быть установлено административным органом и после составления протокола об административном правонарушении.
В оспариваемом постановлении, содержится указание на событие правонарушения, установлены все элементы состава правонарушения, на странице 4 в абзаце 2 сделан вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ, содержится указание на повторность совершения правонарушения как квалифицирующего признака для квалификации правонарушения по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ, а именно: привлечение общества к административной ответственности постановлениями от 09.04.2018 по делу № 13/19-18-526 (штраф 20 000 рублей) и постановление от 15.06.2018 по делу № 13/19-18- 673
Довод общества об отсутствии повторности, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку отменено только постановление от 15.06.2018, при этом постановление от 09.01.2018 вступило в законную силу.
В связи с указанным, суд приходит к выводу о соблюдении заинтересованным лицом положений статьи 29.10 КоАП РФ, и следовательно ошибочное указание в резолютивной части протокола и оспариваемого постановления статьи 13.19 КоАП РФ без указания части не влечет их незаконность, кроме того, административный орган в соответствии со статьёй 29.12.1 КоАП РФ, имеет право внести соответствующие исправления в оспариваемое постановление.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами заинтересованного лица в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.53, 28.2 КоАП РФ).
Квалификация правонарушения соответствует нормам части 2 статьи 13.19 КоАП РФ. Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, штраф установлен в минимальном размере, с учетом обстоятельств смягчающих административную ответственность.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ – малозначительность, отсутствуют ввиду нижеследующего.
В пункте 18 Постановления № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Согласно пункту 18.1 Постановления № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
Совершенное обществом нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере информации (предоставление отчетности).
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Таким образом, исходя из норм статей 210, 211 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
руководствуясь статьей 110, частью 5 статьи 170, статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение принято в виде резолютивной части.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | И.В. Попова |