г. Новосибирск Дело № А45-3802/2019
17 июля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 17 июля 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Шашковой В.В.
при ведении протокола секретарями судебного заседания Решетниковой Е.Е., Левшиной О.П.
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево», р.п. Линево
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью «СибТЭК»,
2) общество с ограниченной ответственностью «УК УСПХ»
о признании незаконным постановления № 02-13-98-2018 от 14.01.2019
при участии в судебном заседании представителей (до и после перерыва)
от заявителя – Скрибник А.Е., доверенность от 01.11.2018,
от заинтересованного лица – Княжева Е.Н., доверенность от 09.01.2019
от третьих лиц – 1) не явился, уведомлен, 2) не явился, уведомлен.
Муниципальное унитарное предприятия «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево» (далее – заявитель, МУП «РКЦ р.п.Линево», предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС) о признании незаконным постановления № 02-13-98-2018 от 14.01.2019 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и применении меры административной ответственности в виде штрафа в размере 637 451 рублей.
Для участия в рассмотрении дела в качестве третьих лиц привлечены общества с ограниченной ответственностью «СибТЭК» и «УК УСПХ»
Антимонопольный орган с требованиями заявителя не согласен, в их удовлетворении просит отказать. Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; отзывы не представлены.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Постановлением Новосибирского УФАС № 02-13-98-2018 от 14.01.2019 о назначении административного наказания к МУП «РКЦ р.п. Линево» за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, применена мера административной ответственности в виде штрафа в размере 637 451 рублей.
Административное правонарушение выразилось в совершении субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решением Комиссии Новосибирского УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела № 02-01-10-10-18 от 29.11.2018 МУП «РКЦ р.п. Линево» признано:
- занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по горячему водоснабжению в границах расположения водопроводных сетей Предприятия, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»;
- нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем ограничения поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя в многоквартирные жилые дома р.п. Линево по адресам: пр. Коммунистический, 8, 6/5; Бульвар Ветеранов Войны, 15, 22, 28; ул. Листвянская, 25, 27, 33, 35, 37, 39; пр. Мира, 26, 28, 36, 38, 40, 46, 52, 60/1, в т.ч. потребителям, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по оплате, а также не соблюдения требований к порядку прекращения (ограничения) горячего водоснабжения, установленных положениями действующего законодательства.
Решение Новосибирского УФАС от 29.11.2018 не обжаловано заявителем в установленном порядке, срок для обжалования, предусмотренный ст. 52 ФЗ «О защите конкуренции», истек 28.02.2019г.
Оспаривая постановление о назначении административного наказания, заявитель указал, что он не является лицом, в результате действий которого была снижена температура теплоносителя в многоквартирные жилые дома р.п. Линево, указал также, что в его действиях отсутствует вина.
Суд доводы заявителя не принимает ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что в Новосибирское УФАС поступило обращение ООО «УК УСПХ» на действия МУП «РКЦ р.п. Линево», выразившиеся в ограничении поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя в многоквартирные жилые дома р.п. Линево.
Между МУП «РКЦ р.п. Линево» (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ООО «УК УСПХ» (абонент) заключен договор № 2/16/ГВС от 30.08.2017, согласно которому организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
МУП «РКЦ р. п. Линёво» письмом исх. № 354 от 22.05.2018г. (получено ООО «УК УСПХ» 23.05.2018 г. вх. № 421) направило ООО «УК УСПХ» и главе р.п. Линево уведомление о введении 24.05.2018 ограничения на поставку горячей воды путём снижения температуры теплоносителя.
В своем заявлении ООО «УК УСПХ» указывает, что с 24.05.2018 г. МУП «РКЦ р.п. Линёво» было введено указанное ограничение по поставке горячей воды путём снижения температуры теплоносителя.
Письмами вх. №№ 6258 от 24.07.2018, 7083 от 21.08.2018 ООО «УК УСПХ» на запрос антимонопольного органа о представлении копий документов, подтверждающих ограничение МУП «РКЦ р. п. Линёво» поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя предоставило суточные отчеты о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы:
- с 26.05.2018 по 26.0б.2018 (пр. Мира, 60/1, ул. Листвянская, 39, 33; Бульвар Ветеранов Войны, 18),
- с 26.06.2018 по 22.07.2018 (пр. Мира, 60/1, ул. Листвянская, 39, 33),
- с 26.06.2018 по 25.07.2018 (ул. Листвянская, 39),
от 10.06.2018 (пр. Мира, 52, пр. Мира, 46, пр. Мира, 40, пр. Мира, 38, пр. Мира, 36, пр. Мира, 28, пр. Мира, 26, ул. Листвянская, 37, 35, 27, 25; пр. Коммунистический, 8, 6/5; Бульвар Ветеранов Войны, 28, 22, 15, 18),
от 09.07.2018 (пр. Мира, 36, 26, 28, 40, 46, ул. Листвянская, 25, 27, 35, 37, Бульвар Ветеранов Войны, 22, пр. Коммунистический, 6/5, 8),
от 10.07.2018 (Бульвар Ветеранов Войны, 15, 22, пр. Коммунистический, 8, ул. Листвянская, 27, пр. Мира, 28), исходя из которых следует наличие снижения температуры теплоносителя по данным адресам.
Согласно план-графику Предприятия отключения центральных тепловых сетей для выполнения ремонтных работ по подготовке к отопительному сезону, отключения планировались с 13.06.2018 по 25.06.2018, с 02.07.2018 по 18.07.2018, с 23.07.2018 по 08.08.2018.
Таким образом, действия по снижению температуры теплоносителя по вышеуказанным адресам не соответствуют план-графику и осуществлялись предприятием до проведения отключений в связи с подготовкой к отопительному сезону, согласно представленному Предприятием план-графику отключения центральных тепловых сетей.
Представленные сторонами на заседание Комиссии документы свидетельствуют об ограничении поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя МУП «РКЦ р.п. Линево» в МКД по адресам: пр. Коммунистический, 8, 6/5; Бульвар Ветеранов Войны, 15, 18, 22, 28; ул. Листвянская, 25, 27, 33, 35, 37, 39; пр. Мира, 26, 28, 36, 38, 40, 46, 52, 60/1, согласно представленным Управляющей компанией суточным отчетам о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы.
Согласно ч. 9 ст. 21 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «д» п. 87 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 (ред. от 12.04.2018) «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83» (далее – постановление № 642) прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды может осуществляться в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору горячего водоснабжения за 3 и более расчетных периода, установленных договором.
Согласно пп. 88 постановления № 642 (ред. от 26.03.2014) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах «в» - «е» пункта 87 настоящих Правил, не менее чем за 3 дня до планируемого прекращения или ограничения.
В силу п. 91 Постановления № 642 (ред. от 26.03.2014) прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в пункте 87 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обнаружение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, указанных случаев;
б)составление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, акта, подтверждающего :
действия лица, самовольно подключившегося к системе горячего водоснабжения (при возникновении случая, указанного в подпункте «б» пункта 87 настоящих Правил);
действия или бездействие абонента, которые привели к возникновению случаев, указанных в подпунктах «а», «в», и «е» пункта 87 настоящих Правил;
действия или бездействие организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, которые привели к возникновению случая, указанного в подпункте «г» пункта 87 настоящих Правил.
В акте указываются дата и время его составления, основания прекращения или ограничения, причины, послужившие основанием для принятия решения о таком прекращении или ограничении, фамилия, инициалы и должность лиц, подписывающих акт;
в)направление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, соответствующему абоненту либо организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения случаев, указанных в подпунктах «б» - «е» пункта 87 настоящих Правил, уведомления с требованием устранить выявленные нарушения в течение срока, определенного в уведомлении, с приложением акта, указанного в подпункте «б» настоящего пункта;
г) подписание абонентом полученного акта и направление его организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления и акта. Одновременно с направлением подписанного акта абонент либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, направляет организации, осуществляющей горячее водоснабжение, информацию о возможности или невозможности устранения выявленных нарушений в предложенные сроки. В случае невозможности устранения нарушений в предложенные сроки абонент указывает обоснованные сроки для устранения выявленных нарушений. При несогласии с содержанием акта абонент либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить это возражение организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения акта;
д) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в подпункте «г» настоящего пункта, вправе: в случае получения подписанного абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, акта и информации о невозможности устранения выявленных нарушений в предложенные сроки и необоснованности увеличения сроков устранения выявленных нарушений прекратить или ограничить горячее водоснабжение, уведомив об этом абонента либо организацию, осуществляющую транспортировку горячей воды, в срок, указанный в пункте 88 настоящих Правил;
в случае получения от абонента или организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, мотивированного возражения на акт провести повторное обследование обстоятельств, приведших к случаям, указанным в подпунктах «в» - «е» пункта 87 настоящих Правил, совместно с представителями абонента или организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, и третьих лиц. По итогам обследования составляется акт, который подписывается уполномоченным лицом, действующим от имени абонента либо организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, на основании которого указанная организация принимает решение о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения. Уведомление о принятом решении направляется абоненту либо организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, в сроки, указанные в пункте 88 настоящих Правил.
Акт, подтверждающий действия или бездействие абонента, которые привели к возникновению случаев, указанных в пп. «д» п. 87 данных Правил, ООО «УК УСПХ» не направлялся.
Таким образом, имеющиеся у антимонопольного органа документы позволили ему сделать обоснованный вывод о том, что именно МУП «РКЦ р.п. Линево» не соблюдена процедура ограничения горячего водоснабжения, установленная п. 91 Правил горячего водоснабжения № 642, в частисоставления и направления организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, акта, подтверждающего действия или бездействие абонента (ООО «УК УСПХ»), которые привели к возникновению случаев, указанных в пп. «д» п. 87 Правил горячего водоснабжения.
На запрос Новосибирского УФАС письмом вх. № 6268 от 24.07.2017 ООО «СибТЭК» сообщило, что 18.05.2018 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору, в адрес МУП «РКЦ р.п. Линево» направлено уведомление об ограничении 24.05.2018 режима потребления тепловой энергии. В связи с устными договоренностями между руководством ООО «СибТЭК» и МУП «РКЦ р.п. Линево» 05.06.2018 полное ограничение не было введено, режим частичного ограничения был сохранен, что подтверждается актом от 24.05.2018 о частичном ограничении подачи тепловой энергии МУП «РКЦ р.п. Линево» путем снижения температуры теплоносителя в точке поставки.
Как пояснил представитель антимонопольного органа, на заседании Комиссии 16.11.2018 заявитель также приобщил к материалам дела документы, подтверждающие ограничение МУП «РКЦ р. п. Линёво» поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя - отчеты о суточных параметрах теплоснабжения и температурные графики горячего водоснабжения.
Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Пунктом 122 Правил № 354 установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Антимонопольный орган указывает, что взаимоотношения ресурсоснабжающей организации с поставщиками ресурсов, в данном случае - с ООО «СибТЭК», относятся к внутрихозяйственной деятельности Предприятия и в соответствии с действующим законодательством не являются основанием для прекращения оказания услуг потребителям, исполняющим свои обязательства по оплате.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
У заявителя имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, в частности, соблюсти требования к порядку прекращения (ограничения) горячего водоснабжения, установленные положениями действующего законодательства и принять меры по недопущению нарушения прав потребителей, надлежащим образом исполняющим свои обязанности.
Комиссия Новосибирского УФАС пришла к выводу, что ограничение поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя МУП «РКЦ р.п. Линево» в МКД по адресам: пр. Коммунистический, 8, 6/5; Бульвар Ветеранов Войны, 15, 22, 28; ул. Листвянская, 25, 27, 33, 35, 37, 39; пр. Мира, 26, 28, 36, 38, 40, 46, 52, 60/1, в соответствии с представленными Управляющей компанией суточными отчетами о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения и температурными графиками горячего водоснабжения, было осуществлено ресурсоснабжающей организацией не только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за ГВС, но и в отношении потребителей, не имеющих указанной задолженности и добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг, что является нарушением норм действующего законодательства.
Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 30.11.2017 № 623-В (ред. от 17.04.2018) «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения на территориях города Искитима и Искитимского района Новосибирской области, на 2018 год» для МУП «РКЦ р.п. Линево» установлен тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
Таким образом, МУП «РКЦ р.п. Линево» оказывает услуги в сфере горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
МУП «РКЦ р.п. Линево», оказывая услуги в сфере горячего водоснабжения в границах расположения сетей Предприятия, является субъектом естественной монополии.
Согласно Аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по горячему водоснабжению на территории р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области с января 2017 г. по июнь 2018 г., МУП «РКЦ р.п. Линево» занимало доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения водопроводных сетей МУП «РКЦ р.п. Линево» на территории р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области с января 2017 г. по июнь 2018 г.
МУП «РКЦ р.п. Линево», как субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по горячему водоснабжению в границах расположения сетей Предприятия. Следовательно, на МУП «РКЦ р.п. Линево» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ОЗ «О защите конкуренции»).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 27.06.2006 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В данном случае заявитель не предпринял зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в его действиях.
Ответственность юридического лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Заявитель в письме вх. № 5320 от 21.06.2018г. и на заседании Комиссии 16.11.2018г. сообщил, что направленное заявителю уведомление (исх. № 354 от 22.05.2018г.) являлось вынужденной мерой, как следствие введения ограничения ООО «СибТЭК». На заседании Комиссии 16.11.2018г. заявитель также признал факт ограничения по поставке горячей воды путем снижения температуры теплоносителя ввиду сложных взаимоотношений с ООО «СибТЭК», дополнительно пояснив, что это было незначительное ограничение по времени.
Таким образом, ограничение поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя МУП «РКЦ р.п. Линево» в МКД по адресам: пр. Коммунистический, 8, 6/5; Бульвар Ветеранов Войны, 15, 22, 28; ул. Листвянская, 25, 27, 33, 35, 37, 39; пр. Мира, 26, 28, 36, 38, 40, 46, 52, 60/1, в соответствии с имеющимися в материалах дела № 02-01-10-10-18 Управляющей компанией суточными отчетами о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения и температурными графиками горячего водоснабжения, было осуществлено ресурсоснабжающей организацией не только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за ГВС, но и в отношении потребителей, не имеющих указанной задолженности и добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг, что является нарушением норм действующего законодательства.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
У заявителя имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, в частности, соблюсти требования к порядку прекращения (ограничения) горячего водоснабжения, установленные положениями действующего законодательства и принять меры по недопущению нарушения прав потребителей, надлежащим образом исполняющим свои обязанности.
Таким образом, заявитель не предпринял зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в его действиях.
Суд не согласен с мнением Заявителя о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» № 10 от 02.06.2004 г. малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, прекращение производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица, суда, уполномоченного рассматривать дело, исходя из оценки им конкретных обстоятельств дела и наличии либо отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Административное правонарушение, совершенное МУП «РКЦ р.п. Линево», не может являться малозначительным на основании следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями настоящего Федерального Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации защита конкуренции создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Вследствие чего указанный закон имеет большое значение при осуществлении экономической деятельности на территории РФ.
При этом законодательно выделены в особую главу отдельные виды государственного антимонопольного контроля (глава 2 ФЗ «О защите конкуренции, ст.ст. 10-14).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Данная статья предусмотрена в целях осуществления контроля антимонопольным органом за влиянием на конкуренцию на товарных рынках.
Нормы ст. 10-14 ФЗ «О защите конкуренции» особо выделены законодателем в целях защиты конкуренции, создания условий для эффективного функционирования товарных рынков и недопущения таких действий хозяйствующих субъектов, при которых вероятность вредных последствий для конкуренции преобладает над возможной выгодой для общества.
Совершение же указанных действий хозяйствующими субъектами может привести к монополизации рынка, и, следовательно, к устранению конкуренции, в то время как экономическая политика РФ направлена на развитие конкуренции и ограничение монополий.
Таким образом, совершенное МУП «РКЦ р.п. Линево» правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на охраняемые общественные отношения, создавая угрозу их существованию, и, следовательно, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Как изложено выше, материалами дела не подтверждается принятие МУП «РКЦ р.п. Линево» всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.
В данном случае имеет место пренебрежение МУП «РКЦ р.п. Линево» формальными требованиями публичного права, в соответствии с которыми действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как изложено выше, ограничение поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя МУП «РКЦ р.п. Линево» в МКД по адресам: пр. Коммунистический, 8, 6/5; Бульвар Ветеранов Войны, 15, 22, 28; ул. Листвянская, 25, 27, 33, 35, 37, 39; пр. Мира, 26, 28, 36, 38, 40, 46, 52, 60/1, в соответствии с имеющимися в материалах дела № 02-01-10-10-18 Управляющей компанией суточными отчетами о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения и температурными графиками горячего водоснабжения, было осуществлено ресурсоснабжающей организацией не только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за ГВС, но и в отношении потребителей, не имеющих указанной задолженности и добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг, что является нарушением норм действующего законодательства.
МУП «РКЦ р.п. Линево» также является субъектом естественной монополии, к которому предъявляются повышенные требования с точки зрения антимонопольного законодательства (ст. 10 «ФЗ «О защите конкуренции»).
Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, является формальным, т.е. не устанавливает, что ответственность наступает только при наличии неблагоприятных последствий на товарном рынке или ущемлении интересов других лиц. Законодатель не связывает возможность применения административной ответственности с наступлением последствий, влияющих на конкурентную ситуацию на каком-либо товарном рынке, а также ущемлением интересов других лиц.
Административная ответственность в соответствии с указанной статьей КоАП РФ наступает за сам факт злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
Следовательно, необходимым и достаточным условием для применения санкции ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ является злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, то есть нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Такие обстоятельства, как несоразмерность наказания тяжести содеянного и последствиям правонарушения относятся к числу обстоятельств, учитываемых при назначении наказания.
Статья 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Решением по делу № 02-01-10-10-18 от 29.11.2018 года установлено отсутствие оснований для выдачи МУП «РКЦ р.п. Линево» предписания, так как Предприятие признало факт ограничения поставки горячей воды путем снижения температуры теплоносителя, а также ввиду того, что на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ограничение поставки горячей воды в многоквартирные жилые дома р.п. Линево Искитимского района НСО было устранено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
При рассмотрении дела суд считает необходимым учесть указанные обстоятельства как смягчающее административную ответственность.
Отягчающие обстоятельства, закрепленные ст. 4.3. КоАП РФ при рассмотрении дела, не установлены.
Таким образом, МУП «РКЦ р.п. Линево» правомерно привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
Однако суд считает, что при оценке размера ответственности МУП «РКЦ р.п. Линево» в совершенном правонарушении следует учесть позицию, высказанную в Постановлении Конституционного суда от 25 февраля 2014 года №4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23 и 19.7.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации об административных правонарушениях в связи запросом Арбитражного суда Нижегородской области», где Конституционный Суд защитил юридических лиц от чрезмерных административных штрафов».
Как указано в названном постановлении, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.
Принимая во внимание названное постановление Конституционного суда и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации предоставил право арбитражным судам снижать размеры назначенных административных штрафов ниже низшего предела.
МУП «РКЦ р. п. Линево» представлены в материалы дела доказательства тяжелого материального положения предприятия, а именно бухгалтерскую отчетность МУП «РКЦ р. п. Линево», из которой следует, что убытки МУП «РКЦ р. п. Линево» за 2018 г. составили более 45 миллионов рублей.
Предприятие пояснило, и антимонопольный орган этого не отрицает, что на сегодняшний день МУП «РКЦ р. п. Линево» носит особую социально-значимую роль в жизни р. п. Линево Искитимского района,является единственной организацией обеспечивающей горячее и холодное водоснабжение на территории поселка, обеспечивая не только жилые дома, но и больницы, школы и детские сады.
Ранее МУП «РКЦ р. п. Линево» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ не привлекалось.
Предприятием предпринимались все зависящее от него действия, направленные на устранение выявленных нарушений, в частности, в кратчайшие сроки были проведены переговоры с руководством ООО «СибТЭК», после чего указанное лицо восстановило уровень температуры подаваемого тепла в адрес Заявителя, а соответственно у последнегопоявилась объективная возможность подавать горячую воду требуемой температуры конечному потребителю.
На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ограничение поставки горячей воды в многоквартирные жилые дома р.п. Линево Искитимского района НСО было устранено, на что указал и антимонопольный орган.
В связи с изложенным суд считает, что привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере 637 451 руб. не оправдывает установленной законом цели справедливости, целесообразности и законности, носит неоправданно карательный характер, не отвечает целям административной ответственности.
Уплата назначенного административного штрафа повлечет существенное ограничение прав заявителя, и при сложившемся финансовом положении на предприятии приведет к наступлению необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего ведения хозяйственной деятельности.
Негативных последствий в результате произошедшего события не наступило. Срок, на который была ограничена температура воды в домах потребителей, был незначительным.
Суд полагает, что назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 637 451 рубль не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а именно – совершения административного правонарушения впервые, суд считает необходимым отменить оспоренное постановление в части назначения наказания и определить размер административного штрафа 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 207, 208, 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14.01.2019 №02-13-98-2018 о назначении административного наказания Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево» по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части меры ответственности в виде административного штрафа в размере 637 451 рубль, заменив административное наказание на штраф в размере 50 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней после его принятия.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья В.В.Шашкова