ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-38252/18 от 20.12.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

«25» декабря  2018 г.                                                                            Дело №А45-38252/2018

Резолютивная часть 20.12.2018

Полный текст 25.12.2018

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетниковой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, дп Мочище,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск,

при участии третьего лица: ООО «КомфортСервис»,

о признании недействительными решение от 19.09.2018, предписание №28 от 19.09.2018,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1, распоряжение №105-Р от 20.11.2015, паспорт; ФИО2, по доверенности от 10.01.2017, паспорт

заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности №СГ/8025 от 03.08.2018, удостоверение;

от третьего лица: ФИО4, по доверенности от 10.12.2018

УСТАНОВИЛ

  Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (по тексту-  заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (по тексту- Управление, антимонопольный орган, Новосибирское УФАС России, заинтересованное лицо) с требованием о признании недействительными решение от 19.09.2018 и предписание №28 от 19.09.2018.

Заявитель не согласен с вышеуказанными  актами, полагает, что несмотря на наличие договорных отношений между хозяйствующим субъектом ООО «Комфорт-Сервис» и администрацией Мочищенского сельсовета, общество не поставлено в конкурентные преимущества на рынке ритуальных услуг и нарушение антимонопольного законодательства в действиях администрации отсутствует. В последнем судебном заседании представлены дополнения к заявлению, в которых заявитель полагает, что нарушение не может быть квалифицировано по ст. 15 Федерального закона от 26.07.20106 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (по тексту- Закон о защите конкуренции или Закон № 135-ФЗ), поскольку проанализированное антимонопольным органом Соглашение является ничтожной сделкой и не порождает правовых последствий с момента ее совершения. Более подробно доводы изложены в заявлении, дополнениях к нему.

 Управление не согласно с доводами заявителя, полагает, что возможность передачи кладбищ в эксплуатацию (ведение, пользование, распоряжение) хозяйствующему субъекту не предусмотрена законом. Заключенное сторонами соглашение фактически указывает на то, что ООО «Комфорт-Сервис» предоставляет услуги согласно гарантированному перечню, осуществляет эксплуатацию территории, на которой располагается кладбище, то есть фактически ему переданы частично полномочия, которые могут быть только у муниципального образования или наделенного статусом специализированной организации по вопросам похоронного дела субъекта, созданного муниципалитетом. Новосибирским УФАС России установлено, что ООО «Комфорт-Сервис» осуществляет эксплуатацию кладбища с 01.01.2010г. до 10.10.2018г.: так до 15.03.2018г. общество владело и пользовалось земельным участком, на котором размещено кладбище, на основании Соглашения о содержании и эксплуатации кладбища от 10.01.2010г., закрепляющим право хозяйственного ведения за ООО «Комфорт-Сервис», а после эксплуатировало по Соглашению от 15.03.2018г. То, что стороны в настоящее время расторгли данное соглашение и что квалифицируют данное соглашение как ничтожную сделку, не исключает того, что действия Администрации нарушают положения ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку фактически Общество осуществляло эксплуатацию земельного участка, на котором располагается кладбище. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт-Сервис», как вторая сторона соглашения.

ООО «Комфорт-Сервис» находит требования заявителя обоснованными, полагает, что Новосибирским УФАС России неверно истолкованы положения заключенного соглашения, которое заключено с целью установления порядка на границе смежных земельных участков, на которых расположены кладбище и здание, принадлежащее Обществу. Фактически здание расположено возле единственного въезда на кладбище, Общество добровольно и безвозмездно по Соглашению взяло на себя обязательства по уборке территории и наведению порядка, но не принимало на себя обязательств муниципального органа, не реализовывало функций муниципального образования. Общество не препятствует иным субъектам в сфере ритуальных услуг их деятельности, не имеет по отношении к ним каких-либо преимуществ и как  все иные субъекты получает разрешение на захоронение в Администрации. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19.09.2018г. по делу № 1 администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области  признана нарушившей ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении Соглашения от 15.03.2018 года с ООО «Комфорт-Сервис» о сотрудничестве, содержании и эксплуатации кладбища, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании данного решения Комиссия Новосибирского УФАС России выдала Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно Предписанию № 28 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 19.09.2018г., администрации Мочищенского сельсовета необходимо прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в заключении с ООО «Комфорт-Сервис» соглашения от 15.03.2018 года о сотрудничестве, содержании и эксплуатации кладбища. С целью исполнения настоящего предписания администрации Мочищенского сельсовета необходимо совершить действия, направленные на расторжение Соглашения о сотрудничестве, содержании и эксплуатации кладбища от 15.03.2018 года, заключенногомежду администрацией Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ООО «Комфорт-Сервис».

Предписание № 28 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 19.09.2018г. Администрацией исполнено, Соглашение сторонами расторгнуто 10.10.2018.

Однако Администрация не согласна с квалификацией Новосибирского УФАС России действий заявителя, как нарушающих правила ст. 15 Закона о защите конкуренции, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения антимонопольного органа незаконным необходимо установить наличие двух обстоятельств: несоответствие такого решения (действий, бездействия) действующему законодательству и нарушение принятым решением (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае суд не установил совокупность условий для признания оспариваемых актов недействительными.  При этом суд исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 01.01.2010г. между администрацией Мочищенского сельсовета и ООО «Комфорт- Сервис» заключено Соглашение о содержании и эксплуатации кладбища.

В соответствии с п. 1.1 названного соглашения администрация передает, а общество принимает в хозяйственное ведение Мочищенское кладбище.

В пункте 1.2 Соглашения о содержании и эксплуатации кладбища от 10.01.2010г. администрация разрешает обществу предоставление ритуальных услуг и продажу ритуальных принадлежностей на Мочищенском кладбище.

В соответствии с данным соглашением права и обязанности ООО «Комфорт- Сервис» определены пунктами 2.1- 2.8 Соглашения о содержании и эксплуатации кладбища от 10.01.2010г. и включали в себя:

1.           Услуги, связанные с захоронением умерших граждан, на Мочищенском кладбище в соответствии с перечнем услуг «Общества»;

2.           Взимание оплаты за оказание ритуальных услуг и предоставление ритуальных принадлежностей по тарифам «Общества», действующим на момент обращения за услугами и принадлежностями;

3.           Исполнение требований ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» и нормативных актов Новосибирской области, решений органов местного самоуправления, касающихся данного вопроса;

4.           Произведение за свой счет благоустройства территории и совершенствование инфраструктуры кладбища, поддержание его в должном санитарном состоянии;

5.           Беспрепятственный допуск представителей «Администрации» для проверки состояния эксплуатации кладбища;

6.           В случае смерти жителя Мочищенского сельсовета (зарегистрированного в установленном законом порядке) его родственники, либо лица, взявшие на себя обязанности по захоронению, имеют право на самостоятельное захоронение (самокопание) на Мочищенском кладбище после согласования с представителем «Общества» места и времени захоронения. В этом случае плата за копку могилы не взимается.

7.           Организацию осуществления охраны Мочищенского кладбища, не допуск неустановленных захоронений;

8.           Осуществление услуг, связанных с захоронением, после согласования с «Администрацией».

Согласно имеющимся в материалах дела дополнительным соглашениям от ноября 2010г., декабря 2014г., декабря 2016г. срок действия Соглашения о содержании и эксплуатации кладбища от 10.01.2010г. продлевался и последним сроком окончания действия соглашения определено 31.12.2018г. (Дополнительное соглашение к Соглашению о содержании и эксплуатации кладбища от 10.01.2010г. от 31.12.2016г.). Иные условия договора не изменялись.

15.03.2018г. между администрацией Мочищенского сельсовета и ООО «Комфорт- Сервис» заключено Соглашение о сотрудничестве, содержании и эксплуатации кладбища, которым были отменены заключенные ранее соглашение от 01.01.2010 годао содержании и эксплуатации кладбища и дополнительное соглашение от 31.12.2016 года (п. 7.2 Соглашение о сотрудничестве, содержании и эксплуатации кладбища от 15.03.2018г.).

Соглашение о сотрудничестве, содержании и эксплуатации кладбища от 15.03.2018г. (далее - Соглашение от 15.03.2018г.) заключено в целях эффективной реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» с целью  организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, что указано непосредственно в преамбуле Соглашения.

Задачей данного соглашения согласно пункту 1.1 определена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, относящихся к полномочиям администрации Мочищенского сельсовета до регистрации права собственности на земли общественного кладбища за администрацией Мочищенского сельсовета ввиду пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:27 с назначением: «земли общественного кладбища» с земельным участком с кадастровым номером 54:19:101001:608, на котором расположен «Дом смотрителя кладбища», принадлежащий ООО «Комфорт-Сервис» на праве собственности.

При этом, для беспрепятственной организации погребального и похоронного дела на территории Мочищенского кладбища соглашение предусматривает совместную эксплуатацию земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:101001:27 и 54:19:101001:608 (п. 1.3 Соглашения от 15.03.2018г.).

Согласно разделу 3 Соглашения от 15.03.2018г. в права и обязанности ООО «Комфорт-Сервис» входит  оказание услуг, связанных с захоронением умерших граждан на Мочищенском кладбище в соответствии с перечнем услуг «Общества». Общество обязано руководствоваться стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умершего для реабилитированных и граждан, не имеющих супруга, близких родственников, законного представителя или иного лица, взявших на себя обязанности по погребению умершего на территории Мочищенского сельсовета, установленных Постановлением главы Мочищенского сельсовета от 15.12.2016 года № 231; взимать оплату за оказание ритуальных услуг и предоставление ритуальных принадлежностей по тарифам «Общества», действующим на момент обращения за услугами и принадлежностями; исполнять требования Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и нормативных актов Новосибирской области, решении органов местного самоуправления, касающихся вопросов похоронного дела; поддерживать земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:101001:27 и 54:19:101001:608 в должном санитарном состоянии, не затрагивая благоустройство (переустройства) территории Мочищенского кладбища и соответствующей инфраструктуры кладбища. Также в обязанности Общества входит совместно с представителями Администрации осуществлять проверки состояния эксплуатации территории земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:27 с установленным назначением: Общественное кладбище. В случае предоставления ритуальных и похоронных услуг гражданину - жителю Мочищенского сельсовета непосредственно Обществом Сторонами согласуется времязахоронения и ритуальное сопровождение (обряд по которому будет похоронен умерший с учетом его волеизъявления). Общество обязано организовывать и осуществлять охрану границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:608, с расположенным на нем Домом смотрителя сторожа и прилегающей к Мочищенскому кладбищу территории, не допускать неустановленных захоронений, захоронений без документов выданных и согласованных администрацией Мочищенского сельсовета, в том числе, вне границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:27.

ООО «Комфорт-Сервис» является хозяйствующим субъектом в понимании п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Виды экономической деятельности, осуществляемые ООО «Комфорт-сервис», определены в выписке ЕГРЮЛ, при этом к ним относятся в том числе организация похорон и представление связанных с ними услуг (96.03 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»), торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах (47.78.4 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»).

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.07.2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям Мочищенского сельсовета также и на основании Устава Мочищенского сельсовета.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Федерального закона от 06.07.2006 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, согласно положениям Федерального закона от 06.07.2006 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.07.2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Часть 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения органом местного самоуправлении соглашений с хозяйствующим субъектом по осуществлению последним функций органа местного самоуправлении, в том числе по содержанию мест захоронения, предусмотренных Федерального закона от 06.07.2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Таким образом, возможность передачи кладбищ в эксплуатацию (содержание) (ведение, пользование, распоряжение) хозяйствующему субъекту не предусмотрена законом.

При этом Новосибирским УФАС России установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Комфорт-Сервис» осуществляет эксплуатацию кладбища с 01.01.2010г. до 10.10.2018г.: так до 15.03.2018г. общество владело и пользовалось земельным участком, на котором размещено кладбище, на основании Соглашения о содержании и эксплуатации кладбища от 10.01.2010г., закрепляющим право хозяйственного ведения за ООО «Комфорт-Сервис», а после эксплуатировало по Соглашению от 15.03.2018г.

Однако данные действия администрации Мочищенского сельсовета не соответствуют указанным выше положениям действующего законодательства.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с  ч. 1, ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются органами местного самоуправления, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. При этом порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Создание специализированной службы органом местного самоуправления является гарантией исполнения требований законом о погребении и похоронном деле и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, прававыбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами ПрезидентаРоссийской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом oт 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

Таким образом, действующим законодательством запрещено наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами органа власти и местного самоуправления.

Кроме того, хозяйствующий субъект, наделенный функциями органа местного самоуправления, находится в преимущественном положении по отношению к иным хозяйствующим субъектам, действующим на том же товарном рынке, что может привести к ограничению конкуренции.

В свою очередь, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Администрация Мочищенского сельсовета наделила ООО «Комфорт-Сервис» полномочиями органа местного самоуправления по содержанию места захоронений, что привело к наличию преимущественных условий при оказании ритуальных (похоронных) услуг в Мочищенском сельсовете, что могло привести к препятствиям для третьих лиц по осуществлению деятельности на том же товарном рынке.

Указанными действиями администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области нарушила требования ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Доводы Администрации и ООО «Комфорт-Сервис», что соглашение носило безвозмездный характер, что оно было заключено ввиду того, что земельные участки не сформированы и имелись наложения границ (в настоящее время земельные участки сняты с кадастрового учета) для целей сохранения порядка на кладбище и уборки территории, в том числе, территории единственного въезда на кладбище, который осуществляется через участок, на котором расположено здание Общества, суд находит несостоятельными.

Так, Администрация и Общество юридически правом на спорные участки с ранее присвоенными кадастровыми номерами 54:19:101001:608 (участок под зданием)  и  54:19:101001:27 (участок под кладбищем) не владеют, сложившаяся ситуация не препятствовала как приведению участков в надлежащее состояние с точки зрения уточнения и перераспределения границ, так и не препятствовала установлению публичного сервитута.

Заключение соглашения в отношении участков, которым стороны не владеют, является нарушением и фактически свидетельствует о ничтожности заключенного соглашения как письменной сделки (по признакам ст. 168 ГК РФ). Однако это не исключает правильности квалификации Управлением отношений сторон, соглашение все же имело место, и оно было действующим для всех третьих лиц, для которых обязательства  по содержанию кладбища, места въезда на кладбище выполняло ООО «Комфорт-Сервис». Безвозмездный характер соглашения также не умаляет выводов Управления, поскольку Общество могло иметь в результате такого соглашения как  материальные, так и не материальные (репутационные) преимущества перед иными субъектами на данном рынке услуг, именно позиционируя себя для неопределенного круга лиц как «смотрителя» кладбища.

При этом то, что в настоящее время земельные участки сняты с кадастрового учета, что они юридически не существуют, не исключает того, что в границах территории земельного участка 54:19:101001:27 располагается кладбище, функции по содержанию которого может выполнять только орган местного самоуправления не зависимо от формирования земельного участка.

Доводы Администрации, что земельный участок не сформирован, что права на него не оформлены на Администрацию в установленном порядке, а, следовательно, не возможно создание специализированной службы и передача ей функций в соответствии с правилами Закона № 131-ФЗ, суд находит голословными, поскольку такая организация может быть создана и наделена любым имуществом, а не земельным участком, на котором располагается кладбище.

Кроме того, как верно отмечено Управлением, для реализации своих полномочий по содержанию территории кладбища (уборки, охраны, услуг по захоронению по гарантированному перечню) Администрация не лишена возможности на конкурсной основе закупать услуги у иных лиц, без передачи исключительных полномочий муниципального образования в соответствии с Законом № 131-ФЗ и Законом № 8-ФЗ.

В данной же ситуации соглашение с ООО «Комфорт-Сервис» было заключено вне конкурса. То, что на смежном с кладбищем земельном участке располагается здание, принадлежащее Обществу, не может ставить его в преимущественное положение по отношению с иными субъектами на данном рынке услуг.

На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат, выводы, изложенные в оспариваемом решении и предписании, являются законными и обоснованными.

Государственная пошлина  не подлежит распределению, поскольку стороны освобождены от ее уплаты по правилу ст. 333.37 НК РФ.  

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обеспечительные меры по определению суда от 18.10.2018 года признать недействующими после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ                                                                                         Т.А. Наумова