АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
23 июля 2018 года Дело № А45-3831/2018
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июля 2018 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухиной О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2», г. Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к 1) Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2) Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третье лицо: 1)Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города, г. Новосибирск, (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2)Правительство Новосибирской области, г. Новосибирск, (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании совершить действия во внесению изменений в региональную программу капитального ремонта
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1, ФИО2, по доверенности от 18.01.2018;
от заинтересованных лиц: 1)ФИО3, по доверенности от 25.12.2017 № 13; 2)не явился, извещен;
от третьего лица: 1)не явился, извещен; 2)ФИО4, по доверенности от 21.09.2015 № 17.
Закрытое акционерное общество «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным (изменение предмета заявленных требований) в порядке, предусмотренном нормами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее – министерство), Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее – фонд): о признании незаконным бездействия министерства, по внесению изменений в Региональную программу капитального ремонта в части включения в программу сведений об объекте недвижимого имущества - блок-секции №4, №5 жилого дома по ул.Военная, д. 16 в г.Новосибирске, согласно выданному Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию - 20.02.2015, с датой наступления обязанности собственников помещений в составе блок-секции №4, №5 по оплате взносов на капитальный ремонт по истечении пяти лет, с даты включения указанного объекта в программу, на основании обращения общества (далее – оспариваемое бездействие) и обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу совершить действия по внесению изменений в региональную программу капитального ремонта в части включения сведений об объекте недвижимого имущества - блок-секции №4, №5 жилого дома по ул.Военная, 16 в г.Новосибирске, в частности, внести сведения о дате ввода в эксплуатацию объекта, согласно выданному Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию - 20.02.2015 с датой наступления обязанности собственников помещений в составе блок-секций№4, №5 по оплате взносов на капитальный ремонт, в соответствии с положениями Постановления Правительства
Новосибирской области № 461-П от 27.12.2016 года, по истечении пяти лет с даты включения вышеуказанного объекта в региональную программу; обязании фонда приостановить действия по начислению взносов за капитальный ремонт собственнику объектов, общества в отношении квартир в составе секций №4, №5 жилого дома по ул.Военная. д. 16 в г.Новосибирске до внесения соответствующих изменений в региональную программу.
К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города (далее - департамент); Правительство Новосибирской области (далее - правительство).
Представители заявителя в ходе судебного разбирательства поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и уточненном заявлении, со ссылкой на нормы статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» (далее – Закон № 360-ФЗ), Постановления Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 № 461-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 № 262-п» указали на то, что разрешение на ввод в эксплуатацию объекта было выдано 20.02.2015 (в части секций № 4, № 5), при этом в региональной программе капитального ремонта указана дата постройки – 01.03.2013 (в 2013 году были введены в эксплуатацию иные секции жилого дома), с датой наступления обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт – 01.06.2017, министерство не вносит в программу соответствующих изменений, в связи с чем обществу неправомерно начисляются взносы на капитальный ремонт (в части секций №4, № 5).
Представитель министерства в ходе судебного разбирательства заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, указав на то, что оспариваемое бездействие отсутствует, начисление взносов производится по многоквартирному дому в целом, без учета ввода в эксплуатацию отдельных секций.
Представитель фонда в судебное заседание не явился, фонд о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в соответствии с отзывом заявленные требования не признал, поддержал доводы министерства.
Представитель департамента в судебное заседание не явился, департамент о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, отзыв не представил, в ходе судебного разбирательства указал, что требования удовлетворению не подлежат, поддержал доводы министерства.
Представитель правительства в ходе судебного разбирательства указал, что требования удовлетворению не подлежат по доводам изложены в отзыве, поддержал доводы министерства.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ЗАО «Новосибирскжилстрой-2» является собственником отдельных квартир, расположенных в жилом доме по адресу: <...>, указанный жилой дом построен и сдан в эксплуатацию посекционно, в разный период времени. Согласно сведениям, содержащимся в Разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию, жилой дом введён в эксплуатацию пятью секциями: Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении Секции № 1 выдано 29.03.2013; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении Секций №2, №3 выдано 10.02.2014; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении Секций №4, №5 выдано 20.02.2015.
В соответствии с данными, размещаемыми фондом, многоквартирный жилой дом №16 по ул.Военная в г.Новосибирск (далее – дом № 16), добавлен в региональную программу капитального ремонта 22.09.2016 с указанием даты постройки - 01.03.2013, с датой наступления обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт - 01.06.2017 года.
Начиная с июня 2017 года, в адрес собственника квартир (общества) в составе блок-секций №4 №5 дома № 16 поступают уведомления о необходимости оплаты взносов на капитальный ремонт. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Заявитель считая, что включение всего жилого дома № 16 в региональную программу капитального ремонта по дате ввода в эксплуатацию первой блок-секции жилого дома, незаконно возлагает обязанности (ранее законодательно установленного срока), по уплате взносов на капитальный ремонт на собственников объектов - помещений в составе блок-секции №4, №5 дома № 16, а также лишает права собственников на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренную положениями действующего законодательства, обратился в арбитражный суд, указав при этом, что региональная программа подлежит ежегодной актуализации, в части включения в нее сведений о вновь введённых в эксплуатацию многоквартирных домах.
Указанные доводы общества не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частями 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.
Статьей 168 ЖК РФ, пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона № 360-ОЗ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 № 262-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 262-п) установлен срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы» (далее - региональная программа), и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взносы на капитальный ремонт), который равен 5 годам.
Действие Постановления № 262-п распространяется на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после утверждения региональной программы, то есть после 27.11.2013 и включенные в региональную программу в порядке актуализации после 30.06.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ (в редакции до 20.12.2017) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев после утверждения региональной программы капитального ремонта, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, дом № 16, включен в региональную программу 22.09.2016 с указанием ввода в эксплуатацию 01.03.2013, согласно Постановлению Правительства Новосибирской области № 314-п от 27.09.2016 (О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п), данному дому присвоен единый почтовый адрес, за основу взята дата ввода в эксплуатацию первой блок-секции (март 2013 года).
Таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений (общества), входящих в блок-секции №1, №2, №3, №4 и №5 возникла с июня 2017 года.
Постановление Правительства Новосибирской области № 314-п от 27.09.2016, Постановление Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п в соответствующей части, обществом в установленном порядке не оспорены.
Довод общества о возможности министерства внести в региональную программу изменения в порядке ее актуализации в соответствии со статьей 9 Закона № 360-ОЗ, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обществом основание нормами статьи 9 Закона № 360-ОЗ не предусмотрено (секции № 4, № 5 дома № 16 не являются отдельными многоквартирными домами введенным в эксплуатацию), соответствующее решение принимает правительство, министерство формирует проект изменений в региональную программу капитального ремонта и направляет его на рассмотрение в правительство.
В связи с указанным нельзя сделать вывода о несоответствии оспариваемого бездействия нормам ЖК РФ, Закона № 360-ОЗ, Постановления № 461-п (обязанность по подготовке проекта изменений в программу не возникла, исходя из фактических данных о доме № 16, решение о внесении соответствующих изменений в программу принимает правительство), на которые ссылается заявитель в обоснование заявленных требований.
Исходя из вышеизложенного, исходя из положений статьи 198 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные. Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей 00 копеек подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании положений статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить закрытому акционерному обществу «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2» из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3000 рублей 00 копеек, уплаченную платежным поручением от 22.12.2017 № 1579.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
СУДЬЯ А.В.Хорошилов