ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-38666/2017 от 12.03.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

14 марта 2018 года Дело № А45-38666/2017

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Коченевском районе Новосибирской области (ОГРН 1025405824476, ИНН 5425109645), рп. Коченево

к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирская металлообрабатывающая компания" (ОГРН 1125476094424, ИНН 5402551751), р.п. Коченево

о взыскании 60 000 рублей

при участии представителей сторон:

заявителя –Короткевич И.В., доверенность от 10.01.2018, паспорт

заинтересованного лица –Титков К.В., директор, устав, паспорт; Вязанкина Е.Ю. паспорт, Щербакова Н.А., паспорт

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Коченевском районе Новосибирской области (далее - орган Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирская металлообрабатывающая компания" (далее – заинтересованное лицо, страхователь, общество) о взыскании финансовых санкций в размере 60000 рублей за не представление в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), за декабрь 2016 года.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил снизить сумму штрафных санкций.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская металлообрабатывающая компания» является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона № 136-ФЗ от 01.05.2016г.) (далее - Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016г. «Сведения о застрахованных лицах».

Страхователь ООО «НМК» обязан был представить в УПФР в Коченевском районе Новосибирской области сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц декабрь 2016 года не позднее 15 января 2017 года

Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года представлены 20 февраля 2017 года, то есть позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ срока.

По результатам камеральной проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 3 застрахованных лиц ООО
«НМК» составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.04.2017 года.

Решением от 29.05.2017 № 064S19170021012 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования общество привлечено к ответственности за непредставление в срок- сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 60000 руб. (500 руб. х 120 застрахованных лиц).

28.06.2017г. ответчику выставлено требование об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в сроки до 18.07.2017г., в сумме 60000 руб.

30 октября 2017 года УПФР в Коченевском районе Новосибирской области направлялось заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ООО «НМК» в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Коченевском районе Новосибирской области финансовых санкций в сумме 60000 рублей 00 копеек за несвоевременное представление

Судебным приказом, выданным Арбитражным судом 07.11.2017г., с ООО «НМК» взысканы финансовые санкции в размере 60000 рублей

21.11.2017г. от общества поступили возражения относительно исполнения судебного приказа и 22 ноября 2017 судебный приказ отменен, в связи, с чем заявитель обратился в арбитражный суд.

С 13.12.2016г. общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская металлообрабатывающая компания» (ИНН 5402551751) зарегистрирована в качестве страхователя в УПФР в Коченевском районе Новосибирской области. До указанной даты страхователь был зарегистрирован в УПФР в Заельцовском р-не г.Новосибирска.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Как пояснил представитель общества, сведения фактически были отправлены в адрес УПФР в Коченевском районе Новосибирской области 09 января 2017 года с использованием оператора связи системы «СБИС» (ООО «Компания «Тензор»). О том, что нужно заключать новое соглашение, с УПФР по месту регистрации не знали, в связи с чем полагали, что сведения направлены своевременно.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от 11.10.2007 N 190 утверждена Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология обмена документами), в пункте 7 которой предусмотрен порядок информационного обмена.

Из пункта 7 Технология обмена документами, следует, что факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом Пенсионного фонда России - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность электронно-цифровой подписи на документе.

Именно на страхователе лежит обязанность по предоставлению данных, поэтому он несет риск не представления сведений, следовательно, с целью исключения данных рисков страхователь должен принимать необходимые меры для установления (подтверждения) данных органом Пенсионного фонда.

Абзацами 5. 6 раздела 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (далее - Распоряжение N 190р) установлено, что после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда РФ, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган Пенсионного фонда РФ будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации. Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом Пенсионного фонда РФ - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формат) и подлинность ЭЦП на документе.

Положительного протокола проверки отчетности в рассматриваемом случае получено не было.

Порядок регистрации и подключения организаций (предпринимателей) к системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации установлен разделом 3 Регламента, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.01.2001 N 15 (далее - Регламент).

Согласно пункту 3.1. Регламента юридические, физические лица направляют на имя руководителя органа Пенсионного фонда письменное заявление о подключении его к системе электронного документооборота Пенсионного фонда.

Пунктом 3.7. Регламента определено, что при соблюдении юридическим или физическим лицом всех условий, установленных в пункте 3.4 - 3.6 руководитель органа Пенсионного фонда подписывает Соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда. После чего юридическое или физическое лицо становится абонентом системы электронного документооборота Пенсионного фонда.

Таким образом, именно на обществе лежит обязанность по заключению соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда.

Сам по себе факт принятия сообщений ООО "Компания Тензор" не свидетельствует о надлежащем исполнении обществом своих обязательств по отправке отчетности по телекоммуникационным каналам связи в Управление ПФ в Коченевском р-не НСО в установленные сроки.

В рассматриваемом случае имеется сообщение оператора от 09.01.2017 о том, что « отчетность не будет обработана, контролирующий орган сообщил об ошибке, ЭЦП проставлено сертификатом на который нет заключенного соглашения ООО «НМК», и указано о необходимости обращения в пенсионный фонд по месту регистрации.

Как следует из материалов дела, только 14.02.2017г. между УПФР в Коченевском районе и обществом с ограниченной ответственностью ««Новосибирская металлообрабатывающая компания» было заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи и на момент представления отчетности не имелось.

Таким образом, направленные 09.01.2017 сведения с использованием оператора связи системы «СБИС» (ООО «Компания «Тензор») не могли поступить в орган пенсионного фонда, поскольку соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота с УПФР в Коченевском р-не НСО по телекоммуникационным каналам связи подписано сторонами 14.02.2017.

Тот факт, что страхователь не знал о необходимости заключения соответствующего соглашения, не устраняет ответственности и не свидетельствует об отсутствии вины. В рассматриваемом случае непредставление в ПФР отчетности не явилось следствием технических или иных сбоев, а также вследствие иных причин, находящихся вне возможного контроля со стороны ООО «НМК» на этапе получения, передачи и проверки отчетности, что могло свидетельствовать об отсутствии вины.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица указал, что сумма штрафа является значительной, общество являемся малым предприятием, нарушение допущено впервые.

В Постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П (о требованиях справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния), суд также должен учитывать принципы справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во, всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Из вышеизложенного следует, что ответственность должна быть соразмерной характеру совершенного деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств. Санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер.

Соответствие вытекающим из Конституции РФ требованиям должно сохраняться и при определении размера санкции за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив характер правонарушения, обстоятельства его правонарушения, и принимая во внимание, отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда, совершение правонарушения впервые, финансовое положение общества, несоответствие размера штрафа тяжести совершенного правонарушения, незначительный срок задержки представления сведений, руководствуясь также принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, которыми согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П и от 14.07.2005 N 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, приходит к выводу о возможности снижения штрафа за совершение страхователем правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, до 2000 руб. Доказательств повторного привлечения к ответственности за нарушение не представлено.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд в связи с трудным финансовым положением уменьшает размер госпошлины по делу с 2400 руб. до 500 руб., заинтересованного лица подлежит взысканию государственная пошлина в размере 500 руб.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская металлообрабатывающая компания" (ОГРН 1125476094424, ИНН 5402551751) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Коченевском районе Новосибирской области (ОГРН 1025405824476, ИНН 5425109645) финансовые санкции в сумме 2000 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская металлообрабатывающая компания" " (ОГРН 1125476094424, ИНН 5402551751) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления в законную силу решения суда.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск, в течение месяца после его принятия.

Судья И.А. Рубекина