ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-39076/2017 от 15.05.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Новосибирск Дело № А45-39076/2017

22 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск

третье лицо - ФБУ «Новосибирский ЦСМ», г.Новосибирск

о признании незаконными решений, выраженных в справках № 45 и № 46 от 19.11.2017

при участии представителей сторон:

заявителя – ФИО1, доверенность от 20.09.2017, паспорт; ФИО2, доверенность от 25.04.2018, паспорт

заинтересованного лица – ФИО3, доверенность № д6-7 от 10.04.2017, удостоверение

третьего лица – не явился, извещен

Общество с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Сибинвестпром-3") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признаниинезаконным решений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу)о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и возврате заявления ООО «Сибинвестпром-3», выразившихся в справках №№ 45, 46 от 20.11.2017 г. «О наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» и обязании Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Сибинвестпром-3» немедленно после принятия решения, а именно в порядке устранения допущенных нарушений: обязать МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу принять от ООО «Сибинвестпром-3» заявления о выдаче федеральных специальных марок № 10,11 от 15.11.2017г. и приложенные к ним документы; обязать МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу не позднее дня получения (принятия) указанных заявлений направить в электронном виде, а также по почте в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка Заключение о возможности выдачи федеральных специальных марок по заявлениям №№ 10, 11 от 15.11 2017г. совместно с указанными заявлениями;

Представители заявителя в ходе судебного разбирательства поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, указав на то, что им для получения государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок (далее - ФСМ) для маркировки алкогольной продукции были представлены все необходимые документы.

Представитель управления в ходе судебного разбирательства заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось, представило отзыв.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 15.11.2017 ООО "Сибинвестпром-3" обратилось в Управление с заявлениями о выдаче федеральных специальных марок от 15.11.2017 №№ 10, 11 с приложенными документами.

В заявлениях общество просило выдать специальные марки для маркировки алкогольной продукции, указало вид алкогольной продукции : винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта.

20.11.2017 Управлением Обществу направлено уведомление о наличии недостатков с указанием причины, выразившейся в нарушении шд.2 п. 36 и пп. 2 п. 56 Административного регламента, а именно в разделе «Б» расчета потребности в федеральных специальных марках отсутствует информация о наличии сырья, необходимого в соответствии с ГОСТ 31729-2015 «Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия» для производства винных напитков.

В связи с выявленными недостатками поданные заявления ООО «Сибинвестпром-3» от 15.11.2017 №№ 10, 11 возвращены Управлением заявителю со справками 20.11.2017 №№45,46 о наличии недостатков в предоставленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации

Считая решения МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и возврате заявлений ООО "Сибинвестпром-3", выразившиеся в справках № №45,46 от 20.11.2017, незаконными и нарушающим права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).

Согласно статье 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.

Пунктом 3 данной нормы установлено, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Порядок выдачи федеральных специальных марок предусмотрен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.06.2011 N 13н (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента марки выдаются при представлении заявителем (представителем заявителя) документов, указанных в пункте 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ.

Представление документов, по форме или содержанию не соответствующих установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ, является одним из оснований для возвращения заявителю без рассмотрения документов, представленных для выдачи марок (подпункт 2 пункта 36 Административного регламента).

В случае, если специалистом территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственным за рассмотрение документов, представленных заявителем для выдачи марок, не выявлены недостатки, являющиеся основанием для их возврата без рассмотрения, готовится заключение о возможности выдачи марок, которое подлежит направлению в центральный аппарат Росалкогольрегулирования (пункт 58 Административного регламента).

В случае, если специалистом центрального аппарата Росалкогольрегулирования, ответственным за рассмотрение документов, выявлены недостатки, являющиеся основанием для возврата документов, специалист центрального аппарата Росалкогольрегулирования готовит уведомление с указанием причины возврата документов и направляет его в территориальный орган Росалкогольрегулирования.

Специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение документов, в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в изготовлении марок от центрального аппарата Росалкогольрегулирования направляет заявителю Справку о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок, подписанную руководителем подписанную руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росалкогольрегулирования.

Заявление о выдаче марок, документы и денежные средства возвращаются заявителю территориальным органом Росалкогольрегулирования в порядке, предусмотренном пунктом 57 настоящего Административного регламента (пункт 62 Административного регламента).

Согласно п. 57 Административного регламента, следует, что если в документах, представленных заявителем для выдачи марок, при их проверке и (или) изучении информации, имеющейся в территориальном органе Росалкогольрегулирования, выявлены недостатки, специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение документов, уведомляет организацию любыми доступными способами, обеспечивающими своевременность получения организацией указанного уведомления, в день выявления оснований для возвращения представленных для выдачи марок документов. Организация вправе устранить выявленные недостатки в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче марок в территориальном органе Росалкогольрегулирования.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемых решений (справок) послужило представление ООО "Сибинвестпром-3" расчета потребностей в федеральных специальных марках, раздел "Б" которого не содержит сведений о наличии сырья - виноматериала виноградного, необходимого для производства винных напитков в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия».

Как следует из Административного регламента, специалист Росалкогольрегурования обязан на основании п. 55 принять сформированный пакет документов и провести его изучение на предмет соответствия требованиям указанным в п. 56 Административного регламента, при этом взаимодействуя с кругом лиц указанных в п. 50 Административного регламента.

Специалистом Управления в ходе проверки представленных документов использовались данные ЕГАИС : отчеты об объемах производства по данным АСИУ; об объемах использования сырья на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учитывались требования к виду сырья необходимому для изготовления винных напитков в соответствии с ГОСТ 31729-2015 «Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 31729-2015).

Согласно пункту 2.1 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) расчет потребности в ФСМ, является одним из документов, представление которого необходимо для получения ФСМ.

В соответствии с п. 11 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2017 № 83н «О порядке заполнения формы расчета потребности в федеральных специальных марках» (далее - Приказ) в графе 2 раздела «Б» «Наименование сырья» Общество обязано указывать наименование сырья, а именно виноматериал: виноградный, плодовый, фруктовый или иной виноматериал.

Расчет потребности составляется Обществом в целом по организации, а именно указывается все сырье, имеющееся у Общества, которое используется для производства алкогольной продукции и зафиксировано в ЕГАИС.

В соответствии с Классификатором видов продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 г. N 231, виноматериал фруктовый (плодовый) имеет код 322, а виноматериал виноградный - код 321.

В представленном Расчете потребности в федеральных специальных марках Обществом указан в качестве сырья только виноматериал фруктовый (плодовый) с кодом 322.

В заявлении и расчетах общество просило выдать ФСМ на вид алкогольной продукции - винные напитки.

Федеральный закон № 171-ФЗ устанавливает обязательность соответствия алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до принятия соответствующих технических регламентов (пункт 3 статьи 11, пункт 3 статьи 20, пункт 1 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ).

По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2015 № 1992-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия»(введен в действие с 01.01.2017), в соответствии с которым при производстве винных напитков в качестве сырья не применяются виноматериалы фруктовые (плодовые).

Согласно ГОСТ 31729-2015 при производстве винных напитков в качестве сырья применяется виноматериал виноградный.

При анализе данных ЕГАИС сотрудником Управления было установлено, что ООО «Сибинвестпром-3» в период с 01.01.2015 по настоящее время виноматериал виноградный не закупался, и не производился, и отсутствовал на остатках, что по существу не оспаривается заявителем.

Кроме того, как указывает управление, в распоряжении Управления имелись экспертные заключения Экспертно-аналитического отдела МРУ Росалкольрегулирования по Южному федеральному округу от 05.09.2017 № 147, от 26.10.2017 № 161, согласно которым отобранные образцы винных напитков, произведенных ООО «Сибинвестпром-3», не соответствуют требованиям ГОСТ 31729-2015 по органолептическим и физико-химическим показателям, так как данный продукт произведен без использования виноградного сырья и, следовательно, не является винным напитком.

Специалист Управления, ответственный за рассмотрение заявлений о выдаче марок, 20.11.2017 связался по телефону с представителем общества, ответственным за формирование заявлений, и сообщил о недостатках в представленных документах, на что сотрудник Общества направил в адрес Управления по собственному усмотрению, используя электронную почту 20.11.2017 Декларацию № RU Д-RU.АД11.В.02654 о соответствии напитков винных, производимых ООО «Сибинвестпром-3», требованиям, TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», TP ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».

На основании изложенного должностным лицом Управления сделан вывод об отсутствии у Общества сырья, необходимого для производства винных напитков в соответствии с требованиями ГОСТ 31729-2015.

Документы общества правомерно возвращены Управлением как не соответствующие установленным требованиям Федерального закона N 171-ФЗ ввиду не указания в расчете потребности для напитков винных сырья виноматериал виноградный, которое используется в соответствии с ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия» для производства винных напитков.

Оспаривая решения о возврате заявлений, заявитель ссылается на то, что он правомерно указал в расчете потребностей в ФСМ в разделе Б виноматериал фруктовый (плодовый), а не виноматериал (виноградный), как требует Управление, поскольку в 2017 году ООО «Сибинвестпром-3» приняло решение об изготовлении продукции, на которую в настоящее время нет международных и отраслевых ГОСТов и стандартов, зарегистрированных и утвержденных в установленном порядке. Как указывает заявитель, руководствуясь Федеральным законом № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения», ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению», ООО «Сибинвестпром-3» разработало и утвердило собственный Стандарт Организации СТО 75866384-001-2017, на продукцию «Напитки винные фруктовые (плодовые) Технические условия».

Данные СТО 75866384-001-2017 зарегистрировало в ФБУ «Новосибирский ЦСМ» 20.03.2017. Вид продукции в разработанном СТО 75866384-001-2017 - Напитки винные фруктовые (плодовые) соответствует понятию «винный напиток», указанный в ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ. Безопасность данной продукции подтверждается декларацией о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АД11.В.02654, зарегистрированная 15.09.2017. Более того, в настоящее время Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности» (ФГБНУ ВНИИПБиВП) разработан и введен будет в действие с 01.09.2018г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.12.2017 г. N 9 1870-ст, в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58013-2017 «Напитки винные фруктовые. Общие технические условия». Введение ГОСТ Р 58013-2017 «Напитки винные фруктовые. Общие технические условия», по мнению заявителя, подразумевает под собой в период с 01.01.2017 по 01.08.2018 применение производителями напитков винных фруктовых разработанных и принятых ими в установленном порядке ТУ и СТО в соответствии с требованиями Федеральным закона № 171-ФЗ.

Отклоняя указанные доводы общества, в т.ч. о правомерности указания им в расчете наименования сырья - виноматериал фруктовый (плодовый) для производства заявленного вида алкогольной продукции напитки винные, суд исходит следующего.

На момент обращения заявителя в управление за получением ФСМ и принятия оспариваемых решений ГОСТ Р 58013-2017 «Напитки винные фруктовые. Общие технические условия» не был утвержден, указанный ГОСТ водится в действие, согласно Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.12.2017 N 9 1870-ст, с 01.09.2018.

Общество затребовало марки на алкогольную продукцию определенного вида, а не просто пищевую продукцию, в связи с чем обязано учитывать существующий ГОСТ и нормы Федерального закона № 171-ФЗ.

Наличие декларации о соответствии продукции требованиям ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению» не свидетельствует о соответствии продукции Федеральному закону № 171-ФЗ и введенному в действие с 01 января 2017 года национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31729- 2015 «Напитки винные. Общие технические условия».

Федеральный закон № 171-ФЗ устанавливает обязательность соответствия алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до принятия соответствующих технических регламентов (пункт 3 статьи 11, пункт 3 статьи 20, пункт 1 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ).

В пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О

техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) установлено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона

впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к

продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства,

строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами

Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов

исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и

метрологии от 26.11.2015 № 1992-ст утвержден и введен в действие с 01

января 2017 года национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 31729- 2015 «Напитки винные. Общие технические условия».

ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" введен взамен ГОСТ 31729-2012.

Данный ГОСТ содержит технические требования к винным напиткам

(органолептические, физико-химические показатели, требования к сырью,

пищевым добавкам, технологическим вспомогательным средствам и т.д.).

Требования ГОСТа 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические

условия» заменяют требования технического регламента до разработки и

принятия последнего в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от

27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Поскольку в настоящее время, соответствующий технический регламент не принят, требования ГОСТа 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия» в силу статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ, подлежат обязательному применению.

Доводы общества о неприменении требований ГОСТа 31729-2015 «Напитки винные.Общие технические условия» к виду продукции - напитки винные отклоняются как необоснованные.

Нормы пункта 12.3 статьи 2 Закона № 171-ФЗ, ГОСТ 31729-2015, TP ТС 021/2011, Закона № 29-ФЗ, не содержат каких либо исключений для возможности их неприменения, в том числе и в связи с наличием стандартов организации или технических условий разработанных обществом.

Технические условия - это технический документ, который разрабатывается по решению разработчика (производителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью технической документации на продукцию, должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию. Состав, построение и оформление технических условий должны соответствовать требованиям ГОСТов, входящих в систему единой системы.

По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.

В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 2 Закона N 171 -ФЗ под производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Также в соответствии с абзацем 27 части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция не соответствующая требованиям государственных стандартов подлежит изъятию из незаконного оборота.

Статьей 3 Закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В соответствии со статьей 1 Закона N 29-ФЗ под нормативными документами понимаются, в том числе, государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов.

В силу статьи 9 Закона N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими нормативными документами (государственными стандартами).

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) установлено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.

Статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлено, что к документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил; документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного Федерального закона.

Из пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» следует, что технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).

Согласно разделу 3 ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты» технические условия являются техническим документом, в котором изготовитель устанавливает требования к качеству и безопасности конкретного пищевого продукта (нескольким конкретным пищевым продуктам), необходимые и достаточные для идентификации продукта контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении,

транспортировании.

Технические условия разрабатывают, в том числе, при наличии государственного стандарта общих технических условий (технических условий), когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту. При наличии государственных стандартов общих технических условий или технических условий на группу пищевых продуктов требования к конкретным пищевым продуктам в технических условиях излагаются с учетом требований этих стандартов. При уточнении или дополнении в технических условиях требований государственных стандартов общих технических условий или технических условий значения показателей не должны быть ниже (хуже) установленных государственными стандартами.

Требования, устанавливаемые в технических условиях на пищевые продукты, должны соответствовать законам Российской Федерации, требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм.

Как указано в подпунктах 4.5, 4.6, 4.8 пункта 4 ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие

положения» стандарты организации не должны противоречить требованиям

технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных

для содействия соблюдению требований технических регламентов. В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

Факт регистрации обществом собственных СТО на вид продукции-напитки винные фруктовые (плодовые) полусладкие, негазированные Изабелла. Мускат и др. в ФБУ «Новосибирский ЦСМ», вопреки доводам общества, не свидетельствует о незаконности оспариваемых решений.

Как правомерно указывает в пояснениях по делу ФБУ «Новосибирский ЦСМ», в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 162-ФЗ стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. В данном случае, при разработке СТО ООО «Сибинвестпром-3» должны учитываться требования национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия». Исходя из этого, получение заключения не является обязательным требованием для разработчика СТО. ФБУ «Новосибирский ЦСМ» провел экспертизу и учетную регистрацию каталожного листа продукции ООО «Сибинвестпром-3». Экспертиза была проведена в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (далее - ГОСТ Р 1.4-2004). В соответствии с пунктом 4.5. ГОСТ Р 1.4-2004. СТО не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. В соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 1.4-2004 в стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона № 162-ФЗ. Регистрация каталожного листа носит добровольный информационный характер и осуществляется для формирования региональных и общероссийских баз данных, доведения информации о продукции до потребителей.

Факт регистрации СТО в ФБУ «Новосибирский ЦСМ» сам по себе не

подтверждает соответствие данных СТО требованиям ГОСТ 31729-2015,

поскольку экспертиза проводилась на соответствие только требованиям ГОСТ Р 1.4-2004. Учитывая, что СТО относится к техническим документам изготовителя, ФБУ «Новосибирский ЦСМ» техническим комитетом не является, а является государственным региональным центром систематизации, метрологии и испытаний в соответствии со своим Уставом. При этом даже при условии согласования с ФБУ «Новосибирский ЦСМ» СТО общества должны соответствовать требованиям Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТа 31729-2015. Наличие штампа ФБУ «Новосибирский ЦСМ» свидетельствует только о факте регистрации каталожного листа продукции.

Представленная обществом в управление декларация о соответствии указывает на соответствие продукции, производимой Обществом, требованиям безопасности пищевой продукции, но не подтверждает ее соответствие требованиям ГОСТ 31729-2015, который при этом в декларации о соответствии не указан.

Доводы общества о нарушении Управлением Административного регламента судом рассмотрены и признаны необоснованными.

Заявление поданы обществом в управление 15.11.2017, заявителю по телефону сообщалось о наличии недостатков, обществом в ответ представлялась специалисту управления декларация о соответствии, уведомление №1 от 20.11.2017 о недостатках в пакетах документов к заявлениям было направлено на электронный адрес общества 20.11.2017. Справки №45,46 20.11.2017 о наличии недостатков направлены обществу своевременно.

Ссылка заявителя на то, что специалист управления ФИО4, который направил уведомление №1 от 20.11.2017 в адрес общества по электронной почте не мог исполнять свои должностные обязанности поскольку время 18:02 20.11.2017 является нерабочим для госслужащего, судом не принимается, ввиду того, что указанное время 18.02 на распечатанном обществом уведомлении №1 (л.д.17) достоверно не свидетельствует о времени создания, отправки уведомления №1. Данное время может свидетельствовать как о времени доставки либо получения, прочтения уведомления обществом по электронной почте. При этом само по себе наличие указанного времени на представленном обществом уведомлении не свидетельствует о том, что документ не был принят специалистом и направлен обществу 20.11.2017. Иной даты принятия уведомление не содержит. Согласно скриншота письма об отправке уведомления №1, представленного в дело Управлением, оно «отправлено в 17:32 20.11.2017».

Управлением соблюдены порядок и сроки при проверке поданных обществом заявлений от 15.11.2017 в соответствии с Административным регламентом.

Ссылки общества на имеющуюся в отношении него судебную практику отклоняются, поскольку выводы судов основаны на фактических обстоятельствах, отличных от рассматриваемых.

Представленный Управлением приговор Бердского городского суда от 12.04.2018 судом не принимается, поскольку он не был положен в основу оспариваемых решений об отказе, выраженных в справках №№45,46 от 20.11.2017 и отсутствовал на момент их вынесения.

Оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют требованиям Закона №171-ФЗ, приняты уполномоченным органом, следовательно, не могут нарушать прав заявителя, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии статьёй 110 АПК РФ судебные расходы, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

И.А. Рубекина