АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, город Новосибирск, улица Нижегородская,6
info@novosib.arbitr.ru. Info@arbitr-nso.ru http:www.arbitr-nso.ru
__________________________________________________________________
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск
11 марта 2009 год Дело № А45-4066/2009
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2009 года
Полный текст решения изготовлен 11 марта 2009 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Н.А. Павлючик
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.А. Павлючик
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транс-НСК»
к Сибирской оперативной таможне
о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в открытом судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.02.2009 года, ФИО2 по доверенности от 17.02.2009 года.
заинтересованного лица –ФИО3 по доверенности от 16.02.2009 года № 05-14/974
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Транс -НСК» (далее по тексту- Общество, ООО «Транс-НСК») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирской оперативной таможни (далее по тексту- таможенный орган, таможня) от 13.11.2008 по делу об административном правонарушении №10614000 - 0046/2008, которым ООО «Транс - НСК» привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Общество, ссылается на недоказанность таможенным органом вины общества, при этом указывает на неоднократное обращение Общества к специалистам в области внешнеэкономической деятельности с целью соблюдения всех требований и ограничений, предъявляемых законодательством Российской Федерации к экспортным сделкам. Более того, Общество заключило договор с Закрытым акционерным обществом «Транс Логистик Консалт» на оказание услуг таможенного брокера.
Представитель Сибирского таможенного управления считает требования необоснованными, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниями изложенным в возражениях на заявление.
Судом установлено следующее.
12.12.2007 года ООО «Транс-НСК» г. Новосибирск во исполнение контракта №2 от 22.11.2007, заключенного с ТОО «MostGroup» (г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан), осуществило экспортную поставку в адрес ТОО «MostGroup» товаров –Хроматограф «Хроматэк-Кристалл 5000», в количестве 2 шт. код товара по Товарной номенклатуре Внешнеэкономической деятельности (далее по тексту ТН ВЭД) - 9027200000.
Сведения о товарах были заявлены в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) № 10609040/121207/0008668 Калининскому таможенному посту Новосибирской таможни. При этом, в пятом слева подразделе графы 33 «Код товара» данной ГТД была проставлена буква «С» (свободно от применения запретов и ограничений).
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762 (действовала на момент подачи ГТД), в пятом слева подразделе графы 33 «Код товара» необходимо проставить букву «С», если декларируемые товары по классификационному коду ТН ВЭД России и/или наименованию подпадают в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности под применение запретов и ограничений в виде лицензирования при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации, но по своим характеристикам и/или области применения не соответствуют товарам, в отношении которых такие меры применяются.
Заключение организации, получившей в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара - хроматограф «Хроматэк-Кристалл 5000» к объектам экспортного контроля, ООО «Транс-НСК» не представило.
Таможенным органом было получено заключение независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) в целях экспортного контроля от 14.07.2008 № 014/320-08, проведенной экспертами Сибирского отделения Российской академии наук (далее по тексту – СО РАН), согласно которому хроматограф «Хроматэк-Кристалл 5000» пригоден для обнаружения органических соединений, содержащих фосфор, серу и хлор в концентрациях меньших, чем 0,3 мг/куб. м и подпадает по действие п. 5.11.1 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 28.08.2001 № 1082 (далее -Список).
В соответствии с п. 5.11.1 Списка к химикатам, оборудованию и технологиям, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, отнесены Системы контроля токсичных газов, включая датчики, спроектированные для непрерывного функционирования и пригодные для обнаружения агентов химического оружия, химикатов, указанных в разделах 1-4 Списка, или органических соединений, содержащих фосфор, серу, фтор или хлор при концентрациях 0.3 мг./куб.м. или менее.
ООО «Транс- НСК» осуществило вывоз в адрес ТОО «MostGroup» двух хроматографов «Хроматэк-Кристалл 5000» с серийными номерами 751301, 751302.
Согласно заключению независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) в целях экспортного контроля от 14.10.2008 № 014/447-08, проведенной экспертами СО РАН, хроматографы «Хроматэк-Кристалл 5000» серийные номера 751301, 751302, соответствуют контрольным спискам товаров и технологий, а именно п. 5.11.1 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 28.08.2001 № 1082. Экспорт хроматографов «Хроматэк-Кристалл 5000» серийные номера 751301, 751302 должен осуществляться по лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 24.09.2001 №686. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Таможенного кодекса РФ товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории РФ, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством Российской Федерации.
Статьей 131 Таможенного кодекса РФ, определено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением основных документов перечисленных в п. 2 данной статьи, в том числе подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» основанием для экспорта отдельных видов товаров является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным выдавать лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами в соответствии с законодательством РФ об экспортном контроле и п. 2, п.п. 56 п. 8 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1085, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
В соответствии с п. 13 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, внешнеэкономические операции с контролируемыми химикатами, оборудованием и технологиями, предусматривающие их передачу иностранным лицам, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Для соблюдения установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений, ООО «Транс-НСК» обязано было получить в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю лицензию на осуществление экспортных поставок хроматографов «Хроматэк-Кристалл 5000». Однако, при таможенном оформлении данных приборов по ГТД № 106090040/121207/0008668, лицензия на осуществление внешнеэкономических операций с такими приборами, представлена не была.
Непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности образует состав административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административном правонарушении.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Транс-НСК» протокола об административном правонарушении от 13.11.2008 года № 10614000-0046/2008 и вынесения Постановления по делу об административном правонарушении № 10614000-0046/2008 (далее -Постановление) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Транс-НСК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, не согласие с которым явилось основанием для обращения Общества с ограниченной ответственностью «Транс-НСК» в суд, при этом настаивая на том, что таможенный орган не доказал вину общества в совершении административного правонарушения.
Суд изучил представленные в дело доказательства, заслушал доводы представителя Заявителя, изложенные в заявлении, а также возражения заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве, пришел к выводу, что требования Заявителя не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая обязанность ООО «Транс-НСК», как профессионального участника внешнеэкономической деятельности, осуществляющего экспортные операции, вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закреплённого в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, а, соответственно, соблюдать установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
ООО «Транс-НСК» имело правовую и реальную возможность проявить достаточную степень осмотрительности и заботливости, необходимую для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз хроматографов, в отношении которых установлен экспортный контроль, а именно обратиться за консультацией в организацию, уполномоченную осуществлять деятельность по идентификации контролируемых товаров.
Таким образом, ООО «Транс-НСК» совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на вывоз товаров с таможенной территории РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод ООО «Транс - НСК», что им были приняты все меры для соблюдения установленных запретов и ограничений с целью соблюдения таможенного законодательства не находят своего подтверждения.
Так, ООО «Транс - НСК» указывает, что до подачи ГТД обращалось за консультацией в Общество с ограниченной ответственностью «ГЕОСИБ», где было получено разъяснение, что товар -хроматограф «Хроматэк-Кристалл 5000» может попадать в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 28.08.2001 № 1082 в зависимости от чувствительности установленных в хроматографе детекторов. Получив информацию от ООО «ГЕОСИБ» о существующей вероятности наличия ограничений для вывоза хроматографов ООО «Транс-НСК», располагая самими хроматографами, технической документацией на них не предприняло мер для самостоятельного определения и не обратилось в специализированную организацию для определения наличия (отсутствия) ограничений на вывоз продукции. Именно данные действия в изложенной ситуации должны были быть совершены ООО «Транс-НСК» с точки зрения разумности, добросовестности в соблюдении законодательства и предусмотрительности в недопущении установленных законом запретов и ограничений.
Кроме того, ООО «Транс-НСК» указывает, что обратилось для осуществления операций по декларированию товаров к профессиональному брокеру - ЗАО «Транс-Логистик - Консалт».
Суд считает, что обращение за осуществлением таможенных операций по декларированию товара к профессиональному брокеру - ЗАО «Транс-Логистик - Консалт» не может быть расценено в качестве принятия исчерпывающих мер по соблюдению таможенногозаконодательства, поскольку таможенный брокер действует в рамках договораоб оказании брокерских услуг и исходит из пакета документов, предоставленного ему декларантом. Более того, ЗАО ««Транс-Логистик - Консалт» не относится к организациям, специализирующимся на определении товаров как подпадающих (не подпадающих) под установленные запреты и ограничения, тем более если эти запреты и ограничения связаны с параметрами технически сложного устройства.
Суд принимает во внимание возражения заинтересованного лица, что Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержден Указом Президента РФ от 28.08.2001 № 1082, опубликован, к нему имеется свободный доступ, следовательно ООО «Транс-НСК» могло предпринять меры для определения соответствия (не соответствия) товара установленным запретам и ограничениям.
В соответствии с официально опубликованным Указом Президента от 16.08.2004 № 1085 организацией, осуществляющий экспортный контроль за соблюдением установленных запретов и ограничений является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Тем не менее, ООО «Транс-НСК», располагая информацией о возможном наличии ограничений на вывоз товара в зависимости от его технических параметров не обратилось в специализированную организацию, уполномоченную на принятие решений о необходимости соблюдения установленных ограничений исходя из параметров вывозимого товара.
Суд счел правомерным довод заинтересованного лица, что в соответствии со ст. 23 - 25 Таможенного кодекса РФ таможенные органы РФ обязаны на бесплатной основе осуществлять информирование заинтересованных лиц по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, но, как следует из материалов дела, ООО «Транс-НСК» не воспользовалось предоставленными законодательством возможностями по соблюдению установленных запретов и ограничений.
Суд, с учетом понятия вины юридического лица, закрепленной в ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ о том, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась
возможностьдля соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, находит ООО «Транс-НСК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
  Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что в ходе судебного разбирательства таможенный орган доказал наличие правовых и фактических оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, соблюдение сроков и порядка привлечения к административной ответственности (ч. 4 ст. 210 АПК РФ),  поэтому оснований для удовлетворения  требований  общества не имеется.
В судебном заседании 05 марта 2009 года объявлялся перерыв до 10 марта 2009 года.
Заявителем ошибочно оплачена государственная пошлина по настоящему делу по платежному поручения № 35 от 11.02.2009 года, в связи с чем подлежит возврату. Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 167-170, 176, 210 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «Транс-НСК» отказать.
Возвратить из бюджета Российской Федерации Обществу с ограниченной ответственностью «Транс-НСК» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Н.А. Павлючик