ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-4134/09 от 29.06.2009 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  07 июля 2009 года Дело № А45-4134/2009

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 07 июля 2009 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хорошиловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина», г. Новосибирск

к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной аэронавигационной службы, г. Новосибирск

третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД», г.Москва

о признании незаконными действий, выразившихся в запрете 27.01.2009 приема заявок на использование воздушного пространства воздушным судном МИ-8 № 24685

при участии представителей:

от заявителя:

ФИО1, представитель по доверенности от 13.03.2009 №21/03-09;

ФИО2, представитель по доверенности от 20.01.2009 №10/01-09;

ФИО3, представитель по доверенности от 13.04.2009 №25/04-09;

от заинтересованного лица:

ФИО4, представитель по доверенности от 31.03.2009 №16;

ФИО5, представитель по доверенности от 08.05.2009 №20;

от третьего лица:

ФИО6, представитель по доверенности от 17.02.2009 № 01.27-1207.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной аэронавигационной службы (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконными действий заинтересованного лица, выразившихся в запрете 27.01.2009 приема заявок заявителя на использование воздушного пространства, воздушным судном МИ-8 №24685 (телеграмма от 27.01.2009) (далее – оспариваемые действия).

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено - Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД» (далее – третье лицо).

Заявитель, в обоснование своих требований, со ссылкой на нормы статей 13, 16, 17, 20, 21, 23, 24, 26 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1084 (далее – Правила использования воздушного пространства), Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 №173 «О Федеральной аэронавигационной службе» (далее – Постановление № 173), Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», Инструкции по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства – планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра транспорта Российской Федерации от 30.11.2001 № 483/168 (далее – Инструкция по составлению заявок), статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» (далее – Постановление № 862), распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 №883-р, статей 29, 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), указал на следующее:

-заявитель является авиационной организацией эксплуатирующей воздушные суда, выполняющие исследовательские полеты, в том числе эксплуатирует вертолет Ми-8Т №24685 (далее – воздушное судно);

-в период с 24.01.2009 по 27.01.2009 заявитель выполнял исследовательские полеты на воздушном судне в районах Томской области;

-27.01.2009 заявитель обратился к третьему лицу с заявкой на использование воздушного пространства – выполнение на воздушном судне полета по маршруту ФИО7 – ФИО8 (Центральный), однако в связи с тем, что заинтересованным лицом 27.01.2009 был введен запрет на прием заявок на использование воздушного пространства воздушным судном, выполнение полета по программе было остановлено, данный запрет был введен без установленных законом или иными нормативными правовыми актами оснований;

-оспариваемыми действиями нарушаются права и законные интересы заявителя:

ограничено право на использование воздушного судна;

произведен срыв полетов по программам летных испытаний, в том числе по договорам со сторонними организациями;

заявителю причинены убытки (вынужденная стоянка в аэропорту «Стрижевом»).

Заинтересованное лицо, со ссылкой на нормы статей 12, 16, 21, 23, 61ВК РФ, Постановления № 173, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1152-р, Правил использования воздушного пространства, Постановления № 862, статей 606, 168 ГК РФ, Инструкции по составлению заявок, Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной аэронавигационной службы от 14.12.2006 № 100 (далее – Регламент), статей 131, 189, 197-201 АПК РФ, заявленные требования не признало, указав на следующее:

-Правила использования воздушного пространства не содержат положений ограничивающих принятие решений о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки того или иного пользователя воздушного пространства;

-26.01.2009 экипаж воздушного судна, выполняя полет по оказанию медицинской помощи населению по заявке общества с ограниченной ответственностью «СГК-Бурение» совершил посадку на летном поле аэродрома ФИО7 вне посадочной площадки, по данному факту заинтересованным лицом было назначено расследование, при расследовании авиационного события выяснялся вопрос об основаниях нахождения воздушного судна в районе населенного пункта «ФИО8-Центральный» Томская область, в связи с чем проводилась проверка заявки на использование воздушного пространства, поданной заявителем на 26.01.2009, в результате выяснилось, что данная заявка не соответствует требованиям Инструкции по составлению заявок, содержит недостоверную информацию, кроме того, командир воздушного судна при проведении проверки отказался выдать носители информации с воздушного судна, предоставить полетную и судовую информацию;

-у заявителя отсутствуют основания по использованию воздушного судна, поскольку договор аренды воздушного судна от 11.01.2005 № 11/01-05 является недействительной сделкой, заявитель использует воздушное судно не для исследовательских полетов, а занимается коммерческой деятельностью, в связи с этим отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями;

-вышеизложенные обстоятельства явились основанием для принятия заинтересованным лицом решения от 27.01.2009 о запрете приема заявок на использование воздушного пространства воздушным судном, решение о запрете приема заявок было направлено третьему лицу (телеграмма), копия телеграммы направлена в адрес заявителя, 29.01.2009 запрет на прием заявок на использование воздушного пространства был снят (телеграмма от 29.01.2009 №19).

Третье лицо, со ссылкой на нормы статей 11, 14 ВК РФ, Постановления № 173, Регламента, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поддерживает доводы заинтересованного лица.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, и лица участвующие в деле не оспаривают, заявитель является пользователем воздушного пространства, между заявителем и открытым акционерным обществом «летно-исследовательский центр «Нимбус», подписан договор аренды воздушного судна от 11.01.2005 № 11/01-05, в соответствии с данным договором заявителю предоставляется во временное владение и пользование воздушное судно.

Заявитель в период с 24.01.2009 по 27.01.2009 выполнял полеты на воздушном судне в районах Томской области.

26.01.2009 экипаж воздушного судна, выполняя полет по оказанию медицинской помощи населению по заявке общества с ограниченной ответственностью «СГК-Бурение» совершил посадку на летном поле аэродрома ФИО7 вне посадочной площадки.

27.01.2009, в адрес третьего лица и заявителя была направлена телеграмма, в которой указано - «заявки на использование воздушного пространства ВС МИ8 РЕГ/24685 ОПР/ИБНИИА не принимать до начала работы комиссии по расследованию».

27.01.2009 заявитель обращался в адрес третьего лица с заявкой на использование воздушного пространства, заявка была аннулирована в связи с вышеуказанной телеграммой.

В соответствии с приказом заинтересованного лица от 27.01.2009 № 15 «О расследовании авиационного события, связанного с посадкой Ми-8 RA-24685 на поверхность летного поля не предусмотренную ИПП в районе аэродрома ФИО7 26.01.2006», была назначена комиссия для проведения расследования вышеуказанного события, председателем комиссии утвержден план работы комиссии, организационное заседание комиссии назначено на 27.01.2009 на 16 час. 30 мин., отчет по результатам работы комиссии составлен 30.01.2009, утвержден - 27.02.2009.

29.01.2009 запрет на прием заявок на использование воздушного пространства был снят (телеграмма от 29.01.2009 №19), вылет воздушного судна произведен 29.01.2009.

Обстоятельства, на которые ссылается заинтересованное лицо в обоснование своих возражений по заявленным требованиям, а именно:

-отсутствие оснований нахождения воздушного судна в районе населенного пункта «ФИО8-Центральный» Томская область;

-заявка на использование воздушного пространства, поданная заявителем на 26.01.2009, не соответствует требованиям Инструкции по составлению заявок, содержит недостоверную информацию;

-командир воздушного судна при проведении проверки отказался выдать носители информации с воздушного судна, предоставить полетную и судовую информацию;

-у заявителя отсутствуют основания по использованию воздушного судна, поскольку договор аренды воздушного судна от 11.01.2005 № 11/01-05 является недействительной сделкой, заявитель использует воздушное судно не для исследовательских полетов, а занимается коммерческой деятельностью, при рассмотрении данного спора юридического значения не имеют и не входят в круг обстоятельств подлежащих выяснению по данному делу, поскольку как следует из содержания телеграммы от 27.01.2009, вышеуказанные обстоятельства не являлись основаниями для введения запрета на прием заявок на использование воздушного пространства воздушным судном, кроме того, вышеуказанные обстоятельства связаны с выполнением заявки от 26.01.2009 и ранее поданных заявителем заявок, которые были приняты третьим лицом к исполнению, данный вывод следует так же из действий заинтересованного лица (29.01.2009 запрет на прием заявок на использование воздушного пространства был снят (телеграмма от 29.01.2009 №19), при этом заинтересованное лицо не ссылается на устранение заявителем вышеуказанных обстоятельств).

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм действующего законодательства, заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 11 ВК РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, заявитель является пользователем воздушного пространства.

В соответствии с нормами статей 13, 16, 17 ВК РФ, все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено в соответствии с Правилами использования воздушного пространства (пункт 6 Правил использования воздушного пространства).

Согласно пункту 35 Правил использования воздушного пространства, в воздушном пространстве могут устанавливаться запретные зоны и зоны ограничений.

По представлению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций запретные зоны устанавливает Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а зоны ограничений - командующий объединением ВВС и ПВО (командующий авиационным объединением, командир авиационного соединения).

Запретные зоны и зоны ограничений устанавливаются в пределах обоснованного объема воздушного пространства. Использование воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничений запрещено. Данные о запретных зонах и зонах ограничений публикуются в документах аэронавигационной информации (пункт 36 Правил использования воздушного пространства).

Согласно пунктам 42, 43, 52 Правил использования воздушного пространства, деятельность, связанная с использованием воздушного пространства, осуществляется в соответствии с поданными заявками и (или) расписаниями (графиками). Заявки, поданные с нарушением установленного порядка, аннулируются и в суточный план центров ЕС ОрВД не включаются, о чем ставится в известность податель заявки. Решения о запрещении деятельности и аннулировании заявок принимают центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать соответствующие разрешения на использование воздушного пространства.

В соответствии с пунктами 5, 8, 9 Регламента, предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации Росаэронавигация осуществляет непосредственно, через свои территориальные органы и организации, подведомственные Росаэронавигации. Территориальные органы Федеральной аэронавигационной службы в части оказания государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации выполняют функции в соответствии с положениями, утвержденными приказами Федеральной аэронавигационной службы.

В части оказания государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации территориальные органы Федеральной аэронавигационной службы, в числе прочих, осуществляют следующие полномочия:

- выдают разрешения на выполнение разовых полетов по внутренним воздушным трассам в зоне ответственности, а также решения о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявок на использование воздушного пространства.

Согласно пунктам 27, 32, 33 Регламента, до начала полета воздушного судна пользователю воздушного пространства Российской Федерации может быть отказано в предоставлении государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию при наличии любого из следующих оснований:

1) запретов или ограничений на использование воздушного пространства, введенных в порядке, установленном действующим законодательством;

2) задолженности пользователя воздушного пространства Российской Федерации по сборам за аэронавигационное обслуживание.

Отказы в предоставлении государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию оформляются в виде аннулирования заявки пользователя, отказа в выдаче разрешения на использование воздушного пространства пользователю или невключения заявки в суточный план полетов.

При наличии задолженности пользователя воздушного пространства Российской Федерации по сборам за аэронавигационное обслуживание Росаэронавигацией применяются ограничения к данному пользователю в виде решений Росаэронавигации по изменению условий (включая прекращение) предоставления государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию нерегулярных и регулярных полетов воздушных судов.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, заявителю было отказано в предоставлении государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию, в виде аннулировании заявки, вследствие совершения заинтересованным лицом оспариваемых действий.

Данный отказ (оспариваемые действия) не связан с наличием запретов или ограничений на использование воздушного пространства, введенных в порядке, установленном действующим законодательством или с наличием задолженности пользователя воздушного пространства Российской Федерации по сборам за аэронавигационное обслуживание.

Согласно Постановлению № 173, заинтересованное лицо осуществляет контроль и надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации и вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Действующее законодательство, в том числе Приложение № 6 Правил использования воздушного пространства (Правила проведения расследований, организации учета и анализа нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации) не содержит таких мер ограничительного характера, как запрет использования воздушного пространства воздушным судном, в связи работой комиссии по расследованию авиационного события, кроме того функции по обеспечению проведения расследования в соответствии в пунктом 6 Приложения № 6 Правил использования воздушного пространства, возлагается на председателя комиссии по расследованию, в данном случае оспариваемые действия совершены руководителем заинтересованного лица, который не являлся председателем комиссии по расследованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что оспариваемые действия не соответствуют нормам статей 13, 16, 17 ВК РФ.

Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями, следует из существа оспариваемых действий (невозможность использования воздушного пространства, невозможность использования воздушного судна).

Сумма государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 копеек, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании норм статьи 104 АПК РФ, статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Сибирского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы, выразившиеся в запрете 27.01.2009 приема заявок федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина» на использование воздушного пространства, воздушным судном МИ-8 №24685 (телеграмма от 27.01.2009), как несоответствующие нормам Воздушного кодекса Российской Федерации.

Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина» из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 копеек, уплаченную платежным поручением от 10.02.2009 №7779.

Справку на возврат государственной пошлины выдать федеральному государственному унитарному предприятию «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина» после вступления решения суда в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.


СУДЬЯ А.В.Хорошилов