ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-42267/19 от 26.05.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                                

01 июня 2020 года                                                         Дело №А45-42267/2019

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2020 года

  В полном объеме решение изготовлено  01 июня 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рубекиной И.А., при ведении протокола  судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, г. Новосибирск

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2, с. Болтово

о взыскании 4 834 500 рублей.

при участии представителей сторон:

истца: ФИО3  по доверенности от27.02.2020 № 4, удостоверение, диплом;

ответчика: ФИО4 по доверенности от 16.12.2019 №001, паспорт, диплом.

                                                          установил:

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее –истец, Минсельхоз НСО) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее –ответчик, предприниматель, ИП ФИО2) о взыскании денежных средств гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере 4 834 500 рублей.

Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей истца,  ответчика,  суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Между министерством сельского хозяйства Новосибирской области и крестьянским (фермерским) хозяйством «Лорд» в лице ФИО2 заключено соглашение (договор) о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (поддержка развития семейных животноводческих ферм) от 31.07.2017 № 17/6 (далее - соглашение).

Предметом соглашения является предоставление Субъекту государственной поддержки из областного бюджета в 2017 году / 2018-2019 годах субсидии в целях финансового обеспечения затрат, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» по направлению - поддержка развития семейных животноводческих ферм в размере 4 834 500 рублей (раздел I соглашения).

           Субсидия перечислена ответчику платежным поручением № 162827 от 25.08.2017-4 834 500 руб.

На основании приказа министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 24.10.2018 № 173 «Об утверждении графика контрольных мероприятий на 4 квартал 2018 года» министерством проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП ФИО1 ФИО2

В соответствии с актом по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта КФХ «Лорд» в лице ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 от 14.12.2018. министерством установлено нецелевое использование денежных средств гранта, предоставленных на основании соглашения в размере 4834500 рублей.

Министерством сельского хозяйства Новосибирской области ответчику были направлены уведомления о возврате бюджетных средств от 30.05.2019 № 2090-13/23,  от 03.10.2019 № 3455-13/23.

Требование Министерства сельского хозяйства Новосибирской области о  возврате полученных денежных средств в добровольном порядке ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон ,суд приходит к выводу  наличии  оснований для удовлетворения требований в части ввиду следующего.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Мерой ответственности за нецелевое использование получателем указанных средств является их изъятие.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

В соответствии с п. 25 Положения о министерстве сельского хозяйства Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 9-п министерство осуществляет контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из областного бюджета Новосибирской области.

Предоставление государственной поддержки поддержка развития семейных животноводческих ферм осуществлялось в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 23.03.2009 № 121-па «Об установлении направлений государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области», Положением о порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области и Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, установленными постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п (далее - Порядок предоставления субсидии № 37-п).

Согласно п. 3.1.1 соглашения субсидия предоставляется на цели, указанные в раздел I соглашения.

Глава КФХ в соответствии с п. 4.3.7 соглашения обязуется использовать субсидию в соответствии с планом затрат.

По условиям соглашения (п. 4.3 соглашения) КФХ обязуется в том числе:

         4.3.2. Обеспечивать достижение Показателей результативности,
установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 настоящего
Соглашения;

4.3.3. Представлять в Министерство:

4.3.3.1.Отчет о достижении Показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5.1 настоящего Соглашения в отдел развития малых форм хозяйствования в АПК не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием.

4.3.3.2.Отчет о целевом использовании средств из областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета по направлению поддержка развития семейных животноводческих ферм, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Соглашению.

4.3.5. В случае получения от Министерства уведомления о возврате
полученных денежных средств и (или) уведомления о выплате штрафа в
соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего Соглашения:

4.3.5.1. Возвращать в областной бюджет Новосибирской области Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанных уведомлениях.

4.3.6. Обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство в соответствии с настоящим Соглашением.

4.3.7. Использовать Субсидию в соответствии с планом затрат.

4.3.8. Подтвердить наличие средств в размере не менее 40% затрат,
направляемых на достижение целей предоставления Субсидии в соответствии с планом затрат.

4.3.10.Вести отчетность по использованию Субсидии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.3.11.Вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет Субсидии.

4.3.12.Использовать Субсидию в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет, открытый в органах Федерального казначейства.

4.3.13.Обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом затрат.

Период использования средств субсидии согласно п. 4.3.12 соглашения составляет 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет, открытый в органах Федерального казначейства (т.е. до 25.08.2019).

Из положений пунктов 20, 21.3 Порядка следует, что использование субсидии не по целевому назначению и (или) с нарушением условий, установленных при их предоставлении, является основанием для направления получателю субсидии требования о его возврате. В случае невыполнения в указанный срок получателем гранта требования о его возврате, органы, осуществляющие финансовый контроль, обеспечивают возврат предоставленных денежных средств в судебном порядке (пункт 21.3.3 Порядка).

Пунктом 4.5 соглашения Субъект государственной поддержки выражает согласие на осуществление главным распорядителем средств областного бюджета, предоставившим Субсидию (т.е. министерством), и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения субсидии условий, целей и порядка ее предоставления.

Согласно 4.1.6 соглашения министерство обязуется осуществлять контроль соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидий Субъектом государственной поддержки.

В соответствии с планом расходов средства гранта планировалось направить на:

строительство, реконструкция или модернизация ферм, в т.ч. строительство коровника и доильно-молочного блока, помещения телятника для выращивания ремонтных телок - 3 394 500,0 руб.;

покупка сельскохозяйственных животных, в т.ч. нетели в количестве 20 голов - 1 440 000 руб.

Согласно отчету о целевом использовании средств из областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета по направлению «Поддержка развития семейных животноводческих ферм» по состоянию на 20.12.2017 год, выделенные средства были израсходованы в полном объеме в сумме 4 834 500 руб., по следующим направлениям:

- строительство, реконструкция или модернизация ферм, в т.ч. строительство коровника и доильно-молочного блока, помещения телятника для выращивания ремонтных телок - 3 394 500,0 руб.;

- приобретение сельскохозяйственных животных на сумму 1 440 000 руб., в т.ч.: нетели в количестве 30 голов - 1 116 000 руб.; бычки на откорме в количестве 18 голов - 324 000 руб.

           Как следует из акта выездной проверки    министерством установлено  использование средств  гранта не в соответствии с планом  затрат (оплата дизельного топлива летнего и бензина АИ-80 -  363795 руб., приобретение с с/х животных  на сумму 1 860 000 руб. которая превышает выделенные средства (1 440 000 руб.) на 420 000 руб.

Доводы истца о необходимости взыскания с ответчика  гранта 4 834 500 руб. в связи с нарушением условий соглашения и обязанности в связи с этим вернуть всю сумму, судом не принимается, поскольку часть  суммы гранта  была израсходована  в  соответствии  с Планом расходов в сумме 4 050 705 руб.

  По существу наличие документов, подтверждающих  указанные расходы,  не оспаривается   министерством. Расходоание средств подтверждено материалами дела.

Позиция Министерства о  необходимости формального соблюдения условий Соглашения в части срока,  без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства не отвечает общим задачам и целям программы финансирования крестьянского фермерского хозяйства.

      На основании изложенного, суд находит правомерными доводы министерства о том, что средства  гранта использованы  не в соответствии с Планом, ввиду чего  подлежат взысканию с ответчика в общей сумме  783 795 руб.,  а именно: оплата дизельного топлива летнего и бензина АИ-80 -  363 795 руб., приобретение с с/х животных  на сумму  на превышающую 1 440 000 руб., а именно 420 000 руб.

         Расходы на сумму 783 795 руб. не предусмотрены планом,  являются  не целевым использованием средств государственной поддержки, приобретены без согласования министерством, вне Плана ответчика.

Доводы ответчика о том, что фактически приобретенный бензин и с/х животные соответствует целям предоставления  гранта не приняты судом, как противоречащие пунктам соглашения  из которых следует, что грант должен быть израсходован в соответствии с положениями Плана.

По плану предполагалось  именно 1 440 000 руб. на покупку  сельхозживотных(нетелей),приобретение ГСМ - дизельного топлива летнего и бензина АИ-80 -  363 795 руб. также не согласовывалось в плане. Доводы  ответчика о том, что ГСМ использовались для строительства фермы , покупки животных, судом не принимаются, поскольку  такое использование Планом не предусмотрено,  ГСМ приобретен  ответчиком  по акту от 31.08.2017 , документально  использование  указанного ГСМ  в каких либо целях не подтверждено  материалами дела. В отчете о целевом использовании  суммы ГСМ  показаны в разделе  строительства  реконстукция ферм, в пояснениях указано на  использование  для перевозки животных. Изменения в соглашение, план  сторонами соглашения не вносились. Доводы  ответчика о проведении  расчетов через казначейство  не свидетельствуют об обоснованности  и целевом характере расходов, орган казначейства  не является стороной соглашения и не предоставляло  а соответствии с п.2.1 соглашения  субсидию ответчику.

Доводы министерства о невозможности определить  поголовье КРС, содержащегося в хозяйстве  рассмотрены и признаны необоснованными, указание в акте на  то, что деятельность ответчика  ведется на другом участке, не препятствует определению количества КРС предпринимателя, фактическое  отсутствие у ответчика КРС документально не подтверждено. Факт осуществления  деятельности ответчиком  не оспаривается, постоянные рабочие места в требуемом количестве созданы и имеются. Выявленные истцом нарушения  в части отсутствия  надлежащего оформления  носят формальный характер, факт   нецелевого использования субсидии  в полном объеме  истцом не доказан, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств в полном объеме не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства. В данном случае, исходя из анализа всех обстоятельств дела,  оценки соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе частично достигнуты оснований для взыскания  4 050 705 руб. суд не усматривает. Расходы в данной части документально подтверждены представленными в материалы дела документами, непредставление части договоров на проверку, представление  договоров  в суд, не препятствует    принятию  фактически понесенных предпринимателем  расходов к учету в качестве  целевого использования средств.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований

Руководствуясь статьями 110,  167-170, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,   арбитражный суд

                                              РЕШИЛ:

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) в пользу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) сумму гранта в размере 783 795 рублей.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с   индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 648 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца со дня его принятия в Седьмой Арбитражный апелляционный суд (г.Томск).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.

        Судья

                     И.А. Рубекина