ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-425/2022 от 20.04.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-425/2022

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гладковой А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН: <***>), г. Новосибирск о признании пунктов 2, 8 предписания от 03.12.2021 №51-21-11/10-11405 недействительными, заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (ОГРН: <***>), г. Новосибирск,

при участии представителей:

заявителя: ФИО1, доверенность № 102 от 14.12.2021, паспорт, диплом,

заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 31.01.2022, удостоверение, диплом,

установил:

Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее – заявитель, Фонд, Фонда модернизации ЖКХ) о признании пунктов 2, 8 представления от 03.12.2021 №51-21-11/10-11405 недействительными, заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по НСО).

В обоснование своих доводов, Заявитель, ссылается на то, что вывод, изложенный в п.2 Представления необоснованным и незаконным, а действия Фонда модернизации ЖКХ по принятию и оплате работ по капитальному ремонту отмостки и приямков многоквартирных домов правомерными; УФК по НСО не учтен период невозможности проведения работ подрядной организацией по причине несвоевременной передачи многоквартирного дома под капитальный ремонт в период времени с 15.04.2019 по 15.06.2019 (всего 61 день).

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, считает предписание законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 03.09.2021 № 1102 «О назначении плановой выездной проверки в Фонде модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области», в период с 06.09.2021 по 11.10.2021 в отношении Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области проведена плановая выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения.

В нарушение части 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за счет взносов собственников помещений оплачены фактически не выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по подвальному помещению, а именно по позиции 369 «Камни бортовые: БР 100.20.8/бетон В22,5 (М300), объем 0,016мЗ (ГОСТ 6665-91)» КС-2 от 14.11.2019 № 2 в количестве 23 штук на общую сумму 15 667,20 рублей в том числе НДС 20 %.

2. В нарушение частей 1, 2 статьи 166, части 1 статьи 174, части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области», пункта 1 Приложения № 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 в 2019 - 2020 годах допущено направление (использование) средств, полученных за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на финансирование работ, не соответствующих законодательству Российской Федерации, а именно приняты и оплачены работы, не являющиеся работами по капитальному ремонту, согласно Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем Российской Федерации являются текущими работами: по ремонту отмостки, по ремонту приямок, по ремонту крышек приямок по 5 договорам: от 17.06.2020 № РТС254А200115(Д): <...> (ремонт подвальных помещений), от 31.05.2019 № РТС254Б19016ЦД): <...> (ремонт подвальных помещений), от 27.02.2019 № РТС254Б190012(Д): <...> (ремонт подвальных помещений), от 22.10.2019 № РТС254А190412(Д): <...> (ремонт подвальных помещений), от 05.06.2020 № РТС254А200083(Д): <...> на общую сумму 4 969 000,63 рублей (средства собственников МКД).

3. В нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых в Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее - Фонд модернизации ЖКХ) собственниками 725 МКД или установленная продолжительность действия региональной программы, не может обеспечить возврат в период действия региональной программы рассрочки по оплате работ (услуг) по капитальному ремонту, предоставленной собственниками иных МКД, в размере 1 440 234 932,37 рублей и не обеспечивает возвратность такого финансирования работ (услуг) по капитальному ремонту МКД до конца срока завершения региональной программы в 2043 году.

4. В нарушение части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 222 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», пункта 3.3 договора от 20.03.2019 № РТС 254А190024(Д), установлен 1 случай изменения стоимости и объемов работ в сторону уменьшения цены договора путем заключения с подрядной организацией дополнительного соглашения при отсутствии решения общего собрания собственников помещений на утверждение (одобрение) изменений сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

5. В нарушение подпункта 5 части 1 статьи 180, части 1 статьи 182, части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 12, статьи 17 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области», Краткосрочного (сроком на три года) плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2017-2019 годы, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 № 337-п, Краткосрочного (сроком на три года) плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2020-2022 годы, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 05.02.2019 № 23-п, в ходе исполнения 2 договоров Фондом модернизации ЖКХ нарушен порядок выполнения своих функций, выразившейся в несоблюдении предельного срока проведения капитального ремонта 2 объектов общего имущества 2 многоквартирных домов:

- по состоянию на 01.01.2020 не соблюден предельный срок (2019 год), предусмотренный Краткосрочным (сроком на три года) планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2017-2019 годы, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 № 337-п, работ по капитальному ремонту крыши на объекте: Новосибирская область, <...>, по договору от

31.05.2019 № РТС254Б190161(Д). Работы приняты по акту о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.06.2020 № 4;

- по состоянию на 01.01.2021 не соблюден предельный срок (2020 год), предусмотренный Краткосрочным (сроком на три года) планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2020-2022 годы, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 05.02.2019 № 23-п, работ по капитальному ремонту крыши на объекте: <...>, по договору от

17.06.2020 № РТС254А200115(Д). Работы приняты по акту о приемке выполненных работ формы КС-2 от 11.01.2021 № 6; 6.

В нарушение части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 208 Порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, пунктов 8.3, 8.4 договора от 18.07.2019 № РТС254В190259(Д), заключенного с ООО «Мосрегионлифт» на выполнение комплекса работ по оценке технического состояния разработке проектной документации на замену лифтов г. Новосибирск и выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации многоквартирных домов Новосибирской области, г. Новосибирск, Фондом модернизации ЖКХ заключены дополнительные соглашения от 27.12.2019 № 1, от 28.07.2020 № 2 к договору от 18.07.2019 № РТС254В190259(Д) на увеличение сроков выполнения работ на объекте: <...>, без предоставления ООО «Мосрегионлифт» нового обеспечения исполнения обязательств.

7. В нарушение части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов «к» и «м» пункта 237 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, не размещена в реестре договоров в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд https://zakupki.gov.ru/ информация об исполнении 5 договоров об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту, заключенных в 2019-2020 годах.

8. В нарушение статей 309, 314, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10.3 договора от 20.03.2019 № РТС 254А190024(Д) при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, в 1 случае не в полном объеме предъявлена подрядчику неустойка (штраф, пени) за неисполнение подрядчиком в установленный срок работ по капитальному ремонту: неустойка начислена без учета требования ее начисления со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства до даты принятия выполненных работ, начислена за просрочку исполнения обязательств за 95 дней вместо 156 дней, не предъявлена подрядчику Обществу с ограниченной ответственностью «ГГС-Термо» неустойка за 61 день просрочки исполнения обязательств по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <...>.

9. В нарушение статей 309, 314, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10.3 договора № РТС 254А190095(Д) от 15.04.2019 при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, в 1 случае не в полном объеме предъявлена подрядчику неустойка (штраф, пени) за неисполнение подрядчиком в установленный срок работ по капитальному ремонту: неустойка начислена без учета требования ее начисления со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства до даты принятия выполненных работ, и начислена за просрочку исполнения обязательств за 10 дней вместо 32 дней, не предъявлена подрядчику Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-Строительное управление «Сибирь» неустойка за 22 дня просрочки исполнения обязательств по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <...>.

10. В нарушение части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 309,314,330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 232 Порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, пунктов 10.1, 10.2, 10.3 договора от 31.05.2019 № РТС254Б190161(Д), в 2 случаях при выставлении досудебных претензий нарушен расчет размера неустойки за несвоевременное исполнение обязательств подрядчиками.

На основании проведенной проверки и выявления нарушений, Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области 03.12.2022 выдано представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Заявитель, не согласившись с пунктами 2, 8 представления от 03.12.2021 №51-21-11/10-11405, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд считает их подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 268 БК РФ Федеральная служба финансовобюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, установлено, что Федеральная служба финансовобюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (пункт 1 Положения).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.3 Положения).

В пункте 2 статьи 284 БК РФ установлено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном этим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

Следовательно, Управление Росфиннадзора вправе осуществлять контроль и надзор в установленной сфере деятельности в виде проверок соблюдения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре и направлять в пределах своей компетенции представления при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ, касающихся исполнения субъектами бюджетных правоотношений бюджетного законодательства.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обязан в том числе обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. В соответствии со статьей 289 БК РФ направление бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств. В статье 281 БК РФ установлено, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного данным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является нецелевое использование бюджетных средств (статья 283 БК РФ).

УФК по Новосибирской области в п.2Представления указано, что Фондом модернизации ЖКХ приняты и оплачены работы по ремонту отмостки и приямков, не являющихся работами по капитальному ремонту, а являющихся по мнению УФК текущими работами согласно Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденного Госстроем РФ.

Позиция, изложенная УФК в оспариваемом Представлении обоснована ссылкой на ч. 1,2 ст. 166, ч.1 ст. 174, ч.3 ст. 179 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 закона Новосибирской области от 05.07.2013 №360-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области», п.1 Приложения №7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.

Фонд модернизации ЖКХ считают данный вывод Управления основанным на не верном толковании норм действующего законодательства и не полном анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение работ, как по капитальному, так и текущему ремонту многоквартирных домов в их взаимосвязи.

Так, оспариваемый пункт Представления вынесен без учета и анализа следующих правовых норм.

В силу ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В силу ч.2 указанной статьи нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Приказом Министерства ЖКХиЭ НСО от 10.02.2016 №13 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств фондов капитального ремонта» (п.4 и 5.1.10. Таблицы 1 (п.2.3.) предусмотрен ремонт отмостки и приямков.

Согласно п. 4.1. Свода правил «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 25.11.2017 N 1582/пр (далее - Свод правил) работы по капитальному ремонту согласно ч.1 ст.166 Жилищного кодекса РФ распространяются на следующие элементы здания:

- системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, относящиеся к общему имуществу многоквартирного жилого здания;

- лифты, лифтовые шахты, машинные и блочные помещения;

- крыши;

- подвальные помещения, относящиеся к общему имуществу жилого здания;

- фасады;

- фундаменты.

Приложением Б Свода правил определен Перечень основных работ, проводимых при капитальном ремонте (далее - Перечень).

Пунктом 1 Перечня в отношении конструктивных элементов: стены, фасады предусмотрен вид работ по ремонту отмостки.

Пунктом 2 Перечня в отношении конструктивных элементов фундаментов, подвалов, техподполья определены виды работ: ремонт приямков, входов в подвалы.

Согласно п.5.6 Свода правил примеры основных технологических процессов при выполнении капитального ремонта и утепления фасадов, фундаментов, техподполья и подвалов, крыши, систем инженерно-технического обеспечения приведены в Приложении В.

Перечень дефектов элементов здания, подлежащих устранению при проведении капитального ремонта, приведен в Приложении Г.

Согласно пп. В.1.4., В.1.8. Приложения одним из технологических процессов при ремонте фундаментов и подвальных помещений является частичная или полная перекладка приямков у окон подвальных и цокольных этажей; устройство новой отмостки вокруг здания с целью защиты почвы под фундаментами от размывания или намачивания.

Кроме того, Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013 утверждены «Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», (далее -Методические рекомендации).

Согласно п.2.3. Методических рекомендаций установлен Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих к включению в состав работ, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ.

Согласно п.2.3.1. Методических рекомендаций Рекомендуемый перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, существенно влияющих на условия комфортности и безопасности проживания граждан, приведен в Таблице 2.3. Разделом 4 Таблицы 2.3. к капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах отнесено: ремонт участков стен подвалов и пола; утепление стен и надподвальных перекрытий подвальных помещений; гидроизоляция стен и пола подвала; ремонт технических помещений с установкой металлических дверей; ремонт продухов, подвальных окон, приямков и наружных дверей; герметизация проходов вводов и выпусков инженерных сетей в наружных стенах (выполняется при ремонте сетей); ремонт отмостки; ремонт или замена дренажной системы.

Спор между сторонами возник в оценке проведенных работ по ремонту отмостки, а именно к какому виду ремонта капитальному или текущему необходимо отнести проведенных работы.

Пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Данная норма Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит только общие положения, более подробное и конкретизированное определение капитального, а также текущего ремонта, даны в иных локальных, нормативных правовых актах, документах.

Понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в следующих ведомственных строительных нормах: ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденное приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), "Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее по тексту - Положение МДС 13-14.2000), Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176). - МДС 13-1.99. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий" (принята и введена в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79).

Вышеназванные Положения являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, а также при проведении плановопредупредительного ремонта производственных зданий и сооружений отраслей народного хозяйства (пункт 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункт 1.4 Положения МДС 13-14.2000).

 Так, согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций).

При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).

В силу требований пункта 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).

При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.

Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N7. Согласно пункту 2.2 Положения ВСН 58-88(р) система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению.

Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.

При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Из пункта 3.1 Положения МДС 13-14.2000 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.

К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).

Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8. На основании п. 1.6 - 1.7 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий. В частности, в приложении № 8 Положения МДС 13-14.2000 определено, что частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования, частичная (свыше 10% от обще площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований, полная смена ветхих оконных и дверных блоков, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности, полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований, смена износившихся участков сети (более 10%), ремонт и восстановление кабельных каналов относятся к капитальному ремонту.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением. В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: - ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; - выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

Таким образом, на основании анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнения строительных работ, следует признать, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

 К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.

При этом из вышеуказанных нормативных положений следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.

Как следует из материалов дела, до проведения капитального ремонта проводилось техническое освидетельствование технического состояния конструкций зданий.

Согласно технического заключения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...> был сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта подвала, установлено ограниченно работоспособное состояние отмостки здания и предписано в комплексе работ по обеспечению нормальной работоспособности конструкции здания. Аналогично по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...> .По многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, рекомендовано выполнить замену отмостки с основанием и установкой бортового камня.

В отношении приямков установлено недопустимое состояние и рекомендовано выполнить 100% демонтаж, выполнить новые днища и стенки приямков, гидроизоляцию стен и установить крышки. По многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...> состояние приямков и отмостки установлено как недопустимое, требовалась полная замена.

Впоследствии проектными организациями была изготовлена проектно-сметная документация, где предусмотрен комплекс работ по ремонту подвалов.

11.03.2022 Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ на обращение Министерства ЖКХиЭ Новосибирской области дано разъяснение за исх. №ОР-07/370 о правомерности включения работ по капитальному ремонту отмостки и приямков в перечень основных работ, проводимых при капитальном ремонте.

Кроме того, разъяснено, что отнесение определенного перечня работ к текущему ремонту согласно Правил, утвержденных постановлением Госстроя №170 от 27.09.2003, не является основанием для исключения таких работ из состава работ, выполняемых при капитальном ремонте.

В части оспаривания п.8 представления судом установлено следующее.

Между Фондом (Заказчик) и подрядной организацией ООО «ГГС-Термо» (Подрядчик) был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома № РТС254А190024(Д) от 20.03.2019 (Договор).

Срок выполнения работ по Договору составил 120 дней с 15.04.2019. Таким образом срок окончания работ по договору для работ по капитальному ремонту крыши приходился на 13.08.2019.

Стоимость работ согласно акту выполненных работ КС-2, справке о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <...> составила 5 991 987,07 руб.

Окончание выполнения работ по капитальному ремонту крыши по адресу: <...> зафиксировано окончательными актами КС-2, КС-3 от 23.12.2020.

Просрочка исполнения обязательств при выполнении работ по капитальному ремонту крыши составила 498 дней (с 13.08.2019 по 23.12.2020).

Подрядной организацией ООО «ГГС-Термо» на Комиссию № 108 от 09.02.2021 были представлены документы, подтверждающие, что просрочка обязательств по выполнению капитального ремонта крыши произошла по обстоятельствам, независящим от подрядной организации, а именно:

- Несвоевременная передача дома под капитальный ремонт - 61 день (с 15.04.2019 до 15.06.2019);

- Длительное согласование выполненных работ с техническим заказчиком, управляющей организацией - 342 дня (с 16.01.2020 до 23.12.2020).

Исходя из изложенного Фондом произведено начисление неустойки на 95 дней (498-61-342=95) на сумму 569 238,77 руб. В адрес подрядной организации направлена претензия № ИС-00878 от 16.02.2021.

Подрядной организацией ООО «ГГС-Термо» в полном объеме произведена оплата неустойки по досудебной претензии № ИС-00878 от 16.02.2021, что подтверждается платежным поручением №158 от 24.02.2021.

В пункте 8 оспариваемого Представления УФК по Новосибирской области указано, что Фондом в нарушение ст. ст. 309, 314, 330 Гражданского кодекса РФ, п. 10.3. договора от 20.03.2019 №РТС254А190024(Д) при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных договором не в полном объеме предъявлена подрядчику неустойка (штраф, пени) за неисполнение подрядчиком в установленный срок работ по капитальному ремонту: неустойка начислена без учета требования ее начисления со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства до даты принятия выполненных работ, начислена за просрочку исполнения обязательств за 95 дней вместо 156 дней, не предъявлена подрядчику ООО «ГГС-Термо» неустойка за 61 день просрочки исполнения обязательств по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <...>.

Суд признает обоснованным доводы заявителя о том, что УФК по Новосибирской области не учтен период невозможности проведения работ подрядной организацией по причине несвоевременной передачи многоквартирного дома под капитальный ремонт в период времени с 15.04.2019 по 15.06.2019 (всего 61 день).

За период отсутствия строительной готовности объекта к передаче под капитальный ремонт не может быть начислена неустойка Подрядчику, поскольку у Подрядчика отсутствовала возможность выполнения работ в полном объеме по независящим от него обстоятельствам в указанный период.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

В силу статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Статьей 718 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.

Согласно части 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Из части 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что кредитор считается просрочившим, если он, в том числе, не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Из представленных подрядной организацией документов на Комиссию следует, что согласно Акту передачи под капитальный ремонт от 15.04.2019, Письму от 29.05.2019 а также Акту осмотра от  15.06.2019 подрядная организация не имела фактической возможности осуществлять работы на объекте ввиду наличия большого количества мусора в чердачном помещении.

Вышеуказанные акты были составлены комиссионно, подписаны представителем организации, осуществлявшей строительный контроль, технического заказчика и управляющей компании.

Таким образом, в указанный период времени имела место приостановка выполнения работ по соглашению сторон в связи с отсутствием строительной готовности объекта к передаче под капитальный ремонт, соответственно оснований для начисления неустойки в большем размере не имелось.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными пункты 2,8 предписания Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 03.12.2021 №51-21-11/10-11405.

Обязать Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (ОГРН: <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (ОГРН: <***>) в пользу Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН: <***>) судебные расходы в размере 3 000 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                       Е.А. Нахимович